лепка.соленое тесто
учебно-методический материал по аппликации, лепке (подготовительная группа) на тему

лепка-одно из полезнейших занятий для ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл лепка.соленое тесто163.43 КБ

Предварительный просмотр:

Лепка – одно из полезнейших занятий для ребенка, одно из средств эстетического воспитания – помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Воспроизводя тот или иной предмет с натуры, по памяти или по рисунку, дети знакомятся с его формой, развивают руки, пальцы, что способствует развитию речи, развивают наблюдательность, детскую фантазию.

Старинный русский народный промысел – лепка из соленого теста — упоминается в летописях уже в XII веке. Центром промысла является Русский Север, Архангельская область. Фигурки из соленого теста были не простыми игрушками, они играли магическую, ритуальную роль – служили оберегами.

* В Германии и Скандинавии издавна было принято изготавливать пасхальные из рождественские сувениры из соленого теста. Считалось, что эти украшения приносят хозяевам дома, который они украшают, удачу и благоденствие.

* В странах Восточной Европы популярны большие картины из теста. У славянских народов такие картины не раскрашиваются и имеют обычный для выпечки цвет.

* В Греции и Испании во время торжеств в честь Богоматери на алтарь кладут великолепные хлебные венки, украшенные пышными орнаментами.

В давние времена люди из муки и воды лепили хлебные лепешки и обжигали их на раскаленных камнях. Потом в Вавилоне появились печи для хлеба, и на смену лепешкам пришли сдобные караваи. Древние египтяне примерно 5000 лет назад выпекали уже 30 различных сортов хлеба. А в Европе в древности фигурный хлеб делали из дрожжевого теста делали только руками, без вспомогательных материалов. В середине века появились специальные деревянные формы для хлеба. Однако из теста выпекали не только хлеб. Древние инки лепили из теста жертвенные фигурки людей и животных. Китайцы - марионеток. Большой популярностью пользовались декоративные изделия. В России существовал с давних времен обычай лепить хлебные фигурки на забаву себе и детям. В Чехии, Словакии, Польше лепили целые картины из теста.

В современном мире очень высоко ценится всё, что сделано своими руками. Сравнительно несложные приёмы изготовления поделок из теста делает данное направление творчества необыкновенно привлекательным. Каждый ребенок имеет уникальную возможность выразить свои скрытые таланты, погрузиться в мир безграничной фантазии, в мир красоты и добра.

                                                                                                                         

                         История появления муки

                                                                                                       

Производство муки - одно из древнейших занятий человечества. Возникновение мукомольного производства в его самом примитивном виде относится к эпохе нового каменного века (неолит). 3а 4000лет до нашей эры люди, жившие в условиях первобытнообщинного строя, еще до возникновения организованного земледелия уже измельчали зерна различных злаковых растений в муку при помощи камней. Позже для измельчения зерен стали применять каменные ступы, в которых зерно толкли пестом, но постепенно люди поняли, что растирать легче, чем толочь. Так появилась зернотерка, состоящая из двух камней: нижнего, на который клали зерно и Меньшего - верхнего. Перемещая верхний камень вдоль нижнего, зерно растирали в муку.

Египетские женщины для растирания зерен использовали каменные терки. Большое количество зернотерок нашли археологи на территории нашей страны. Для измельчения зерна использовали крупные камни, такую «общественную» мельницу нашли при археологических раскопках в Ирландии.

Коллективное использование камней для измельчения зерна соответствовало условиям первобытнообщинного стоя, при котором существовала общественная собственность не только на средства производства (земля, лес, реки, пастбища), но и на основные орудия производства.

Основным мукомолом была женщина. При растирании зерен пшеницы было замечено, что мука состоит преимущественно из светлого порошка и крупных темных частиц - оболочек. Естественно возникла мысль об улучшении муки в результате удаления из нее оболочек, что было сделано с помощью сита. Однако можно предположить, что способу просеивания предшествовало разделение муки при так называемом самосортировании. Каждый может легко убедиться в том, что, если цельно смолотое  зерно слегка потрясти, то легкие частицы оболочек быстро всплывут и образуют верхний более темный слой, который можно периодически снимать.

Таким способом пользуются и сейчас жители некоторых стран Африки и Южной Америки. По мере развития человеческого общества менялись и орудия труда. Зерно перед размолом очищали на ситах от примесей и пыли, а оставшиеся после этого примеси отбирали вручную. Перед измельчением ячмень шелушили в глубоких каменных ступах. Очищенный шелушенный ячмень передавали женщинам - зернотерщицам, а затем размолотый просеивали на ситах. Таким способом получали несколько сортов муки [21].

