Мастер-класс "Музыка весны"
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

Щеглова Надежда Валентиновна

Мастер-класс для музыкальных руководителй и воспитателей. Данный материал был представлен на городском методическом объединении музыкальных руководителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass._muzyka_vesny.doc61 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Щеглова Надежда Валентиновна - музыкальный руководитель. МБДОУ д/с №28

Харитонова Ирина Олеговна – воспитатель. МБДОУ д/с №28

                                     Мастер-класс 

                 «Комплексное занятие как средство развития

 творческих        способностей ребенка-дошкольника»

Продолжительность мастер-класса: 35 минут

Место проведения: музыкальный зал

Цель: повышение профессионального мастерства педагогов участников мастер-класса через изучение опыта работы педагога-мастера

Задачи:

  • передача опыта педагога-мастера путём прямого показа последовательности действий, методов, приёмов и форм  деятельности с детьми;
  • повышение уровня профессиональной компетентности участников мастер-класса;
  • совместное обсуждение  методических приёмов решения поставленной в программе мастер-класса проблемы;
  • рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер - класса;

Форма проведения:

- презентация мастер - класса

- просмотр и обсуждение комплексного занятия «Звуки весны»

Оборудование:

Раздаточный материал:

- Памятка «Типы занятий в ДОУ. Их отличия»

Организационный момент- 5 мин

  1. Вводная часть – 1 мин

Добрый день, уважаемые коллеги! Тема нашего сегодняшнего мастер-класса «Комплексное занятие как средство развития творческих способностей ребенка-дошкольника»

  1. Теоретическая часть (актуальность)

Почему мы считаем эту тему актуальной? Организация учебно-воспитательного процесса в современных инновационных условиях требует от педагога совершенствования практической деятельности путем поиска новых ценностных приоритетов в определении содержания, форм и методов организации познавательной деятельности детей. Одним из направлений решения данной задачи мы считаем организацию и проведение комплексных занятий на основе интеграции музыки и изобразительной деятельности.  Цель данной деятельности - разностороннее изучение объекта (предмета или явления), осмысленное восприятие окружающего мира, приведение сформированных знаний в соответствующую систему, побуждение фантазии, творчества и интереса, поддержание положительно-эмоционального настроения. Для достижения эффективности при их планировании учитываем следующие принципы:

  • построение комплексных занятий на основе концентрации содержания вокруг одной темы
  • конкретизация заданий на каждом из этапов занятия
  • рациональное использование разнообразных средств активизации познавательной деятельности детей.

В работе с детьми используем разные варианты  комплексных занятий с интеграцией музыки и изобразительной деятельности.

Первый вариант – после прослушивания музыкального произведения, беседы о содержании этого произведения, его особенностях, затем ребенок, используя краски, цветом (цветовыми пятнами) передает характер услышанной музыки, свои эмоциональные ощущения.  

( « Золотое платье осени»- октябрь).

Второй вариант – отличается от первого тем, что дети, прослушав музыкальное произведение, свои ощущения передают, изображая какой-либо сюжет. («Музыка зимы в красках» - январь)

Третий вариант – «Графическая музыка», «Рисунки - невидимки». Предлагаем детям с закрытыми глазами легкими движениями простого карандаша, не отрывая его от бумаги,  нанести линии на лежащий перед ними лист бумаги. Когда мелодия заканчивается, дети открывают глаза и внимательно всматриваются в «рисунок». Задание в этом случае: увидеть в переплетении линий какой-либо предмет или силуэт и обвести его цветными карандашами.

Сегодня мы хотим представить вашему вниманию четвертый вариант -  комплексное занятие «Звуки Весны», в процессе которого будет осуществляться интеграция музыки и художественное конструирования.

  1. Практическая часть

- просмотр НОД

                                        Комплексное занятие

«Музыка Весны».

(старший дошкольный возраст)

Цель:

Задачи:

Образовательные:

Обогащать слуховой опыт детей при знакомстве с музыкальными произведениями;

Привлечь внимание детей к особой красоте звучания весенней природы; расширять представления о весне и её признаках; совершенствовать вокальные, игровые  и танцевальные навыки;

Развивающие: 

Стимулировать самостоятельную деятельность по импровизации танцев

Развивать художественно-творческие способности воспитанников,

Совершенствовать изобразительные навыки и умения

Развивать  эстетические чувства, эмоции, эстетическое восприятие, интерес к искусству

Воспитательные:

Воспитывать самостоятельность, активность, умение работать в коллективе.  Воспитывать бережное отношение к живой природе.

Оборудование, инструменты и материалы:                                                              

Грамзапись произведений:  «Утро» Э. Грига, звуки природы. Полотно. Салфетки бумажные желтого цвета по 3 шт., зеленая бумага, круг из картона с резинкой по количеству детей, клей-карандаш, ножницы, степлер. Разноцветные камушки. Разноцветные проталинки. Коробочки красного и синего цвета.

Ход.

Дети под музыку входят в зал с воспитателем, останавливаются в центре зала в круг.

Музыкальный рук: Здравствуйте, ребята.

Дети: Здравствуйте.

Музыкальный рук: Так приятно говорить друг другу слова приветствия. А давайте поздороваемся  стихами.  

Упражнение «Здравствуй»

Я здороваюсь везде – дома и на улице,

Даже «здравствуй» говорю я соседской… курице. (изображаем двумя руками крылышки)

Здравствуй, солнце золотое! (скрещиваем  кисти рук, расставив пальцы),

Здравствуй, небо голубое! (поднимаем руки вверх),

Здравствуй, вольный ветерок! (качаем поднятыми вверх руками),

Здравствуй, маленький дубок! (соединяем запястья рук, разведя кисти рук в стор.)

