« РАЗВИТИЕ РУЧНОЙ УМЕЛОСТИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ»
методическая разработка по теме

Русакова Татьяна Витальевна

научно-методическая разработка по развитию ручной умеости при подготовке детей к школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nauchno-metodich.razrabrotka.docx89.77 КБ

Предварительный просмотр:

 

 


ПЛАН

  1.Введение

  2.Актуальность и значение работы по развитию у детей ручной умелости

       -проблема

       -цель и задачи

       - методы

       - результаты работы

       - перспектива на будущее

  3. Список литературы


Введение

 

     Письменный способ выражения мысли – одно из величайших достижений человечества. Значение умения пользоваться этим способом общения для каждого человека исключительно велико. Различные области деятельности в большинстве своем тесно связаны с процессом письма.

     Однако письмо может стать подлинным средством общения лишь в том случае, если оно будет удобочитаемым, четким и по возможности красивым. В этом проявляется  и культура самого пишущего и уважение к тому, кто будет читать написанное.

     Поэтому задачей школы является формирование полноценного навыка письма. Выработать у учащихся четкое, красивое письмо невозможно в короткий  срок; для этого потребуется несколько лет, так как навык письма формируется медленно.

     Исследователи, занимающиеся проблемами, связанными с началом обучения в школе: В.М. Лыков, Ю.Ф. Змановский,  Н.Т. Терехова, М.Ю. Кистяковская, М.М. Кольцова, С. О. Филиппова – отмечают, что многие трудности, с которыми сталкиваются ученики, в значительной мере обусловлены  недостаточностью работы на предыдущем, дошкольном  этапе.  Следовательно, уже в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать  условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков  ручной умелости.

    Дошкольный возраст – наилучшее время для запуска человеческих способностей, когда формирование личности ребенка происходит наиболее быстро. Л. Н. толстой писал: « От пятилетнего ребенка до меня – один  шаг, а от  новорожденного до пятилетнего – страшное расстояние».  Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в дошкольном возрасте, именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти.

     Ручная умелость (моторика рук) является эффективным «гимнастическим снарядом» для развития интеллекта и психики ребенка. Если на первый план выдвигается овладение только практическими приемами и технологиями, то результатом будет лишь  «набитая рука», а не развитие личности. Ручная умелость является средством развития сферы чувств, эстетического вкуса, разума, творческих сил, общего развития ребенка.


Актуальность темы:

  Двигательный анализатор человека достигает очень высокого совершенства: человеку доступны такие тонкие и точные двигательные акты, как письмо, рисование, игра на музыкальных инструментах, речь и др., требующие дифферинцированных реакций многих мышечных групп. Среди других двигательных функций движения пальцев руки имеют особое значение, так как оказывают огромное влияние на развитие высшей нервной деятельности ребенка. В истории развития человечества  роль руки исключительно велика. Она лала возможность  развить путем жестов – указывающих, очерчивающих, изображающих, оборонительных и т. д. – тот первичный язык, с помощью которого происходило общение первобытных людей.

     Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функций руки. Они установили, что уровень развития руки детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Тренировка пальцев рук ускоряет процесс функционального созревания мозга, т.к. является мощным тонизирующим фактором для коры больших полушарий.

     Помимо этого была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, тог и речевое развитие находится в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие.

     Что же представляет собой  рука  к моменту поступления в школу?

     Человеческая рука начинает развиваться рано и постепенно совершенствуется в процессе разнообразной деятельности. Мышечная система руки с ее различными видами чувствительности и многообразными движениями не только активное звено аппарата движения, но и своеобразный орган чувства. В 7 лет в мышцах ребенка имеется сложно настроенный двигательный аппарат. Однако нервная регуляция движений ребенка еще несовершенна, мелкие мышцы руки недостаточно развиты, не закончилось окостенение запястья и фаланг пальцев, что вызывает особенные трудности при обучении графическим действиям дошкольников.

     Тренировка пальцев рук повышает согласованность в работе мышц, дает возможность выполнять сложные движения одним или несколькими пальцами.

     В связи с проблемой развития речевых областей в обоих полушариях встает серьезный вопрос о тренировке  тонких движений пальцев обеих   рук. Невропатология говорит о том, что в случае, например, травм, сосудистого поражения в левом полушарии амбидекстры оказываются в более выгодном положении – они сохраняют речь. И.П. Павлов высказывал предположение о том, что развитие функций обеих рук обеспечивает развитие «центров» речи в обоих полушариях, дает преимущества в интеллектуальном развитии, поскольку речь теснейшим образом связана с мышлением.

     По-видимому, в играх следует равным образом развивать движения пальцев обеих рук, а выполнение действий с предметами в обиходе как-то распределить между ними.

    Рассматривая движения руки во время письма, многие исследователи отмечают, что существуют различные способы выписывания букв. Однако, письмо, выполняемое движениями пальцев, целесообразнее, т.к. является наиболее экономным, а следовательно, и потенциально более скорым. У детей же младшего дошкольного возраста кистевые движения развиты лучше, чем движения пальцев. Исследования, проводимые для изучения возможности подготовки к формированию навыка письма, показывают, что детям 4-7 лет легче осуществлять сгибание и разгибание большого и указательного пальцев (наиболее задействованных в  процессе письма) и труднее – вращательные движения этих пальцев.

     Двигательный акт письма требует тонкой координации движений, длительной фиксации суставов, а кроме того, связан со значительной статической нагрузкой, обусловленной неподвижной позой при письме. Несовершенная нервная регуляция движений, слабое развитие мелких мышц руки, низкая выносливость по отношению к статическим нагрузкам у детей этого возраста определяют чрезвычайную сложность овладения навыком письма. Поэтому следует уже в дошкольном возрасте развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

     Подготовка  детей к обучению в школе, к успешному выполнению их будущей социальной функции учеников – одна из важнейших задач дошкольного образовательного учреждения, которая с каждым годом становится все актуальнее.

    Из всего вышесказанного видно, насколько важна организация деятельности, направленной на развитие руки ребенка, в дошкольный период. С одной стороны, это непосредственно влияет на формирование речи ребенка и является мощным тонизирующим фактором для коры больших полушарий, а значит, и для интеллектуального развития, с другой – готовит руку как непосредственное орудие выполнения графических движений,  что в сумме во многом определяет степень готовности ребенка к  обучению в школе.


Проблема, цель и задачи.

     Неподготовленность  к письму, недостаточное развитие мелкой моторики может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния в школе, слабой эмоциональной – волевой сфере ребенка. Поэтому в дошкольном возрасте  важна именно подготовка к письму. Умение выполнять мелкие движения с предметами  развивается в дошкольном возрасте,  именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти.

     Работу по развитию мелкой моторики рук своих детей  я начала еще с младшего дошкольного возраста. Когда начала с ними  работать провела диагностику и обнаружила низкий уровень развития речи детей. Тогда поставила перед собой цель – развивать речь детей младшего дошкольного возраста через  пальчиковые игры и упражнения. Эта работа по развитию речи детей дала хорошие результаты. Ребята почувствовали уверенность в себе, стали свободно общаться со  сверстниками и взрослыми, научились выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства. Но на этом мы не остановились,  с каждым годом с различными видами деятельности и упражнениями всячески старались развивать ручную умелость. Ведь впереди их ждет самое сложное занятие – письмо, включающий выполнение тонких координационных движений руки . Техника письма требует сложной работы мелких мышц и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.

     Работая с детьми старшего дошкольного возраста, я решила заняться этой проблемой и поставила перед собой цель – развитие и подготовка руки ребенка к письму. Для выполнения своей цели я выделила следующие задачи:

  • Формирование устойчивого интереса, выработка  графических навыков;
  • Развитие творческих умений ( художественных, изобразительных, речевых, графических..);
  • Развитие умственной деятельности;
  • Воспитание нравственно-волевых качеств;
  • Совершение практической деятельности.

Принципы обучения

Технология обучения первоначальному письму и формирование графического навыка определяется системой, методами и приемами, используемыми на занятиях, в индивидуальных упражнениях, в свободное от занятий время.

1.        Принцип — поэлементное обучение.

Мы формируем в памяти ребенка четкий зрительный образ рисунка, элемента, вида штриховки…, т.е. ребенок должен ясно представлять себе, из каких зрительных элементов он состоит, и в каких пространственно-количественных соотношениях эти элементы находятся в ней. Первоначально происходит рассматривание, затем элементное изучение (детально), затем обследование, начертание в воздухе и потом только практическое (графическое) исполнение. Благодаря этому у детей формируется дифференцированный зрительно-двигательный образ (например: буквы), что составляет необходимую основу для графического навыка.