В 5-4 веках до новой эры в Греции начинает развиваться торговля зерном, мукой и печеным хлебом, становится не выгодным производить муку в каждом доме.

Для продажи необходимого количества муки на рынках постепенно стали создавать специализированные рабовладельческие мельницы, где использовали уже не зернотерки, а более производительные жерновые постава, и на смену людям приходят животные.

При раскопках Помпеи было обнаружено около 40 мельниц-пекарен. В период расцвета эллинской культуры среди других достижений техники особое место занимает изобретение водяной мельницы. Появление мельницы приводимой в движение потоком воды, знаменует качественно новый этап в развитии производительных сил рабовладельческого общества – создание первой простейшей машины с механическим приводом.

Водяная мельница — гидротехнические сооружение, использующее гидроэнергию, получаемую с водяного колеса, движение которого выполняет полезную работу посредством зубчатой передачи (рис.1). Для усиления энергии воды реку перегораживают плотиной, в которой оставляют отверстие для струи воды, вращающей водяное колесо.

Рис.1 Водяная мельница.

Лишь в 10 веке в Европе для привода мельничных жерновов смогли использовать силу ветра, появились ветряные мельницы.

Ветряная мельница — аэродинамический механизм, который выполняет механическую работу за счет энергии ветра, улавливаемой крыльями мельницы (рис.2). Наиболее известным применением ветряных мельниц является их использование для помола муки.

Рис.2 Ветряная мельница.

В России водяные и ветряные мельницы стали использовать в 15-16 веках. Медленно, постепенно менялось общее устройство мельницы, совершенствовалось «движущая сила», но конструкция жерновов оказалась на удивление стойкой. В России просеивание продуктов размола зерна для получения муки лучшего качества было известно, по-видимому – еще в 14 веке. В летописи того времени сохранились записи о житие Сергия Радонежского-современника Дмитрия Донского, где сказано, что он «... пшеницу толчаше и меляше, и муку сеяше, и тесто месяше, и квасяше» Во времена царя Ивана Грозного русские мельники уже владели способом производства муки трех сортов - крупитчатой, сеяной и отсевной, что требовало обязательного просеивания продуктов размола на ручных ситах из лыка или из волоса.

В 1795 году американский инженер Оливер Эванс разработал и построил водяную «автоматическую мельницу», которую считают прообразом промышленных мельниц с поточным производством. Первую паровую мельницу построенную на Темзе англичанином Джеймсом Уаттом в конце 18 века, дважды разрушали лондонские мельники, которых, в конце- концов разорил могучий конкурент. Первая паровая мельница в России была построена в Нижегородской губернии в селе Воротынцево в 1818 году - значительно раньше, чем в странах Западной Европы (кроме Англии). А в 1824 году талантливые крепостные – отец и сын Черепановы – построили паровой двигатель «силой против четырех лошадей», который приводил в движение жернова, перерабатывающие до 90 пудов (1,5тонны) зерна в сутки.

В связи с развитием и усложнением технологии помолов постепенно изменялось внутреннее устройство мельницы. Механизировались основные технологические процессы, производство муки становилось поточным. Промежуточные продукты размола зерна распределяли уже не вручную, при помощи мешков, а «самотеком» и с использованием простейших транспортных механизмов. Постепенно уходили в прошлое старинные «мешковые» мельницы. Рука человека все меньше и меньше вмешивалась в работу машин [21].

                                    История появления соли

Поваренную соль, или, как сказали бы химики, хлористый натрий, назвать обычным веществом нельзя. Свойства у нее удивительные и судьба очень интересная.

В Древнем Риме караваны с солью медленно брели по главной торговой дороге – виа Солариа, что означало «Соляной путь». Караваны сопровождали отряды воинов, чтобы соль, драгоценное сокровище, не стала добычей разбойников. В древности соль ценилась буквально на вес золота.

Нехватка соли вызывала и народные волнения. В истории известны соляные бунты.

Трудно представить, что в прошлом во многих странах соль служила источником пополнения казны, важным предметом торговли. Соль была очень дорога. Из-за нее велись кровопролитные войны между соседними народами.

В некоторых странах соль выполняла функцию денежной единицы. В Китае использовали монеты из кристаллов соли. В некоторых странах Африки еще в ХIХ веке в качестве денежной единицы использовали бруски каменной соли.

Римским войскам нередко жалованье выплачивали солью. Ученые считают, что именно с этим связано происхождение итальянского слова «сольдо» и французского слова «салер». Некоторые ученые считают, что и слово «солдат» произошло от итальянского «сольдо».

