Правильное общение с ребенком.
статья по аппликации, лепке (средняя группа) на тему

Кузнецова Ирина Кимовна

Правильное общение с ребёнком.

                               

Консультация для родителей.

Составитель: Кузнецова И.К.

 

Психология общения с ребенком выделяет следующие ключевые характеристики во взаимоотношениях:

  • Потребность в признании и уважении;
  • Взаимопонимание с родителями;
  • Развитая речь детей;
  • Их любознательность;
  • Признание ребенка как полноправной личности;
  • Доверие ребенку;
  • Подчеркивание его компетенции;
  • Общение со взрослыми на равных.

 

Как правильно общаться с ребенком.

Многие родители не задумываются над этим вопросом - общение происходит само собой, им довольны и родители, и дети. Пока. Но есть взрослые, которые уже осознали огромное значение стиля общения для развития личности своего ребенка.

            Экспериментально доказано, что если малыш получает полноценное питание и хороший медицинский уход, но лишен постоянных контактов со взрослым, он плохо развивается не только психически, но и физически: не растет, худеет, теряет интерес к жизни. Однако, как пища может быть вредной, так и неправильное общение может вредить психике ребенка, его эмоциональному благополучию и скажется впоследствии на его судьбе.

          Как же правильно общаться со своим ребенком? Вопрос этот сложен и прост одновременно. Сложен потому, что на наш стиль общения влияет очень много факторов, большинство из которых нами не осознаются. Специалисты пришли к выводу, что стиль родительского взаимодействия непроизвольно запечатлевается в психике ребенка еще в дошкольном возрасте. Став взрослым, человек воспроизводит его как естественный. Таким образом из поколения в поколение происходит социальное наследование стиля общения: большинство родителей воспитывают детей так, как их самих воспитывали в детстве. В то же время способ нашего взаимодействия с ребенком зависит от моды в обществе на определенные педагогические идеи, от нашего ближайшего окружения - родственников и друзей, от стиля общения между другими членами семьи, от возраста родителей, от условий быта, и от многих других причин.

        И все-таки, общаться с ребенком просто. Потому что не всегда, но часто этот процесс приносит радость. А чтобы общение всегда было полезным и взрослому, и ребенку родителям, можно использовать несколько правил.

 

Правило № 1

Безусловно принимать ребенка - значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть.

Нередко можно слышать от родителей такое обращение к сыну или дочке: "Если ты будешь хорошим мальчиком, то я буду тебя любить". Или: "Не жди от меня хорошего, пока ты не престанешь…(лениться, грубить, драться), не начнешь (слушаться, убирать игрушки)." В этих фразах ребенку сообщают, что его принимают условно, то есть любят, "только если…". Условное, оценочное отношение к человеку вообще характерно для нашей культуры и внедряется в сознание с детства. Причина оценочного отношения к детям - вера в силу награды и наказания. Похвалишь ребенка - и он укрепится в добре, накажешь - и зло отступит. Но на деле получается, что чем больше ребенка ругают, тем хуже он становится. Потому что воспитание - это не дрессура, а родители существуют не для того, чтобы вырабатывать условные рефлексы.

Безусловное безоценочное принятие - это удовлетворение одной из фундаментальных человеческих потребностей - потребности в любви, в принадлежности, в нужности другому. Эта потребность удовлетворяется, когда мы сообщаем ребенку: "Как хорошо, что ты у нас родился", "Ты мне нравишься", "Я люблю, когда ты дома", "Мне нравится делать это вместе с тобой." Подобны этим сообщениям и "бессловесные" формы принятия: взгляды, ласковые прикосновения, позы и жесты. Психологи говорят, что 4 объятия в день просто необходимы ребенку для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее 8 объятий в день! И между прочим, не только ребенку, но и взрослому.

Мы далеко не всегда следим за своими обращениями к детям. А дети буквально понимают такие наши фразы, как: "Ты меня в могилу сведешь", "Ты постоянно мне мешаешь", "Как я от тебя устала", "Как мы были счастливы в молодости, до твоего рождения", "Я всем пожертвовала ради тебя".

Чем чаще родители раздражаются на ребенка, одергивают, критикуют его, тем быстрее он приходит к мысли: "Меня не любят". Доводы типа: "Я же о тебе забочусь" или "Ради твоей же пользы" дети не слышат, т.к. для них тон важнее слов. Если обычно тон родительского голоса сердитый, строгий, то ребенок ощущает себя плохим, "не таким", несчастливым.

