Рабочая программа дополнительного образования по художественно – эстетическому развитию "Россинка" детей 4 - 6 лет
рабочая программа по аппликации, лепке ( группа) по теме

Чужинова Наталья Васильевна

          Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Именно в изобразительной деятельности ярче всего раскрываются творческие способности детей. Развивать творческие способности ребенка лучше начинать с дошкольного детства, именно этот возраст имеет непреходящее значение в становлении первооснов личности. Лепка- любимое и увлекательное занятие детей и многих взрослых. Можно лепить по старинке - из глины и пластилина, но интересно попробовать и что-то новое, например, соленое тесто. Предлагаю вам рабочую программу кружка из соленого теста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа

кружка по художественно – эстетическому развитию "Россинка"

детей 4 - 6 лет

Руководитель кружка: воспитатель Чужинова Наталья Васильевна МАДОУ "Центр развития ребенка – детский сад № 70 "Теремок" г. Балаково Саратовской области

                                 

Пояснительная записка

Актуальность

          Творческие способности – далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становиться все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем.

          Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Именно в изобразительной деятельности ярче всего раскрываются творческие способности детей. Развивать творческие способности ребенка лучше начинать с дошкольного детства, именно этот возраст имеет непреходящее значение в становлении первооснов личности. Весь путь формирования личности пролегает между задатками и способностями.

Так же сегодня проблема развития речи детей дошкольного возраста является наиболее актуальной. Ученые, которые изучают развитие детской речи, утверждают, что движение пальчиков рук очень тесно связано с речевой функцией. Развитие функции руки и речи идет параллельно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев рук.

Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста.

Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе.

Лепка- одно из полезнейших занятий для детей. Воспроизводя пластически тот или иной предмет с натуры, по памяти или по рисунку, дети знакомятся с его формой, развивают руку, пальчики, а это в свою очередь способствует развитию речи детей.

Лепка- любимое и увлекательное занятие детей и многих взрослых. Можно лепить по старинке - из глины и пластилина, но интересно попробовать и что-то новое, например, соленое тесто.

Почему именно тесто? Тесто –это такой материал, который для детской руки более удобен - это приятный, податливый, пластичный и экологически чистый материал и для ребенка представляет большой интерес, чем пластилин. Из него можно вылепить все что угодно, а после сушки и раскрашивания оставить в виде сувенира на долгие годы. Полученный результат можно увидеть, потрогать. Его интересно показать другим и получить одобрение. Благодаря этому ребенок чувствует себя создателем и испытывает удовлетворение и гордость за свои достижения.

Этому виду творчества придумали современное название – «Тестопластика»

Цели программы:

  1. Развитие познавательных способностей ребенка;
  2. Развитие творческих способностей и художественного вкуса;
  3. Создание условий, необходимых для психологического комфорта.
  4. Помощь детям в осознание и развитии своей индивидуальности и самореализации.

Задачи программы:

  1. Обогащать и расширять художественный опыт дошкольников;
  2. Формировать способность к изобразительной деятельностивоображение и творчество;
  3. Развивать мелкую моторику пальцев.

Принципы:

Учитывать интересы, возможности ребенка при организации занятий.

Организовать коллективную, групповую, индивидуальную формы работы детей. Соблюдая права ребенка.

Создавать комфортный психологический климат, стимулировать успех детей.

Не мешать ребенку творить.

Условия реализации программы

Наличие наглядно-иллюстративного и дидактического материала:

- методические разработки занятий;

- учебные и методические пособия;

- технологические карты по изготовлению изделий;

- фотографии;

- образцы изделий.

Материалы и инструменты:

Мука, соль «Экстра», клей обойный, клей ПВА, «Момент», краски акриловые, акварельные, гуашь, кисти, ножницы, стеки, доски, рамки, пищевая фольга, проволока, лак, валик-скалка, формочки, мисочки для теста, емкость с водой, зубочистки, ситечко.

Дополнительные материалы:

Бисер, бусинки, мешковина, ткань.

Тесто для лепки:

Мука - 300г (2 чашки)

Соль – 300г (1 чашка)

Вода – 200мл.

Способы приготовления теста:

          Муку и соль тщательно перемешать. Затем добавить воду и тщательно вымешивают до однородного состояния. Как обычное тесто. Тесто для лепки должно быть довольно крутым.

Преимущество соленого теста:

- можно приготовить в любой момент, не тратя лишних денег;

-легко отмывается и не оставляет следов;

- безопасно при попадании в рот, один раз попробовав

- тесто на вкус, ребенок больше не пытается взять его в рот — невкусно!

- если оно правильно замешано, лепится замечательно, к рукам не липнет;

- можно сушить в духовке, а можно — просто на воздухе;

- краска пристает любая, а возможности для росписи — практически неограниченные;

- поверх краски хорошо еще покрывать лаком — сохранится на века.

