«Знакомство с народным творчеством, как средство развития художественно – творческих способностей детей 5- 6 лет.»
материал по аппликации, лепке (подготовительная группа) на тему

Имашева Альфия Кабдракимовна

кружок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл upravlenie_obrazovaniya_administratsii.docx42.89 КБ

Предварительный просмотр:

 Управление образования администрации

Советского муниципального района Саратовской области

Муниципальное  бюджетное  дошкольное общеобразовательное учреждение –

д\с «Тополек» с. Александровка Советского района Саратовской области

413222, Саратовская область, Советский район, с. Александровка, ул. Школьная, д.17.,

т. 8(845-66)6-41-68, E-mail – alexandrovka.topolek@yandex.ru

                                    Утверждаю:

 Заведующая МБДОУ д/с Тополек

                                             с. Александровка

                                                             __________А.М. Смирнова

                                                           

«Знакомство с народным творчеством,

как средство развития

художественно – творческих способностей детей 5- 6 лет.»

Руководитель кружка: А.К.Имашева

    

 Перспективное планирование кружка по ознакомлению с народным и декоративно – прикладным искусством для детей подготовительной группы.

 

 Программа дополнительного образования «Радость творчества» ознакомление детей 5 – 7 лет с народным и декоративно – прикладным искусством. О.А.Соломенникова

 Изобразительная деятельность старших дошкольников. М.Г.Смирнова.

Используемое оборудование: 

краски, пластилин, цветная бумага, солёное тесто, записи русских народных песен, иллюстрации к каждому занятию, книги с русскими народными сказками.

Краткое описание: 

 знакомство детей с народным и декоративно - прикладным искусством

 

2016 – 2017 учебный год.

 

 

Цель:развивать творческие способности у детей.

Задачи:

·        Расширять представления детей о многообразии предметов народного и декоративно-прикладного искусства.

·        Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров; национальную гордость за мастерство русского народа.

·        Формировать эстетический вкус.

·        Совершенствовать технические умения и навыки в изодеятельности.

Литература:

·        Рабочие тетради по основам народного искусства. Ю.Г.Дорожин

·        Программа дополнительного образования «Радость творчества» ознакомление детей 5 – 7 лет с народным и декоративно – прикладным искусством. О.А.Соломенникова

·        Изобразительная деятельность старших дошкольников. М.Г.Смирнова.

 

 

График работы:1 раз в 2 недели, во второй половине дня.

 

Продолжительность занятия:20-30 минут.

Воспитатель: А.К.Имашева

 

 Управление образования администрации

Советского муниципального района Саратовской области

Муниципальное  бюджетное  дошкольное общеобразовательное учреждение –

д\с «Тополек» с. Александровка Советского района Саратовской области

413222, Саратовская область, Советский район, с. Александровка, ул. Школьная, д.17.,

т. 8(845-66)6-41-68, E-mail – alexandrovka.topolek@yandex.ru

                                    Утверждаю:

 Заведующая МБДОУ д/с Тополек

                                             с. Александровка

                                                             __________А.М. Смирнова

                                         

 Список детей посещающих кружок                                                                «Знакомство с народным творчеством»  на 2016-2017 учебный год.                                                                                                  Подготовительная группа «Кораблик»                                                                                  

№ п/п

                              Фамилия, имя ребенка

1

Хожмурадов Тамерлан

2

Хаджимурадова Ланита

3

Яньшина Анастасия

4

Щербакова Яна

5

Щербаков Андрей

6

Сулейменова Джамиля

7

Сапушева Аделина

8

Новикова Полина

9

Мухин Александр

10

Пангани Михаил

11

Петров Николай

                                                                      Руководитель: А. К. Имашева                    

                                 

                                     Пояснительная записка

Тема программы выбрана не случайно, потому что в настоящее время выросла потребность общества в творческих личностях, способных креативно. Творческие и художественные способности необходимо развивать с дошкольного возраста, так как эти способности сейчас актуальны в современных школах и им уделяется большое внимание

Художественная деятельность – это работа с цветом и красками, умение правильно подбирать нужную гамму, также владение определенными художественными техниками. Творческая деятельность предусматривает собой самостоятельную не репродуктивную деятельность детей, где они предлагают свои идеи. Все это предусмотрено в организации кружка, при этом педагогу необходимо знать, что развитие творческих и художественных способностей не может быть одинаковым у всех детей в силу их индивидуальных особенностей, поэтому умелый педагог должен дать каждому ребенку возможность активно, самостоятельно проявить себя и показать свое умение работать с цветом.

Рисование, лепка очень интересны для детей, увлекательны, но при условии успешного овладения ими.

Программа основывается на интеграции различных видов деятельности: художественно-речевой, игровой, изобразительной, творческой, в основе которых лежит ознакомление с народным искусством.

Направленность данной программы – художественно-эстетическая, так как дети знакомятся с видами художественной деятельности, с особенностями народного творчества.

Цель: развить художественно – творческие способности детей 5-6 лет средствами декоративного искусства с учетом их индивидуальных особенностей.