Значит ли это, что родители никогда не должны сердиться на своего сына или дочь? Нет. Скрывать и тем более копить свои негативные чувства ни в коем случае нельзя. Обратим внимание на

 

Правило № 2

Можно выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом.

Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства, какими бы нежелательными они ни были.

Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим: иначе оно перерастет в неприятие.

Родителям мешает принимать своего ребенка настрой на воспитание, который выливается в требованиях, критике, напоминаниях и нотациях, в борьбе за послушание и дисциплину. Но дисциплина должна возникать не до, а после установления добрых отношений, и только на базе их. Воспитательный настрой может быть связан со стремлением компенсировать свои жизненные неудачи, не осуществившиеся мечты или желанием доказать всем свою незаменимость или "тяжесть бремени родительского долга".

Другая причина, мешающая безоценочному принятию, - неосознаваемое эмоциональное отвержение. Например, родители не ждали ребенка, он появился в "неподходящий" момент, или ребенок не того пола, которого ждали, или слишком тяжело дались роды и первые дни, или уродился слишком болезненным.

Как определить, принимаем ли мы своего ребенка? Постарайтесь подсчитать, сколько раз за день вы обратились к своему ребенку с эмоционально положительными высказываниями (приветствием, одобрением, поддержкой) и сколько - с отрицательными (упреками, замечаниями, критикой) и сравните результаты.

А теперь на минутку закройте глаза и представьте себе, что вы встречаете своего лучшего друга (подругу). Как вы выражаете свою радость? Неужели собственный ребенок меньше радует нас своим появлением?

Теперь рассмотрим ситуацию, в которой ваш ребенок чем-то занят, но делает что-то плохо, "не так". Представьте себе картину: малыш увлеченно возится с мозаикой. Получается не очень хорошо: детали рассыпаются, вставляются не в те дырочки, в которые хотел попасть ребенок, да и цветочек на цветочек совсем не похож. Вам хочется вмешаться, помочь, показать. И вот вы не выдерживаете: "Надо не так, а вот так". Но ребенок недовольно отвечает: "А я хотел не так. Я сам.".

Вообще разные дети по-разному реагируют на родительское "не так ", одни грустнеют и теряются, другие обижаются, третьи - бунтуют. Почему детям не нравится такое общение? Потому что мы навязываем ребенку "простоту" там, где ему трудно. Посмотрим на годовалого малыша, который учится ходить. Вот он отцепился от вашего пальца, делает первые неуверенные шаги. При этом он покачивается, напряженно двигает ручонками. Но он доволен и горд! Мало кому из родителей придет в голову поучать: "Разве так ходят? Смотри как надо!". Или: "Ну что ты все качаешься? Сколько раз я тебе говорила: не маши руками! Ну-ка пройди еще раз и как следует".

Так же нелепы критические замечания в адрес ребенка, который учится чему-то. Важно оставлять ребенка в покое, если он хочет делать что-то сам и делает это с удовольствием.

 

Правило № 3

Гласит: Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит помощи, своим невмешательством вы будете сообщать ему: "С тобой все в порядке! Ты, конечно, справишься!"

Если ребенок чему-то научится сам он, достигнет сразу 4-х результатов:

  • знание или освоенное умение
  • тренировка способности учиться
  • удовлетворение и уверенность в себе
  • положительный след на взаимоотношениях с родителями.

Все мы чаще ориентируемся на 1-й результат, но для жизни важнее три других. Конечно, возникает вопрос: "Как же научить, если не указывать на ошибки. Да, это необходимо. Но указывать нужно уметь:

не стоит замечать каждую ошибку

ошибку лучше обсудить потом, в спокойной обстановке

часто ребенок и сам знает о своих ошибках, но он доволен уже тем, что что-то получается и надеется, что завтра будет получатся лучше.

Подходящим для родителей будет следующий алгоритм:

  • выберете несколько дел, которые ваш ребенок может сделать сам, пусть и не идеально
  • постарайтесь ни разу не вмешаться и одобрите старания ребенка несмотря на результат
  • запомните 2-3 ошибки ребенка, которые вам показались особенно досадными.
  • найдите подходящее время и тон, чтобы поговорить о них.

