Программа дополнительного образования по тестопластике
рабочая программа по аппликации, лепке на тему

Программа кружка для детей дошкольного возраста "Тили-тили-тесто".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_programma_po_testoplastike.docx39.48 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ « Инженерно-техническая школа им. П.Р. Поповича»

Образовательная программа  педагога дополнительного образования по тестопластике Хохловой С.С.

На 2015-2016 учебный год

 

Утверждаю

Зам.директора по

доп.образованию   ___________Стародубцева Е.Ю.

«       »________________2015г.

Содержание

  1. Пояснительная записка
  2. Актуальность  программы
  3. Целесообразность
  4. Цели программы
  5. Задачи программы
  6. Принципы построения программы
  7. Методы и приемы обучения
  8. Формы обучения
  9. Условия реализации программы
  10.  Основное оборудование  для работы с тестом
  11.  Структура занятий
  12.  Ожидаемые результаты работы кружка
  13.  Формы проведения итогов реализации программы
  14.  План взаимодействия с родителями
  15.  Календарно – тематическое планирование занятий в младшем дошкольном возрасте
  16.  Календарно – тематическое планирование занятий в старшем дошкольном возрасте
  17.  Литература

Конспекты занятий с детьми младшего дошкольного возраста

Конспекты занятий с детьми старшего дошкольного возраста

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»

В. А. Сухомлинский

Пояснительная записка

С каждым годом становится все больше детей, которые отстают от своих сверстников в своем развитии. Человеческие руки – это тот инструмент, при помощи которого можно повлиять на общее развитие ребенка.

Практика показывает, что, придя в школу в возрасте 6-7 лет, 70-80% первоклассников имеют неудовлетворительный уровень развития мелкой моторики рук. Слабость, неловкость, неразвитость кисти руки, невозможность осуществления тонких дифференцированных движений не позволяют ученику выработать хороший почерк и выдерживать длительное напряжение руки в процессе письма. Состояние тонкой ручной моторики оказывает большое влияние и на развитие у ребенка речевой функции, оно важно для полноценного формирования устной речи.

Неудовлетворительный уровень развития мелкой моторики проявляется в неспособности проводить достаточно четкие и прямые линии при срисовывании образцов геометрических фигур, начертании печатных букв, в неумении точно вырезать по контуру фигуры из бумаги и многое другое.

Причин, ведущих к недостаточному развитию моторики много, но среди них можно выделить основные, наиболее распространенные, отражающие общие условия развития и воспитания современных детей. Наряду с ослабленным здоровьем и сниженным показателем общего физического развития детей, отставание в развитии моторики психологи объясняют и рядом социальных факторов. У детей нередко очень мал опыт выполнения графических заданий, рисования, несовершенна координация движений руки, низок уровень зрительно-моторной координации, пространственного восприятия и зрительной памяти. «Домашние» дети, не посещавшие детский сад, иногда имеют катастрофически низкий уровень сформированности навыков тонкой ручной моторики (рисование, лепка, вырезание из бумаги и прочее), поскольку родители не уделили этому аспекту развития должного внимания. Это уже с первых дней обучения создает комплекс  трудностей.

Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания дошкольников. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для дальнейшего успешного обучения. Так же, как и другие виды изобразительного искусства, лепка формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного.

Именно занятия лепкой имеют уникальные возможности для развития всех психических свойств личности ребенка, для развития тонкой моторики рук. Если на других занятиях ручного труда чаще всего основную работу осуществляет ведущая рука, то во время лепки одинаково развиваются обе руки. Ребенок, начавший лепить в раннем возрасте, существенно опережает своих сверстников в освоении различных навыков. И дело здесь не в том, что он раньше начал практиковаться в лепке, а в том, что лепка рано разбудила его интеллектуальные и творческие задатки, приобретаемые ребенком благодаря лепке.

Лепить можно из глины, пластилина, воска, теста. Учитывая все достоинства и недостатки этих материалов, я предпочла бы в работе с детьми использовать соленое тесто. Т. к. дети уже имели возможность работать с пластилином, то освоить приемы лепки из соленого теста им будет не сложно.

Преимущества соленого теста перед пластилином и глиной:

1. Можно приготовить в любой момент, не тратя лишних денег.

2. Легко отмывается и не оставляет следов.

3. Безопасно при попадании в рот.

4. Не липнет к рукам при лепке.

5. Можно сушить на воздухе.