2.        Принцип - одновариантность (стабильность).

Этот принцип обусловлен закономерностями движения руки при письме. Это, прежде всего пронация: круговые замкнутые движения руки, направленные внутрь к плечу, -          Рука, в процессе выполнения такого задания (например: «вязания карандашом») выполняет единообразные, идентичные движения. Такие задания (упражнения) знакомят детей с элементами написания букв при письме в школе, что ускоряет процесс перестраивания рисунка в д/с к написанию букв в школьной тетрадке.

3. Принцип - логичность.

Этот принцип позволяет в довольно короткий срок целенаправленно и систематически продолжить формирование в памяти детей-дошкольников четко дифференцированных зрительно-двигательных образов элементов письма, а значит, предупредить в их письме графические ошибки и тем самым заложить прочные основы к выработке автоматизированности графического навыка.

Структура и содержание работы по развитию ручной умелости.

Весь процесс обучения (развитие мелкой моторики) представляет собой единую систему, которая постепенно усложняется и при этом раскрываются многообразные связи предметной практической деятельности детей, его культуры, а так же мир природы, окружающей среды. Каждый последующий год обучения является ступенью в познании этих связей: продвижение детей происходит последовательно от одного блока к другому.

На занятиях у детей появляется возможность сосредоточить свое внимание, совершенствовать практические навыки...

Графически структуру развития мелкой моторики можно отразить так:

возр. группа

Знания и умения

Содержание

2

мл. гр.

форма

линия (графич.)

цвет

композиция

Материал (карандаши, краски, счётные палочки

ритм

Умелые ручки: представление о прекрасном в обыденных явлениях природы и жизни; многообразие форм, цвета, величины в окружающей действительности, радость познания и созидания, (учу смотреть и видеть, учу руки быть послушными и умными).

средняя гр.

В природе, в жизни, в мастерской: идея взаимосвязи человека, Вещи и Природы и пути их познания, основы декоративно- художественного отражения мира (учу наблюдать, размышлять и применять).

старшая гр.

Рукотворный мир (от мира природы - к миру вещей): природа, как источник инженерных и художественных идей. 

подг. гр.

Секреты мастеров: мир вещей как источник информации (вышивка, резьба, вязание…) - традиционное ремесло и приемы работы, возможность поиска взаимосвязи между искусством и развитием ручной умелости.

Многие занятия носят игровой характер, игра используется как механизм для более глубокого вхождения в суть задания. Она позволяет детям воспринять серьезную и трудную работу как интересную и понятную.

Работать можно под девизом: «Я учусь, я расту, я умею». Создается атмосфера творческого поиска и сотрудничества. Дети приучаются работать с воспитателем, друг с другом, парами, группами, выполняют коллективные работы.

I младшая группа (от 2 до 3 лет)

В самообслуживании: учить застегивать большие пуговицы, развязывать шнурки, банты. Д/и: нанизывать бусы, собирать кольца пирамидки, складывать мозаику, чередуя в определенной последовательности.

Учить правильно сидеть, держать карандаш, проводить мазки (прямые, вертикальные и горизонтальные линии) - длинные дорожки, салют, травка наклонилась от ветра. Подводить к изображению предметов округлой формы (облако, снежный ком, шары, лужи…).

Познакомить со свойствами глины, учить отрывать комочки от целого куска, скатывать прямыми и круговыми движениями (карандаши, столбики заборчика, шарики…). Учить соединять концы столбика, в виде кольца (бараночки, колечки), сплющивать комок между ладонями, делать углубления (лепешки, печенья, колесики).

II младшая группа (от 3 до 4 лет)

Самообслуживание: учить самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности, застегивать и расстегивать пуговицы, складывать, развязывать и завязывать шнурки.

Учить сравнивать, группировать предметы по цвету, форме, назначению. При сравнении учить пользоваться приемами наложения и приложения.

Учить различать правую и левую руку. Узнавать и называть круг, квадрат, треугольник, находить на трафаретах, вкладышах…

Учить в рисовании, лепке, аппликации образно отражать простые предметы и явления окружающей действительности. Ориентировка на листе бумаги.

Продолжать учить правильно сидеть, держать карандаш (кисть), не слишком сильно их сжимать. Ритмично наносить штрихи, мазки (падают листья, идет дождь…), проводить линии в разных направлениях: наклонные, длинные, короткие (ленточки, дорожки), пересекать их (забор, лесенка), сочетать прямые и наклонные линии.

Продолжать изображать предметы округлой формы… (светит солнышко, цветы на лугу, елка…); предметы четырехугольной формы (платочки, флажки, салфетки…); треугольной формы (платочки-косынки, флажки, елочки, грибки…).

Продолжать знакомить с глиной: лепить предметы, состоящие из 1-3 частей одинаковой (разной) формы (неваляшка, птичка), используя приемы скатывания прямыми и круговыми движениями, сплющивания, соединения, защипывания краев формы кончиками пальцев (блюдца, тарелочки).

Воспитывать интерес к аппликации, развивать усидчивость, терпение. Учить раскладывать и составлять на месте изображение из 2-3 частей, расширить знакомство с трафаретами, вкладышами, использование их при рисовании. Поощрять стремление самостоятельно рисовать, лепить, раскрашивать картинки.

Средняя группа (от 4 до 5 лет)

Продолжать закреплять навыки самообслуживания (застегивание-расстегивание, завязывание – развязывание…).

Развивать у детей интерес к театральным играм (пальчиковые игры, пальчиковый театр-бибабо, образные игрушки).

Совершенствовать умения работать с карандашом, листом бумаги… продолжать учить определять направление от себя. Знакомство с графическими упражнениями, простейшими видами штриховки (сверху вниз, снизу вверх, справа налево…)

Учить применять линейки-трафареты… закрашивать рисунки кистью (краски, гуашь), карандашом (только в одном направлении), ритмично наносить мазки, штрихи по всей форме, не выходя за пределы контура: проводить широкие линии всей кистью, узкие линии, точки - концом (фрукты, овощи, дома, деревья). Учить детей рисовать элементы узора по мотивам народных умельцев (вышивка, вязание…) - мазки, точки, прямые линии, кольца, дуги), составлять узоры в геометрических формах, соблюдая симметрию.

Совершенствовать умения скатывать глину, пластилин прямыми и круговыми движениями, расплющивать, соединять в виде кольца, соблюдать пропорции.

Учить оттягивать у глины части от основной формы (клюв у птицы, уши у зайца…), сглаживать поверхность формы (чашки, тарелки), присоединять части, прижимая и примазывая их (ручка к чашке), вдавливать для получения полой формы (вазочка, кружка), загибать края расплющенной формы (мисочка, тарелка). Использовать в работе стеку.

Учить правильно держать ножницы и работать с ними: (разрезать ленты, делить фигуры пополам, делать косые срезы).

Учить вырезать геометрические фигуры, составлять из них изображения, узоры.

Обучать конструированию из бумаги: сгибать лист пополам, совмещая стороны и углы (альбом, флажки, открытка…), конструированию из природного материала (кора, ветки, шишки, скорлупа, солома).

Знакомство с альбомом, тетрадкой, где выполняются графические упражнения.

Продолжать развивать интерес к театральным играм: теневой, плоскостной… Воспитывать и развивать волевые качества: усидчивость, терпение, достижение цели.

Старшая группа (от 5 до 6 лет)

Продолжать закреплять умения самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности, правильно и аккуратно складывать одежду в шкаф.

Развивать желание заниматься ручным трудом, использовать природный материал, картон, бумагу. Формировать умения самостоятельно делать игрушки для сюжетно-ролевых игр (бинокль, флажки, сумочки, шапочки…), сувениры, украшения.

Учить различать форму предметов, выполнение графических упражнений в тетрадях (альбомах), закрепление штриховки, знакомство с новыми видами, ориентировка на бумаге.

Совершенствовать изобразительные умения и навыки, учить изображать предметы с натуры. Развивать художественно-творческие способности детей.

Продолжать знакомить с народным декоративным искусством (жостовская, хохломская, городецкая), народными игрушками (дымковская, каргопольская, филимоновская, богородская…).

Закреплять навыки правильной посадки при рисовании, навыки пользования карандашом, кистью. Учить наносить легкий контур карандашом. Учить составлять узоры. Учить ритмично располагать круги, точки, рисовать волнистые линии, завиток, травку, листья…, придумывать узор.

Совершенствовать умения работы с глиной, подводить к сложной лепке. Учить расписывать изделия гуашью, украшать налепами, углубленным рельефом.

