рабочая программа по дополнительному образованию "Пластилиновая фантазия".
рабочая программа по аппликации, лепке (средняя группа) на тему

Cафина Файруза Латифовна

Программа  разработана для детей средней группы. Дети  учатся лепить как объемные так и плоскостные изделия (пластилинография).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plastilinovaya_fantaziya.docx36.2 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

      В.А.Сухомлинский писал: «Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

          Художественно – творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию: отвлекает детей от грустных событий, снимает нервное напряжение, страхи, вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние. Поэтому так важно заниматься с ребенком продуктивной деятельностью, то есть ручным трудом. .

 Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Учитывая важность проблемы по развитию ручных умений и тот факт, что развивать руку ребенка надо начинать с раннего детства, мною был организован кружок художественной направленности “Пластилиновая фантазия”- основной идей которой является рисования картин – пластилином, пластилинография.

Проблема развития мелкой моторики, ручной умелости на занятиях по изобразительной деятельности так же весьма актуальна, так как именно изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Дети овладевают навыками и умениями работы с инструментами (в рисовании - карандаш и кисть, в аппликации - ножницы и кисть, в лепке - стека). На этих занятиях дети вырабатывают умения управлять инструментом (конечно, если ребенка учат правильно держать инструменты и работать ими).

Пластилинография — это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности.

Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» — создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.

Основной материал — пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям младшего дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с малышами.

Занятия пластилинографией способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей. Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.

Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.

Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми младшего дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний. Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т. д.) .

Такое построение занятий кружка ”Пластилиновая фантазия” способствует более успешному освоению образовательной программы. К концу, которого дети:

Реализуют познавательную активность. Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применять первые варианты обобщения.

В интересной игровой форме обогащают свой словарь. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих.

Знакомятся с художественными произведениями, стихами, потешками, пальчиковыми играми.

У детей появляются первые элементарные математические представления о счете, размере, величине.

У детей воспитывается тактильные и термические чувства пальцев. Необходимость тактильного и термического чувства кончиками и подушечками пальцев обусловлена практикой жизни, должна стать необходимой фазой обучения, накопления социокультурного опыта ребенка.

Но главное значение занятий по пластилинографии состоит в том, что в конце обучения, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики. У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью они так – же умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности и др.

                            Цель и задачи программы дополнительного образования

Цель: Развитие ручной умелости у детей младшего дошкольного возраста посредством пластилинографии.

Задачи:

- Учить передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии.

- Учить основным приемам пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание) .

- Учить работать на заданном пространстве.

- Учить принимать задачу, слушать и слышать речь воспитателя действовать по образцу, а затем по словесному указанию.

- Учить обследовать различные объекты (предметы) с помощью зрительного, тактильного ощущения для обогащения и уточнения восприятия их формы, пропорции, цвета.

- Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.

- Воспитывать отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание помогать им.

- Воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.

- Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.

- Развивать изобразительную деятельность детей.

- Развивать сюжетно – игровой замысел.

- Развивать интерес к процессу и результатам работы.

- Развивать интерес к коллективной работе.

Данная программа разработана для детей младшего дошкольного возраста (с 3 до 4 лет) .

Работа по формированию навыков по пластилинографии проводится в несколько этапов, на каждом из которых перед ребенком ставятся определённые задачи.

ЭТАП Задача перед ребёнком.

1. Подготовительный

- Освоить прием надавливания.

- Освоить прием вдавливания.

- Освоить прием размазывания пластилина подушечкой пальца.

- Освоить правильную постановку пальца.

-Освоить прием отщипывания маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между двумя пальчиками.

-Научиться работать на ограниченном пространстве

 2. Основной

- Научиться не выходить за контур рисунка

- Научиться пальчиком, размазывать пластилин по всему рисунку, как будто закрашивая его.

- Использовать несколько цветов пластилина

- Для выразительности работ, уметь использовать вспомогательные предметы (косточки, перышки и т. д.)

- Научиться пользоваться специальной стекой-печаткой.

- Научиться доводить дело до конца

- Научиться аккуратно, выполнять свои работы

- Научиться выполнять коллективные композиции вместе с другими детьми

-Научиться восстановлению последовательности выполняемых действий

- Научиться действовать по образцу воспитателя

- Научиться действовать по словесному указанию воспитателя

3. Итоговый - Самостоятельно решать творческие задачи.

- Самостоятельно выбирать рисунок для работы.

- Формировать личностное отношение к результатам своей деятельности

Организация занятий кружка:

Один раз в неделю по 20 минут.