- с готовым «изделием» можно играть — без боязни, что оно потеряет форму.

Структура занятия:

1. Создание игровой ситуации (сказочный персонаж, загадки, игры).

2. Объяснение, показ приемов лепки.

3. Лепка детьми.

4. Физ. пауза.

5. Доработка изделия из дополнительного материала.

6. Рассматривание готовых работ.

Методические рекомендации по организации игр – занятий:

При организации игр- занятий, воспитателю необходимо помнить следующие правила:

1. Не мешать ребенку творить.

2. Поощрять все усилия ребенка и его стремление узнавать новое.

3. Избегать отрицательных оценок ребенка и результатов его деятельности.

4. Начинать с самого простого, доступного задания, постепенно усложняя его

5. Поддерживать инициативу детей.

6. Не оставлять без внимания, без поощрения даже самый маленький успех ребенка.

Способы лепки:

1. Конструктивный – лепка предмета из отдельных кусочков (раскатывать, вытягивать, сплющивать, прищипывать, соединять вместе) .

2. Скульптурный – из целого куска. Превращая его в фигуру.

3. Комбинированный – сочетание в одном изделии разных способов лепки.

4. Модульная лепка – составление объемной мозаики или конструирование из отдельных деталей.

5. Лепка на форме – использование готовых форм под основу.

Приемы лепки:

Скатывание круговыми движениями рук, раскатывание прямыми движениями рук, надавливание шариков пальцем сверху, сглаживание, сплющивание, прищипывание.

С

рок реализации:

Программа рассчитана на 2 года. Занятия проводятся 1 раз в 2 недели в первый год по 20 минут,второй год по 25 минут. Количество детей в группе – 15 человек.

Форма проведения итогов:

          Диагностическое обследование детей по усвоению программы.

Критерии обследования:

  1. Применять основные приемы лепки как для небольших поделок, так и для составных конструкций, картин
  2. Последовательно и правильно соединять элементы при изготовлении законченной работы
  3. Пользоваться инструментами и приспособлениями, необходимыми при изготовлении изделий из соленого теста
  4. Гармонично сочетать цвета
  5. Оценивать свою работу и работы своих товарищей
  6. Работать в коллективе

Список детей:

  1. Байбородов Никита
  2. Безруков Даниил
  3. Быстров Толик
  4. Власова Полина
  5. Гугягин Вадим
  6. Жолобов Назар
  7. Кизилов Илья
  8. Куличенкова ксюша
  9. Мельник Оля
  10.  Мирошниченко Ира
  11.  Романченко Ира
  12.  Филиппов Егор
  13.  Шершнева Полина
  14. Шилина Соня
  15.  Работа с родителями:

          Индивидуальные консультации, беседы по специфике работы с соленым тестом. Помочь родителям в семейном воспитании для создания необходимых условий для развития творческих способностей дошкольников. Регулярно проводить выставки, на которых демонстрировать изделия созданные детьми из теста, применения продуктов детской деятельности в украшении группы.

Используемая литература:

  1. Лыкова И.А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет. Цветные ладошки»
  2. Лыкова И.А. «Методические рекомендации к программе «Цветные ладошки». «Карапуз-дидактика». Творческий центр СФЕРА. Москва 2009г.
  3. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа (образовательная область «Художественное творчество»): учебно-методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений – ИД «Цветной мир», Москва 2012г.
  4. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа (образовательная область «Художественное творчество»): учебно-методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений – ИД «Цветной мир», Москва 2012г.
  5. Лыкова И.А. Лепка из соленого теста. 2007г.
  6. Лыкова И.А. «Педагогическая диагностика. 1-7 лет. Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений. «Карапуз-дидактика». Творческий центр СФЕРА. Москва 2009г.

Перспективное планирование кружка «Россинка»

в средней группе

Месяц

Тема

Программное содержание

Материал, инструменты, оборудование

ОКТЯБРЬ

«Собираем урожай»

Закреплять у детей знание обобщенных понятий «овощи», «фрукты», упражнять в приемах скатывания, сплющивания, вытягивания, для украшения поделки использовать стеки, природный материал, продолжать учить детей, смешивать на палитре новые цвета.

Фрукты, овощи, (муляжи, картинки, соленое тесто, гуашь, палитра, кисточки, картон, вода.

«Подсолнух»

Вырабатывать умение на картонной основе при помощи теста, отламывать небольшими кусочками и расплющивать на картоне, сделать фон, продолжать учить детей скатывать и сплющивать шарик (для середин-ки подсолнуха, работать ладонями и пальцами, для создания необходимой формы (листья, лепестки) ; вырабатывать умения работать стеком, прорабатывая детали.

Соленое тесто (цветное, семечки подсолнуха, стеки, кисти, картон под основу, вода.