Продолжать учить вырезать разнообразные геометрические формы, вырезать предметы симметричной формы. Учить использовать способ обрывания бумаги (пушистые цыплята, снег, облака).

Учить составлять сложные картинки, совершенствовать умения в работе с бумагой; сгибать лист вчетверо в разных направлениях. Учить работать по готовой выкройке (лодочка, домик, кошелек…). Учить создавать из бумаги объемные фигуры, продолжать делать игрушки, сувениры…

Подготовительная группа (от 6 до 7лет)

Закрепить навыки самообслуживания: быстро раздеваться, одеваться, самостоятельно застегивать, расстегивать, завязывать, развязывать, вешать одежду, складывать в определенном порядке.

Продолжать учить детей играть в дидактические игры разного типа (лото, домино, мозаика, бирюльки…). Изготовлять необходимые атрибуты и декорации к театральным, сюжетно-ролевым играм. Приучать детей по собственной инициативе производить мелкий ремонт книг, одежды для кукол, игрушек, использовать в самостоятельной деятельности навыки ручного труда.

Учить измерять, сравнивать длину, ширину, высоту предметов с помощью условной меры, делить геометрические фигуры на части, составлять целое из частей («Составь квадрат», «Колумбово яйцо», «Танграм»…).

Графическое преобразование геометрических фигур по условиям с использованием линейки, шаблонов, трафаретов, использовать все виды штриховок.

Самостоятельное составление планов, схем, воссоздание силуэтов из геометрических фигур.

Продолжать учить рисовать узоры по мотивам народных мастеров (дымка, хохлома, городец, жостово…), учить составлять узоры на бумаге, ткани разной формы, а так же силуэтов, изображающих предметы быта, одежду. Закреплять умения рисовать круги, точки, волнистые линии, ягоды, линии, цветы.

Учить лепить из глины, пластилина предметы более сложной формы (птица, конь, кукла), по мотивам народных глиняных игрушек, обрабатывать поверхность формы пальцами, стекой, украшать рельефом. Учить лепить скульптурные группы из 2-3 фигур, выполнять декоративную лепку на пластинах (налепом, углубленным рельефом), расписывать красками.

Учить сочетать приемы вырезания ножницами с приемами обрывной аппликации, используя бумагу разной фактуры.

Познакомить детей с металлическим конструктором, учить соединять детали шурупами, гайками.

Учить детей работать с тканью, с иголкой, с ниткой (вдевать в ушко, завязывать узелок, пришивать пуговицы, вешалку; простейшие стежки «вперед иголку», «стебельчатый» шов - мешочки для семян, фартучек для куклы, игольница).

Делать аппликацию из кусков ткани, наносить контур с помощью мела, вырезать в соответствии с задуманным сюжетом.

Продолжать учить складывать бумагу различной формы в разных направлениях: оригами (пилотка, буденовка), делать разметку с помощью шаблона, создавать игрушки-забавы (зайка-физкультурник, клюющий петушок). Учить переплетать бумажную основу полосками цветной бумаги (коврик, дорожка, закладка), изготавливать сувениры, детали костюмов и украшений к празднику. Продолжать учить создавать объемные игрушки, работать с различным природным материалом.


Приемы и методы

На основе поставленных задач и структуры работы по развитию ручной умелости составлен перспективный план (см. Приложение 2.).

     Планируя  работу, я стала учитывать особенности памяти детей своей группы. Дети воспринимают мир, и познают его по-разному в зависимости  от своих индивидуальных возможностей. Например,  есть «зрители», которые быстро схватывают и запоминают , как выглядят предметы (цвет, размер..); «слушатели», которые охотно и много разговаривают, быстро  запоминают все, что слышат; «деятели», которые предпочитают активные действия, хорошо ориентированы в пространстве, однако длительное время оставаться в покое  и концентрировать  внимание им тяжеловато. Естественно эти характеристики условны. К тому же в «чистом виде» «зрителей», «слушателей», «деятелей» так же мало, как и обладателей «чистых»  типов темперамента. Для  достижения своей цели  я остановилась именно на «многоканальности» в подаче материала, имея в виду зрение, слух и осязание.

     Ручная умелость (моторика рук) является эффективным «гимнастическим снарядом» для развития интеллекта и психики ребенка. Если  на первый план выдвигается овладение только практическими приемами и технологиями, то результатом будет лишь «набитая» рука, а не развитие личности. Ручная умелость является средством развития сферы чувств, эстетического вкуса, разума, творческих сил, общего развития ребенка.

     Работа по развитию движений рук должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить ребенку радость, не допускать скуки и переутомления, вызвать у детей повышенный интерес,  положительные эмоции, помогать концентрировать внимание на учебной задаче. А это все – достоинства игрового метода и приемов. Решение учебной задачи в процессе игры сопряжено с меньшими затратами нервной энергии, с минимальными волевыми усилиями.

     В свое время Е.А. Флерина обратила внимание на то, что игровые методы и приемы позволяют четко и полно осуществлять учебные задачи в атмосфере легкости и заинтересованности,  активности детей, но и моторную. Моторная активность способствует образованию богатых ассоциативных связей, что облегчает усвоение знаний, умений. В ситуации игры процессы восприятия протекает в сознании ребенка более быстро и точно. В работе с детьми  дошкольного возраста, когда формируются  лишь первоначальные представления о развитии мелкой моторики  и координации движений кистей рук детей 4-5 лет необходимо показать сами способы действий и приемы работы. По мере накопления детьми опыта объем наглядного материала может сокращаться, так как у них постепенно развивается умение понимать учебный материал, который излагается преимущественно в словесной форме.

     Весь процесс обучения (развитие мелкой моторики) представляет собой единую систему, которая постепенно усложняется и при этом раскрываются многообразные связи предметной практической деятельности детей, его культуры, а также мир природы, окружающей среды. Каждый последующий год обучения является ступенью в познании этих связей: продвижение детей происходит последовательно от одного блока к другому. На занятиях у детей появляется возможность сосредоточить внимание, совершенствовать практические навыки.

      Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже в младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения , сопровождаемые стихотворным текстом (н-р «Сорока»), не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивания и расстегивания пуговиц, завязывание шнурков и т. д. И. конечно в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе. По словам и.М. Сеченова движения руки человека наследственно не предопределены. А возникают в процессе воспитания и обучения как результат ассоциативных связей между зрительными, осязательными и мышечными изменениями в процессе активного взаимодействия с окружающей средой.

      В свою работу я включила ряд взаимосвязанных компонентов, которые лежат в основе  развитии и подготовки руки дошкольников к письму:

  1. Развитие точной ручной координации, тактильных ощущений;
  2. Развитие ручной умелости;
  3. Развитие пространственной ориентации детей, в частности на листе бумаги, а также общих направлениях движения (слева – направо, сверху - вниз, вперед-назад..);
  4. Развитие чувства ритма у детей, умение согласовывать темп и ритм движений, слово и жест;
  5. Развитие  графических умений .

Развитие точной ручной координации, тактильных ощущений

     Этот вид работы предполагает систематическое развитие мелкой моторики доминирующей руки. Выполнение движений сопровождается стихами, рассказами, которые произносит взрослый или сами дети. Для развития точной ручной координации я использую следующие игры:

  • Зарядка для пальчиков
  • Пальчиковые игры и упражнения
  • Игры и занятия с пуговицами
  • Игры и занятия с крупой и зернобобовыми
  • Выкладывание фигурок из счетных палочек, спичек , камушек..
  • Ниткопись
  • Рисование
  • Аппликация
  • Лепка
  • Игры с конструктором, мозаикой..

Зарядка для пальчиков

        Зарядка для пальчиков – это упражнения для пальцев и кистей рук с сопутствующим стихотворным текстом. Поскольку такая зарядка не требует от ребенка значительных усилий , ее можно начинать проводить с самого раннего возраста. Мы с ребятами зарядку для пальчиков используем на занятиях в качестве физкультминутки, ведь ребята быстро устают, внимание их улетучивается, а после проведенной игры, они вновь готовы сосредоточиться и слушать воспитателя. Простые движения пальцев помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ снимают умственную усталость, помогают рассслабиться. А также после дневного сна. Потешки не только развлекают, но и оказывают развивающее, оздоравливающее воздействие.

