План программа дополнительного образования "Пластилиновое волшебство"
методическая разработка по аппликации, лепке (подготовительная группа) на тему

Емельянова Елена Васильевна

План программа "Пластилиновое волшебство" разработана для кружковой деятельности по пластилинографии с детьми 6-7 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_programma.docx140.73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №204 города Карталы»

                                                                                                                                           УТВЕРЖДАЮ

Заведующая

___________________ Солодовникова Л. М.

Приказ №5 5 – Од от 01.11.2013г.

ПЛАН – ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ПЛАСТИЛИНОВОЕ ВОЛШЕБСТВО»

(ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ)

Возраст детей: 6-7  лет


Пояснительная записка

       Творчество –  создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.

          Изучением творческих способностей занимались многие психологи, философы, педагоги:  

Л. Н. Коган, Л. С. Выготский, Н. А. Бердяев, Д. С. Лихачёв, А. С. Каргин, В. А. Разумный, О.И. Мотков и другие. Отечественные педагоги (Н.А.Ветлугина, Н.П. Сакулина, Е.Н. Игнатьев, И.Я. Лернер и другие) подчеркивают, что творчеству детей можно и нужно учить.

      Программа «Пластилиновое волшебство» направлена на развитие творческих способностей у детей подготовительного к школе возраста, что обуславливает ее актуальность в условиях современного образования и опирается на пособие по пластилинографии Г.Н.Давыдовой  для кружков дополнительного образования по пластилинографии.

       Для того чтобы развивать творческие способности у детей, необходима особая организация изобразительной деятельности. И в качестве приоритетной деятельности, на мой взгляд – стала пластилинография. На вопрос почему? Можно ответить просто: во-первых: дети очень любят рисовать, но часто мы встречаемся с трудностями у детей в овладении графомоторных навыков (хочу рисовать, но не умею). Во-вторых: ребят очень привлекает пластилин. Это материал, который можно мять, сворачивать, раскатывать, отщипывать, сплющивать, смешивать с другим материалом. Не только с пластилином, с блестками, крупой, песком.… Все эти движения не только формируют мелкую моторику, но снимают страх, напряжение, позволяют эмоционально разгрузить себя от лишних негативных эмоций. Способствуют возникновению чувства самодостаточности: “Я - творю!”, “Я - создаю!” и вот здесь уже включается важнейший психический процесс – творческое воображение! В-третьих: с помощью   пластилина можно  “оживлять” и сам рисунок, придавая предметам выпуклую форму. Кроме того, если что-то не получилось, легко убирается. Это не вызывает чувство неудовлетворения и эмоциональной депривации, то есть разочарования в себе.

       Основой программы является использование нетрадиционной художественной техники изобразительного искусства – пластилинографии.

       Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия»- создавать, изображать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Принцип данной технологии заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности. Пластилинография -  новый вид декоративно-прикладного искусства. По сути своей, это редко встречающийся, очень выразительный вид «живописи». Вы практически «рисуете» пластилином. Изготовление пластилиновых картин ярких расцветок с применением различных изобразительных приёмов — увлекательное занятие, дающее радостное и эстетическое удовлетворение от подобного творчества, делая его оригинальным и декоративным. 

Цель программы

 Познакомить детей с нетрадиционной техникой работы с пластилином – пластилинографии – создании лепных картин с изображением полуобъемных предметов на горизонтальной поверхности.

Задачи программы

  1. Познакомить с новым способом изображения – пластилинографией, учить детей создавать выразительные образы посредством объёма и цвета.
  2.    Обучить умению ориентироваться на плоскости различной формы.
  3. Учить анализировать свойства используемых в работе материалов и применять их в своей работе.
  4. Формировать художественно – творческие способности дошкольников.
  5. Формировать у детей умение использовать различные нетрадиционные способы и приемы рисования.
  6. Формировать навыки работы с пластилином, пробуждать интерес к лепке.
  7. Развивать у детей эстетическое восприятие и художественный вкус, воображение.
  8. Развивать у детей интерес  к художественной деятельности.
  9. Развивать взаимосвязь эстетического и художественного восприятия в творческой деятельности детей.
  10. Развивать мелкую моторику, координацию движений рук, глазомер.
  11. Воспитывать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца.

Предполагаемый результат

Знать:

  • правила безопасной работы с разными материалами, ручными инструментами;
  • основные инструменты и материалы, применяемые при работе с пластилином;
  • пластилин, виды пластилина, его свойства и применение;
  • разнообразие техник работ с пластилином;
  • жанры изобразительного искусства: натюрморт, портрет, пейзаж;
  • о декоративно – прикладном творчестве народных мастеров;

  • особенности построения композиции, понятие симметрия на примере бабочки в природе и в рисунке;
  • основы  композиции, выполненные в технике пластилинографии;
  • правила работы в коллективе.

Уметь:

  • пользоваться инструментами и материалами, применяемыми при работе с пластилином, выполнять правила техники безопасности;
  • пользоваться различными видами пластилина;
  • владеть разнообразными техниками при работе с пластилином;
  • использовать жанры изобразительного искусства: натюрморт, портрет, пейзаж;
  • применять знания при выполнении изделия в различных видах росписи: дымка, хохлома, Городец, Гжель;
  • использовать понятие симметрия при работе;
  • следовать устным инструкциям педагога;
  • уметь пользоваться технологическими картами;
  • анализировать образец, анализировать свою работу;
  • создавать композиции с изделиями, выполненными в технике пластилинография, уметь оформить изделие;
  • планировать предстоящую практическую деятельность;
  •  осуществлять самоконтроль;
  • вести поисковую работу по подбору книг, репродукций, рассказов о декоративно прикладном искусстве;

выполнять коллективные работы.

Форма работы.

