Творческий проект «Нетрадиционные техники рисования как средство развития художественно-творческих способностей детей»
учебно-методический материал по рисованию (старшая, подготовительная группа)

Переверзева Наталья Владимировна

Творчество- это обязательное условие всестороннего развития ребёнка, оно делает его богаче, полнее, радостнее, пробуждает фантазию, учит мечтать, придумывать что-то новое и ещё неизвестное. В процессе творчества ребёнок развивается интеллектуально и эмоционально, определяет своё отношение к жизни, и своё место в ней, выражает себя и свои чувства, приобретает опыт взаимоотношений, совершенствует навыки работы с различными инструментами и материалами.Нетрадиционное рисование актуально, так как большинство его техник относятся к спонтанному рисованию, когда изображение получается не в результате использования специальных изобразительных приемов, а как эффект игровой манипуляции. При нем не известно, какое изображение получится, но оно заведомо успешно по результату, и тем самым усиливает интерес дошкольников к изобразительной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_netraditsionnomu_risovaniyu.docx47.17 КБ

Предварительный просмотр:

                                                       Творческий проект

«Нетрадиционные техники рисования

как средство развития художественно-творческих способностей детей»

«Тот, кот рисует, получает в течении одного часа больше,

чем тот, кто десять часов только смотрит»

И.Дистервег

                                             Актуальность

Формирование творческой личности, наиболее полное её раскрытие- важнейшая задача педагогики на современном этапе. Эффективным средством её решения в дошкольном детстве является изобразительное творчество, в том числе с помощью нетрадиционных техник, способов и форм её организации. Практика показывает: нетрадиционные художественные техники являются эффективным средством усвоения дошкольниками закономерностей композиции и колорита и могут обеспечить развитие детского изобразительного творчества в целом. Творчество- это обязательное условие всестороннего развития ребёнка, оно делает его богаче, полнее радостнее, пробуждает фантазию, учить мечтать, придумывать что-то новое и ещё неизвестное. В процессе творчества ребёнок развивается интеллектуально и эмоционально, определяет своё отношение к жизни, и своё место в неё, выражает себя и свои чувства, приобретает опыт взаимоотношений, совершенствует навыки работы с различными инструментами и материалами. Рисуя, ребёнок формирует и развивает у себя определённые способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки. Изобразительная деятельность, в частности детское нетрадиционное рисование, заключает в себе большие возможности. Как отмечают исследователи детского изобразительного творчества(Сакулина Н.П., Комарова Т.С, Григорьева Г.Г.), она является средством умственного, графомоторного, эмоционально-эстетического и волевого развития детей. В процессе рисования совершенствуются все психические функции: зрительное восприятие, представление, воображение, память. Нетрадиционное рисование актуально, так как большинство его техник относятся к спонтанному рисованию, когда изображение получается не в результате использования специальных изобразительных приемов, а как эффект игровой манипуляции. При нем не известно, какое изображение получится, но оно заведомо успешно по результату, и тем самым усиливает интерес дошкольников к изобразительной деятельности.

Проблема: Недостаточное владение  детьми необходимыми  техническими навыками, использование неудачных композиционных решений. Детские работы часто схематичны и однообразны.

Цель: развитие художественно-творческих способностей детей 5-7 лет средствами нетрадиционного рисования.

Задачи:

1.  Познакомить   детей  с  нетрадиционными изобразительными  техниками:  рисование   пальчиками,   свечой,  монотипия, кляксография,   набрызг, ниткография, пластилинография, рисование жидким солёным тестом и другие.

2. Учить комбинировать ранее освоенные элементы в новых сочетаниях, использовать в рисовании различные материалы: ватные палочки, трубочки для коктейля, нити, сухие листья, мятую бумагу, поролон.

     3. Развивать     у     детей      наблюдательность,      умение  видеть характерные     признаки     окружающих     объектов и создавать выразительные образы животных, птиц, людей, используя различные техники и материалы.

 4. Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

 5. Развивать   познавательные   и   творческие     способности      детей.

 6.Ориентировать родителей на развитие у детей изобразительного творчества путём совместного участия в мастер - классах.