Материал:

–картон белый и цветной;

-пластилин;

-досточка для лепки;

-влажные салфетки;

-стеки;

-бросовый материал.

Ожидаемый результат работы кружка:

Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.

Тематические выставки в ДОУ.

Перспективный  план  работы.

ОКТЯБРЬ-НОЯБРЬ

  ТЕМА

                           ЦЕЛИ

ОБОРУДОВАНИЕ,

МАТЕРИАЛ

1

 Занятие 1-2   «Арбуз»

  • закреплять знания детей об, осеннем урожае; об арбузе- как ягоде.
  • обучать детей   приемам работы в технике «пластилинография», лепить отдельные детали – придавливать, размазывание;
  • закрепить знания о пользе ягод;

Пластилин, белый картон с изображением дольки арбуза, дощечка, салфетки влажные.

2

Занятие 3-4 «Уточка»

  • закреплять знания детей о  домашних животных;
  • закрепить знания детей   приемов:  придавливания,  примазывать.

Пластилин, белый картон с изображением уточки, дощечка, салфетки влажные.

3

Занятие 5-6 «Мухоморы»

  • вызвать у детей эмоциональное, радостное отношение к ярким краскам природы средствами художественного слова;
  • обучать детей лепить отдельные детали – придавливать, примазывать, разглаживать

 Пластилин, белый картон с изображением мухомор, дощечка, салфетки влажные,

4

Занятие 7-8 «Овечка»

  • закрепить с детьми приемы работы с пластилином: разглаживание, придавливание, раскатывание.
  • вызвать интерес к работе с пластилином;
  • развивать образное мышление, умение создавать знакомый образ, с опорой на жизненный опыт детей ( художественное слово, иллюстрации);
  • развивать мелкую моторику;

Пластилин, картон; дощечка, влажные салфетки;

ДЕКАБРЬ-ЯНВАРЬ

ТЕМА

                    ЦЕЛИ

ОБОРУДОВАНИЕ

5

Занятие 9-10 «Новогодняя свеча»

  • учить детей раскатывать тонко пластилин и надавливать;
  • вызвать у детей  радостное настроение;
  • закрепить  математические понятия: большой-маленький; много-мало; Развивать образное мышление.

Пластилин, картон ; дощечка, влажные салфетки; блестки,

6

Занятие 11-12 «Новогодняя      елочка»

  •  развивать образное мышление, умение создавать знакомый образ, с опорой на жизненный опыт детей (новогодний праздник, художественное слово, иллюстрации);
  • научить детей не выходить за контур рисунка;
  • для выразительности работы уметь использовать дополнительный (блестки) Изучение звука Е;

Пластилин, картон изображением елки; дощечка, влажные салфетки; блестки, стеки

7

Занятие 13-14 «Картина зимняя ночь»

  • Закрепить знание  различать смену времен года и суток
  • закреплять приемы раскатывания маленьких кружочков и надавливания;
  • развивать образное мышление, умение создавать знакомый образ, с опорой на жизненный опыт детей ( художественное слово, иллюстрации);

Пластилин, картон дощечка, влажные салфетки стеки. Разучивание стихотворения Зима.

Лесная азбука в стихах В. Хесин

8

Занятие 15-16 «Цыпленок»

  • закрепить технику создания изображения на плоскости в полуобъеме при помощи пластилина;
  •  использовать имеющиеся навыки: придавливания деталей к основе, примазывания, приглаживания границ соединения;
  • развивать мелкую моторику рук.

Пластилин, картон изображением цыпленка; дощечка, влажные салфетки;

                                                   ФЕВРАЛЬ-МАРТ

ТЕМА

                    ЦЕЛИ

ОБОРУДОВАНИЕ

9

Занятие 17-18 «Корзина ягод»

  • вызвать у детей эмоциональное, радостное отношение к ярким краскам природы средствами художественного слова;
  • обучать детей приемам работы в технике «пластилинография», лепить отдельные детали – придавливать, примазывать, разглаживать.

Пластилин, картон с изображением корзины ; дощечка, влажные салфетки;

10

Занятие 19-20 «Кораблик»

  • закрепить технику создания изображения  в полуобъеме при помощи пластилина;
  • учить детей  создавать целостность объекта из отдельных деталей, используя имеющиеся навыки: придавливания деталей к основе, примазывания, приглаживания границ соединения;

Пластилин, дощечка, влажные салфетки, стеки.