 В соответствии с п. 514 Закона РФ и согласно требованиям СаНПиНа 2.4.1.1249-03 в рабочей программе учтены нормы и требования к нагрузке детей. Занятие кружка включено в расписание непосредственно образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности и проводится два раза в неделю продолжительностью не более 30 минут.

-Составление альбома работ.

-Выставка работ.

-Работа с родителями

Методы проведения занятий.

 Словесные: изложение материала, беседы, инструкции, анализ выполненных работ.

 Наглядные: компьютерные разработки, иллюстрации готовых работ, инструкционные карты, таблицы, схемы.

 Практические: упражнения, работы по образцу, творческие и индивидуальные работы учащихся.

 Объяснительно-иллюстративные: способ взаимодействия педагога и ребёнка.

 Репродуктивные: учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности.

 Частично-поисковые: дети участвуют в коллективном решении поставленной задачи.

Интеграция образовательных областей согласно ФГОС ДО:

- Социально – коммуникативное развитие;

- Познавательное развитие;

- Речевое развитие;

- Художественно – эстетическое развитие;

- Физическое развитие.

Инструменты и материалы.

  1. Наборы пластилина.
  2. Стеки, доски, влажные салфетки.
  3. Наборы плотного картона разного по форме, цвету.
  4. Фото и иллюстрации с изображением различных композиций и предметов.
  5. Различный бросовый материал.

Подготовка к работе по пластилинографии.

  1.  Твёрдый пластилин разогреть перед занятием в горячей воде.
  2. Для работы использовать плотный картон.
  3. Основу покрывать скотчем. Это поможет избежать появления жирных пятен, работать на скользкой поверхности легче и при помощи стека проще снять лишний пластилин.
  4. На рабочем столе ребёнка должна обязательно присутствовать доска или клеёнка, салфетка для рук.
  5. После выполненной работы первоначально вытереть руки сухой салфеткой, а затем вымыть их водой с мылом.
  6. В  процессе занятия требуется выполнять минутные разминки и физкультурные минутки.

Отличительные особенности программы

Программа рассчитана на полный курс обучения новой для них технике.  В процессе обучения возможно проведение корректировки сложности заданий и внесение изменений в программу, исходя из опыта учащихся детей и степени усвоения ими учебного материала. Программа включает в себя не только обучение технике, но и создание индивидуальных сюжетно-тематических композиций. Во время занятий  для  создания непринужденной и творческой атмосферы используются аудиокассеты с записями звуков живой природы и музыки, что способствует  эмоциональному развитию детей.

Организационные принципы

Программа «Пластилиновое волшебство» адресована детям подготовительного к школе  возраста.

Занятия проводятся два раза в неделю в течение учебного года. По желанию детей занятия кружка могут быть продолжены, при этом на последующих курсах обучения выполняются более сложные изделия. Группа детей не должна превышать 8 человек, чтобы педагог мог оказать каждому достаточную помощь и осуществлять качественный контроль за соблюдением техники безопасности при работе с колющими инструментами. Сам педагог должен очень хорошо владеть данной техникой.

Программой рекомендуется  использование информационных компьютерных технологий (ИКТ).  Применение их необходимо для разработки презентаций, наглядного и раздаточного материала, различных схем. Именно наглядно-образное мышление является отличительной чертой детей дошкольного возраста, в связи с этим, очень действенно использование презентаций, наглядности которые позволят педагогу, опираясь на знание особенностей детского мышления, привлечь их внимание  к объяснению новой, достаточно сложной информации, внести в занятие сюрпризный момент.  

Перспективный план работы кружка «Пластилиновое волшебство»

Месяц

Тема

Задачи

Материал

Содержание

Октябрь

Цикл «Золотая осень»

«Путешествие в Пластилинию»

«Яблоки поспели»

«Чудо –плоды»

«Астры цветут осенью»

«Осенний букет»

«Консервированные фрукты»

«Разные деревья»

«Дары леса»

Объяснить детям, что такое «пластилинография». Познакомить детей с видами пластилина, его свойствах. Познакомить с разнообразием техник работ с пластилином.

Познакомить детей с новым способом изо, подводить детей к созданию выразительного образа посредством объема и цвета. Учить анализировать свойства используемых в работе материалов и применять их в своей работе. Закрепить умение аккуратного использования пластилина в своей работе.

Учить создавать лепную картину с выпуклым изображением, когда изображаемые объекты выступают над поверхностью основы. Развивать умение видеть связь между реальной формой и формой изображаемых овощей, передавая их природные особенности, цвет. Развивать мелкую моторику рук.

Продолжать учить детей приемам рисования пластилином

Развивать творческую активность и интерес к рисованию пластилином.

Воспитывать чувство прекрасного, развивать художественный вкус.

Познакомить детей с одним из видов изобразительной техники – прямой многослойной фактурной пластилинографией. Развивать у детей видение художественного образа и замысла через природные формы, развивать чувство цветовосприятия. Воспитывать интерес к осенним явлениям природы, эмоциональную отзывчивость на красоту осени.

Учить детей достижению выразительности через более точную передачу формы, цвета, величины предметов и изображения мелких деталей у фруктов: черенков, семян, чашелистиков. Развивать композиционные умения, равномерно располагать предметы по всему силуэту, мелкую моторику рук.

Учить передавать в работе характерные особенности внешнего строения разных деревьев посредством пластилинографии. Продолжать знакомить детей со средствами выразительности в художественной деятельности: цвет, материал, композиция. Укреплять познавательный интерес к природе.

Сформировать у детей обобщённое представление о грибах и ягодах, насколько они полезны людям. Развивать умение видеть связь между реальной формой и формой изображаемых грибов и ягод, передавая их природные особенности, цвет. Развивать умение создавать лепную фигуру с выпуклым изображением, когда изображаемые объекты выступают над поверхностью основы. Развивать мелкую моторику рук.