Пальчиковые игры и упражнения

     Важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры и упражнения». Пальчиковые игры – это инсценировка каких – либо рифмованных историй,  сказок  при помощи пальцев. «Пальчиковые игры» как бы отображают реальность окружающего мира- предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

  Ребенку предлагаю с помощью разнообразных комбинаций пальцев рук изображать животных, людей и предметы. Вначале детей обучаю различным комбинациям. Эти игры очень эмоциональны, увлекательны. Игра, увлекающая детей, не перегружает ни умственно, ни физически, Очевидно, что интерес детей к игре постепенно переходит не только в интерес к учению, но и к тому, что изучается .При проведении пальчиковых игр важно придерживаться принципа, который связан с возрастными особенностями  речевого развития дошкольников.  Ребятам особенно нравятся пальчиковые игры с использование атрибутики. При этом сами атрибуты никакой развивающей нагрузки не несут, они как бы украшают упражнение, делая для ребенка более привлекательными. В качестве атрибутов мы используем перчатки, очень нравятся детям использовать изображения небольших фигурок из журналов, открыток. Особо ребята в восторге от теневого театра.  Большое внимание уделяю упражнениям, которые способствуют развитию щепоти, что в дальнейшем формирует правильный захват орудия письма («Посолим суп», « Урожай», «Курочка», «Катаем Шарик»…)

Игры и занятия с пуговицами

        Упражнения с пуговицами помогают детям нарисовать забавные картинки. Они могут стать опорой, которая поможет ребенку вспомнить стихотворения, рассказ, сказку; научат передавать свои эмоции с помощью «оживших» предметов. Упражнения с пуговицами развивают у детей репродуктивное и творческое воображение, память, творческие способности, зрительно-моторную координацию, глазомер, речь, мелкие движения рук. У нас в группе имеются плоские пуговицы разных размеров, формы и цвета. Обводя пуговицы  по контуру, ребята придумывают свои рисунки, сюжетные картинки(«Лето», «Цирк» И др.), изображают предмет – отгадку, героев произведений. Выполняя предложенные упражнения, дети научились катать пуговицу, поставленную на ребро; застегивать и расстегивать пришитые пуговицы; нанизывать пуговицы на нитку или проволоку: выкладывать орнаменты и фигурки из пуговиц; решать примеры и задачи..

Игры и занятия с крупой и зернобобовыми  

        Упражнения с крупой, зерновыми, зернобобовыми и семечками развивают к детей логику, воображение, внимание, усидчивость; зрительно – моторную координацию, зрительный анализ и синтез, тонкие движения пальцев развивают тактильные ощущения детей. На занятиях с использование крупы и семян я учу детей удерживать семечки, крупу пальцами; делать массаж ладоней с помощью горошин (катать горошины между ладонями с внутренней и внешней стороны; придавливать горошину к столу и вращать ее пальчиком); выкладывать геометрические или растительные орнаменты, фигурки людей, животных, цифры  по опорным точкам или схемам или  рисовать их по памяти; угадывать на ощупь, в каком мешочке лежат семечки, зерна, крупа, бобовые.

Выкладывание фигурок из счетных палочек, спичек , камушек..

                

     Выкладывание из счетных палочек, спичек.. фигурок,  букв, сюжетных картинок – интересный и эффективный вид работы по подготовке детей к обучению письму. При выполнении таких заданий у старших дошкольников развивается мелкая моторика рук, глазомер, творческое воображение, память. Я соблюдаю при этом главное условие – задания даю от простого – к сложному. Например, надо составить домик из шести спичек, а затем превратить его в флажок. С большим интересом ребята выполняют «аппликации» из спичек на небольшой доске с нанесенным на нее тонким слоем пластилина.

Ниткопись

 Ребятам очень нравиться выкладывание ниток по контуру какого –либо изображения. Мы  учились с детьми сначала с помощью ниткописи выкладывать контуры простых предметов, затем более сложных ( цветок, рыбка, домик..) . Это занятие трудоемкое,  поэтому  не у всех детей получается хорошо.  

Рисование

        В процессе рисования ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам; огорчается, если , что-то не получается. Но самое главное: создавая изображение, ребенок приобретает различные знания: уточняются и углубляются его представления об окружающем.

   Рисование – занятие , любимое всеми детьми и очень полезное. Чем чаще ребенок держит в руках карандаш или кисть, тем лучше  будет ему выводить первые буквы. Мы с ребятами используем любую возможность: рисуем на бумаге и картоне, на снегу , песке, асфальте. Предлагаю детям  рисовать и нетрадиционными методами: пальцами, ладошкой, мохом, ниткой…

Лепка

     Также интересные игры с  пластилином дают уникальные возможности пользы для общего  развития ребенка. На занятиях с пластилином пальчики ребенка развиваются и крепнут, что непосредственно влияет на развитие речи и мышления. Перед лепкой я читаю сказки, загадываю загадки…, а юные скульпторы творят наиболее понравившихся персонажей.

     Много времени я уделяю самостоятельной  деятельности детей в развивающей среде.  В свободном использовании у детей занимательные игры: «Мозаика», «Пуговицы», «Шнуровка»…, которые развивают мелкую моторику рук, внимание, память, сообразительность.

     Сенсорная привлекательность материала, с которыми дети имеют дело, наглядных пособий и индивидуальных диагностических материалов очень важна. При сборе наглядных пособий для игр с пальчиками огромную помощь внесли родители с детьми. Благодаря их активности в нашей группе имеются  камешки, свободные катушки для наматывания ниток, дощечки с множеством отверстий для «вышивания» шнурком, различные виды застежек, веревочки разной длины и ширины для завязывания    и развязывания узлов, плетения косичек..

    Выводы специалистов подтверждают о том, насколько эмоционально значимы игры, приведенные выше, как положительно влияют они на  развитие мелкой моторики рук, внимания, наблюдательности, памяти, оптико-пространственного восприятия, речи, мышления, на формирование коммуникативных умений.

Развитие ручной умелости

        Развитие ручной умелости подразумевает выполнение разнообразных практических дел, овладение навыками самообслуживания. Важно и посильное участие детей в домашних делах:  сервировка стола, уборка помещения и т.п. эти повседневные нагрузки имеют не только высокую нравственную ценность, но и являются хорошей систематической тренировкой для пальцев руки. Также важна роль следующих видов  деятельности:

  • Обрывание листа бумаги
  • Вырезание
  • Плетение
  • Оригами
  • Рукоделие

Обрывание листа бумаги

        Эта техника связана с содружеством обеих рук. Если в младшем дошкольном возрасте я ребятам предлагала бумагу для произвольного обрывания («Снежок», «Цыпленок», «Облако»), то с детьми старшего возраста эту работу усложнили. Начали из отщипанной бумаги составлять сюжетные картинки («Зима», «Букет мимозы»),  обрывали бумагу по контуру (геометрические фигуры, предметы, животные).

Вырезание

   

    Особую роль в развитии ручной умелости играет умение уверенно пользоваться ножницами. Работа с ножницами упражняет ребенка в быстрой смене напряжения и расслабления мелкой мускулатуры руки.  Такая работа помогает в формировании правильного распределения мышечной нагрузки руки. Постоянно проводимые мною  упражнения: симметричное вырезание, а также вырезание ножницами различных фигурок из старых открыток, картинок – полезное и увлекательное занятие для моих будущих школьников.  Ребята из вырезанных фигурок составляют целые композиции – аппликации. Мальчики – батальные сцены, фантастические картины на разные темы. Девочки – сказочные сюжеты из жизни принцесс, животных. Особенно им нравится симметричное вырезание человечков. Если их раскрасить, получается целый хоровод не похожих друг на друга выражений лиц, деталей одежды, сочетаний цветов.

   Долгое время мы занимались с детьми изготовлением масок: на картонный лист круглой или овальной формы наклеивали вырезанные из цветной бумаги детали – нос, губы ,уши, волосы, усы, вырезали отверстия для глаз, с боков делали отверстия для резинки. Дети с удовольствием делали маски  и потом долго играли с ними.

    У меня в группе  8 « левшей». Некоторым из них работа с ножницами дается трудновато, поэтому я чаще с ними провожу индивидуальные работы. «Левши» настойчивы в осуществлении в желании, они не хотят отставать от «правшей»;  радуются, если их работа получилась удачно.

Плетение

        К пяти годам возможность точных движений возрастает, поэтому дети выполняют задания, требующие достаточной точности и согласованности движений кистей рук. К ним относятся разные виды плетений из бумаги и ткани, тесьмы. Освоив принцип плетения из бумаги , ребята самостоятельно начали придумывать узоры ковриков, сочетания цветов; используют этот способ плетения в других поделках. Во время плетения   ребенку нужно сложить бумагу пополам, сделать ровный надрез ножницами,  не выходя за контур, затем нарезать тонкие полоски другого цвета и определенным образом, соблюдая узор, вплести их между надрезов основной части коврика - что требует точности и согласованности движений кисти рук, аккуратности, настойчивости, а ведь именно эти качества необходимы детям в школе. Точность и ловкость движений пальцев приобретались детьми  в увлекательном занятии «сделаем бусы».Это очень кропотливая работа, которая требует сенсорно- двигательной координации, аккуратности, настойчивости, т.е. качеств, необходимых для письма.

