«Игрушки не простые – глиняные, расписные»
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему

Комиссарова Наталья Евгеньевна

Обеспечить развитие умения узнавать дымковскую игрушку и находить в ней отличия от других игрушек народных промыслов России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon glinyanye_igrushki.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Игрушки не простые – глиняные, расписные»

Используемый УМК: компьютер, проектор, глиняные дымковские игрушки, игрушки, изготовленные из пластмассы и резины, презентация картинок, запись с народными песнями, дидактическое упражнение «Найди ошибки».

Цель: Обеспечить развитие умения узнавать дымковскую игрушку и находить в ней отличия от других игрушек народных промыслов России.

Задачи: Формировать умение сравнивать материалы, из которых изготовлены игрушки, называть их особенности, в соответствии с их свойствами, классифицировать игрушки по материалу.  Развивать умение определять материал по его внешним характеристикам и свойствам (глина, резина, пластмасса). Вызвать познавательный интерес через постановку проблемной ситуации. Расширять кругозор детей о музеях, назначении  глиняных игрушек. Познакомить с историей возникновения дымковской игрушки, с особенностями дымковского орнамента. Формировать умение выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки-горошины). Закреплять навыки рисования, элементов росписи, помочь детям замечать и выделять основные средства выразительности дымковской игрушки: яркость, нарядность цвета, декоративность, разнообразие элементов росписи. Вызвать у детей желание самостоятельно расписать глиняные игрушки выбирая приемы и элементы росписи, сочетание цветов, передавать свое отношение к рисунку. Закреплять умение рисовать кончиком кисти, подбирая цвета на палитре. В ходе самостоятельной продуктивной деятельности развивать мелкую моторику рук, мышление, творческое воображение. Прививать любовь и интерес к традиционной русской культуре, своей Родине и её истории.

Словарная работа:

 дымковская, «свистунья».

Экспонаты – предметы, выставленные на выставке 

Стан – место, где расположился враг

Маковки – верхушки

Кочевники – пришедшие враги

Дружина – большое количество воинов

Закалённые игрушки – просушенные

Лоток – переносная витрина для продажи товара

Эскиз – схематичная зарисовка изображения для дальнейшего использования в работе

Стеллажи - полки

Ход:

-Дорогие  друзья! Сегодня в музее «Глиняные изделия» открывается новая выставка (экспозиция)  игрушек. Я, приглашаю Вас, посетить наш музей.

- Посмотрите, какие экспонаты здесь представлены. (На стеллажах  стоят игрушки фабричные и глиняные).

- Ребята, обратите внимание, на стеллажах стоят разные игрушки. Посмотрите на них внимательно и расставьте их по полкам, выделяя общие признаки.

Почему вы расставили их именно так, по каким признакам?

Возможные ответы детей:  На одной полке стоят фабричные игрушки, а на другой игрушки из глины. Кто думает иначе?

Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить? Сегодня мы поговорим об игрушках. Но не об обычных, а о народных игрушках. А как они называются, вы узнаете, отгадав загадку.

Просто диво - безделушка,

Зовут ее народная игрушка.

В лесах синих зародилась

Из глины красной заводилась,

Из песочка чистой речки,

Обжигалась в жаркой печке,

Краской яркой покрывалась,

Позолотой наряжалась.

- Правильно, ребята, это дымковская игрушка. Сегодня мы узнаем о происхождении и изготовлении игрушки, об особых красках для росписи и, почему «мастера» расписывая глиняные игрушки, говорят, «сажать золото».

- Издавна славится наша родина своими мастерами, своими делами. Где бы мы ни были - везде встретим чудо - мастеров, умеющих превращать природные материалы в удивительные творения. Места, где живут эти мастера, называют центрами народных промыслов. С высокого берега реки Вятки, на котором стоит город Вятка, видно село Дымково, которое славится своими мастерами, своими дымковскими игрушками. Чем знаменито Дымково? 

- А почему оно так называется?

Оказывается, в старину глиняные игрушки делали  зимой, когда топились печи, и летом, когда туман, село это – будто дымкой окутано, все в дыму. От этого и возникло название Дымково, а игрушки стали называть дымковскими. (Слайд 1)

Вначале это были свистульки. Всю зиму женщины Дымково лепили их для ярмарки.