Разнообразный пластилин, иллюстрации с пластилинографией.

Цветной картон с контурным рисунком ветки, набор пластилина, салфетка для рук, стека.

Силуэт банки из плотного картона белого цвета, набор пластилина, полоска фольги, простой карандаш, салфетка для рук, овощи натуральные или муляжи, маски овощей для игры.

Набор пластилина, доска для лепки, стека, салфетка для рук, плотный белый картон.

Плотные шаблоны из картона в виде листьев различных пород деревьев и плодов осени, пластилин, стека, салфетка для рук, осенние листья, репродукция картины И. Левитана «Золотая осень».

Силуэт банки из белого картона, набор пластилина, полоска фольги, простой карандаш, стека, салфетка для рук, набор фруктов.

Плотный картон синего цвета, размер  А4, набор пластилина, стека, салфетка для рук, иллюстрация с изображением разных деревьев, репродукции картин художников по теме.

Силуэт корзинки из плотного картона белого цвета, набор пластилина, простой карандаш, трафареты грибов и ягод, салфетка для рук, две корзинки, грибы и ягоды муляжи.

Беседа «Путешествие в Пластилинию».

Беседа с детьми  об осени. Загадывание загадки о яблоке. Предложить детям изобразить ветку с яблоками. Физминутка «Сбор фруктов». Рассказать детям об этапах выполнения работы. Пальчиковая игра. Анализ детских работ.

Беседа с детьми об огороде. Загадывание загадок об овощах. Чтение стихотворения Ю. Тувима «Овощи». Проведение физминутки. Игра «Уложи овощи в банки». Предложить детям изобразить консервированные овощи при помощи пластилина. Пальчиковая гимнастика «Мои пальчики». Рассказать детям об этапах выполнения работы.  Похвалить детей за выполненную работу.

Загадывание загадки об осени. Беседа с детьми о цветах – астрах их обследование. Физминутка «Цветочки». Предложить детям нарисовать астры пластилином. Рассказать детям об этапах выполнения работы.    Самостоятельная деятельность детей. Анализ детских работ.

Загадывание загадки об осени и беседа о ней. Физминутка «Стая птиц». Рассматривание репродукции картины И. Левитана «Золотая осень». Рассказать детям об этапах выполнения работы.  

По окончании работы рассмотреть с детьми получившийся осенний букет.

Рассматривание и обследование фруктов. Игра «Угадай и покажи». Игра «Угадай по вкусу». Беседа о консервированных фруктах. Предложить детям «законсервировать» фрукты. Физминутка «Сбор фруктов». Рассказать детям об этапах выполнения работы. По окончании работы рассмотреть с детьми получившийся работы.

Создание игровой ситуации. Рассказывание лесной истории, ее обсуждение. Прослушивание аудиозаписи «Волшебные голоса природы». Чтение стихотворения А. Прокофьева «Люблю березу русскую…». Физминутка «Выросли деревья в поле…». Предложить детям изобразить разные деревья. Рассказать детям об этапах выполнения работы. Анализ детских работ.

Беседа о грибах и ягодах. Загадывание загадок. Физминутка «За грибами». Игра: "Грибы в корзинке, ягоды в тарелке". Предложить детям изобразить грибы в корзинке. Рассказать детям об этапах выполнения работы. Вместе с детьми рассмотреть получившиеся корзинки грибов.


 

Ноябрь Цикл «Народное творчество»

«Матрешка»

«Удивительная Дымка»

«Дымковский чудо – цветок»

«Чудо – хохлома»

«Городец – удалец»

 (2 занятия)

«Сказочная Гжель»

Познакомить детей с историей создания русской матрёшки, закреплять понимание взаимосвязи декоративно-прикладного искусства и русского фольклора; развивать умения отражать характерные особенности оформления матрёшки в нетрадиционной технике – обратной пластилинографии; воспитывать интерес к народной игрушке.

Продолжать знакомить детей с творчеством дымковских мастеров, с художественными традициями в изготовлении игрушки. Расписывать готовый силуэт пластилином, сочетая оформление однородных по цвету частей с узором в стиле дымковской росписи. Самостоятельно выбирать элементы узора для украшения кокошника и юбки дымковской куклы – водоноски, сочетая в узоре элементы с мелкими.

Продолжать учить детей рассматривать узоры на дымковских игрушках. Учить детей создавать декоративные цветы пластическими средствами по мотивам дымковской игрушки. Развивать чувство цвета, ритма и композиции при составлении узора на квадрате, круге. Воспитывать художественный вкус.

Продолжать знакомить детей с народными промыслами – хохломой. Учить оформлять объемную плоскость элементами узора хохломской росписи, выполняя работу в технике «пластилинография». Закрепить знания детей о цветовой гамме и элементах хохломской росписи: ягоды, цветы, завиток травки. Развивать глазомер, мелкую моторику рук.

Продолжать знакомство с городецкой росписью. Учить изображать элементы росписи при помощи пластилина. Закреплять умение смешивать пластилин разного цвета для получения нужного оттенка. Развивать чувство композиции, умение красиво располагать узор на заданном силуэте. Развивать интерес к народному творчеству.

Познакомить детей с русскими народными промыслами на примере гжельской керамики. Учить оформлять объемную плоскость элементами гжельской росписи, выполняя работу в технике «пластилинография». Познакомить детей с приемами рисования пластилином «серединка цветка», «лепестки капельки».

Развивать чувство композиции, умение красиво располагать узор на объемной плоскости.

Пластиковые заготовки с контурным изображением Матрёшки, пластилин, стека, салфетка, большая Матрёшка с конфетами, компьютерная презентация (ИКТ), ТСО (магнитофон, ноутбук).