НОЯБРЬ

«Мышка»

Учить передавать в лепке сказочные образы; учить детей применять умения лепить овальную форму при изображении предметов и животных; закреплять умение передавать характер формы.

Соленое тесто, кусочек веревочки для хвоста, фломастеры, вода, кисти, гуашь, палитра.

«Мухомор»

Лепка мухомора конструктивным способом из четырех частей (шляпка, ножка, «юбочка», полянка, развивать композиционные умения, при расположение мухомора на полянке.

Цветное соленое тесто, фольга на каркас для грибов, стек, вода, кисточки.

ДЕКАБРЬ

«В лесу родилась елочка»

учить детей лепить елочку модульным способом, воспитывать у детей любовь к окружающей природе, передавать красоту елочки, добиваться выразительной формы

Соленое тесто (цветное, фломастеры, картон под основу бисер для украшения, блестки, яркие бусины.

«Новогодние игрушки»

Учить самостоятельно применять в лепке знакомые способы работы, учим выбирать и создавать при помощи смешивания на палитре праздничную цветовую гамму

Соленое тесто (цветное, стеки, формочки для вырезания игрушек, фломастеры, бисер, разноцветная фольга, клей ПВА, кисточки, гель с блестками

ЯНВАРЬ

«Подсвечник»

Развивать фантазию и умение самостоятельно работать по образцу.

Соленое тесто, стеки, мисочки с водой, кисточки

«Кот»

Развивать у детей эстетическое восприятие, любовь к животным; вырабатываем умения работы всеми способами лепки изученными на предыдущих занятиях.

Цветное тесто, картонная заготовка прямоугольной формы, стеки, фломастеры, вода, кисти теста

ФЕВРАЛЬ

«Валентинка»

Вырабатывать навыки скатывания капелек различной формы, учить формировать сердечки из скатанных капелек, вызывать интерес к вылепленным изделиям, радость от работы.

Цветное тесто, стеки, фломастеры, вода, кисточки

«Подарок папе»

Лепка самолета конструктивным способом из разных по форме и размеру деталей. Уточнение представления о строение и способе передвижения самолета, развивать любовь к близким.

Соленое тесто, стеки, вода, кисточки, картон под основу, фольга, звездочки.

МАРТ

«Цветы для мамы»

Вырабатывать умение на картонной основе при помощи цветного теста сделать фон, вырабатывать у детей умение заполнять круглый формат, закомпановав на нем цветок.

Цветное тесто, картонная заготовка круглой формы для фона, стек, фломастеры.

«Подставка под яйцо»

Развивать фантазию, умение самостоятельно работать по образцу, Продолжать учить лепить основную форму предмета кистями обеих рук, а детали прорабатывать пальцами, использовать стек для проработки деталей для украшения.

Тесто, стеки, фломастеры, кисточки, вода, яйцо киндер сюрприза.

АПРЕЛЬ

«Аквариум»

Вызывать интерес к созданию композиции «аквариум», развивать чувство формы и композиции; вырабатывать навыки смешивания необходимых цветов на палитре, закрепляем знания о теплых и холодных тонах.

Тесто, фломастеры, гуашь, палитра, кисточки, вода.

«Грустный клоун»

Вырабатывать умение скатывать капельку и расплющивать ее необходимого размера, учить располагать мелкие детали (глаза, нос, рот, украшение шапки) ; учить передавать настроение средствами лепки.

Тесто, стеки, дощечки, миска с водой, кисточки, фломастеры.

МАЙ

«Веселый клоун»

Вырабатывать умение скатывать капельку и расплющивать ее необходимого размера, учить располагать мелкие детали (глаза, нос, рот, украшение шапки) ; учить передавать настроение средствами лепки.

Тесто, стеки, дощечки, миска с водой, кисточки, фломастеры.

«Цыпленок»

Развивать у детей эстетическое восприятие; вырабатываем умения работы всеми способами лепки изученными на предыдущих занятиях.

Цветное тесто, картонная заготовка прямоугольной формы, стеки, фломастеры, вода, кисти теста.

Перспективное планирование кружка «Россинка»

в старшей группе

Месяц

Тема

Программное содержание

Материал, инструменты, оборудование

ОКТЯБРЬ

Смешарик «Нюша»

Развивать у детей эстетическое восприятие; вырабатываем умения работы всеми способами лепки изученными на предыдущих занятиях.

Цветное тесто, картонная заготовка прямоугольной формы, стеки, фломастеры, вода, кисти теста.

«Тарелка с фруктами».

Упражнять в приемах скатывания, сплющивания, вытягивания, использовании стеки и природного материала дляукрашении поделки; вырабатываем умение смешивать на палитре необходимые цвета.

Тесто, стеки, дощечки, мисочки с водой, кисть, старые фломастеры, гвоздика (приправа).