Задачи:

  1. Познакомить детей с терминологией, техниками работы, видами росписей.
  2. Предоставить возможность для самостоятельного выбора темы, подбора необходимого цвета в зависимости от темы рисунка.
  3. Показать способы подбора необходимой цветовой гаммы.
  4. Создавать условия для правильной работы кистью, красками, палитрой.
  5. Развивать воображение детей, поддерживать проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов.
  6. Воспитывать эстетический вкус, уважение к культуре родной страны.
  7. Способствовать развитию культуры зрительного анализатора.

На решение этих задач ориентированы педагогические условия: игровые методы и приемы, способствующие нравственному и эстетическому развитию детей, учитывая оснащенность и специфику мастерской, формы организации художественно-творческой деятельности.

Содержание программы выстраивается с учетом следующих принципов:

  1. Принцип комфортности. Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, создание для каждого ситуации.
  2. Погружение ребенка в творческий процесс. Реализация творческих задач достигается использованием в работе активных методов и форм обучения.
  3. Опора на внутреннюю мотивацию. Учитывается опыт ребенка и создание эмоциональной вовлеченности в творческий процесс, что способствует повышению работоспособности.
  4. Принцип деятельности. Переход от совместных действий взрослого и ребенка, ребенка и сверстника, к самостоятельным. От самого простого - до заключительного, максимально сложного задания.
  5. Принцип вариативности. Создание на занятиях условий для самостоятельного выбора ребенком способов работы, типов творческих заданий и т.п.
  6. Принцип личностно-ориентированного взаимодействия. Предполагает создание в творческом процессе раскованной, стимулирующей активность ребенка атмосферы. Учитываются индивидуальные психофизиологические особенности каждого ребенка и группы в целом. В основе лежит комплексное развитие всех психических процессов и свойств личности в процессе совместной продуктивно-творческой деятельности, в результате которой ребенок учится вариативно мыслить, запоминать, придумывать новое.

Для успешного усвоения материала ребенку важно овладеть умениями и способами изобразительной деятельности: умением рисовать карандашом, кистью, владеть техникой народных мастеров и главное видеть цвет, цветовую гамму и создавать собственное изображение.

Содержание программы ориентировано на знакомство детей с видами декоративных росписей и их особенностей, со свойствами и возможностями их использования. В их числе: городецкая, хохломская, гжельская и дымковская росписи. Так же программа включает в себя знакомство со стандартными и нестандартными инструментами, используемые для выполнения росписей ( кисти разной формы и толщины, тампоны, валики и т.п.)

Программа основана на четырех разделах: «Волшебная дымка», «Городецкие узоры», «Золотая хохлома», «Голубая гжель».

Программа включает в себя широкое использование иллюстративного, демонстрационного материала; предметы декоративно-прикладного искусства; использование методических пособий, дидактических игр, поделок и работ детей, педагогов, родителей для создания тематических выставок, являющихся мотивацией творчества и итогов работы педагога. Кроме того, детские работы могут служить зрительной информацией для родителей и украшением интерьера.

Структурной особенностью программы является блочно-тематическое планирование, это позволяет хорошему усвоению детьми программы. Планируя занятия, педагог может выбирать для каждой темы ту или иную форму работы, учитывая оснащенность и специфику творческой мастерской.

Одним из способов достижения цели программы является непрерывность работы. Под непрерывностью мы понимаем наличие последовательной цепи учебных задач на протяжении всего процесса овладения различными видами росписей.

Для реализации программы использовались следующие формы работы с детьми: занятия (учебные), занятия-путешествия, занятие-сказка, посиделки, мастерские, выставки, экскурсии за пределы дошкольного учреждения (музеи, выставочные залы), совместное творчество детей и родителей, презентации.

Навыки детей формируются в процессе систематических занятий. Работа осуществляется постепенно, с постоянной сменой изобразительного материала и техник. Все темы, входящие в программу, подобраны по принципу нарастания сложности дидактического материала и творческого задания, что дает возможность ребенку распределить свои силы равномерно и получить желаемый результат, каждый блок имеет свои особенности и творческие задачи

Программа рассчитана на один год обучения.Занятие необходимо проводить с сентября до мая.

 

 

Дата

Тема занятия

Программное содержание

Сентябрь

 

1

Русская народная песня (колыбельная)

Обогащать музыкальные впечатления детей посредством знакомства с колыбельной песней. Формировать технические умения и навыки в рисовании. Развивать эстетический вкус.

2

Хороводная песня.

Развивать чувство ритма, творческое воображение, расширять знания о музыке, учить отображать в рисунке свои впечатления.

Октябрь

3

Частушки.

Продолжать развивать у детей музыкальный слух. Формировать желание отражать в рисунках свои впечатления.

4

История русского народного костюма.

Знакомить детей с историей и особенностями русского народного костюма.

  Ноябрь

1

Оденем Ваню и Маню в русский костюм. Рисование.