11

Занятие 21-22 «Лягушка в пруду»

  • воспитывать эмоциональную отзывчивость к событиям, происходящим в жизни в определенное время года (весна, тепло, солнце);
  • осваивать способ создания образа посредством пластилина в объеме;
  • закреплять навыки раскатывания, придавливания, прикрепления отдельных частей к общему;
  • развивать мелкую моторику рук;

Пластилин, голубой картон, дощечка, влажные салфетки, скорлупа от фисташек, стеки.

12

Занятие 23-24 «Пальма»

  • закрепить технику создания изображения  в объеме;
  • закрепить навыки  раскатывания, придавливания деталей к основе,  
  • Учить делать насечки на деталях;
  • развивать мелкую моторику рук.
  • вызвать радостные эмоции у детей

Пластилин,  дощечка, влажные салфетки, стеки.

                                       

АПРЕЛЬ-МАЙ

ТЕМА

                    ЦЕЛИ

ОБОРУДОВАНИЕ

13

Занятие 25-26 «Божья коровка»

  • закрепить приемы размазывания  подушечкой пальца и надавливания;
  • воспитывать чувства цветовосприятия;
  • вызвать у детей эмоциональное, радостное отношение к ярким краскам природы средствами художественного слова;
  • развивать мелкую моторику рук;
  • укреплять познавательный интерес к природе.

Пластилин, картон ; дощечка, влажные салфетки, стеки.

14

Занятие 27-28 «Заяц на пенечке»

  • способствовать расширению знаний о поводках и  жизни зверей в лесу;
  • учить передавать в работе характерные особенности внешнего строения зайца (голова, уши, ножки, туловище);
  • продолжать знакомить детей со средствами выразительности в художественной деятельности: цвет, материал, композиция;
  • развивать мелкую моторику рук;

Пластилин, дощечка, влажные салфетки, стеки.

15

Занятие 29-30 «Слон»

  • повторить известные названия цветов; воспитывать чувства цветовосприятия;
  • учить передавать в работе характерные особенности внешнего строения слона(голова, хобот, ножки, туловище,хвост);
  • продолжать знакомить детей со средствами выразительности в художественной деятельности: цвет, материал, композиция;
  • развивать мелкую моторику рук;

Пластилин, дощечка, влажные салфетки;

16

Занятие 31-32 «Золотая  рыбка»

  • способствовать расширению знаний о многообразии подводного мира;
  • учить передавать в работе характерные особенности внешнего строения рыбы (туловище, хвост, плавники);
  • добиваться реализации выразительного, яркого образа, дополняя работу элементами бросового материала (скорлупа фисташек, блестки и т.д.);

Пластилин,  дощечка, влажные салфетки, скорлупа фисташек и блестки;

Диагностическая карта результатов развития детей

                                                 (начало, конец года)

Фамилия, имя ребенка

Технические навыки

Проявление творчества в декоре

Развитие мелкой моторики

Проявление аккуратности и трудолюбия

Раскат.

Сплющ.

Размаз.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программное обеспечение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по дополнительному образованию "Чудесные фантазии"

Программа предполагает работу с  природным материалом, с бросовым материалом, с пластилином, тестопластикой, с бумагой....

Рабочая программа к дополнительной общеразвивающей программе " Лего-конструирование"

Программа содержит цели и задачи, формы занятий, специальный критерий оценки, учебно-тематическийплан и т.д....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИМ ПРОГРАММАМ В ОБЛАСТИ РАННЕГО ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ «Первые шаги в искусство» Предмет по выбору «Логопедия»

Данная программа выполнена преподавателем Т.С. Чигринской в соответствии с требованиями к содержанию и направленности современным требованиям к преподаванию предмета «Логопедия»....

Рабочая программа к дополнительной общеразвивающей образовательной программе для средней группы (4 – 5 лет) «Умелые ручки» Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Рабочая программа разработана для детей средней  группы (от 4 до 5 лет) МБДОУ «Детский сад № 201» г. Чебоксары на основании Федерального государственного образовательного стандарта до...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГЕ ПО ОРИГАМИ «ФАНТАЗИЯ» ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ ВОЗРАСТА 6-7 ЛЕТ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО

Цель программы:   ознакомить  детей с  искусством оригами,  как художественного способа конструирования из бумаги.Задачи программы:Образовательные:- познакомить с основными условны...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дополнительному образованию «Страна фантазий» Образовательная область «Познавательное развитие» Старшая группа

Развитие творческого потенциала, разнообразных способностей детей – актуальные проблемы современной педагогики. ...

Рабочая программа педагога дополнительного образования по реализации программы дополнительного образования МБДОУ "ЦРР - детский сад №54"

Ребёнок - природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний!...