Игрушки не простые - глиняные, расписные
план-конспект занятия по аппликации, лепке (подготовительная группа) по теме

Комиссарова Наталья Евгеньевна

научить детей определять дымковскую игрушку и находить в ней отличия от других игрушек народных промыслов России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon glinyanye_igrushki.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Игрушки не простые – глиняные, расписные»

Используемый УМК: компьютер, проектор, глиняные дымковские игрушки, презентация картинок, запись с народными песнями, дидактическое упражнение «Найди ошибки».

Цель: научить детей определять дымковскую игрушку и находить в ней отличия от других игрушек народных промыслов России.

Задачи: Познакомить с историей возникновения дымковской игрушки, с особенностями дымковского орнамента. Учить выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки-горошины). Развивать творческую и познавательную активность, художественную фантазию и вкус. Прививать любовь и интерес к традиционной русской культуре, своей Родине и её истории.

Словарная работа: дымковская, «свистунья».

Содержание:

На столе стоят игрушки фабричные и глиняные.

- Ребята, обратите внимание, на столе стоят разные игрушки. Посмотрите на них внимательно и расставьте их на 2 подноса, выделяя общие признаки.

Почему вы расставили их именно так, по каким признакам? (На первом подносе стоят фабричные игрушки, а на другом игрушки из глины, выполненные народом).

Сегодня мы поговорим об игрушках. Но не об обычных, а о народных игрушках. А как она называется, вы узнаете, отгадав загадку.

Просто диво - безделушка,

Зовут ее народная игрушка.

В лесах синих зародилась

Из глины красной заводилась,

Из песочка чистой речки,

Обжигалась в жаркой печке,

Краской яркой покрывалась,

Позолотой наряжалась.

- Правильно, ребята, это дымковская игрушка. Сегодня мы узнаем о происхождении и изготовлении игрушки, об особых красках для росписи и, что значит, «сажать золото».

Издавна славится наша родина своими мастерами, своими делами. Где бы мы ни были - везде встретим чудо - мастеров, умеющих превращать природные материалы в удивительные творения. Места, где живут эти мастера, называют центрами народных промыслов. С высокого берега реки Вятки, на котором стоит город Вятка, видно село Дымково, которое славится своими мастерами, своими дымковскими игрушками. Чем знаменито Дымково? 

- А почему оно так называется?

Оказывается, в старину глиняные игрушки делали и зимой, когда топились печи, и летом, когда туман, село это – будто дымкой окутано, все в дыму. От этого и возникло название Дымково, а игрушки стали называть дымковскими.

Вначале это были свистульки. Всю зиму женщины Дымково лепили их для ярмарки.

- Что такое ярмарка?

- Правильно, торги, устраиваемые в одном и том же месте с увеселениями.

Из небольшого глиняного шарика с отверстиями свистулька превращалась то в уточку, то в петушка, то в конька. И вот на лотках и прилавках многолюдной весенней ярмарки торгуют веселым товаром. Охотно разбирают его взрослые и дети. Свистом оглашается вся округа. Шумит народное гулянье, но громче всего слышится заливистый свист. Оттого и получил этот весенний праздник свое название – «Свистунья».

- А почему свистунья?

Послушайте, что об этом рассказывает легенда. 

- Однажды к городу подошли враги. Городу грозила неминуемая гибель. Тогда вятичи измыслили хитрость. Все жители города, даже малые дети получили по маленькой глиняной свистульке. Подкравшись ночью к вражескому стану, они подняли отчаянный свист. Так, наверно, свистел сказочный Соловей-Разбойник, от свиста которого отлетали маковки на теремах, шатались деревья и замертво падали кони.

Кочевники решили, что их окружают подоспевшие на выручку дружины, и в страхе бежали. С тех пор и отмечают горожане свой праздник – свистунью.

Приходит новая зима, и снова в Дымково принимаются за дело. И так много-много лет. Бабушки учат внучек, а внучки – своих внучек.

И в наше время в Вятке, которая теперь называется город Киров, находятся мастерские знаменитой дымковской игрушки. И делают там не только свистульки. Если мы зайдем в эти мастерские, сразу же увидим груды и мешки глины, ящики с красками, коробки с яйцами. Все это нужно для создания чуда.

Когда наблюдаешь за работой мастерицы, кажется, что все очень просто. Вот она отщипнула кусочек глины, раскатала его в колбаску, вот взяла глины побольше, расшлепала в лепешку, вот свернула лепешку воронкой – получилась юбочка. Сверху приделала голову, руки. На голову налепила высокий кокошник, крохотный носик прилепила. 