   7. Дать родителям знания о видах нетрадиционных техник рисования через наглядную информацию.

     Тип проекта: исследовательский, творческий.

     Вид проекта: долгосрочный.

     Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители.

      Этапы реализации проекта:

           I этап – «Подготовительный этап»

    - Постановка цели и задач.

     - Подбор наглядно-иллюстративного материала, художественной литературы  по темам (сказки, стихи, загадки, пословицы, песни), пальчиковых  и дидактических игр.

     - Создание развивающей среды на основе различных видов искусства, предметного окружения.

     - Опрос родителей.

II этап - «Организационный»

    - Совместная деятельность воспитателя и детей.

     - Совместная художественная  деятельность детей и родителей при подготовке выставок и конкурсов рисунков.

     - Оформление информационного уголка для родителей.

     - Проведение мастер-классов с родителями.

III этап – «Заключительный»

     - Обобщение результатов.

     - Организация выставок детских работ.

Перспективное планирование

Тема

Программное  содержание

Работа с родителями

Сентябрь

1

2

«Осенний пейзаж» (рисование пальчиками)

«На морском дне»

(пластилинография +кляксография)

  Совершенствовать умение детей самостоятельно придумывать сюжет рисунка, определяя главное и второстепенное. Учить рисовать всеми пальчиками руки, получая интересный рисунок.

Совершенствовать умение с помощью пластилина создавать морское дно: лепить ярких рыбок, морских звезд, камешки. С помощью волшебных клякс и трубочки создавать морские водоросли.

Папка-передвижка «Нетрадиционные техники рисования».

Выставка детских рисунков.

                                                        Октябрь

1

2

«Осенние листья»

(техника печатания листьями)

Рисование манкой

«Бабочки Красавицы».

Познакомить детей с техникой отпечатывания листьями. Развивать цветовосприятие. Учить смешивать краски прямо на листьях, или тампоном при печати.

Познакомить детей с техникой рисования манной крупой. Учить аккуратности.

 Консультация «Развитие общения детей и родителей в процессе занятий по рисованию».

Выставка детских рисунков.

Тема

Программное  содержание

Работа с родителями

Ноябрь

1

2

Городец-удалец.

(пластилинография)

Удивительная дымка.

(пластилинография)

Учить изображать элементы городецкой росписи при помощи пластилина, развивать чувство композиции, умение красиво располагать узор на заданном силуэте. Закрепить умение смешивать пластилин разного цвета для получения нужного оттенка.

Расписывать готовый силуэт пластилином, сочетая оформление однородных по цвету частей с узором в стиле дымковской росписи.

Мастер – класс «Цветочная поляна»

(пластилинография)

Наглядная информация «Влияние народных промыслов «Дымка» на эстетическое воспитание детей.

Выставка детских рисунков.

                                                     Декабрь

1

2

Зимушка-зима.

(набрызг)

Синий зимний вечер и лунная зимняя ночь

(тампонирование)

Вызвать у детей эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа, ассоциации с собственным опытом восприятия зимней природы. Совершенствовать владение различными приемами рисования и закрашивания, в том числе нетрадиционной техникой - набрызг.

Вызвать у детей интерес к изображению лунной зимней ночи или синего зимнего вечера. Развивать фантазию, творческие способности.

Закрепить навыки рисования в технике тампонирования.

Консультация «Рисуем – развиваем воображение».

Выставка детских рисунков.

Тема

Программное содержание

Работа с родителями

                                                              Январь

1

2

«Маски для колядования»

(монотипия)

«Морозные узоры»

(ниткография)

Освоение символики новогодних и рождественских украшений и композиций, обратить внимание на их цветовую гармонию.

Учить рисовать в технике монотипия.

  Познакомить детей  с основными законами построения снежинки.

Учить  рисовать цветными ниточками, создавая узор.

Мастер – класс «Цветик-семицветик»

(ниткография)

Папка-передвижка "Игры, развивающие цветовое восприятие"

Выставка детских рисунков.

                                                         Февраль

1

2

Баба – Яга.