НОЯБРЬ

Смешарик «Крош»

Развивать у детей эстетическое восприятие; вырабатываем умения работы всеми способами лепки изученными на предыдущих занятиях.

Цветное тесто, картонная заготовка прямоугольной формы, стеки, фломастеры, вода, кисти теста.

«Новогодние игрушки»

Учить самостоятельно, применять в лепке знакомые способы работы, учим выбирать и создавать при помощи смешивания на палитре праздничную цветовую гамму.

Соленое тесто (цветное, стеки, формочки для вырезания игрушек, фломастеры, бисер, разноцветная фольга, клей ПВА, кисточки, гель с блестками

ДЕКАБРЬ

«Дед Мороз спешит на елку»

Воспитывать у детей интерес к сказочным образам, учить передавать их в лепке -создавать фигуру человека, показывать особенности одежды.

Тесто, стеки, вода, дощечки, кисти, гуашь.

«Снегурочка»

Продолжать учить детей лепить фигуру человека, передавать характерный наряд Снегурочки, используя стеку для подрисовки штрихами меха на одежде.

Тесто, стеки, миска с водой, кисточки, гуашь, фломастеры.

ЯНВАРЬ

«Ангелочек».

Лепить фигуру человека, передавать характерный наряд Ангелочка; при работе над мелкими деталями использовать стеку, закреплять навыки работы стекой.

Стеки, дощечки, ситечко, вода, кисточки, картон.

«Кот»

Учить лепить фигурку кошки из нескольких частей, соединяя их помощью спички и приема смачивания.

Дощечки, стеки, кисти, спички без серы, вода, картон, гуашь.

ФЕВРАЛЬ

«Валентинка»

Учить делать сердечко из капельки, украшать используя известные приемы (налеп, вдавливание и др.).

Цветное тесто, дощечки, стеки, кисти, мисочки с водой, фломастеры.

«Подарок папе»

Вызвать у детей желание своими руками сделать сувенир в подарок близким; закреплять известные приемы лепки из теста.

Тесто, стеки, вода, кисточки, гуашь, палитра, картон для фона.

МАРТ

«Подарок маме»

Воспитывать у детей любовь и заботу о маме, бабушке, вызывать желание порадовать их подарком; закреплять знакомые приемы лепки; развивать чувство композиции и фантазию.

Цветное тесто, картон для фона, стеки, фломастеры, вода, кисти, перец горошек (для украшения).

«Заяц»

Учить лепить фигурку зайца из нескольких частей, соединяя их помощью спички и приема смачивания.

Тесто, дощечки, стеки, миска с водой, кисточки, игрушка Заяц.

АПРЕЛЬ

«Ракета »

Создавать у детей интерес к общественным явлениям; продолжать вырабатывать навыки работы с каплевидной формой; скатывать капельки необходимого размера.

Цветное тесто, картон для фона, фломастеры, кисточки, вода, стеки.

«Бабочка»

Знакомить детей с понятием «симметрия», вырабатывать навыки лепки симметричных деталей, продолжать учить расписывать фигуру после просушки, закреплять умение работать с теплыми и холодными цветами для создания настроения бабочки.

Картон, тесто, фломастеры, кисти, вода.

МАЙ

«Пчелка»

Вырабатывать умение скатывать шарообразные формы и создавать из них необходимый образ, скрепляя детали; развивать композиционные умения при расположение пчелки.

цветное тесто, стеки, ситечко, фломастеры, картон, вода, кисточки.

«Ежик»

Вырабатывать умение определять целое и части; продолжать учить скатывать капельки необходимого размера (для туловища, листика).

тесто, дощечки, стеки, миска с водой, кисточки, игрушка Ежик.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию "Волшебные ладошки".

Рабочая программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию "Волшебные ладошки"....

Рабочая программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Самоделка» для детей 5-6 лет

Труд детей должен воспитывать, наполнять содержанием их умственные и творческие интересы, возвышая эстетическую красоту. А если учесть, что в художественном труде дошкольник обнаруживает высокую заинт...

Рабочая программа дополнительного образования по художественно-эстетическому воспитанию "Разноцветный мир"

Рабочая программа дополнительного образования по художественно-эстетическому воспитанию "Разноцветный мир" включает работу с использованием нетрадиционных техник изодеятельности...

Рабочая программа дополнительного образования по художественно - эстетическому развитию "Самоделкин"

I. Целевой раздел 1. Пояснительная записка Способность к творчеству - отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумно...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования по художественно – эстетическому направлению «ВОЛШЕБНЫЕ ШАРИКИ» для детей 3-5 лет

В процессе занятий художественным трудом формируются все психические процессы, развиваются художественно- творческие и эстетические способности,  положительно-эмоциональное восприятие окружающего...