- Что такое ярмарка?

Возможные ответы детей: Это место, где люди продавали свои товары…

- Правильно, это место, большая площадь, где продают и покупают разные товары…

- Из небольшого глиняного шарика с отверстиями свистулька превращалась то в уточку, то в петушка, то в конька. И вот на лотках и прилавках многолюдной весенней ярмарки торгуют веселым товаром. Охотно разбирают его взрослые и дети. Свистом оглашается вся округа. Шумит народное гулянье, но громче всего слышится заливистый свист. Оттого и получил этот весенний праздник свое название – «Свистунья». (Слайд 2).

- А почему свистунья?

Послушайте, что об этом рассказывает легенда. 

- Однажды к городу подошли враги. Городу грозила неминуемая гибель. Тогда вятичи надумали хитрость. Все жители города, даже малые дети получили по маленькой глиняной свистульке. Подкравшись ночью к вражескому стану, они подняли отчаянный свист. Так, наверно, свистел сказочный Соловей-Разбойник, от свиста которого отлетали маковки на теремах, шатались деревья и замертво падали кони.

Кочевники решили, что их окружают подоспевшие на выручку дружины, и в страхе бежали. С тех пор и отмечают горожане свой праздник – свистунью.

Приходит новая зима, и снова в Дымково принимаются за дело. И так много-много лет. Бабушки учат внучек, а внучки – своих внучек.

И в наше время в Вятке, которая теперь называется город Киров, находятся мастерские знаменитой дымковской игрушки. И делают там не только свистульки. Если мы зайдем в эти мастерские, сразу же увидим груды и мешки глины, ящики с красками, коробки с яйцами. Все это нужно для создания чуда.

Когда наблюдаешь за работой мастерицы, кажется, что все очень просто. Вот она отщипнула кусочек глины, раскатала его в колбаску, вот взяла глины побольше, расшлепала в лепешку, вот свернула лепешку воронкой – получилась юбочка. Сверху приделала голову, руки. На голову налепила высокий кокошник, крохотный носик прилепила. (Слайд 3).

Оставила фигурку сушиться сначала на лавке, а потом в печке. Из печи выходят фигурки закаленные, крепкие, звонкие.

Давайте лучше присмотримся к игрушкам, полюбуемся на них. (Слайд 4). Какого цвета в них больше? (Белого). Правильно, белого. Игрушки делают из глины красного цвета, но потом эти плавные фигурки выбеливают мелом, разведенном на снятом молоке, а краски растирают и растворяют на яичном желтке. Белый цвет только в игрушках народов Севера. Вятка (Киров) тоже на севере нашей страны. Белый цвет игрушки, наверно, это цвет настоящего снега.

Физкультминутка

В небе плавает луна (покачивания вправо - влево)

В облака зашла она. (Хлопки)

1, 2, 3, 4, 5

Можем мы луну достать. (Руки вверх, потянулись)

6, 7, 8, 9, 10 - (Хлопки)

И пониже перевесить (руки вниз)

10, 9, 8, 7 - (ходьба на месте)

Чтоб луна светила всем.

Посмотрели в окно, на кончик носа. (3 раза)

Повращали вправо, влево глазами.

Закрыли глаза, сосчитали до 10.

А теперь поиграем в очень интересную игру.

Ребята, мы с Вами рассматривали дымковские игрушки. А сейчас проверим, кто из вас самый внимательный, наблюдательный… Вы будете рассматривать игрушки на экране проектора, и примечать, чем их расписывали, какими элементами, красками. Кто больше увидит и зарисует себе на эскиз рисунков, которыми «мастера» украшают свои поделки, тот самый внимательный. (Слайд 5 - 6).

Ирга «Самый внимательный»

Начинаем игру. Учитываться будут аккуратность, точность, количество элементов и с какой любовью все нарисовано. (Дети рисуют)  По окончании работы воспитатель собирает листы и вывешивает на доску.