(кляксография)

Лес Бабы – Яги

(кляксография)

Закрепить знания детей о средствах выразительности, которые наиболее ярко могут отразить характер героя. Совершенствовать навыки графического изображения, использования в рисунке линий и пятен различного характера. Знакомить детей с кляксографией.

Развивать воображение, фантазию, ассоциативное мышление, интерес к персонажу. Использовать пальчиковую живопись, кляксографию.

Консультация «Изобразительная деятельность дошкольников дома»

Выставка детских рисунков.

Тема

Программное  содержание

Работа с родителями

Март

1

2

Дидактическая игра «Подбери на своей палитре краски, которые художник использовал в картине»

(рисование жидким солёным тестом)

«Подсолнухи»

(рисование жидким солёным тестом)

Развивать у детей точность и тонкость цветового восприятия, умение видеть и анализировать цветовую гамму картины. Упражнять в составлении на палитре цветосочетаний, близких колориту картины.

Учить рисовать с помощью жидкого солёного теста.

Продолжать развивать у детей точность и тонкость цветового восприятия, умение видеть и анализировать цветовую гамму картины.

Закреплять умение рисовать с помощью жидкого солёного теста.

Мастер – класс «Подсолнухи»

(рисование жидким солёным тестом)

Консультация

« Использование нетрадиционных приёмов рисования в развитии креативности детей».

Выставка детских рисунков.

                                                           Апрель

1

2

«Сегодня мы – волшебники»

(кляксография)

«На морском дне»

(восковые мелки + акварель)

Развивать умение узнавать того, кто «прячется» в цветном пятне; продолжать знакомить с нетрадиционным  рисованием кляксографией.

Учить рисовать  морских обитателей акварелью и мелками.

Стенгазета «Как развить способность ребёнка к рисованию».

Выставка детских рисунков.

Тема

Программное содержание

Работа с родителями

Май

1

2

«Наш аквариум»

(жидкое солёное тесто)

«Вот и лето пришло»

Самостоятельная работа, техника рисования по выбору детей.

Учить рисовать рыбок косметическими палочками, стеками.

Закреплять умение детей рисовать понравившейся техникой. Развивать интерес к самостоятельной художественной деятельности. Воспитывать эстетические чувства, усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца.

Выставка детских рисунков.

     

   Сроки реализации проекта:

   проект рассчитан на 9 месяцев (сентябрь —май).

    Ожидаемый результат:

  • формирование у детей старшего дошкольного возраста знаний о   нетрадиционных способах рисования;

  • владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы  с различными изобразительными материалами;

  • умение воспитанников самостоятельно  применять нетрадиционные техники рисования;

  • повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционных техник, активное участие родителей вмастер – классах и совместных творческих выставках различного уровня.

Оценка результатов проекта

По окончании работы над проектом  дети овладели многими техниками рисования, получили навык работы с нетрадиционными средствами, усовершенствовали знания по смешиванию красок и получению различных тонов и оттенков.  Дети различают теплые и холодные тона, приобрели способность находить красоту в обыденном, развили зрительную память и воображение, научились творчески мыслить, анализировать и обобщать. Повысилась компетентность родителей в вопросах рисования с использованием нетрадиционных техник. Они были активными участниками в совместной деятельности с детьми.

   Литература:

   1. Давыдов Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду Часть 1.-М.:» Издательство Скрипторий 2003», 2007.

  2. Давыдов Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2.- М.:» Издательство Скрипторий 2003», 2007.

  3. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий. Пособия для воспитателей и заинтересованных родителей. – СПб.: КАРО, 2008

  4. Утробина К. К., Утробин Р. Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет. - М.:ГНОМ и Д, 2004.

  5. Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. - Ярославль: Академияразвития: холдинг,2004.

   6. Казакова Р. Т Занятия по рисованию с дошкольником- М. :ТЦ «Сфера», 2008.

  7. Комарова Т. С. Обучение дошкольников технике рисования. - М.: Педагогическое общество России, 2005.

  8. Рузанова Ю.В. Развитие моторики у дошкольников нетрадиционной изобразительной деятельности. - СПб.: КАРО,2007.

  9. ВетлугинаН.А. «Художественное творчество и ребенок».

