Барельефная лепка в развитии ручной умелости для подготовки детей к школе.
статья по аппликации, лепке (старшая группа) по теме

Янгулова Елена Борисовна

В статье описан опыт работы в художественно-эстетичекском развитии старших дошкольгиков -  используя  барельефную лепку на занятих  по продуктивным видам деятельности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_yangulova.odt29.01 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Барельефная лепка в развитии ручной умелости для подготовки детей к школе.

  2.  

Воспитатель:  Янгулова Е.Б.

г. Ачинск, МБДОУ «Д/с № 40»

        Художественное творчество — это удивительный волшебный мир, это душевное состояние «маленького человека», когда он с помощью различных изобразительных средств может выплеснуть свои чувства, мысли, желания, тревоги, своё искреннее отношение к действительности. Поэтому педагогам необходимо как можно больше уделять внимание творческому развитию детей, не бояться учиться и экспериментировать вместе с ними. Занятия продуктивными видами деятельности создают основу для полноценного содержательного общения между собой и со взрослым. Из многообразия видов изобразительного искусства дети обычно отдают предпочтение рисованию, которое имеет большое значение для всестороннего развития дошкольников, способствует эстетическому и нравственному воспитанию, расширению кругозора. Рисовать можно как с помощью красок, карандашей, фломастеров, так и используя нетрадиционную художественную технику - барельефную лепку. Принцип данной техники - создание на основе пластилина лепных картин с изображением выпуклых, полу объёмных объектов на горизонтальной поверхности. Изображение выступает над плоскостью основы менее чем на половину своего объёма. Как показывает личный опыт работы, барельефная лепка может с успехом использоваться  в работе с детьми, имеющими нарушения в речи. Работу начала проводить  с воспитанниками  второй  младшей группы.  Преимущества барельефной лепки еще и в том,  в том, что она позволяет: – создавать большие возможности для упражнения детей в освоении таких технических приёмов лепки, как раскатывание пластилина прямыми, круговыми движениями, раскатывание пластилина кончиками пальцев. Например, на занятиях обычной лепкой дети раскатывают один или два столбика, а в работе по барельефной лепке каждый из детей раскатывает 5-6 столбиков;
        - увеличивается задействование различных мышц рук в ходе одного занятия. (Например в работе «Ёлка, украшенная бусами» дети упражняются в раскатывании пластилина между ладонями прямыми движениями и кончиками пальцев, а также тренируют силу пальцев, выполняя технический приём под названием «размазывание из столбика»);

        - дети упражняются  в согласованности движений руки и глаза;

        - развивается  композиционные умения. (Дети учатся заполнять пространство работы, что в последующем может оказать помощь при создании композиции в рисунке);

        - способствует разнообразию тем работ по лепке и теснее увязать их с темами других занятий (например, с занятиями по развитию речи);

        - использую детские работы для оформления интерьера группы ;

        - комплексно воздействую на развитие ребёнка и развиваю общую ручную умелость, мелкую моторику, синхронизировать   работу обеих рук, развитие силу пальцев.

        Во второй младшей и средней группах, занятия провожу 1 раз в месяц. В старшей группе планирую провести 7 занятий по барельефной лепке в год. В подготовительной к школе группе - 4занятия в течение учебного года. Уменьшение количества занятий по барельефной лепке объясняется тем, что: у детей к старшему дошкольному возрасту совершенствуются технические приёмы лепки, возрастает возможность выполнять более сложные работы техникой обычной лепки. В процессе проведения занятий с детьми использую следующие приёмы:

        1. Внесение и обследование фона. Для занятий  по барельефной лепке вносится фон (он целиком выполняется из пластилина, на котором  даны  отдельные фрагменты будущего изображения, например, изображение Деда Мороза в тулупе без отделки и др.) Фон может быть один или два- в зависимости от выполняемой работы.

        2. Создание игровой мотивации для занятия. Придумываю  игровые моменты перед очередным занятием: помочь Деду Морозу прийти красивым к детям на праздник, а для этого украсить его тулуп; сделать для грустной обезьянки в зоопарке картину, которая будет напоминать ей о её родине Африке; сделать для мам в подарок картину с розами и др.

        3. Комментирование способа выполнения действий. Чтобы получилась красивая ёлочка я буду делать так: сначала раскатаю столбик (показываю). Что я скатала? Теперь прикладываю столбик к стволу ёлочки, слегка прижимаю. Куда я приложила столбик? Что я с ним сделала? А теперь я указательным пальцем размажу столбик вниз по всей длине (показываю). Что я сделала со столбиком? Что у нас получилось?

        4. Воспроизведение движений в воздухе. Детей прошу показать в воздухе, как они будут раскатывать «виноградины».

        5. Работа на «пробниках».  «Пробники» - это небольшие карточки из плотного картона, на которых дети могут упражняться в выполнении какого-либо технического приёма.