Оригами

        Оригами – искусство складывания из бумаги фигурок. Нет в группе ни одного ребенка, который бы не захотел сложить фигурку из бумаги. Почему? Ответ прост: в оригами у детей все удается и получается, для них это- ситуация успеха. Как говорят Е.и Ю. Шумаковы, психологи из Ростова-на-Дону (самые знаменитые оригамисты) «оригами- это развлечение для души, гимнастика для ума и тренировка для рук».Они провели специальные исследования, посвященные роли оригами в развитии психомоторных процессов. Результаты исследований показали безусловную пользу этих занятий.

     

Этот вид работы очень популярен, ведь несложные приемы работы с бумагой и фантазия позволяют создать увлекательный, ни на что не похожий мир, в котором дружно сосуществуют волки и зайцы,  коты и мыши.. Мы с ребятами часто делаем поделки  методом оригами . Свои  «игрушки» ребята дарят родителям на праздники, малышам ясельной группы. Постоянно принимаем  участие в конкурсах декоративно – прикладного искусства. Вместе с ребятами регулярно просматриваем все то, что им удалось сделать. При этом демонстрирую искреннюю заинтересованность, положительно  оцениваю инициативу каждого ребенка независимо от полученного результата.

 Как писал П.Ф. Каптеров « Дети ценят игрушки не с той точки зрения, с которой ценят их  взрослые. Детям в игрушках дороги побуждения, толчки к собственному творчеству и гибкий материал для выражения их замыслов». Детская поделка, конечно, не так совершенна. Как сделанная взрослым, но зато она дает ребенку пережить радость созидания. Оригами  знакомит детей со способами преобразования геометрических фигур; развивает конструктивные и творческие способности, мелкую моторику рук,  пространственную ориентацию, умение анализировать, планировать, создавать конструкции по образцу; формирует умение действовать  в соответствии со словесной инструкцией педагога; приобщает детей к мировой культуре; воспитывает у детей трудолюбие.

Рукоделие

     Особую  роль в подготовке  руки к письму играет рукоделие :вышивка, шитье, вязание.  Мы с детьми старшего дошкольного возраста начали обучаться навыкам рукоделия.  Сначала мы с детьми рассматривали швейные принадлежности, уточняли их назначение. Особое внимание уделили рассматриванию иголки и правилам обращения с ней : не бросать иглу, а вкалывать в игольницу, игла должна быть всегда  с ниткой, не брать ее в рот, передавать иглу только тупым концом и с нитью. Первый шов, который освоили мои ребята, это шов «вперед иголку». Учились  вышивать на бумаге – картоне ( «Тропинка», «Яркое солнышко»). Освоив шов «через край» ребята обшивали кусочки картона, закладки для книг, сувениры для мам… Детям поначалу было трудно научиться завязывать узел на нитке. Обучала их этому с помощью подводящих движений: скатывание бус из бумаги, запуск маленьких игрушечных волчков с помощью пальцев.

     Рукоделие приучает детей к аккуратности, точности, внимательности, настойчивости.  

     Точность и координация движений развивается у ребенка в процессе пришивания пуговиц. Мы рассматривали пуговицы крупных и средних размеров, учились пришивать пуговица с двумя отверстиями , а затем и четырьмя.

   

     Все выше перечисленные занятия не просто развивают ручную умелость, но и укрепляют мышцы кистей рук, воспитывают аккуратность; развивают усидчивость и вызывают желание доводить начатое дело до конца.

Развитие пространственной ориентации

     Развитие пространственной ориентации – важный шаг при подготовки дошкольников к письму. Ребята смело и умело должны уметь  ориентироваться в направлениях (слева – направо, выше –ниже..). Развитие пространственной ориентации я закрепляю на занятиях по математике, а также этому способствуют  и занятия по рисованию .

Изобразительная деятельность ребенка  в дошкольном возрасте является одним из естественных специфических детских видов деятельности.   Творчество для них - это отражение душевной работы. Творчество не может существовать под давлением и насилием. Оно должно быть свободным, ярким и неповторимым. Не расставаясь  с карандашами,  фломастерами, красками, ребенок незаметно для себя учится наблюдать,  сравнивать, думать, фантазировать. Чем чаще ребенок держит в руках карандаш или кисть, тем закрепляется   умение правильно держать авторучку, тем легче будет ему выводить первые свои буквы. Мы с ребятами  стараемся использовать любую возможность: рисуем на бумаге и картоне, на снегу и песке, асфальте. Для ребенка привычны и  знакомы  следы, оставляемые карандашами, фломастерами, шариковой ручкой и кистью, но удивительно использование пальчиков и ладошек, рисование крупой и речным песком.  С возрастом ребенок учится правильно располагать фигуры на листе бумаги, соотносить размеры. С этой целью я часто предлагаю ребятам упражнение «Повтори фигуры», суть которого заключается в том , чтобы ребенок  мог располагать рядом с фигурой  другие фигурки в заданном воспитателем направлении , то уменьшая, то увеличивая их в  размере. Также важна роль  работы с трафаретами и шаблонами, штриховки.

Работа с трафаретами, шаблонами

             Эти  упражнения помогут детям продолжить знакомство с лексическими темами; расширяют словарный запас; формируют пространственно-образное мышление, чувственное, зрительное и слуховое восприятие, творческое воображение, внимание, память. Работая с трафаретами и шаблонами я учила, придерживая шаблон(трафарет)левой рукой двумя пальцами, правой рукой с карандашом обводить силуэт. Добиваюсь, чтобы линия была непрерывной. Конечно, не у всех детей сразу это получается. Видя разочарование детей, стараюсь подбодрить их  и помочь в выполнении работы.

     Следующий этап- это ознакомление детей с трафаретами геометрических фигур. Учу их обводить стороны фигур непрерывной линией  и закрашивать. Из этих фигур затем создаваем несложные предметные картинки: «Гусеница», «Елочка», переходя к более сложным: «Клоун», «Попугай». И т. д.

 Штриховка

  1.      Научившись создавать предметные картинки и разукрашивать их, мы  перешли к штриховке. Штриховка- это развитие мускульной памяти.  Во время штриховки развивается не только  мышцы пальцев и кистей рук, но также развивается  внутренняя и внешняя речь, логическое мышление, общая культура, активизируются творческие способности. Штриховка помогает ребенку почувствовать границу фигуры.

Совместно с детьми выучили и закрепили правила штриховки:

  1. штриховать только в заданном направлении
  2. не выходить за контуры
  3. соблюдать одинаковые расстояния между штрихами

Познакомила детей с разными видами штриховки: горизонтальная, вертикальная, по диагонали, волнистыми линиями, круговыми, полуовалами, петлями и т.д. Выполняя штриховку, первые линии провожу я, указывая стрелочкой направление, дальше заштриховывает  силуэт ребенок . Показываю и объясняю детям, что при помощи штриховки можно рассказать о характере предмета, о свойствах материала, передать не только легкость, воздушность, мягкость, плавность, нежность, но и тяжесть, мрачность, резкость, остроту , агрессивность и раскрыть образы героев. Для достижения большей выразительности в рисунках учу детей использовать штрихи разного характера: штрих, чуть касаясь бумаги, короткий и длинный штрих, например, забор, трава маленькая и большая и  т.д.

                При рисовании, штриховке, раскрашивании, дети испытывают удовольствие и радость, что непосредственно влияет на эмоциональное состояние ребенка. Эти занятия вызывают у детей повышенный интерес,  помогают концентрировать внимание на учебной задаче.