Картон белого цвета с силуэтом барыни – водоноски, набор разноцветного пластилина, стека, дымковские игрушки, салфетка для рук.

Дымковские игрушки, слайды: петух, индюк, картонные круги диаметром 10 см, пластилин, стеки, таблица с вариантами цветочных декоративных элементов дымковской росписи.

Пластиковая емкость плотной структуры в виде стакана, обклееная черной бумагой, набор пластилина, стека, салфетка, образцы изделий хохломы.

Силуэт разделочной доски из плотного картона желтого цвета, размер А4, набор цветного пластилина, стека, салфетка для рук, образцы изделий городецких мастеров.

Восковой пластилин голубого и белого цвета, видеопрезентация «История сказочной Гжели», изделия  народных промыслов, иллюстрации гжельской посуды,  белый кукольный сервиз,  салфетки для рук, доски, стеки, посылка для Гжелинки, ТСО, аудиозапись песни «Незабудковая Гжель» муз. Ю. Чичкова, сл. П. Синявского.

Проведение р. н. игры «Платочек». Загадывание загадок. Беседа о матрешке, рассказ о появлении матрешки. Рассматривание матрешки. Предложить детям расписать матрешку пластилином. Пальчиковая гимнастика «Кукла». Рассказать детям об этапах выполнения работы.

Физминутка: «Матрёшкины частушки». По окончании работы рассмотреть с детьми получившийся работы.

Рассматривание дымковских игрушек. История возникновения дымковской игрушки. Чтение стихотворений о дымковской игрушке. Рассматривание и обследование куклы – водоноски. Физминутка «Эй, ребята, выходите». Предложить детям украсить силуэт куклы – водоноски. Рассказать детям об этапах выполнения работы. По окончании работы предложить детям поиграть в ярмарку.

Рассматривание дымковских игрушек, элементов узора. Предложить детям нарисовать цветок из пластилина. Рассказать детям об этапах выполнения работы. Физминутка «Бутончики». Анализ выполненных работ.

Создание игровой ситуации (ярмарка хохломских мастеров). Рассказ о появлении хохломской росписи. Физминука «Карусель». Рассказать детям об этапах выполнения работы. Пальчиковая игра «Бутончик». Анализ выполненных работ.

Беседа с детьми о труде и ремесле. Рассказ о промысле городецких мастеров. Показ изделий. Физминутка «Лошадка». Предложить детям нарисовать городецкие узоры пластилином. Рассказать детям об этапах выполнения работы. Пальчиковая гимнастика «Наши алые цветы». Анализ выполненных работ.

Создание игровой ситуации.  Рассматривание изделий народных промыслов. Просмотр видеофильма «История сказочной Гжели». Физкультминутка «Голубые цветы». Рассказать детям об этапах выполнения работы. Анализ выполненных работ.

Декабрь Цикл «Зима»

«Зима – кружевница весь лес нарядила»

«Волшебная снежинка»

«Живые

яблочки на веточках»

«Снегурочка»

«Замок доброго волшебника» (2 занятия)

«Снеговик»

Упражнять детей в использовании новых технических приёмов пластилинографии при изображении кустов и деревьев, наделяя их образной характеристикой.
Раскрашивание пластилиновых заготовок, получение голубого цвета путём смешивания красок на палитре, использование выразительных возможностей цветовых контрастов. Развивать у детей способность к образному восприятию зимней природы.

Развивать умения и навыки работы в технике пластилинография – отщипывание, скатывание колбасок пальцами, приплющивание.

Расширять знания о природных явлениях, активизировать речь, развивать память, внимание, мышление, фантазию, общую и мелкую моторику;

Воспитывать уверенность, самостоятельность в художественном поиске и при воплощении замыслов.

Научить изображать снегирей, передавать особенности внешнего облика (строение туловища, форму головы, крыльев, хвоста, характерную окраску). Закрепить приемы скатывания, расплющивания, примазывания, деление на части с помощью стеки. Развивать композиционные навыки.

Закреплять умение использовать в работе нетрадиционную технику изображения – пластилинографию. Добиваться реализации выразительного, яркого образа, дополняя работу элементами бросового материала.

Продолжать развивать умения детей выполнять лепную картину на плоскости. Учить украшать сказочное здание башенками, зарешеченными окошками с полукруглыми сводами, оформлять сказочный пейзаж декоративными элементами (цветами, листиками). Учить комбинировать в работе разные структуры материала.

Осваивать способ создания знакомого образа посредством пластилина на горизонтальной плоскости. Закреплять навыки раскатывания, расплющивания. Стимулировать интерес к экспериментированию в работе, включать в оформление работы бросовый материал для создания необычных поверхностей в изображаемом объекте.

Пластилин белый, стека, палочки для процарапывания, колпачки от фломастеров, цветной картон в рамочке разной формы и цвета, баночки с водой, салфетки, дощечки, гуашь разных цветов, кисти.

Диск, набор пластилина, стека, влажные салфетки для рук, бумажные снежинки, пластмассовые снежинки, рассказ В.Архангельского «Летят снежные пушинки», слайд с изображение снежинок, аудиозапись «Песенка о снежинке» (Е. Крылатов, Л. Дербенев).

Картон голубого цвета, набор пластилина, салфетка для рук, доска для лепки, стека, фотоиллюстрации со снегирями.

Плотный картон розового цвета с силуэтом Снегурочки, размер А4, блестки для украшения, кукла Снегурочка для рассматривания, стека, салфетка для рук.

Плотный картон синего (голубого цвета) с зеленой полосой в нижней части, с нарисованным силуэтом замка, набор пластилина, проволока в желтой оболочке, нарезанная на отрезки по 3-4см, салфетка, стека.

Картон голубого цвета, размер А4, набор пластилина, белая яичная скорлупа, стека, салфетка для рук, игрушка снеговик.