6. Можно лепить из окрашенного теста и можно расписать уже готовое изделие.

7. Если покрыть лаком - сохранится на века.

8. С игрушками из соленого теста можно без боязни играть, они не потеряют форму.

Этот материал приятный на ощупь, теплый, нежный, совершенно безвредный с точки зрения экологии и аллергенов.

Актуальность.

          Техника  лепки богата и разнообразна, но при этом доступна любому человеку. Занятия в мастерской тестопластики даёт уникальную возможность моделировать мир и своё представление о нём в пространственно-пластичных образах. У каждого ребёнка появляется возможность создать свой удивительный мир.

Целесообразность.

         Тестопластика – осязаемый вид творчества, потому что ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке является рука, следовательно, уровень умения зависит от овладения собственными руками, от моторики, которая развивается по мере работы с тестом. Технику лепки можно оценить как самую безыскусственную и наиболее доступную для самостоятельного освоения.

Занятия лепкой комплексно воздействуют на развитие ребёнка:

  • повышает сенсорную чувствительность, то есть способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики; синхронизирует работу обеих рук;
  • развивает воображение, пространственное мышление, мелкую моторику рук;
  • формируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его; при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел;
  • а также способствует формированию умственных способностей детей, расширяет их художественный кругозор, способствует формированию художественно-эстетического вкуса.

По своему содержанию занятия имеют своей целью развитие индивидуальности, интуиции, воспитание организованности и аккуратности. Лепка включает в себя сенсорные факторы развития, при этом отрабатывается глазо-ручная координация, концентрация внимания и усидчивости, развитие произвольной регуляции.

Цель программы – развитие творческих способностей детей в процессе создания поделок из соленого теста (лепка и последующая роспись готовых изделий).

Основные задачи программы:

Образовательные:

  1. знакомить со способами деятельности – лепка из соленого теста;
  2. учить соблюдать правила техники безопасности;
  3. учить стремится к поиску, самостоятельности;
  4. учить овладевать основами, умениями работы из целого куска теста, из отдельных частей, создание образов;

Развивающие:

  1. развивать опыт в творческой деятельности, в создании новых форм,  

     образцов, поиске новых решений в создании композиций;

  1. развивать конструктивное взаимодействие с эстетическим  

     воспитанием, речевым развитием, мелкой моторикой, глазомером;

  1. формирование способности к творческому раскрытию,    

     самостоятельности, саморазвитию;

  1. формирование способности к самостоятельному поиску методов и  

     приемов, способов выполнения

Воспитательные:

  1. воспитывать ответственность при выполнении работ.

     2.  воспитывать умение четко соблюдать  необходимую  

        последовательность действий.

       3. Воспитывать умение организовать  свое рабочее место, убирать за    

       собой.  

                                               

Формировать у детей следующие умения и навыки:

- умение лепить из соленого теста различные предметы (овощи, фрукты, животных, украшения и т. д.);

- умение украшать вылепленные изделия методом налепа, углубленного рельефа, а также дополнительными элементами из природного и бросового материала;

- умение расписывать изделие краской;

-  навыки работы со стеками;

- навыки аккуратной лепки и росписи.

Принципы построения программы:

  1. Доступность – тематика занятий подобрана таким образом, что с заданием справляются дети с любым уровнем подготовки. Обучение строится, как игра.
  2. Индивидуализация – учитывается особенность ребенка.
  3. Системность и последовательность – заключается в непрерывности и планомерности педагогического процесса, что ведет к выполнению поставленной задачи перед детьми.
  4. Наглядность – создается положительный эмоциональный настрой, способствует общению, развитию речи.

Методы:

  1. Словесные – чтение сказок, стихов, разучивание загадок, пословиц, поговорок. Составление рассказов, сказок, обсуждение тем занятий.
  2. Наглядные – показ тематического материала, наблюдения.
  3. Практические – изготовление изделий из соленого теста, участие в выставках, использование изделий в сюжетных игра.

Формы: Занятия проводятся 2 раза в неделю, во второй половине дня. Длительность занятия зависит от возрастной группы:

3-4 года – 20-25 минут

5-6 лет – 25-30 минут

6-7 лет – 25-30 минут

  1. Программа рассчитана на детей с разным уровнем подготовки и может быть использована для развивающей индивидуальной и групповой работы.
  2. Дополнительные задания выполняются по желанию или включаются в занятия.

