"Музыка в повседневной жизни детского сада"
методическая разработка на тему

Ребковец Анна Александровна

                                Музыка в повседневной жизни детского сада

 

    Жизнь ребенка становится красочнее, полнее, радостнее, если не только на музыкальных занятиях, но и в остальное время в дет­ском саду создаются условия для проявления его музыкальных склонностей, интересов, способностей.

    Умения, полученные на занятиях, обязательно должны закреп­ляться и развиваться также вне их. В разнообразных играх, на про­гулках, в часы, отведенные для самостоятельной деятельности, дети по собственной инициативе могут петь песни, водить хорово­ды, слушать аудиозаписи, подбирать простейшие мелодии на металлофоне. Таким образом, музыка входит в быт ребенка, музы­кальная деятельность становится любимым занятием.

     На музыкальных занятиях сообщаются новые сведения о музы­кальных произведениях, формируются певческие и музыкально-ритмические навыки, обеспечивается последовательное музыкаль­ное развитие всех детей по определенной системе. В повседневной жизни дошкольного учреждения акцент делается на индивидуаль­ной работе с детьми - развитии их музыкальных способностей, формировании чистой интонации, обучении игре на детских музы­кальных инструментах и т. д. Проводником музыки здесь является воспитатель, понимающий цели и задачи музыкального воспита­ния, обладающий определенной музыкальной культурой. Он вы­бирает то время в течение дня, в которое может звучать музыка.

     В режиме детского сада время отводится помимо занятий на еду, сон, гигиенические процедуры, утреннюю гимнастику, разнообраз­ные игры. Учитывая возраст детей, воспитатель определяет формы включения музыки в режим дня. Многие стороны жизни детского сада допускают связь с музыкой и приобретают от этого большую эмоциональную наполненность.

    Музыка может быть использована в сюжетно-ролевых творчес­ких играх детей, утренней гимнастике, перед ночным сном (в груп­пах с круглосуточным пребыванием детей), при проведении не­которых водных процедур, во время прогулки (в летнее время), вечеров развлечений. Возможно включение музыки в занятия по разным видам деятельности: изобразительной, физкультурной, по ознакомлению с природой и развитию речи.

    Игра безусловно является основной деятельностью ребенка вне занятий. Включение музыки в игру делает ее более эмоциональной, интересной, привлекательной.

    Возможны различные варианты применения музыки в играх. В одних случаях она является как бы иллюстрацией к действиям игры. Например, проводя игру «Мамы и дети», ее участники поют колыбельную, празднуют новоселье в новом доме, пляшут. В других случаях дети отражают в играх впечатления, полученные на музы­кальных занятиях, праздниках.   

Для того, чтобы музыка звучала в играх любой тематики, музы­кальному руководителю необходимо отбирать и разучивать с деть­ми музыкальный материал, отвечающий их интересам и потреб­ностям. В детском репертуаре должны быть песни, легкие для исполнения, предполагающие возможность петь их самостоятель­но, соответствующие тематике игр, привлекательных для детей. В него следует включать песни о маме, игрушках, дне рождения, о строителях, моряках, железнодорожниках и т. д., а также плясо­вые и маршевые, под которые детям удобно двигаться.    Музыка может входить как составная часть и в разные занятия: по развитию речи, ознакомлению детей с природой, окружающим. Эстетическое восприятие природы порождает у детей любовь к Родине. Музыка же помогает им более глубоко, эмоционально воспринимать образы природы, ее отдельные явления. В то же вре­мя наблюдения за природой углубляют восприятие музыки. Она становится более понятной и доступной.    В занятия по природоведению, проводимые в группе, также по­лезно включать музыку. Например, после того, как дети понаблю­дали за рыбками, воспитатель может спеть песню «Рыбка», музыка М. Красева. Музыка, в зависимости от задач, которые ставит вос­питатель, или предшествует наблюдению, или закрепляет детские впечатления. В результате ребенок учится не только наблюдать, но и чувствовать красоту природы, сопоставлять ее явления с музы­кальными образами.

    Музыкальный руководитель должен хорошо знать план общевос­питательной работы детского сада для того, чтобы в соответствии с намеченными мероприятиями проводить музыкальные занятия. Таким же образом можно связать му­зыкальные произведения с тематикой экскурсий по городу, посещением определенных музеев, с рассказами-бе­седами о трудовых профессиях.

    Музыку целесообразно включать и в занятия по развитию речи, например, при рассказывании сказки. Но при этом необходимо по­заботиться о том, чтобы инструментальное произведение или пес­ня не нарушили целостности сказочного образа, а наоборот, допол­няли его. Удобно вводить музыку в такие сказки, на текст которых написаны оперы или детские музыкальные игры. Так, при прочте­нии детям сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане» можно дать послушать фрагменты одноименной оперы Н. Римского-Корсакова, характеризующие три чуда: богатырей, царевну-лебедь, бел­ку. Рассказывая русскую народную сказку «Теремок», желательно спеть песни зверей (лягушки, зайца, мышки и др.) из детской опе­ры-сказки М. Красева «Теремок». Исполнение песен по ходу сказок придает им особую эмоциональность.