Беседа о зиме. Прослушивание Л. Бетховена «Лунная соната», представление зимнего леса с закрытыми глазами. Беседа с детьми о пейзаже. Предложить детям выбрать фон для картины и создать зимний пейзаж из пластилина. Анализ детских работ.

Подвижная игра «Снег-снежок». Загадывание загадок. Беседа о снежинках, рассматривание иллюстраций снежинок. Физкультминутка «С неба падают снежинки». Предложить детям сделать снежинку на диске. Рассказать детям об этапах выполнения работы. Анализ выполненных работ.

Чтение стихотворения Т. Белозерова «Снегири». Беседа и рассматривание снегирей. Физминутка «Зимний лес». Предложить детям изобразить снегирей при помощи пластилина.

Рассказать детям об этапах выполнения работы. Анализ выполненных работ. Чтение стихотворения А. Яшина «Покормите птиц зимой».

Словесная игра по стихотворению Е.Благининой «Есть одна игра…». Загадывание загадки про Снегурочку. Рассматривание куклы Снегурочка. Стихотворение А. Беловой «Песенка Снегурочки», физминутка. Рассказать детям об этапах выполнения работы. Анализ выполненных работ.

Прослушивание музыки М. Мусорского «Старый замок». Чтение сказки о двух волшебниках. Физминутка с произвольными танцевальными движениями. Предложить изобразить замок при помощи пластилина. Рассказать детям об этапах выполнения работы. В процессе работы провести Физминутку «Сказочная зарядка». Анализ выполненных работ.

Чтение стихотворения Е. Трутневой. Беседа о снеговике. Чтение стихотворения  А. Барто «Мы не ели…». Физминутка «Снег». Рассказать об этапах выполнения работы. Похвалить детей за выполненные работы.

Январь «Животные дальних стран» 

«Пингвины на льдине»

«Панда»

«Забавная обезьянка»

«Жираф»

«Слон»

«Павлин»

Учить передавать характерные строение птицы, соблюдая относительную. Величину частей. Закрепить усвоенные ранее приемы лепки (скатывание, оттягивание, прищипывание и др.). развивать эстетическое восприятие, творческое воображение.

Учить детей использовать свои познания и представления об особенностях внешнего облика животного в своей художественно – творческой деятельности. Закрепить умение создавать лепную картину с выпуклым изображением, добиваться выразительности создаваемого предмета через более точную передачу формы частей тела, цвета. Развивать у детей эстетическое восприятие.

Продолжать знакомить детей с жанром изобразительного искусства – портретом.

Учить выполнять изображение обезьянки в нетрадиционной технике исполнения – пластилинографии. Развивать мелкую моторику рук. Развивать детям радость от встречи с любимым животным – обезьянкой.

Учить изображать предмет, составляя его из отдельных деталей. Упражнять в использовании ранее полученных навыков: скатывание, расплющивание объемной формы, сглаживание границ соединения частей. Поощрять самостоятельное детское творчество, инициативу.

Учить детей передавать сюжет и создавать выразительные полуобъемные картины на горизонтальной поверхности, используя нетрадиционную технику работы – пластилинографию. Закреплять умение детей работать с пластилином, использовать его свойства при скатывании, расплющивании, разглаживании поверхностей.

Закрепить использование в творческой деятельности детей технического приема – пластилинографии, комбинированных способов работы с пластилином. Развивать пространственные представления, композиционные навыки. Воспитывать желание доставлять радость окружающим своей работой.

Плотный картон синего цвета с контуром округлых льдин, размер 1\2 А4, набор пластилина, салфетка для рук, доска для лепки, стека, картинки с изображением медведя, волка, жирафа, слоненка.

Картон светло – зеленого цвета, набор пластилина, салфетка для рук, доска для лепки, стека,  картины из серии «Дикие животные».

Плотный картон, размер половинка листа А4, набор пластилина,  стека,  салфетка для рук,  иллюстрации о зоопарке.

Плотный картон голубого цвета, рамер ½ А4, набор пластилина, салфетка для рук, доска для лепки, стека, иллюстрация с изображением жирафа.

Картон желтого цвета, размер ½ А4, набор пластилина, салфетка для рук, доска для лепки, стека, отработанный стержень шариковой ручки, картины «Слоны» из серии «Дикие животные».

Плотный картон голубого цвета с контуром, набор пластилина, салфетка для рук, доска для лепки, стека, иллюстрации с изображением павлина, перо павлина.

Рассматривание картинок с изображением животных. Игра «Кто лишний». Беседа о пингвине. Зачитывание отрывка из книги Г. Снегирева «Про пингвинов». Физминутка «Пингвины». Обсуждение внешнего облика птицы. Рассказать об этапах выполнения работы. Рассмотреть получившиеся картинки с изображениями пингвинов.

Загадывание загадки про медведя. Рассматривание картины «Белые медведи». Чтение стихотворения С. Маршак «У нас просторный водоем…». Рассказ воспитателя о белом медведе и панде. Физминутка «Панда». Рассматривание игрушки – панды. Рассказать об этапах выполнения работы. Рассмотреть получившиеся картинки с изображениями забавных медвежат - панд.

Беседа о животных, которые живут в зоопарке. Чтение стихотворения «Зоопарк». Рассказ об обезьяне. Физминутка «Мартышки». Обследование обезьянки. Пальчиковая игра «Мартышки и книжки». Рассказать детям об этапах выполнения работы. Анализ выполненных работ.

Игровая ситуация, путешествие в Африку. Дидактическая игра «Добавь словечко». Физминутка «Джунгли». Чтение стихотворения В. Лунина «Кто я?». Рассматривание иллюстрации жирафа. Предложить детям изобразить жирафа пластилином. Рассказать детям об этапах выполнения работы.