 

Правило №  4

казалось бы противоречит третьему, но в действительности, дополняет его:

Если ребенку трудно, и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему. 
Если ребенок наталкивается на серьезную трудность, с которой он не может справиться, тогда позиция невмешательства может принести только вред. Некоторые родители, особенно папы, слишком усердно стараются приучить детей не бояться трудностей и быть самостоятельными. Если ваш сын или дочь прямо просят вас о помощи или жалуются, что "ничего не получается", "не знаю как", или оставляют начатое дело после первых неудач, - значит им необходимо помочь. Всем родителям известно, что дошкольник может сам застегнуть пуговицы, вымыть руки, убрать игрушки, но он не может сам организовать свои дела в течение дня. Вот почему часто слышатся слова: "Пора", "Теперь мы будем…", "Сначала поедим, а потом…". Но постепенно круг дел, которые ребенок выполняет самостоятельно, увеличивается за счет тех дел, которые он выполнял раньше со взрослым.

 

По книге Ю.Гиппенрейтер "Общаться с ребенком. Как?"

 

 

 

 

Памятка для родителей.

Как общаться с ребенком.

 

Правило №1.

Не нужно вмешиваться в дело, которым занят ребенок, только если он сам не просит о помощи. Своим невмешательством вы будете сообщать ему: «С тобой все в порядке! Ты, конечно, справишься сам!»

Правило №2.

Если ребенку действительно нелегко, и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему, даже если вам придется пожертвовать своим временем.  Важно: на себя возьмите только то, что он не может выполнить сам, а остальное предоставьте делать ему самостоятельно! По мере освоения ребенком новых действий, постепенно передавайте их ему.

Правило №3

Постепенно и неуклонно снимайте с себя заботу и ответственность за личные дела вашего ребенка и передавайте их ему! Доверяйте своему ребенку!

Правило №4

Не нужно следить за каждым движением вашего ребенка. Позволяйте ему встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или - своего бездействия). Только тогда он будет взрослеть, уметь прогнозировать последствия и становиться «сознательным»!

Правило №5

Если у ребенка эмоциональная проблема, будет правильно его «активно» выслушать! Это как раз тот момент, когда нельзя сказать «Мне бы твои проблемы!».

Правило №6

Если поведение ребенка вызывает у вас «отрицательные» чувства и переживания, просто сообщите ему об этом в форме «Я - высказывания»: «мне неприятно, когда…», «я чувствую себя обиженной, если…», «мне так грустно, когда…» и т.д.

Правило №7

Удаляйте из своего общения с ребенком привычные или автоматические реакции: приказы, команды; предупреждения, угрозы; мораль, нравоучения и др.! Общение должно быть конструктивным.

Правило №8

Соизмеряйте собственные ожидания с возможностями ребенка. Не требуйте от него невозможного или трудновыполнимого. Вместо этого посмотрите, что вы можете изменить в окружающей обстановке! Ребенок должен справляться со своими поручениями и заданиями, пусть и с приложением некоторых усилий.

Правило №9

В жизни каждого ребенка обязательно должны быть правила (ограничения, требования, запреты).   Но  их не должно быть слишком много,  Было бы очень хорошо, что бы они были гибкими; - родительские требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка.  Правила (ограничения, требования, запреты) должны быть согласованы взрослыми между собой; - тон, в котором сообщается требование  или запрет, должен быть скорее дружественно-разъяснительным, чем повелительным!

Правило №10

Правила и последствия должны формулироваться одновременно!

Правило № 11

 В случае нарушения правил следует применять санкции, а не наказание! Санкции следуют за проступком незамедлительно. И всегда и везде родители озвучивают то, что им неприятно применять те или иные санкции, но ребенок должен понимать, за что они последовали.

 

ТЕРПЕНИЯ ВАМ И ЛЮБВИ!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Мастер - класс42 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер - класс для педагогов по приобщению детей и родителей к здоровому образу жизни

«Приобщение детей и родителей к здоровому образу жизни».

Цель мастер - класса: активизация участия педагогов в приобщении детей к здоровому образу жизни.

Задачи: дать определение понятию здоровья; познакомить участников мастер - класса с опытом работы по применению здоровьесберегающих технологий в ДОУ, посредством развивающей среды по физическому развитию.

Форма проведения: педагогическая мастерская.