Здравствуй, Утро! (мягкий жест правой руки вправо),

Здравствуй, День!  (такой же жест левой рукой влево)

Нам здороваться не лень! (руки в стороны)

(Дети садятся на стульчики).

Музыкальный  рук: Вы заметили, какое сегодня замечательное весеннее утро. Какие изменения произошли в природе с приходом весны? (ответы детей)

Мы уже говорили с вами о том, что у каждого времени года есть своя музыка, свои звуки. Определите, какие весенние звуки сейчас прозвучат. (капель, щебет птиц, журчание ручья и т.д.)

Эти волшебные звуки помогали композиторам создавать музыкальные произведения о весне. Сегодня я предлагаю вам послушать небольшой фрагмент музыкального произведения, которое написал композитор….(портрет Э. Грига) (слушание)

- Что вы услышали в этой музыке?

- Какая она по характеру музыка?

(Нежная, взволнованная, очень певучая, иногда робкая, ласковая. Мелодия легкая, будто цветок покачивается на ветру.

- Что она напоминает вам?

- Как бы вы назвали это  произведение? (версии детей). Вы предложили много интересных названий, но автор назвал это произведение «Утро». Напомните, кто написал это произведение?

Музыкальный  рук:  Ребята, выходите в центр зала. Сейчас я еще раз включу это произведение, и предлагаю вам с помощью жестов, движений изобразить то, что вы слышите и представляете: как просыпается природа(двигательная импровизация).

 (дети остаются в кругу)

Воспитатель: У вас получился замечательный танец. Он напомнил мне, как весной оживает вся природа, и появляются первые цветы. Какие весенние цветы вы знаете?

-Вы назвали очень много весенних цветов.  Один из самых ярких - одуванчик. Что он вам напоминает ?  А как его можно изобразить? (нарисовать, вырезать и наклеить, сделать аппликацию из ниток и т.д.).

-А я предлагаю вам сделать сегодня вот такие красивые браслеты (демонстрирует образец). Проходите за столы.

-Посмотрите внимательно, что нам понадобится для этого браслета (рассматривание образца – резинка, основа, салфетки).

-Какие инструменты нам понадобятся (ножницы, степлер).

-Для чего нам нужны ножницы?

-Для чего понадобится степлер?

-Напомните правила работы с этими инструментами (ножницы острые, пользоваться ими нужно осторожно, нельзя ими играть, размахивать; не подставлять пальцы под степлер)

Воспитатель: Основу браслета я вам уже сделала. Подумайте, как можно сделать цветок одуванчика? (ответы детей).

(Квадрат складываем два раза пополам.  Закругляем один угол. Надрезаем, не доходя до угла. Разворачиваем.  Отложим получившуюся заготовку в сторону и сделаем еще одну. (На отдельном подносе приготовлены элементы цветка для детей, медленно справляющихся с работой). 

Заготовки цветка дети прикрепляют степлером к основе, поднимают лепестки цветка вверх.

-Посмотрите, какие красивые браслеты у нас получились. На каждом как будто маленькое солнышко зажглось. Одуванчики как настоящие! А как вы думаете, как можно использовать наши браслеты? (Подарить родным, близким людям.).

- Вы все верно назвали. А я предлагаю надеть браслеты на руку и просто потанцевать.

Танец «Одуванчики» (музыка из к/ф «Профессионал» Э.Морриконе )

Воспитатель: Какой красивый танец у вас получился. А чем еще мы сегодня занимались? (ответы детей). Вот как много мы сегодня с вами успели. Ребята, у меня есть разноцветные камушки, если вам сегодня было хорошо, положите камушек в красную коробочку, а кому не очень - в синюю.

  1. Заключительная часть. Обсуждение мастер-класса. Ответы педагогов на вопросы.

Нужен ли на ваш взгляд такой вид деятельности? Почему?

Что интересного вы взяли для себя на данном мероприятии? Ваши ощущения.

  1. Рефлексия.

I. Послушайте притчу и выполните задание.

Шел мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства храма. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил: «Что ты делал целый день?». А тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго мудрец спросил: «Что ты делал целый день?» И тот ответил: «А я добросовестно выполнил свою работу». А третий улыбнулся  и с удовольствием ответил: «А я принял участие в строительстве храма».

Задание: Если себя считаете первым рабочим, обведите кружочком цифру 1.

Если вторым - цифру 2.

Если третьим рабочим, обведите цифру 3.

Попробуйте объяснить, почему вы сделали такой выбор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальное фольклорное развлечение "Весна, весна красная, приди, весна ясная"

В этом музыкальном развлечении дети знакомятся с календарными фольклорными играми, танцами, песнями, закличками, припевками....

Проект- презентация "Весна,весною,о весне."

Закрепление знаний о весенних изменениях в живой и неживой природе....

По планете шагает весна. Приход ее радует детей и взрослых. Тянется к теплу все живое. Оживает природа, воздух насыщен теплом и светом. Кругом пахнет весною. Начало весны -это большой праздник. Пусть весенний ветерок принесет Вам удачу! А пргулка в весенн

По планете шагает весна. Приход ее радует детей и взрослых. Тянется к теплу все живое. Оживает природа, воздух насыщен теплом и светом. Кругом пахнет весною. Начало весны -это большой праздник. Пусть ...

Весна, весна, весне дорогу!

            Весна, весна, весне дорогу!Вот и весна: март, апрель, май. Все чувствуют её чудесные моменты; словно расцвета...