Пригласить детей на экскурсию в зоопарк. Познакомиться с животными с помощью пальчиков. Чтение отрывка из рассказа Б. Житкова «Слоны». Рассматривание и обсуждение облика слона. Физминутка «Слон». Предложить детям сделать композицию со слоном. Рассказать детям об этапах выполнения работы. Анализ выполненных работ.

Беседа по сказке П. Ершова «Конек – Горбунок». Показ и рассматривание пера павлина.  Физминутка «Павлины». Рассказать детям об этапах выполнения работы. Анализ выполненных работ.

Февраль

Цикл «Море волнуется…»

«Кашалотик, кашалот»

«Рыбки в аквариуме»

(2 занятия)

«Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет…»

«Золотая рыбка»

«Осьминог»

«Морские обитатели»

«Лебеди»

Продолжать знакомить детей со специальным жанром изобразительного искусства – анималистикой. Учить передавать форму, характерные детали внешнего вида животного способом пластилинографии. Развивать воображение, композиционные навыки.

Учить создавать выразительный сюжет в полуобъеме, используя нетрадиционную технику выполнения работы – рисования пластилином. Совершенствовать технические и изобразительные навыки, умения. Использовать в работе различный по содержанию и структуре бросовый материал.

Познакомить детей с новым видом лепки _ цветовой растяжкой (вода, небо), показав его возможности для колористического решения темы. Передать движение ветра, т.е. по морю гуляет.

Продолжать закреплять навыки работы с пластилином на плоскости, создавая изображение в полуобъеме. Добиваться выразительности и необычности исполнения сказочного образа посредством включения в его оформлении элементов бросового материала. Развивать аккуратность в работе с пластилином.

Развивать воображение, образную память, умение продумывать композиционное построение изображения. Поощрять инициативу и самостоятельность детей, внесение в работу тематических дополнений. Способствовать развитию формообразующих движений в работе с пластилином.

Закрепить приёмы рисования пластилином (надавливания, вдавливания, размазывания пластилина кончиками пальцев)

Закреплять умение работать на ограниченном пространстве, не выходить за контур рисунка.

Пополнять и расширять знания детей о подводном мире, его обитателях, пополнять словарный запас детей.

Воспитывать аккуратность при работе с пластилином, желание доводить начатое дело до конца.

Закреплять умения детей работать пластилином на горизонтальной поверхности, использовать его свойства при скатывании, расплющивании, разглаживании поверхностей в создаваемых предметах. Развивать практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством пластилинографии.

Плотный картон голубого цвета, набор пластилина, салфетка для рук, доска для лепки, стека, иллюстрация с изображением кита.

Картон синего или голубого цвета, набор пластилина, арбузные семечки, футляры от таблеток, бусинки черного цвета, ракушки, фасоль, простой карандаш, стека, салфетка для рук.

Пластилин разных цветов, картон разной формы и разных размеров, стеки.

Плотный картон голубого цвета с силуэтом рыбки, набор пластилина, футляр от таблеток, бусинка, набор блесток, стека, салфетка для рук, иллюстрации к сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке  и рыбке».

Плотный картон голубого цвета, набор пластилина, салфетка для рук, доска для лепки, стеки, отработанный стержень шариковой ручки, иллюстрация с изображением осьминога и других морских обитателей.

 Пластилин, стеки, доски для лепки, салфетки, голубой картон с нарисованными силуэтами морских обитателей.

Картон голубого цвета, набор пластилина, салфетка для рук, доска для лепки, стеки, иллюстрация с изображением лебедей.

Загадывание загадки о ките. Рассматривание иллюстрации с изображением кита и беседа по ней. Игра «Морские приключения». Предложить перенести свои впечатления о игре на картинки. Рассказать детям об этапах выполнения работы. Пальчиковая гимнастика во время работы. Анализ выполненных работ.

Наблюдение за обитателями аквариума и беседа о них. Чтение стихотворение В. Шульжика «На дне морском». Физминутка «Мы плывем…». Предложить детям сделать панно с водными обитателями., при помощи пластилина. Рассказать детям об этапах выполнения работы. Пальчиковая гимнастика во время работы. Анализ выполненных работ.

Вспомнить сказки А. С. Пушкина. Рассмотреть репродукции с изображением кораблей в море. Познакомить детей с цветовой растяжкой и ее техникой. Вспомнить как смешивают цвета. Обратить внимание детей на направление пальцев. Рассказать детям об этапах выполнения работы. Пальчиковая гимнастика во время работы. Анализ выполненных работ.

Рассматривание иллюстраций с изображением золотой рыбки. Чтение отрывка А. Пушкина «сказка о рыбаке и рыбке». Беседа по сказке. Физминутка «Как приятно в речке плавать…». Предложить детям сделать панно с золотой рыбкой. Рассказать детям об этапах выполнения работы. Пальчиковая гимнастика во время работы. Анализ выполненных работ.

Предложить детям прослушать рассказ Г. Снегирева «Домик осьминога». Рассмотреть иллюстрации с изображением морских обитателей. Физминутка «Морское путешествие». Предложить детям изобразить обитателя моря – осьминога из пластилина. Рассказать детям об этапах выполнения работы. Пальчиковая гимнастика во время работы. Анализ выполненных работ.

Создание игровой ситуации. Рассматривание и обследование ракушки. Просмотр презентации «Морские обитатели». Физминутка «Морское путешествие». Предложить выбрать морского обитателя и раскрасить его пластилином. Рассказать детям об этапах выполнения работы. Пальчиковая гимнастика во время работы. Анализ выполненных работ.

Прослушивание русской народной песни «Лебедь». Рассказ педагога о лебедях.. чтение стихотворения С. Есенина «Лебедушка». Физминутка «Лебеди». Предложить детям выполнить композицию с лебедями. Рассказать детям об этапах выполнения работы. Пальчиковая гимнастика во время работы. Анализ выполненных работ.