план проведения программы:

1. Вступительное слово:

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы с вами хотели бы провести мастер - класс по использованию здоровьесберегающих технологий в ДОУ. Начать нашу встречу мне хотелось бы с приветствия. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Знакомство - приветствие».

Тот, у кого окажется мяч, называет свое имя и прилагательное на первую букву своего имени и здороваетесь. Например, Наталья - настойчивая, добрый вечер, и т.д.

Итак, мы с вами поприветствовали друг друга, и можем начинать работу. Сегодня наша встреча, уважаемые коллеги пройдет в форме телевизионной передачи «Жить здорово». (включается музыка)

2. Начало программы.

- Добрый день, студия! В эфире программа «Жить здорово» Тема нашей сегодняшней программы «Сохраним свое здоровье». Сегодня мы с вами поговорим о здоровье.

И первая наша рубрика:

«Рубрика про здоровье».

Здоровье дарит радость.

Здоровье дарит свет.

Здоровье - это сила!

Здоровье - это смех!

Что же такое здоровье? Здоровье - это нормальное состояние организма, когда наши органы работают дружно, ритмично, согласованно между собой и окружающей средой (вдох - выдох, сон - бодрствование).

Что значит быть здоровым? Это полное отсутствие недугов и болезней).

А вот на сколько вы цените свое здоровье, мы сейчас узнаем.

Упражнение «Воздушный шар» (о ценности здоровья для человека)

Нарисуйте воздушный шар, который летит над землей. Дорисуйте человека в корзине воздушного шара. Это вы. Вокруг вас ярко светит солнце, голубое небо. Напишите 9 ценностей важные для вас настолько, что Вы взяли бы их с собой в путешествие (например, деньги, здоровье, семья работа ...) А теперь представьте, что Ваш воздушный шар начал снижаться и грозит скоро упасть. Вам нужно избавиться от балласта, чтобы подняться вверх. Сбросьте балласт, то есть вычеркните 3 ( а потом еще 3) слова из списка. Что Вы оставили в списке?

(Все по кругу зачитывают свои жизненные ценности. Ведущий записывает их на доске. Если ценности повторяются, ведущий ставит плюсы. Затем определяется рейтинг жизненных ценностей по количеству плюсов и по важности для присутствующих. Например, 1 место - здоровье, 2 место - семья).

Я рада, что здоровье у нас оказалось на первом месте.

Как известно, хорошее здоровье способствует хорошему воспитанию и обучению, а хорошее воспитание и обучение - улучшению здоровья. Образование и здоровье неразделимы.

Когда впервые детям задаешь вопрос «Что же самое дорогое и ценное в жизни человека», то чаще всего слышишь ответ: деньги, машина, золото и т.д. И только после наводящих вопросов, называют здоровье, жизнь, а бывает, и иногда не упоминают их в числе основных ценностей. Спрашиваешь: «Вы болеете, дети?» Все дружно отвечают: «Да». «А чем вас лечат?» Ответ: «Таблетками». «А можно быть здоровым без таблеток»? Ответ: «Нет». Такие ответы говорят о том, что их надо учить быть здоровыми. Из детства ребенок выносит то, что сохраняется потом на всю жизнь.

И следующая наша рубрика:

«В детском саду».

Сегодня мы поделимся с Вами опытом работы по использованию здоровьесберегающих технологий в нашем детском саду. Сейчас я предлагаю просмотреть комплекс гимнастики после дневного сна в подготовительной группе. (просмотр видео)

Продолжение этой гимнастики мы с Вами выполним здесь.

Вывод: В ходе исследований, можно сделать вывод, что корригирующая гимнастика просто необходима. Так как ее применение благотворно влияет на увеличение работоспособности и эмоционального тонуса, повышение уровня общей физической подготовки, а также служит средством лечения и профилактики опорно - двигательного аппарата.

Мы с Вами говорили о физкультуре. А сейчас время пришло говорить про еду и следующая наша рубрика:

«Витаминная».

Все самое ценное и полезное для правильного роста и развития, дети получают с продуктами питания. Однако не все родители знают, что такое правильное питание. А витаминное питание? Все мы твердо знаем, что много витаминов находится в свежих овощах, фруктах, ягодах, зелени. Но только ли витамины растений жизненно необходимы для детей? Конечно нет! В продуктах животного происхождения находятся так называемые витамины. Давайте попробуем определить, в каких продуктах животного происхождения есть витамин А. (печень, яйцо, молоко) А как вы думаете, в каком продукте животного происхождения находится самое большое количество витамина А? (открываем первую тарелочку, печень).