 Условия реализации программы

  1. Методическое обеспечение – программа, литература.
  2. Обеспечение практическим материалом – мука, соль, инструментарий, различные украшения.
  3. Создание развивающей среды.

Информационное обеспечение о результатах работы по программе – статьи для родителей и педагогов. 

Основное оборудование для работы с тестом
1.Набор стеков (пластмассовые и деревянные).

2.Алюминиевая фольга. Вещь крайне необходимая. На куске фольги формируется и собирается изделие и потом переносится для сушки.

3.Лопаточка с тонким краем. Нужна для того чтобы подцепить и перенести отдельные детали изделия.              

4.Пинцет. Для манипуляций с мелкими деталями.

5.Баночка с водой и кисточка. Нужны для склеивания деталей изделия между собой.

6.Расческа с частыми зубьями  для нанесения орнамента и насечек. 7.Зубочистки. Очень часто используются. Служат для нанесения орнамента и насечек, в объемных изделия так же могут выполнять роль каркаса (например, соединяют голову и туловище).

8.Деревянная палочка для суши.

Материал для проведения работы по тестопластике меняется в соответствии с планом работы.

Дополнительное оборудование
1.Бисер и бусины. Служат для украшения. Из них можно выложить надписи, орнамент, использовать в качестве глаз, носа и прочее .

2.Маленькая скалка из детского набора для лепки.

3.Набор фигурок и вырезок. (фигурки для печенья или фигурки из наборов для лепки.)

4.Проволока (для изготовления каркаса изделия. )

5.Ложки. Дают интересные отпечатки на поверхности теста.

6.Шпажка для канапэ.

Структура занятий
  1. Сюрпризный момент.
  2. Обучающая, информационная сказка.
  3. Постановка задачи.

4.Показ техники выполнения работы.

  1. Пальчиковая гимнастика.
  2. Выполнение работы.
  3. Итог занятия.

Ожидаемые результаты и способы определения результативности. Для каждого ребёнка конкретным показателем его успехов является:

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ.

Для каждого ребёнка конкретным показателем его успехов являются:

Устойчивый интерес к тестопластике.

Возрастающий уровень его авторских работ.

Повышение уровня самостоятельности при выборе материалов и способов успешной реализации замысла,  технических  навыков и умений.

Желание участвовать в коллективных работах, в  выставках и т.д.

Оригинальность предлагаемых художественных решений.

Окрепшая  моторика рук.

Ребенок  способен:

самостоятельно выбирать и использовать необходимые инструменты для работы;

соединять детали разными способами в готовое изделие;

гармонично сочетать цвета, соответствующие изображаемым предметам и по собственному желанию;

аккуратно использовать материалы;

соблюдать правила безопасной работы;

украшать интерьер помещения своими работами и др.

Критерии оценки знаний, умений и навыков детей по программе «Тили-тили тесто»

Для выявления степени овладения ребенком навыков в лепке и в росписи изделий из соленого теста предлагается следующая диагностика. Данная диагностика осуществляется педагогом методом наблюдения за практической работой детей на занятиях по тестопластике и росписи изделий. С этой целью разработаны диагностические карты, в которых определены соответствующие критерии и показатели по каждой  возрастной группе. Оценки по каждому критерию даются по трехбалльной системе: 3 балла соответствуют высокому уровню усвоения программы, 2 – достаточному и 1 – низкому.

Уровни усвоения программы

Высокий уровень - ребенок владеет основными приемами лепки из соленого теста, точно передает форму, строение, пропорции предметов. В росписи передает окраску предметов, используя цвет как средство выразительности образов. Раскрашивает изделия аккуратно. Эмоционально относится к процессу создания поделки. Лепит и раскрашивает самостоятельно, без помощи взрослого. Адекватно оценивает результаты своей деятельности и других детей.

Достаточный уровень – ребенок в основном владеет основными приемами лепки из соленого теста, но немного искажает форму, строение, пропорции предметов. В росписи изделий допускает небольшие неточности. В реализации замысла проявляет самостоятельность, творчество, инициативу, получая при этом эстетическое наслаждение от результатов своей деятельности. В процессе работы изредка обращается я за помощью к педагогу. Самостоятельно оценивает результаты своей работы и работы других детей.

Низкий уровень – характеризуется у ребенка желанием лепить и раскрашивать. Но не всегда удается передать в лепке форму, строение, пропорции предметов.. Знает названия цветов, но не всегда правильно использует их при раскрашивании.. Не владеет приемами работы стеками Раскрашивает изделия неаккуратно. При реализации замысла творчество проявляется при активном напоминании педагога. В процессе работы часто обращается за помощью.