Март

Цикл «Весна шагает по планете»

«Букет для мамы»

 (2 занятия)

«Душистый снег»

«Кактус в горшочке»

«Солнышко, покажись!»

«Подснежники»

«Полевые цветы»

Закреплять умение детей выполнять лепную картину, когда детали предметов сохраняют объем и выступают над поверхностью основы. Развивать умение любоваться природными формами и преобразовывать их в декоративные. Формировать композиционные навыки.

Закреплять умение детей изображать предмет с помощью пластилина. Закреплять умение детей создавать композицию из отдельных деталей, используя имеющиеся умения и навыки работы с пластилином – раскатывание, сплющивание, сглаживание. Развивать мелкую моторику рук.

Продолжать учить детей использовать возможности бросового материала для придания объекту завершенности и выразительности. Закреплять знания детей о свойствах пластилина. Развивать практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством пластилинографии.

Продолжать закреплять технику рельефной лепки. Показать варианты изображения солнечных лучей (точки, круги, пятнышки, треугольники, жгутики). Развивать чувство ритма и композиции.

Обучать детей воплощать в художественной форме своё представление о первоцветах; развивать умение изображать цветы при помощи пластилина, закреплять умения смешивать пластилин разного цвета для получения выразительности образа средствами многослойной пластилинографии, развивать чувство формы и цвета; воспитывать бережное отношение к природе.

Учить детей отражать впечатления и наблюдения в художественно-творческой деятельности, используя нетрадиционную технику изображения – пластилинография. Побуждать детей передавать разнообразие природных форм полевых цветов. Поощрять инициативу и самостоятельность детей о строении композиции работы и внесения дополнения в рисунок по теме работы.

Картон желтого цвета с силуэтом корзины в нижней части листа, набор пластилина, простой карандаш, стека, салфетка для рук, фото или иллюстрации с изображением цветов.

Картон синего цвета с контурным изображением ветки, набор пластилина, стека, салфетка для рук, фото или иллюстрация цветущей ветки.

Картон желтого цвета размером 15*20см, набор пластилина, набор бусинок, бисер любого цвета, половинка зубачисток, цветок искусственный, простой карандаш, салфетка для рук, иллюстрации с изображением кактусов, живое растение в горшочке.

Картонные квадраты 10*10, 15*15, 20*20, пластилин, стеки, красивые пуговицы и бусины для глаз.

Картон прямоугольной формы (под рамку) нежно-голубого цвета, пластилин разных цветов, стеки, салфетки фотоиллюстрации с первоцветами.

Картон голубого цвета, набор пластилина, стека, салфетка для рук, стержень от шариковой ручки, фото или иллюстрация с изображением полевых цветов.

Беседа о подарках. Чтение стихотворения о цветах. Прослушивание муз. произведения П. Чайковского «Вальс цветов». Проведение «Цветочной» зарядки. Предложить детям сделать мамам на 8 марта букет цветов техникой пластилинография. Рассказать детям об этапах выполнения работы. Пальчиковая гимнастика во время работы. Анализ выполненных работ.

Загадывание загадки о весне. Вспомнить признаки весны. Чтение весенней истории. Физминутка «Как на яблоне…». Предложить детям изобразить цветущую ветку яблони. Рассказать детям об этапах выполнения работы. Пальчиковая гимнастика во время работы. Анализ выполненных работ.

Чтение сказки «Рикки – хохолок». Показ иллюстраций с разными видами кактусов, беседа о них. Рассматривание кактуса. Физминутка. Рассказать детям об этапах выполнения работы. Пальчиковая гимнастика во время работы. Анализ выполненных работ.

Рассказать русскую народную потешку «Солнышко – ведрышко». Показать детям иллюстрации с символами декоративных элементов. Предложить детям изобразить солнышко разными способами. Физминутка. Рассказать детям об этапах выполнения работы. Пальчиковая гимнастика во время работы. Анализ выполненных работ.

Загадывание загадки о подснежнике. Создание игровой ситуации. Беседа о подснежнике и его рассматривание. Физкультурная минутка «Подснежник». Предложить детям изобразить подснежник пластилином. Рассказать детям об этапах выполнения работы. Пальчиковая гимнастика «Здравствуй». Анализ выполненных работ.

Предложить детям прослушать стихотворение – загадку и угадать о каком времени года идет речь. Беседа о полевых цветах и рассматривание изображений цветов. Физминутка «По лугу». Рассказать детям об этапах выполнения работы. Пальчиковая гимнастика «Колокольчики». Анализ выполненных работ.

Апрель

Цикл «В гостях у сказки»

«У лукоморья дуб зеленый» (2 занятия)

«Заюшкина избушка»

«Подарок для Хрюши»

«Бабушкины сказки»

(4 занятия)

Формировать эстетические чувства передачей художественного образа техникой пластилинография. Развивать чувство композиции, фантазию и творчество. Учить создавать сказочный, выразительный образ. Воспитывать аккуратность при выполнении работы.

Учить детей создавать композицию по мотивам литературного произведения. Совершенствовать технику пластилиногграфии.

Закрепить способы работы в технике пластилинография: цветовая растяжка.. Побуждать детей вносить объекты для изображения в соответствии с темой и замыслом. Развивать у детей творческое воображение.

 Развивать умение создавать сказочные здания, передовая особенности их строения и архитектуры, характерные детали.

Закреплять знания детей о свойствах пластилина ( мягкий, податливый, способен принимать любую форму).

Учить детей достигать выразительной передачи формы, цвета, изображений мелких деталей объекта;.

Воспитывать аккуратность в работе с пластилином. Вызвать у детей желание делать приятное, дарить подарки.