        6. Совместные («пассивные») действия. Например, при выполнении технического приёма «размазывание из столбика» некоторые дети не могут выполнить его самостоятельно, тогда  я беру пальчик ребёнка в свою руку и вместе с ним выполняю этот приём.

        7. Художественное слово (стихи, загадки). Подбираю те, которые помогают ребёнку воспроизвести картину.

        8. Вопросы к детям. Вопросы к детям должны иметь наглядную опору и соответствовать той деятельности, которую они выполняют.

        9. Выполнение работы небольшими частями. Делим выполнение задания на 2-3 части.

        10. Превращения. Этот приём нравится детям. Когда, например, вылепленный виноград или ананас превращаются в «настоящие».

        11. Появление игрушечного или сказочного персонажа. Этот приём позволяет воздействовать на эмоциональную сферу детей, опираться на такие нравственные качества, как доброта и отзывчивость.

        12. Анализ детских работ от лица  игрушечного или сказочного персонажа. Такой анализ воспринимается детьми более эмоционально и запоминается дольше, чем слова воспитателя.

        13. Использование музыки. Например, когда дети лепят «зимний лес», включается отрывок «Еловый лес зимой» из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик». При лепке «Голосистого петушка» звучит «Петушиная полька», а работу « Лебеди» дети выполняют под музыкальную картину «Царевна-лебедь» из оперы Н. А. Римского-Корсака «Сказка о царе Салтане».

        14. Физкультурно-оздоровительные моменты. Сюда относятся: физкультурные паузы (подвижные игры, имитационные движения), что позволяет развивать общую моторику детей; упражнения на релаксацию (послушаем, как падают и шуршат листья, что позволяет детям успокоиться; элементы пальчиковой гимнастики (упражнения подбираем в соответствии с тематикой занятий).

        15. Обследование предмета с соблюдением основных этапов.

        16. Работа детей на общем фоне. Сначала дети выполняют «заготовки» для фона на своих рабочих местах, а потом подходят к нему. Пока ребята не освоили технику прижима к фону, он находится в горизонтальном положении, как только дети научатся прижимать к нему детали, он будет располагаться вертикально. Такая последовательность  работы позволяет детям менять позу во время занятий, немного подвигаться, можно даже поговорить, но главное условие при этом-чтобы разговор был по делу. В ходе занятий по барельефной лепке, помимо общеобразовательных, решаются также и коррекционно-логопедические задачи. Проведённая мною работа позволила получить  следующие результаты: разработаны перспективные планы занятий для всех возрастных групп в соответствии с лексическими темами; апробирована методика проведения занятий по барельефной лепке с детьми имеющими нарушения в речи; усовершенствованы навыки владения стекой у детей, что оказало влияние на подготовку руки к письму; усовершенствованы технические приёмы барельефной лепки; у воспитанников приобретён навык ориентировки на плоскости; укреплена мелкая моторика рук; повышен интерес к занятиям по лепке; заложены основы волевых качеств: выдержки и терпения; дети качественно подготовлены к обучению в школе.

Литература

        1. Образовательная программа  и педагогическая технология содержательной досуговой деятельности мальчиков старшего дошкольного возраста «Самоделкино». М. В. Крулехт, А. А. Крулехт.

        2. Программа «Занятия с дошкольниками по конструированию и ручному труду» Л. В. Куцакова (приложение «Игры и упражнения по художественному труду для детей старшего и среднего дошкольного возраста»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружковой работы по развитию ручной умелости и подготовки руки к письму «Умные пальчики».

Раскрыта технология проведения кружковой работы по подготовке руки к письму....

« РАЗВИТИЕ РУЧНОЙ УМЕЛОСТИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ»

научно-методическая разработка по развитию ручной умеости при подготовке детей к школе...

Программа кружковой работы по развитию ручной умелости и подготовки руки к письму «Умные пальчики».

Дополнительная образовательная программа разработана с учетом интересов и запросов родителей в учреждении, и предусматривает работу кружка по развитию мелкой моторики руки и подготовки ее к письму «Ум...

Программа кружковой работы по развитию ручной умелости и подготовки руки к письму «Дружные пальчики»

Пояснительная запискаВ современных условиях функционирования и развития дошкольного образования, как никогда остро стоит задача повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколе...

Программа кружковой работы по развитию ручной умелости и подготовки руки к письму «Умные пальчики» для детей 5-7 лет.

Программа кружковой работы по развитию ручной умелости и подготовки руки к письму «Умные пальчики» для детей 5-7 лет....

Рекомендации для родителей «Упражнения, способствующие развитию ручной умелости и подготовке руки ребёнка к письму»

Это важно знать: для подготовки к письму и выполнения графических упражнений с детьми дошкольного возраста используется только простой карандаш.Нельзя использовать в этих упражнениях фломастеры, ...