А сейчас давайте кто у нас самый внимательный, самый наблюдательный…Какие узоры используют дымковские мастера при расписывании своих изделий, какие используют цвета?

 Возможные ответы детей: Дымковскую игрушку расписывают (элементы): кружками, кольцами, полосками, змейками. Используют красный, оранжевый, желтый, малиновый, синий,  голубой, изумрудный, зеленый и в очень небольшом количестве коричневый и черный цвета.

 - Ребята как вы думаете что, по вашему мнению, мог означать круг? Как твоё мнение Саша? А кто думает иначе? (Солнце)

 - Как вы думаете, что могла означать волнистая или ломаная линия? Кто думает по-другому? (Воду).

 - А что же могла означать клетка? Кто согласен с мнением Тимофея? (Поле)

Каждое изображение, используемое в дымке это передача природы окружающей человека.

Определяется победителя.

- Вы совершенно правы. Давайте ещё раз посмотрим на элементы дымковской росписи…

Белоснежны, как березки, кружочки, клеточки, полоски.

Казалось бы - простой узор, но отвести не в силах взор.

По форме узоры просты и незамысловаты. Кружочки, клеточки, полоски, точки, волнистые полоски и т. д. Украшали этими узорами не случайно, русский народ вкладывал в них особый таинственный смысл.

Круги означали солнце;

Волнистые линии – вода;

Маленькие кружочки – семена.

Также представленные узоры означали росточки, засеянное поле. Люди верили в то, что эти символы будут оберегать их жилище, детей, их поля. Все на своем месте и все горят ярко-ярко. Краски малиновые, красные, желтые, зеленые, оранжевые, синие – пестро и весело, как в хороводе!

Давайте посмотрим следующий слайд. Оказывается, работа дымковских мастеров над росписью изделий еще не закончена, предстоит «сажать золото». (Слайд 7). Мастерица смачивает кисточку в сыром яйце, легонько касается золотого квадратика или ромбика и «сажает» его на нужное место – барыням на кокошники и шляпы, петухам – на гребешки… Вот теперь игрушки засветились и стали еще ярче.

- Ребята, сегодня мы с вами побывали на новой экспозиции в музее «Глиняных изделий», где выставлена коллекция игрушек. Скажите, пожалуйста, из каких материалов можно изготовить игрушки? А чем отличаются глиняные игрушки от фабричных?

Возможные ответы детей: Фабричные игрушки все одинаковые, их изготавливают с помощью машин, а глиняные игрушки делают гончары в «ручную», все они разные (индивидуальные) и не похожи друг на друга…

- Сегодня мы с вами внимательно рассмотрели дымковские игрушки, сделали эскизы элементов дымковской росписи, а на следующем занятии попробуем сами расписать дымковские игрушки и сделаем новую экспозицию (выставку) наших работ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игрушки не простые - глиняные, расписные

научить детей определять дымковскую игрушку и находить в ней отличия от других игрушек народных промыслов России....

Беседа о дымковских игрушках на тему: "Игрушки не простые-глиняные, расписные" для детей старшей группы. Работаем по программе: "Миры детства: конструирование возможностей".

Продолжать знакомство детей с дымковской игрушкой как видом народного декаративно-прикладного искусства для обогащения зрительных впечатлений, формирования эстетических чувств и оценок. Обратить внима...

ЛОТО «Игрушки не простые – глиняные, расписные». Игра для детей 5-7 лет.

Инструкция к дидактической игре . Поможет детям быстрее запомнить названия промыслов и элементы росписи. Художественно-эстетическое направление....

Игрушки не простые - глиняные, расписные

Данная методическая разработка направлена на ознакомление детей младшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством - дымковской игрушкой....

Презентация "ИГРУШКИ НЕ ПРОСТЫЕ - ГЛИНЯНЫЕ, РАСПИСНЫЕ"

Ознакомление с дымковской игрушкой оказывает большое влияние на дошкольников. Способствует формированию интереса к народному искусству, развивает детское творчество, формирует эстетический вкус, воспи...

"Игрушки не простые - глиняные, расписные"

Конспект – беседа по теме «Игрушки не простые – глиняные, расписные»...