Соль на Руси

На Руси соль издавна добывали из рассолов, которые выкачивали из недр. Первое упоминание о добыче соли относится к 1037 году, когда князь Святослав Олегович в Новгороде повелел взимать с каждой солеварни налог солью.

История добычи соли на Руси отражена не только в древних рукописях, но и в названиях старинных русских городов: Соликамск, Сольвычегодск, Усолье-Сибирское.

С солью связано много метких красочных выражений, различных поверий. Рассыпать соль – к несчастью, уйти ни с чем – «уйти не солоно хлебавши». А чтобы лучше узнать человека, надо с ним пуд соли съесть. Хлеб олицетворяет силу и здоровье, а соль – богатство! Хлеб и соль стали символом гостеприимства и радушия русского народа. По старинному славянскому обычаю, который сохранился и поныне, при встрече дорогих гостей торжественно подносят хлеб и обязательно соль.

Древний способ добычи поваренной соли ярко и точно описал в своем рассказе «На соли» М. Горький. Труд соледобытчиков предстает в нем поистине каторжным. Добывали соль вручную. Люди по колено стояли в воде босиком, соль разъедала кожу. Воздух в таких местах насыщен частицами соли, которые с воздухом попадают в организм, вызывая заболевания дыхательных путей.

Но вот парадокс! Если вдыхать соль в определенных количествах, она оказывает лечебное воздействие на организм. Для этих целей люди специально устраивают соляные пещеры и комнаты для лечения заболеваний дыхательных путей.

После выемки соли под землей образуются просторные высокие пещеры, напоминающие хрустальные сказочные залы.

Совершенно не напоминающую прошлое картину можно увидеть на побережье Черного и Азовского морей сейчас. Осадочный, или бассейный, способ добычи соли существует и в наши дни, но, как правило, на солеразработках трудятся теперь машины.

Осенью на берегу моря бульдозером роют небольшой бассейн, в который напускают морскую воду. Здесь она отстаивается от песка, глины, гальки. Затем чистую воду перепускают во второй и третий бассейны. Вода в них за многие месяцы постепенно испаряется, концентрация соли в ней растет. К концу лета в последнем бассейне практически остается только соль. Ее убирают солеуборочными комбайнами.

Осенние дожди вымывают из соли все лишние, загрязняющие ее вещества, и уже чистую соль машины грузят в железнодорожные вагоны, а затем развозят на фабрики, где ее перемалывают и фасуют. Часть соли насыщают йодом, чтобы восполнить его дефицит в некоторых регионах.

Почти 40% соли добывают на озере Баскунчак. Это величайшее в мире соленое озеро расположено в Астраханской области на границе с Казахстаном. Его площадь – 106 м кв. Озеро и зимой, и ранней весной покрыто тонким слоем рапы – рассола, в котором концентрация соли достигает 300 г в 1 л. В озере Баскунчак соли столько, что она кристаллизуется сама по себе. Прямо на ее крепкие отложения укладывают рельсы, по которым ездит мощный солеуборочный комбайн. Стальной фрезой он рыхлит плотную соль, подбирает ее и, смешивая с водой, перекачивает в особую камеру. Отделенные в ней от воды кристаллы комбайн грузит в железнодорожный состав, который отвозит соль на мельницу [22].


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Лепка соленым тестом с детьми с общим недоразвитием речи»

Консультация для родителей«Лепка соленым тестом с детьми с общим недоразвитием речи» Старинный русский народный промысел - лепка из соленого теста - упоминается в летописях уже в XII веке. Этот п...

«Изготовление подсвечника " (лепка, соленое тесто).

Открытый урок по декоративно-прикладному искусству.Тема: «Изготовление подсвечника (лепка, соленое тесто) Описание материала: представленный конспект открытого занятия по декоративно-п...

занятие по лепке соленым тестом в средней группе детского сада "Снеговик"

Занятие по лепке соленым тестом "Снеговик" для детей средней группы детского сада...

Перспективный план по лепке соленым тестом в средней группе детского сада для детей с нарушениями речи.

Перспективный план по лепке соленым тестом в средней группе детского сада  составлен с учетом возрастных особенностей детей, с учетом основных праздников и с учетом особенности соленого теста, по...

Календарный план работы по лепке соленым тестом

Календарный план по лепке соленым тестом для детей с ОНР...

Конспект занятия по лепке соленым тестом "Сердечко в подарок"

Конспект занятия по лепке соленым тестом в средней группе...

Конспект занятия по лепке соленым тестом "Бублики - баранки"

Конспект занятия по лепке соленым тестом в средней группе детского сада...