Музыка может быть использована и при проведении бесед на разные темы (о временах года, наступающем празднике, о Родине, детском саде). Например, беседу о Родине в старших группах реко­мендуется закончить песнями о Родине, написанными компози­торами А. Филиппенко, Е. Тиличеевой, А. Пахмутовой. При про­ведении беседы с детьми средней группы по картинке «Кошка с котятами» желательно использовать песню «Серенькая кошеч­ка», музыка В. Витлина.

    В тесной связи с музыкальным воспитанием находится работа над речью. Пение улучшает произношение слов и способствует ус­транению дефектов речи. Музыка расширяет круг представлений детей, способствует развитию внимания. Если ребенок слушает внимательно, то он усваивает и правильное произношение слов, и обогащает свой словарный запас. Во время беседы о музыке дети знакомятся с новыми понятиями, связанными с ее содержанием.

    Дети дошкольного возраста часто неправильно произносят зву­ки, а также их сочетания, затрудняются в произношении тех или иных слов. Исполнение распевных песен помогает исправить от­дельные недостатки речи. Пение быстрых, четких песен способ­ствует выработке правильной артикуляции. Произношение слов улучшается и при пении различных народных потешек и прибау­ток с четко ритмизированным текстом, таких как «Андрей-Воро­бей», «Дождик», «Скок-поскок», «Дедушка Егор», «Огуречик», «Две тетери».

    Использование музыки в физкультурной деятельности придает увлекательность, способствует ее эффективности. Музыка под­нимает настроение детей, организует их движения, способствует улучшению осанки, придает движениям выразительность, способ­ствует их более точному и скоординированному выполнению. Но не все движения можно сопровождать музыкой. Такие, как прыж­ки с разбега, метание, лазанье под музыку выполнять не рекомен­дуется, поскольку предполагают свободный, соответствующий возможностям каждого ребенка ритм движений. Музыка также по­могает детям усвоить различные построения и перестроения, кото­рые обычно проводятся в начале или в конце занятия.

    Начать занятие можно ходьбой под музыку бодрого характера или под пение песни. Пение организует ходьбу, придает ей ритмичность, а также является луч­шим способом дыхательной гимнастики. Построения, перестроения, бег, проводимые в сопровождении музыки, приобретают большую четкость. Заключительную ходьбу целесообразно сопровождать ударами в бубен или исполнением на фортепиано, в аудиозаписи произведений спокойного характера, так как дети должны закон­чить занятие в состоянии нормализованного дыхания, кровообра­щения, при снижении физической нагрузки.

    Комплекс упражнений для утренней гимнастики предваритель­но разучивается с детьми на занятиях по физкультуре без музы­кального сопровождения. Воспитатель может подключать музыку только тогда, когда дети усвоили способ выполнения движений и способны согласовать их с музыкой. Например, постепенно вво­дится музыка при выполнении дыхательных упражнений, наклонов, прыжков, движений с предметами (палками, обручами, лентами). Всегда без музыкального сопровождения выполняются движения, цель которых - профилактика плоскостопия. Подвижная игра может проходить с включением музыки только тогда, когда ее зву­чание предшествует соревнованиям в скорости бега, ловли, пере­строения или построения, так как эти действия предполагают индивидуальный ритм и темп движений, большую или меньшую затрату  энергии у того или иного ребенка. Если на занятии не присутствует музыкальный руководитель, то воспитатель может использовать бубен, барабан, аудиозапись, ка­кой-либо народный инструмент.

     Работа по овладению разнообразными движениями ведется и на утренней гимнастике. Но основная ее цель - оздоровительная. Бла­годаря гимнастике укрепляется опорно-двигательный аппарат, со­вершенствуются все функции и системы организма. Кроме того, утренняя гимнастика позволяет организовать начало дня в детском саду. Одна из целей гимнастики с музыкой - создать у детей бод­рое настроение на весь день, способствовать 

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

музыка в повседневной жизни детского сада

В СТАТЬЕ ГОВОРИТСЯ О РАЗВИТИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ КОТОРОЕ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ПО СРЕДСТВОМ ВСЕХ ВИДОВ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПОЭТОМУ РЕЧЬ ПОЙДЁТ О КАЧЕСТВЕ РЕПЕРТУАРА В В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ ДЕ...

Консультация для воспитателей "Музыка в повседневной жизни детского сада"

Для того, чтобы жизнь детей в группе стала ярче, разнообразнее, следует добиваться самого естественного и непринужденного включения музыки в повседневную детскую деятельность....

Воспитатель - проводник музыки в повседневную жизнь детского сада

 О роли воспитателя в  развитии музыкальной деятельности с детьми в совместной деятельности. О факторах, способствующих развитию музыкального творчества детей....

Музыка в повседневной жизни детского сада Консультация для воспитателей Подготовила:

Музыка в повседневной жизни детского садаКонсультация для воспитателей...

Консультация для педагогов "Музыка в повседневной жизни детского сада"

Консультация для педагогов. Музыка на художественных занятиях,музыка на прогулке....

Консультация для родителей " Музыка в повседневной жизни детского сада"

Музыкальное воспитание и развитие дошкольников осуществляется на занятиях и в повседневной жизни. Включение музыки в повседневную жизнь определяется чётким руководством воспитателя, который использует...