Развитие чувства ритма у детей, умение согласовывать темп и ритм движений, слово и жест;

          Развитие  ручной умелости может осуществляться, как я уже выше перечислила, при использовании различных занятий и упражнений.  Однако из-за слабого  развития мелких мышц кисти у детей графические действия быстро приводят к утомлению. Часто дети отказываются от такой деятельности. Мотивируя отказ сильной усталости руки. В этих условиях возрастает роль  различных физкультурных и танцевальных движений, требующих согласованности движений.  Конечно, катая мячи, набрасывая колечки, ребенок не научится писать, но специально подобранные упражнения способствуют совершенствованию у ребенка координации движений, научат ориентироваться в пространстве и чувствовать ритм, разовьют руку – то есть дадут все, что необходимо для успешного овладения этим сложным навыком. Занимающимся необходимо постоянно осваивать ритмические структуры упражнений. Многообразие таких структур обогащает опыт ребенка. Подсчет, используемый руководителем при выполнении общеразвивающих упражнений, также способствует развитию чувства ритма. Включение в занятия ритмических движений под музыку повышает эмоциональный настрой, дает ребенку возможность раскрепоститься и самовыразиться.  Я заметила, что дети, которые занимаются в спортивных секциях и дома физическим развитием (  Садртдинов Р., Шайхутдинов Р…)  или танцами (Музычекно К.,  Тигиева Л.,  Павлова В.) более увереннее владеют карандашом и ручкой, чем их сверстники. Поэтому я часто предлагаю детям в свободное от занятий время игры и упражнения, основанные на хватательных движениях и развивающие силу кисти. Это игры в мяч, в бадминтон, баскетбол.      У детей мышцы рук  должны быть достаточно крепкими, чтобы ребенок мог правильно держать ручку и карандаш, чтобы не уставал при письме.


                Развитие  графических умений

 

               

        Одной  из важных задач современной школы является по формированию каллиграфического  правильного письма, так как сам процесс такого письма служит важным средством воспитания эстетических вкусов, волевых интеллектуальных качеств младших школьников. Письмо – особая графическая деятельность, и овладеть ею  можно только   в процессе графических упражнений. Рисование графических фигур – отличный способ разработки мелких мышц руки ребенка, интересное и увлекательное занятие, результаты которого скажутся на умении красиво писать и логически мыслить, а также помогут согласовать движения руки и глаза. Ведь ребятам нужно будет одновременно смотреть на доску и списывать, или списывать то, что они рассматривают. Поэтому очень важны согласованные движения руки и глаза. В процессе работы также формируются внимание , глазомер ребенка, зрительная память, аккуратность, фантазия, образное мышление.  

        Я заметила, что многим моим детям легче рисовать по памяти, чем с натуры, т.к. внимание раздваивается, детям тяжело скоординировать действия руки и глаза. Мы  начали практиковать графические диктанты. Только, если для развития волевой готовности лучше диктовать последовательность  фигур, то для зрительно-двигательной  координации даем образец, который дети копируют.      Работа по подготовки руки к письму с детьми старшего дошкольного возраста велась в течение всего учебного года в тетрадях со специально подобранными графическими упражнениями .

     Система работы с тетрадью включает в себя несколько этапов:

     1. Что такое клетка? Знакомство с рабочей строкой.

     2. Вертикальные  и горизонтальные линии, комбинации из них.

     3.Наклонные  прямые линии и комбинации из них.

     4. Печатные цифры по клеткам.

     5. Рисование по клеткам.

     6. Печатание букв по клеткам.

  1. рисование по клеткам предметов сложной формы.

     При выполнении работы учу детей не торопиться, здесь также необходим индивидуальный подход к каждому ребенку. И только после усвоения детьми понятий «рабочая строка» и «клетка» они могут самостоятельно (без помощи воспитателя) выполнить задание. В тетрадях образец пишу я, несколько последующих проставляю точками. Это позволяет  ребенку не только видеть образец, но и  сориентироваться в рабочей строке. Перед началом занятия я слежу за правильной осанкой, напоминаю, что правильно нужно держать карандаш, во время упражнений нельзя  поворачивать тетрадь; линии можно проводить только один раз. Учу ребенка проговаривать свои действия, проверять, контролировать правильное выполнение задания.

     Если ребята изображают крупные фигуры, то я предлагаю дополнительные задания: заштриховать рисунок косыми линиями, прямыми линиями, «вышивать» фигуру крестиком или просто раскрасить.

     При частом выполнении таких упражнений ребенок начинает хорошо владеть карандашом. Если в начале учебного года были кривые, неточные, слабые линии, то к концу года  - прямые, уверенные. У детей появилось устойчивое, сосредоточенное внимание. Все дети начали легко справляться с материалом и прекрасно его усваивали. При этом занятия вызывали у них огромный интерес.  Я обсуждала результаты и качество выполнения задания. Это приучает детей к самооценке и самоконтролю, что является важным компонентом учебной деятельности и пригодится в школе.

     Опыт свидетельствует, работа детей в тетрадях с графическими диктантами улучшила мелкую моторику и координацию движений, сделала этот процесс обучения занимательным и увлекательным.


Роль предметно - развивающей среды в подготовке руки к письму.

     Кроме всех перечисленных форм и методов в подготовке руки к письму особую роль играет и  предметно – развивающая среда. Полезны и повседневные наши дела в группе: сервировка стола, наведение порядка в игровом уголке, стирка кукольного белья ит.д. Эти занятия имеют не только высокую нравственную ценность, но и являются хорошей систематической тренировкой для пальцев руки.

    Для игр детей  на свободном доступе  в группе всегда находятся различные пособия и игрушки для развития мелкой моторики.

     «Чудесный мешочек»- эта игра очень полезна для ребенка. Во-первых, когда ребенок перебирает в мешочке различные фигурки, невольно происходит массаж кистей рук. Это особенно хорошо, если ребенок испытывает недостаток тактильных ощущений( в повседневной жизни недостаток тактильных ощущений может проявляться в привычке сосать палец, соску.)  Во-вторых, игра тренирует мелкую моторику. В-третьих, развивает воображение и память форм на ощупь.

    «Игры-шнуровки» - это очень популярная игра. Эти игры способствуют не только освоению навыков шнуровки, но и развитию концентрации внимания, логического мышления, фантазии, внимания, памяти, развитии мелкой моторики и тем самым готовят руку малыша к письму.

     Сенсорная привлекательность материала , с которыми  дети имеют дело , наглядных пособий и индивидуальных диагностических материалов очень важна.  Кроме традиционных конструкторов и мозаик предлагаю ребятам и бросовый материал, собранный родителями  и детьми:

     - пробки от пластиковых бутылок;

     - клавиатура от старого компьютера;

     - игрушки из киндер-сюрпризов для вытаскивания из «сухих бассейнов»;

     - «сухие бассейны»- емкости, наполненные горохом или фасолью для                          самомассажа  кистей;

    - флаконы, бутылочки типа копилок для  попадания в прорезь мелкими предметами;

     -  бельевые прищепки (прищеплять  края картин; поочередно «кусать» фаланги пальцев);

     -пуговицы разных размеров для создания панно»

     -дощечки с множеством отверстий для «вышивания»;

     - веревочки разной длины и ширины для завязывания и развязывания узлов, плетения косичек

     Игра- основное занятие ребенка и непременное условие для его здорового и полноценного развития. Именно в процессе игры происходит развитие речи, мышления, воображения и мелкой моторики руки.


К поставленной цели вместе с родителями

Большое значение для достижения высоких результатов имеет правильно  налаженная работа с родителями. Для привлечения их к совместной работе было проведено родительское собрание на тему «Подготовка детей к школе», Родителей волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе.   Я отметила, что один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению – уровень развития мелкой моторики.  Был наглядно показан опыт прошлых лет. Я рассказала о результатах диагностики детей, были даны рекомендации для каждого ребенка, на что конкретно необходимо обратить внимание во время домашних занятий.  Мною были предложены  различные занятия и упражнения с использованием пластилина, бумаги, крупы, природных материалов…Они заинтересовались и вместе с детьми начали творить чудеса, принимали участия в выставках «Осенняя палитра», «Карнавал кукол», «Жизнь пуговиц»… Также для родителей было подготовлено несколько сообщений на темы « Развитие руки: просто, интересно, эффективно», «Писать красиво может каждый».

     В группе на каждого ребенка я завела тетрадь и альбом, где дети работают, а родители могут регулярно оценивать работу ребенка. Надо отметить, что родители заинтересованы нашей работой и оказывают посильную помощь. Совместная  домашняя работа детей и родителей очень сближает их и повышает интерес к работе в жизни группы. Все это создает положительный эмоциональный фон. Чувствуя заинтересованность родителей, дети стремятся с каждым разом все лучше и лучше выполнять задания. В дальнейшем эта совместная работа поможет и детям и родителям при обучении в школе.

Результаты работы

      Развитие и подготовка руки детей к письму- очень сложный и длительный труд. Успешное решение этой задачи возможно только  при системном подходе. Ни в коем случае нельзя перепрыгнуть через несколько ступенек сразу, если стремиться к радостному, успешному труду.  Изучив методику Е.Н. Потаповой, сравнивая свой личный опыт, приходишь к выводу : читать детей учитель  научит быстро, а вот писать…. нужны годы. Письмо – сложный координационный навык, требующий слаженной работы мелких мышц кисти руки, всей руки, правильной координации движения всего тела, поэтому трудности  овладения письмом у ребенка возникают с первых же дней пребывания в школе.