Витамин А очень важен для зрения и роста, а есть он и в продуктах растительного происхождения: в моркови, помидорах, петрушке.

Витамин В, есть в каких продуктах животного происхождения и растительного? (молоко, мясо, хлеб). В каком из продуктов наибольшее количество витамина В? (открываем вторую тарелочку, мясо).

А вот где же находится витамин С? Витамином С богата печень, из продуктов животного происхождения. Но основным источником витамина С- это конечно же, цитрусовые. Какие это продукты? В каком из названных продуктов наибольшее количество витамина С? (открываем третью тарелочку, апельсин 70 мг, а лимон - 40 мг).

Как сказал Гиппократ: «Человек рождается здоровым, а все его болезни приходят к нему через рот с пищей». Питание должно быть разнообразным, насыщенное витаминами. И тогда мы будем здоровы.

Это мы говорили про еду, а теперь поговорим про жизнь. И следующая наша рубрика:

«Помоги себе сам».

Профессия «педагог» относится к группе риска, т.к постоянное перенапряжение приводит к нервным заболеваниям, а как известно, все заболевания от нервов. Чтобы уменьшить риск заболеваний, педагоги должны заботиться о своем здоровье, начиная с самого элементарного, с утренней гимнастики, прогулок на свежем воздухе, здорового сна, оптимистического взгляда на жизнь. А сейчас я предлагаю несколько несерьезных советов для серьезных родителей.

Несерьезные советы.

Гора грязной посуды быстро исчезнет, если уронить на нее гирю.

Каша с маслом будет вкуснее, если добавить в нее еще немного масла.

Стакан будет блестящей, если помыть его еще с наружи.

Если идешь в гости с пустыми руками, то иди хотя бы с полным желудком.

Нужно постараться выздороветь до того, как начнут лечить.

Если вы не уверены в свежести своего дыхания, не дышите.

Если контроль потерял над собой, вам срочно нужно домой.

Свежекупленный сыр будет хранится дольше, если не съесть его в первый же день.

Ваше платье прослужит вам дольше, если у вашего мужа маленькая зарплата.

Если возникло желание крикнуть - это опасно, можно привыкнуть.

Кто в радости живет, того кручина неймет.

От радости кудри вьются, от печали секутся.

Эти советы были предложены вам для смеха Так как смех полезен для духовного и физического здоровья человека.

Любители похохотать, действительно меньше болеют - это научно доказанный факт. Как бы то ни было, смейтесь для профилактики и лечения.

Это лекарство распространяется бесплатно, передается по воздуху, а единственное «побочное действие» - хорошее настроение. На этой положительной ноте наша передача подошла к концу.

«Нам с вами было хорошо, пусть и вам будет здорово!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рецепты правильного общения с ребенком.

Подсказки родителям и воспитателямЭтот материал – «скорая помощь» для родителей, воспитателей, педагогов и других специалистов, работающих с детьми дошкольного возраста.здесь кратко описываются самые ...

Статья "Совместная деятельность воспитателя и детей по развитию коммуникативных навыков общения у младших дошкольников. Как правильно общаться с ребенком"

Совместная деятельность воспитателя и детей по развитию коммуникативных навыков общения у младших дошкольников. Как правильно общаться с ребенком....

Методические рекомендации для родителей "Правильное общение с ребенком - залог гармоничного развития личности."

В данной презентации кратко и содержательно изложены рекомендации для родителей по правильному общению с детьми, основанные на книге Ю. Гиппенрейтер "Общаться с ребенком. Как?"...

Секреты правильного общения с ребенком.

Исследования показывают, что стиль родительского взаимодействия непроизвольно запечатлевается в психике ребёнка. Это происходит именно в дошкольном детстве и, как правило, бессознательно и ребенок, по...

Несколько рецептов правильного общения с вашим ребенком.

Несколько рецептов правильного общения с вашим ребенком....

Консультации для родителей «Правильное общение с ребенком»:

Информация для родителей воспитанников о правилах общения с малышами....

«Правильное общение ребенка со сверстниками и родителями».

Общение – это передача информации от одного человека к другому. Коммуникация (она же общение) может быть вербальной, например, когда один человек разговаривает с другим, или невербальной, наприм...