  10. ВыготскийЛ.С.  «Воображение и творчество в детском возрасте».

  11. ДавыдоваГ.Н. «Пластилинография».

  12. ДавыдоваГ.Н. «Пластилинография -2».

  13. СакулинаН.П., КомароваТ.С. «Изобразительная деятельность в детском саду».

  14. Курочкина Н.А. «Дети и пейзажная живопись».

  15. «Дошкольное образование» №2 2002г., №2 2004г.

Приложение 1

Методические технологии и приемы нетрадиционного рисования с детьми

1. Печать от руки

Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.

Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами.

2. Рисование пальцем.

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

3.Восковые мелки + акварель

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.

4.  Монотипия.

Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия.

Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.

Ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.

5. Рисование методом тычка.

Для этого метода достаточно взять любой подходящий предмет, например, ватную палочку. Опускаем ватную палочку в краску и точным движением сверху вниз  делаем тычки по альбомному листу. Палочка будет оставлять четкий отпечаток. Форма отпечатка будет зависеть от того, какой формы  был выбран предмет для тычка.

6. Кляксография.

Средства выразительности: пятно.

В основе этой техники рисования лежит обычная клякса.  В процессе рисования сначала получают спонтанные изображения. Затем ребенок дорисовывает детали, чтобы придать законченность и сходство с реальным образом. Оказывается, клякса может быть и способом рисования, за который никто не будет ругать, а, наоборот, еще  и похвалят.

7. Набрызг.

Ребенок набирает краску на зубную щётку и ударяет ею о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.

8. «Рисование мятой бумагой»

Рисование деревьев. Для этого смять тонкий лист бумаги, обмакнуть его в краску и, примакивая, нарисовать крону деревьев. Таким же способом можно нарисовать траву, небо, снег.

9. «Ниткография»

Способ получения изображения: опускаем нитки в краску, чтобы они пропитались, концы нитки при этом должны оставаться сухими. Укладываем нитку на листе бумаги в произвольном порядке, сверху накрываем чистым листом бумаги, концы нитки должны быть видны. Потянуть за концы нитку, одновременно прижимая верхний лист бумаги. Дорисовать необходимые элементы. После освоения этой техники с использованием одной нитки можно усложнять работу и использовать две и более нити.

10.«Пластилинография»

Создание лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности.

11. «Жидкое солёное тесто»

Средства выразительности: пятно, цвет.

Материалы: маленькие стаканчики с жидким тестом, основа (плотный картон, пластиковые тарелки  или оргалит),  чайные ложки, стеки, зубочистки, коктейльные трубочки, салфетки.

 Способ получения изображения: чайной ложкой наносим  капельки жидкого теста на основу и  стекой превращаем эти капли в разные формы, вытягивая их в разных направлениях для получения определенной конфигурации (цветка, рыбки, бабочки и т.д.). Для создания цветных эффектов на фигуры наносим  цветные капли и стекой соединяем их в причудливые узоры.

12.«Рисование по мокрому»

Средства выразительности: пятно.

Материалы: акварельная бумага, вода, акварель, мягкая кисть.

Для выполнения работы необходимо смочить лист чистой водой, а потом кистью или каплями нанести изображение. Оно получится как бы размытое под дождем или в тумане.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Нетрадиционные техники рисования,как средство развития художественно-творческих способностей детей". (из опыта работы)

Актуальность опыта:Формирование творческой личности, наиболее полное ее раскрытие – важнейшая задача педагогики на современном этапе. Эффективным средством ее решения в дошкольном детстве является изо...

Проект «Нетрадиционные техники рисования как средство развития изобразительного творчества у детей дошкольного возраста»

Проект «Нетрадиционные техники рисования как средство развития изобразительного творчества у детей дошкольного возраста»...

Проект «Нетрадиционные техники рисования как средство развития изобразительного творчества у детей дошкольного возраста»

Цель проекта: Развивать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных техниках рисования.Задачи проекта 1. Вызвать у детей интерес к тво...

Творческий проект "Нетрадиционная техника рисования - как средство развития художественно творческих способностей детей".

В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Воспитать творческую личность – одна из главных задач воспитания. И одним из ведущих условий достижения поста...