У каждого ребенка суммируются все баллы по каждому из критериев, а затем высчитывается средний балл. По полученному среднему баллу и определяется уровень умений и навыков каждого ребенка.

УРОВНИ:

Менее 2 баллов – низкий

 От 2 до 2,5 баллов – достаточный

От 2,5 - 3 балла – высокий

Учебный план для занятий с детьми младшего дошкольного возраста

месяц

Количество занятий в неделю

Количество занятий в месяц

Продолжительность занятий

Октябрь

2

8

15 -2щ мин.

Ноябрь

2

8

15 -20 мин.

Декабрь

2

8

15 -20 мин.

Январь

2

6

15 -20 мин.

Февраль

2

8

15 -20 мин.

Март

2

8

15 -20 мин.

Апрель

2

8

15 -20 мин.

Учебный план для занятий с детьми старшего дошкольного возраста

месяц

Количество занятий в неделю

Количество занятий в месяц

Продолжительность занятий

Октябрь

2

8

20 -25 мин.

Ноябрь

2

8

20 -25 мин

Декабрь

2

8

20 -25 мин.

Январь

2

6

20 -25 мин.

Февраль

2

8

20 -25 мин.

Март

2

8

20 -25 мин.

Апрель

2

8

20 -25 мин.

Литература.Давыдова Г. Н. Пластилинография - 2.М.: Просвещение, 2006г.

Доронова Т. Н. Якобсон С. Г. Обучение детей 2 - 4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре. М.: Просвещение, 1992г.

Другова Е. Новогодняя сказка. Лепим из пластилина. Питер, 2014 г.

Иванова Т.Е. Занятия по лепке в детском саду. М. :Творческий центр Сфера, 2010 г.

Кискальд И. Солёное тесто. М.: АСТ - пресс книга,  2003г.

Козакова. Изобразительная деятельность младших дошкольников. М.: Просвещение, 1980г.

Лебедева Е.Г. Простые поделки из бумаги и пластилина. М.: Айрис  Пресс, 2013

Лыкова И. А. Сюжетная лепка. М.:ИД  Карапуз,  2005г.

Новацкая М. Пластилиновые  картинки.  Рисуем пластилином с детьми.  Питер, 2014 г.

Романовская А. Л. Поделки из соленого теста. М.: АСТ ,2006г.

Румянцева Е. Простые поделки из пластилина. М.: Айрис Пресс, 2013 г.

Саккулина Н. П. Комарова Т. С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструирования. М. :Просвещение,  1979г.

Саккулина Н. П. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. М.: Просвещение, 1982г.

Фирсова А. Чудеса из соленого теста. М.: Айрис Пресс, 2010 г.

Халезова  Н.Б. Декоративная лепка в детском саду.  М. :Творческий центр Сфера, 2005 г.

Хананова И. Соленое тесто. М.: Аст Пресс, 2012 г.

Чаянова Г. Л. Солёное тесто. М.: Дрофа --- плюс. 2005г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ТЕСТОПЛАСТИКЕ «УМЕЛЫЕ РУЧКИ»

В нашем детском саду МАОУ СОШ 5 "Детский сад № 12" дети младшей группы занимаются в кружке по тестопластике "Умелые ручки". Цель этой программы - развитие творческих  способностей ребенка по...

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ТЕСТОПЛАСТИКА-ЛЕПКА ИЗ СОЛЕНОГО ТЕСТА»

Соленое тесто обладает удивительными свойствами: мягкостью, пластичностью, простотой использования, доступностью и дешевизной. К тому же некрашеное соленое тесто не пачкает одежду и руки ребенка.Фигур...

"Программа дополнительного образования по лепке- тестопластике"

Авторская программа дополнительного образования по лепке-тестопластике Возможно, каждый родитель, воспитывающий дошкольника, задавал себе вопрос о том, как правильно подготовить ребёнка к школе. ...

Программа дополнительного образования по тестопластике "Волшебное тесто"

История возникновения лепки из соленого теста.Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости и...

Программа дополнительного образования по тестопластике «Соленое тесто» (3-4 года)

Программа дополнительного образования по тестопластике «Соленое тесто» (3-4 года)...

Программа дополнительного образования по тестопластике «Соленое тесто» (3-4 года)

Программа дополнительного образования по тестопластике «Соленое тесто» (3-4 года)...