Расширять представления детей о народной одежде. Закреплять умения и навыки рисования разнообразными художественными материалами на листе бумаги.

2

Оденем Ваню и Маню в русский костюм. Аппликация.

Продолжать расширять представления детей о народной одежде. Закреплять умения и навыки работы с ножницами.

 Декабрь

3

Сказочная гжель. Рисование.

Расширять знания об истории гжельского промысла. Помочь освоить простые элементы росписи, воспитывать уважение к народным умельцам.

4

Гжельские игрушки. Лепка из солёного теста.

Продолжать знакомить с народным декоративно – прикладным искусством. Показать способ лепки скульптур малых форм.

 Январь

1

Роспись гжельской игрушки.

Закреплять умения украшать игрушку гжельскими узорами. Развивать творчество и фантазию.

2

Русские народные игры.

Продолжать знакомить с русскими народными обычаями. Формировать умение самостоятельно играть в народные игры, используя считалки и скороговорки.

     Февраль 

3

Моя любимая игра. Рисование.

Воспитывать желание отражать в рисунках впечатления о народной игре.

4

Золотая хохлома. Рисование.

Расширять представления о хохломском промысле; учить рисовать отдельные элементы хохломской росписи; формировать умение работать концом кисти.

   

Март  

1

Роспись хохломской росписью силуэта разделочной доски.

Продолжать учить рисовать отдельные элементы хохломской росписи, формировать умения работать концом кисти, развивать воображение.

2

Путешествие с матрёшкой.

Познакомить  детей с историей  рождения русской деревянной матрёшки. Показать разнообразие видов данной  игрушки. Формировать эмоциональную отзывчивость на восприятие деревянной матрёшки как символа русского народного искусства.

3

Нарядные матрёшки. Рисование.

Формировать умения и навыки в росписи кистью. Учить использовать в росписи матрёшки тычёк.

Апрель

1

Искусство Жостова.

Знакомство с традиционным русским художественным промыслом – жостовская роспись. Знакомство с построением жостовских орнаментов.

2

Жостовский букет. Роспись силуэта подноса.

Знакомство с элементами жостовской росписи, закреплять умение работать кистью.

Май

3

Дымковские узоры. Рисование.

Знакомство с историей дымковской игрушки; с различными дымковскими узорами; закреплять навыки работы с печаткой-тычком и кистью.

4

Дымковский конь. Лепка.

Показать особенности конструктивного способа лепки дымковского коня. Закрепить умение соблюдать пропорциональное соотношение частей, учить соединять части фигурки.


 Управление образования администрации

Советского муниципального района Саратовской области

Муниципальное  бюджетное  дошкольное общеобразовательное учреждение –

д\с «Тополек» с. Александровка Советского района Саратовской области

413222, Саратовская область, Советский район, с. Александровка, ул. Школьная, д.17.,

т. 8(845-66)6-41-68, E-mail – alexandrovka.topolek@yandex.ru

Утверждаю:

 Заведующая МБДОУ д/с Тополек

                                             с. Александровка

                                                             __________А.М. Смирнова

Подготовительная группа «Кораблик»

Табель посещаемости кружка

«Знакомство с народным творчеством,

как средство развития

художественно – творческих способностей детей 5 - 6 лет

                                                                          Руководитель: А. К. Имашева.                2016 – 2017 учебный год.


Месяц

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Дата

8

22

13

27

10

24

8

22

12

26

19

23

9

23

6

20

11

25

№ п/п

Фамилия,имя ребенка

1

Хожмурадов Т.

2

Хаджимурадова Л.

3

Яньшина Н.

4

Щербакова Я.

5

Щербаков А.

6

Сулейменова Д.

7

Сапушева А.

8

Новикова П.

9

Мухин А.

10

Пангани М.

11

Петров Н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Декоративное рисование в детском саду – как средство развития художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста

Данная статья предназначена для воспитателей детских садов.  Она раскрывает основные направления  моей  работы по формированию навыков декоративного рисования у детей старшего дошкольно...

Декоративное рисование в детском саду – как средство развития художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста ( приложения к статье)

Здесь представлены  диагностическая карта по ознакомлению дошкольников с народным  декоративно - прикладным искусством на занятиях  изобразительной деятельности , перспективное планиров...

семинар для педагогов на тему "Дидактическая игра как средство развития художественно-творческих способностей детей в изодеятельности",

В ходе семинара рассматривается основные функции дидактической игры, структура дидактической игры. Дидактические игры с развитием разных вариатов....

Творческий проект «Нетрадиционные техники рисования как средство развития художественно-творческих способностей детей»

Творчество- это обязательное условие всестороннего развития ребёнка, оно делает его богаче, полнее, радостнее, пробуждает фантазию, учит мечтать, придумывать что-то новое и ещё неизвестное. В процессе...

Творческий проект "Нетрадиционная техника рисования - как средство развития художественно творческих способностей детей".

В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Воспитать творческую личность – одна из главных задач воспитания. И одним из ведущих условий достижения поста...