Закреплять знания детей о сказках, технике пластилинография. Продолжать учить детей заполнять цветом силуэт. Развивать мелкую моторику рук.

Картина «Дубы» И. И. Шишкина, для работы детей: (на выбор) картон А 4, пластилин, сухой чай, бумага, сухие листья, засушенные листья дуба, кисти, вода.

Плотный картон, набор пластилина, стека, салфетка для рук, мнемотаблица по изготовлению композиции, бросовый материал, иллюстрации к сказке «Заюшкина избушка».

Пластилин розового цвета, доски для лепки, стеки.

Картон яркого цвета 1\2

Бумажная салфетка, тканевая салфетка (на каждого ребёнка)

Картон с нарисованными сюжетами сказок: «Царевна – лягушка», «Гуси – лебеди», стеки, набор пластилина, иллюстрации к сказкам.

Предложить детям отправиться в сказочное путешествие. Наводящие вопросы. Беседа о дубе. Чтение стихотворения А. С. Пушкина «У лукоморья дуб зелёный». Беседа о коте.   Рассказать детям об этапах выполнения работы. Пальчиковая гимнастика во время работы. Анализ выполненных работ.                

Загадывание загадок о сказках. Беседа с детьми по сказке «Заюшкина избушка». Физминутка «Сказочная зарядка».

 Рассказать детям об этапах выполнения работы. Пальчиковая гимнастика «Разотру ладошку сильно». Анализ выполненных работ.

Беседа о домашних животных. Загадывание загадок. Сюрпризный момент: приход Степашки. Физминутка «Поросятки». Предложить детям сделать портрет Хрюши. Рассказать детям об этапах выполнения работы. Пальчиковая гимнастика во время работы. Анализ выполненных работ.

Беседа с детьми о сказках. Предложить детям рассмотреть иллюстрации к сказкам и расскрасить предложенные картинки. «Царевна – лягушка» -т 2 занятия, «Гуси – лебеди» - 2 занятия. Рассказать детям об этапах выполнения работы. Пальчиковая гимнастика во время работы Анализ выполненных работ.

Май 1-2 неделя

Цикл «Скоро, лето»

Май 3-4 неделя

Мониторинг

«Божьи коровки на ромашке»

«Бабочка»

«Одуванчики – цветы, словно солнышки желты»

«Веселый клоун»

Учить использовать знания и представления об особенностях внешнего вида насекомых в своей работе. Закрепить использование в творческой деятельности детей технического приема – пластилинографии, формировать обобщенные способы работы посредством пластилина.

Познакомить детей с симметрией на примере бабочки в природе и в рисунке.  Закреплять умение детей наносить мазки пластилином, плавно «вливая» один цвет в другой на границе их соединения.

Закреплять умение создавать образы растений в нетрадиционной технике – пластилинография. Развивать пространственные представления, композиционные навыки. Вызвать интерес к изображаемому цветку средствами художественной литературы.

Учить выполнять изображение клоуна в нетрадиционной технике – пластилинография. Развивать чувство цвета. Воспитывать интерес детей к цирковому искусству.

Силуэт ромашки с серединкой из плотного картона, набор пластилина, тонкая палочка, стека.

Картон голубого цвета с силуэтом бабочки, набор пластилина, стека, салфетка для рук.

Картон синего цвета, набор пластилина, стека, салфетка для рук, иллюстрации с изображением одуванчика.

Плотный картон, набор пластилина, стека, салфетка для рук, иллюстрация о цирке.

Беседа и рассматривание божьей коровки. Чтение стихотворения А. Усачева «божья коровка». Физминутка «Жук». Рассказать детям об этапах выполнения работы. Пальчиковая гимнастика во время работы Анализ выполненных работ.

Чтение сказки «Как бабочка стала разноцветной». Беседа о бабочках. Физминутка «Бабочки». Рассказать детям об этапах выполнения работы. Пальчиковая гимнастика «Бабочка». Анализ выполненных работ.

Чтение отрывка М. Пришвина «Золотой луг». Рассматривание одуванчика. Физминутка «Одуванчики». Рассказать детям об этапах выполнения работы. Пальчиковая гимнастика «Бабочка». Анализ выполненных работ.

Беседа о цирке. Прослушиваниепьесы Д. Кабалевского «Клоуны». Беседа о клоуне. Предложить детям изобразить клоуна при помощи пластилина. Рассказать детям об этапах выполнения работы. Пальчиковая гимнастика «Веселый Тюша». Анализ выполненных работ.


Емельянова Е. В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования «Фабрика волшебства» Разработала воспитатель: Крылова Н.В

Изобразительная деятельность интересна, увлекательна для дошкольника, так как он имеет возможность передать свои впечатления об окружающей действительности с помощью карандаша...

ПЛАН-ПРОГРАММА дополнительному образованию «ОРИГАМИ +»

Цель программы: развитие личности ребёнка, способного к творческому самовыражению через овладение основами работы с бумагой по технологии «Оригами»....

План – программа дополнительной бесплатной образовательной услуги «Бумажная фантазия»

План – программадополнительной бесплатной образовательной услуги«Бумажная фантазия»художественно – эстетической направленностина 2017 – 2018 учебдый год...

ПЛАН – ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Юные дизайнеры»

Актуальность  программыВ связи с активным развитием современных технологий всё большее внимание уделяется проектно-художественной деятельности (дизайну). В современном обществе не осталось п...

План - программа дополнительного образования кружка «Самоделочки» для детей 5-7 лет

quot;Источники творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев".                               ...

программа дополнительного образования "Волшебство оригами"

Программа «Волшебство оригами», как средство дополнительного образования старших дошкольников, поможет ввести детей в мир древнейшего искусства складывания бумаги без клея иножниц....