     В течение четырех лет я провожу работу по развитию у детей мелкой моторики, соблюдая все этапы по подготовке руки к письму. Поэтапная работа, переход от самого  простого к более сложному обеспечивает хороший результат. Это подтверждает проведенное обследование по определению уровня подготовки руки к овладению письмом:

     

                                           

     Вывод: работа  по  развитию и подготовке руки детей старшего дошкольного возраста дала хорошие результаты. Дети почувствовали  уверенность в себе, в своих возможностях, улучшилась мелкая моторика и координация движений руки,  сформировались внимание, глазомер ребенка, зрительная память, аккуратность, фантазия, образное мышление…

     Через проведенные занятия и упражнения я решила сразу несколько  задач:

  1. косвенно влияла на общее интеллектуальное развитие ребенка
  2. готовила к овладению навыком письма, что в будущем поможет моим детям избежать многих проблем в школьном обучении

Своей работой  я увлечена, люблю ее, люблю детей, придерживаюсь принципа «от простого к сложному », постепенность, умеренность, никакой гонки:

                                                              Мое правило:

                                                       Если плохо - то не надо!

                                                       Если делать – то с умом!

                                                       В каждом деле есть отрада!

                                                       А успех  -  в тебе в самом!


Перспектива на будущее

              Подготовка детей к овладению графикой письма является одним из компонентов деятельности дошкольного учреждения, направленной на обеспечение преемственности воспитательно-образовательного процесса дошкольного учреждения и школы и облегчение перехода детей к выполнению важной социальной функции – функции ученика. В перспективе я планирую продолжать работу в том же направлении, помогая посредством игры и занятий подготовить руку детей к письму, чтобы облегчить переход в школу. У меня в планах проводить родительские собрания и консультации для коллег о важности, выбранной мной темы «Развитие ручной умелости при подготовке детей в школу»;  подготовить упражнения на развитие аналитико–синтетической деятельности, на формирование элементарных графических умений, подготовить детей к написанию элементов школьного шрифта; повышать свой уровень профессиональной подготовки, изучая новые издания, рекомендации, разработки, систематически наполняя свой методический материал.

     Чем богаче и интереснее жизнь детей в детском саду, чем разнообразнее занятия, тем  больше положительных эмоций испытывают дети. А воспитателю ничего другого и не надо – только радость в детских глазах.




1.  Аксенова М. Развитие тонких движений пальцев рук у детей с нарушением речи// Дошкольное воспитание №8, 1990, стр. 62-66.

2.  Анучина Н. Таланты детей -  на кончиках их пальцев//  Ребенок в детском саду №2, 2006, стр. 45-49.

3.  Афонькин С.Ю., Рудина М.С. Страна пальчиковых игр. Развивающие игры и оригами для детей и взрослых. Спб.: Кристалл, 1997.

4.  Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. -         М, 2000.

5.  Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги.- М.: Просвещение, 1992.

6.  Быкова Н. Вот как мы умеем// Дошкольное воспитание №5, 2000, стр. 51-55.

7.  Венгер И.Б., Венгер А.А. Сенсорное воспитание культуры ребенка –М. Просвещение, 1988.

8.  Гаврилова С.Е.  Развиваем руки – чтоб учиться и писать и красиво рисовать. Ярославль. Академия развития, 1997.

9.  Гризик Т.  Подготовка к обучению письму//  Ребенок в детском саду №2, 2006, стр. 37.

10. Гурьянов Е.В. Психология обучению письму : формирование графических        навыков письма. –М., 1989

11. Гусакова М. От скуки на все руки// Дошкольное воспитание № 8,1990, стр. 89-92.

12. Дьяченко О.М. Игры и упражнения на развитие умственных способностей у детей дошкольного возраста. –М., Просвещение, 1989.

13  Жукова О. Развитие руки: просто, интересно, эффективно// дошкольное воспитание № 11, 2006, стр. 14-16.

14. Каминская Н. Чудесные спички// Ребенок в детском саду №2, 2006, стр. 42-45.

15. Комарова Т.С. Формирование графических навыков у у дошкольников.- М., 1990

16. Никитин Б.П.  Ступени творчества или развивающие игры. - М., 1993.

17. Патрушина Т . Карманная книжка воспитателя. Игры с пальчиками// Детский сад со всех сторон №18,

18. Потапова Е.Н. Радость познания. – М.. просвещение, 1990.

19. Синицын Е. Умные занятия. – М., Лист, 1998.

20. Филиппова С.о. подготовка дошкольника к обучению письму: методическое пособие, - Спб.: Детство-Пресс, 2001.

21. Цвынтарный В. Играем пальчиками и развиваем речь. – Спб.: Лань, 1996.

22. Черныщ И.В. Забавные поделки из бумаги к праздникам.-М.: Айрис-пресс, 2004.

23. Шеповских Е. развитие мелкой моторики// дошкольное воспитание № 5, 2000. стр. 61.


 


Цель моей работы заключалась в том, чтобы разобрать методику и экспериментально доказать возможность развития и контроля за собственными действиями, подготовка руки к овладению письмом.

     Для достижения поставленной цели мной были сформированы следующие задачи:

  • оценить уровень развития руки
  • осуществить целенаправленный подбор упражнений, обеспечивающих развитие мелкой моторики рук
  • разработать и экспериментально доказать способы ускорения развития мелкой моторики рук

Для диагностики я использовала задания различной степени трудности. Игры, развивающие одновременно воображение, память, речь, внимание.

Выводы об уровне развития:

5 баллов - высокий

4 балла - выше среднего

3 балла - средний

2 балла -  ниже среднего

1 балл - низкий

  1. Методика «ДОРОЖКА»  (по Л. А. Венгеру)- оценка развития точности движений.

Материал: рисунок, на котором нарисованы зайчик и елочка. Зайчик должен «пройти» по дорожке карандашом к елочке, не съезжая с нее от начала до конца.

5 баллов – верно выполнено задание

4 балла – проведение по одному и тому же месту

3 балла – касание линий  «дорожки»

2 балла – выход за пределы «дорожки»

1 балл – выход за пределы, отрыв карандаша, неровная дрожащая линия

  1. ПРОДОЛЖИ УЗОР – выявление умений детей анализировать образец

5 баллов- удерживается последовательности, не привносит изменения ( дополнительных углов); еденичный отрыв карандаша, увеличение или уменьшение размеров элементов не >> в 1.5 раз

4 балла-при небольшом увеличении неточностей

3 балла – сдвоееные элементы узора, появление лишних углов при переходе к другому элементу

2 балла – упрощение графической прграммы и уподобление первому; разрыв элементов

1 балл – недоведение узора до конца строки, постоянное налтичие дополнительных элементов ( частый отрыв карандаша, изменение размера узора, отсутствие какой- либо определенной ритмики

3.РИСУНОК- «ДОМ»

5 баллов – хорошо выполненный рисунок с отражением основных и второстепенных деталей (окно, крыша..); довольно крупное изображение, выполненное с хорошим мышечным контролем при рисовании линий

4 балла – контурное выполнение рисунка

3 балла - отсутствие второстепенных деталей

 2 балла - очень мелкий, схематичный рисунок

1 балл – контурное изображение с нечеткостью в передаче формы предметов


        


        

 Октябрь

  1. Знакомство с работой по развитию мелкой моторики рук – познакомить и заинтересовать родителей, привлечь к совместной работе.
  2. Обследование руки детей – выявить отклонения для дальнейшей работы.
  3. Игры с мелким строительным материалом - развивать ручную умелость, координацию движений, воображение.

Игры: «Подбери по форме», «Домино», «Составные картинки».

Пальчиковые игры: «Человечки», «Мои веселые пальчики», «Цветок», «Лодочка».

Литература: Венгер И.Б., Венгер А.А. Сенсорное воспитание культуры ребенка

Ноябрь

  1. Знакомство с карандашом – учить детей правильно держать карандаш
  2. Игры на развитие 3-х пальцев
  3. Работа с карандашом + готовые формы (закрашивание) («Овощи- фрукты», «Грибы», « Домашние и дикие животные»… - закрепление навыков закрашивания без пробелов, не выходя за контур.

Игры: «Лепка из твердого материала», « Нанизывание бус, пуговиц», «Цветные ниточки»

Пальчиковые игры: «Зарядка для пальчиков», «Зайки», « Речка и рыбка».