Оставила фигурку сушиться сначала на лавке, а потом в печке. Из печи выходят фигурки закаленные, крепкие, звонкие.

Давайте лучше присмотримся к игрушкам, полюбуемся на них. Какого цвета в них больше? (Белого). Правильно, белого. Игрушки делают из глины красного цвета, но потом эти плавные фигурки выбеливают мелом, разведенном на снятом молоке, а краски растирают и растворяют на яичном желтке. Белый цвет только в игрушках народов Севера. Вятка (Киров) тоже на севере нашей страны. Белый цвет игрушки, наверно, это цвет настоящего снега.

Физкультминутка

В небе плавает луна (покачивания вправо - влево)

В облака зашла она. (Хлопки)

1, 2, 3, 4, 5

Можем мы луну достать. (Руки вверх, потянулись)

6, 7, 8, 9, 10 - (Хлопки)

И пониже перевесить (руки вниз)

10, 9, 8, 7 - (ходьба на месте)

Чтоб луна светила всем.

Посмотрели в окно, на кончик носа. (3 раза)

Повращали вправо, влево глазами.

Закрыли глаза, сосчитали до 10.

А теперь поиграем в очень интересную игру. Вы будете рассматривать игрушки в проекторе, и примечать, чем их расписывали, какими элементами, красками. Кто больше приметит, тот самый внимательный.

По окончании просмотра вы все должны будете назвать, как можно больше красок и узоров дымковских игрушек. 

Начинаем игру. Учитываться будут аккуратность, точность, количество элементов и с какой любовью все нарисовано. (Дети рисуют) Подводятся итоги игры. Воспитатель собирает листы и вывешивает на доску. Определяет победителя.

- Посмотрите на разнообразие узоров. 

Белоснежны, как березки, кружочки, клеточки, полоски.

Казалось бы - простой узор, но отвести не в силах взор.

По форме узоры просты и незамысловаты. Кружочки, клеточки, полоски, точки, волнистые полоски и т. д. Украшали этими узорами не случайно, русский народ вкладывал в них особый таинственный смысл.

Круги означали солнце;

Волнистые линии – вода;

Маленькие кружочки – семена.

Также представленные узоры означали росточки, засеянное поле. Люди верили в то, что эти символы будут оберегать их жилище, детей, их поля. Все на своем месте и все горят ярко-ярко. Краски малиновые, красные, желтые, зеленые, оранжевые, синие – пестро и весело, как в хороводе!

Но, оказывается, работа еще не закончена. Еще предстоит «сажать золото». Мастерица смачивает кисточку в сыром яйце, легонько касается золотого квадратика или ромбика и «сажает» его на нужное место – барыням на кокошники и шляпы, петухам – на гребешки… Вот теперь игрушки засветились и стали еще ярче.

Дидактическое упражнение «Найди ошибки» 

Цель: закрепить знание дымковских игрушек, об элементах дымковской росписи.

Критерии и показатели результативности:

Наличие умения у детей самостоятельно находить элементы дымковской росписи путём зрительного обследования. Сравнивая, выделять и анализировать элементы нужной формы и цвета.

- С какими новыми понятиями вы сегодня познакомились?

- Что нового для себя узнали?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа о дымковских игрушках на тему: "Игрушки не простые-глиняные, расписные" для детей старшей группы. Работаем по программе: "Миры детства: конструирование возможностей".

Продолжать знакомство детей с дымковской игрушкой как видом народного декаративно-прикладного искусства для обогащения зрительных впечатлений, формирования эстетических чувств и оценок. Обратить внима...

«Игрушки не простые – глиняные, расписные»

Обеспечить развитие умения узнавать дымковскую игрушку и находить в ней отличия от других игрушек народных промыслов России....

ЛОТО «Игрушки не простые – глиняные, расписные». Игра для детей 5-7 лет.

Инструкция к дидактической игре . Поможет детям быстрее запомнить названия промыслов и элементы росписи. Художественно-эстетическое направление....

Игрушки не простые - глиняные, расписные

Данная методическая разработка направлена на ознакомление детей младшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством - дымковской игрушкой....

Презентация "ИГРУШКИ НЕ ПРОСТЫЕ - ГЛИНЯНЫЕ, РАСПИСНЫЕ"

Ознакомление с дымковской игрушкой оказывает большое влияние на дошкольников. Способствует формированию интереса к народному искусству, развивает детское творчество, формирует эстетический вкус, воспи...

"Игрушки не простые - глиняные, расписные"

Конспект – беседа по теме «Игрушки не простые – глиняные, расписные»...