Литература: Щербина С.В. Развиваем руки, чтоб учиться и писать и правильно рисовать.

Декабрь

  1. Знакомство с коми- орнаментом – учить выкладывать орнамент  из полосок, палочек-закрепить цвета.
  2. Шнуровка - развивать ручную умелость, фантазию: «Платье», «Сапожок», «Сумка»
  3. Рисование пальчиками «Снежок»,  «Ягоды» … - развивать тактильную чувствительность.

Пальчиковые игры: «А на горке снег, снег..» , «Гармошка».

 Источник тот же

Январь

  1. Дорисовка до образа - учить довести образ до конца, закрашивание фигур цветными карандашами

Игры: «Обведи контуры фигур», «Яркое солнышко», «Засолка овощей».

  1. Выкладывание фигур из счетных палочек - развивать воображение. Сообразительность.

Игры: «Дом и ворота», « «Елочка», «Качели»…

Пальчиковые игры: «Замок», « Собака». « Кошка»..

Литература: Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь.

Февраль

  1. Работа в  тетрадях - учить выполнять упражнения «Дорисуй узор», «Дождь»..
  2. Трафареты геометрические и предметные - учить дорисовывать до образа; развивать работу обеих рук, мышление, фантазию.
  3. Работа с ножницами (ленточки, дорожки)

Игры: «Дорисовка до образа», «Улица геометрических фигур»..

Пальчиковые игры: «Мышка», « Зайка»

Литература: Никитин Б.П. Ступени творчества или развивающие игры.

Март

1.Оригами-развивать сообразительность, мышление (Сложи квадрат," прямоугольник.», « Лягушка»,

2.Творческая работа с бумагой - учить комкать, отщипывать, вырезать бумагу и заклеивание их (доведение до образа) «Мимоза», « Цыпленок», «Облако»..

3.Работа в тетрадях - «Продолжи узор»- учить выполнять упражнения.

Пальчиковые игры: «Дом с трубой»,  «Бабочка», «Одуванчик»…

Литература: Богатева З.А. Чудесные поделки из бумаги.

Апрель

  1. Ориентировка на листе бумаги, чтоб касались и не касались фигуры друг с  другом «Укрась платочек», « Кто нарисует больше»..
  2. Работа с проволокой - развивать умение изготавливать игрушки из проволоки, наматывать пружинку на карандаш
  3. Работа с крупой «Золушка»- развивать мелкую моторику рук и тактильную чувствительность « Дорожка», « Цветок»..

Пальчиковые игры: «Зеркальце», «Лягушка», «Сороконожка».

Литература: Дьяченко О.М. Игры и упражнения на развитие умственных способностей у детей дошкольного возраста.

Май

  1. Знакомство с силуэтами - учить рисовать с помощью силуэтов, закрашивание их и вырезание по контуру.
  2. Рассказывание сказки пальцами (см. Приложение) - развивать работу обеих рук, сообразительность.
  3. Обследование руки - выявление изменений.

Пальчиковые игры: «Влез опенок на пенек», «Птички в гнезде»..

Литература: Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь.



Октябрь

1. Обследование руки - выявить отклонения для дальнейшей работы.

2.Рамки и вкладыши - закрепить умения правильно держать карандаш и закрашивать без пробелов в определенном направлении

  1. Штриховка- овладение 3-мя видами штриховки на геометрических фигурах (

 Пальчиковые игры « Встреча», « Спит на льдинке целый день»..

Литература: Никитин Б.П.  Ступени  творчества или развивающие игры.

Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь.

 

Ноябрь

  1. Математическая мозаика - продолжить создание предметов и сюжетов из геометрических фигур.
  2. Конструирование из  геометрических фигур – развивать воображение, сообразительность.
  3. Работа в тетрадях – «Продолжи узор» - закрепление навыков работы в тетрадях.

Игры «Магазин», «Сделаем узор», « Украсим кукольное платье»..

Пальчиковые игры: «В гости к пальчику  большому»,  «Веточки на яблоньках»..

Литература: Щербина  С.В. Развиваем руки, чтоб  учиться и писать и красиво рисовать.

 

Декабрь

  1. Рисование пальцами, ладошкой-развивать воображение, тактильную чувствительность. «Снежинки», «Воробей», «Мишка»..
  2. Елочные украшения – изготавливать игрушки, гирлянды, снежинки своими руками, с помощью трафаретов, силуэтов, ножниц..
  3. Игры с мелким строительным материалом - развивать ручную умелость.

Пальчиковые игры: «Заводные машинки», « Утречко», «Ножки идут по дорожке».

Литература : Венгер И.Б. , Венгер А.А. Сенсорное воспитание культуры ребенка.

Январь

  1. Штриховка косыми линиями - развивать умение штриховать в определенном направлении.
  2. Вышивка на бумаге-картоне – учить  работать иглой и нитью, познакомить со швом «вперед иголкой» («Тропинка», «Яркое солнышко»)
  3. Работа в тетрадях - развивать координацию движений.

Пальчиковые игры: «Цветные ниточки», « В огороде за забором», «Колокольчик».

Литература: Гаврилова С.Е. Развиваем руки – чтоб учиться и писать и красиво рисовать.

Февраль

  1. Штриховка дугами - закрепить знакомые виды штриховки познакомить с новым,
  2. Поделки из прволки - развивать мышление, воображение, мышление.
  3. Оригами - закрепить умения изготавливать поделки из бумаги

Пальчиковые игры: «Цепочка», «Пекарь», «Скакалка»

Литература: Дошкольное воспитание №9,11.1998.

Март

  1. Штриховка волнистыми линиями - закрепить умение штриховать, соблюдая параллельность.
  2.  Пуговицы, шнуровка - закрепить умение составлять узор из пуговиц и научить пришивать их
  3. Подарок маме (вышивка на ткани)- закрепить шов «перед иголкой» и умение работать с иголкой и ниткой

Игры: «Цветок», «Составные картинки», « Нанизывание пуговиц», «Шнуровка».

Пальчиковые игры: «Четыре братца», « Волчок», « Где живет сапожник?».

Литература: Щербина С.В, Развиваем руки, чтоб учиться и писать и красиво рисовать.

Никитин Б.П. Ступени творчества или развивающие игры.

Апрель

  1. Книжки- раскраски - закрепит умение штриховать всеми видами штриховки.
  2. Закладки - учить изготовлять закладки из фотопленки, обшивая по краям иголкой с нитью.
  3. Математический диктант - учить выполнять задания по клеткам в тетради - развивать внимание.

Пальчиковые игры: «Зайчики и волк», « Строим дом», «Мальчик-пальчик, где ты был?»

Литература: Источник тот же

Май

  1. Ориентировка на листе бумаги - закрепление умения ориентироваться в тетрадях в клетку, развивать умение рисовать по клеткам в нужном направлении.
  2. Работа с ножницами - закрепление работы с ножницами, вырезание фигур по контуру, деление фигуры на части…
  3. Рассказывание сказки руками - развивать работу обеих рук

4.Обследование руки - выявление изменений.

Пальчиковые игры: «Вера Веревочка», « Часы», «Лакомка»

Литература: Цвынтарный  В. Играем пальчиками и развиваем речь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружковой работы по развитию ручной умелости и подготовки руки к письму «Умные пальчики».

Раскрыта технология проведения кружковой работы по подготовке руки к письму....

Программа кружковой работы по развитию ручной умелости и подготовки руки к письму «Умные пальчики».

Дополнительная образовательная программа разработана с учетом интересов и запросов родителей в учреждении, и предусматривает работу кружка по развитию мелкой моторики руки и подготовки ее к письму «Ум...

Барельефная лепка в развитии ручной умелости для подготовки детей к школе.

В статье описан опыт работы в художественно-эстетичекском развитии старших дошкольгиков -  используя  барельефную лепку на занятих  по продуктивным видам деятельности....

Программа кружковой работы по развитию ручной умелости и подготовки руки к письму «Дружные пальчики»

Пояснительная запискаВ современных условиях функционирования и развития дошкольного образования, как никогда остро стоит задача повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколе...

Программа кружковой работы по развитию ручной умелости и подготовки руки к письму «Умные пальчики» для детей 5-7 лет.

Программа кружковой работы по развитию ручной умелости и подготовки руки к письму «Умные пальчики» для детей 5-7 лет....

Рекомендации для родителей «Упражнения, способствующие развитию ручной умелости и подготовке руки ребёнка к письму»

Это важно знать: для подготовки к письму и выполнения графических упражнений с детьми дошкольного возраста используется только простой карандаш.Нельзя использовать в этих упражнениях фломастеры, ...