Статья:"Развитие чувства ритма в декоративной аппликации"
статья по аппликации, лепке на тему

Карачева Анна Викторовна

 

Современная цивилизация отличается ускорением темпа жизни и многообразием жизненных ритмов, с которыми постоянно сталкивается каждый ребенок. Такое многообразие ритмов, а нередко и аритмичность жизненных процессов, обусловленных социальными проблемами, создает хаотичность в отношениях ребенка с миром и носит разрушительный характер. Значительную роль в создании благоприятных условий для гармонизации отношений ребенка с природной и социальной средой, с окружающими людьми и самим собой играет система образования, обеспечивающая ритмизацию жизненного пространства детей, что является основой их здоровья, эмоционального благополучия, интеллектуального, эстетического и физического развития.

       Аппликация в переводе с латинского обозначает «прикладывание». Это один из видов изобразительной техники. В его основе лежит вырезание различных деталей и наложение их на фон в определенном порядке. Детали закрепляют на основе с помощью различных клеев, ниток.

Аппликация способствует развитию познавательной деятельности детей, обостряя, прежде всего их сенсомоторные способности, содействуют эстетическому воспитанию и развитию творческой инициативы, помогают формированию трудовых умений и положительно сказываются на поведении детей, содействуя проявлению волевых черт характера.

Аппликация по мотивам народного творчества является одним из видов изобразительной деятельности дошкольников. Народное искусство, являясь первоосновой профессионального искусства, способствует формированию художественного вкуса, основных эстетических критериев, развитию эстетического отношения детей к профессиональному искусству, природе, окружающей действительности.

  Роль аппликации в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста заключается в развитии: знаний о цвете, строении предметов, их величине; эстетического восприятия и эстетического чувства, включая составляющие элементы: чувство цвета, чувство пропорции, чувство формы, чувство ритма; наглядно-образных форм мышления; изобразительных и творческих способностей, художественного вкуса; эстетического отношение к окружающей жизни, накопление эмоциональных впечатлений; любви к природе, умение чувствовать ее красоту и восхищаться ею; связной речи; мелкой моторики рук, приобретение технических навыков; трудовых умений и навыков.

Ритм в рисовании и аппликации представляет собой чередование, повторение через определенный промежуток различных элементов изображения (фигур, линий, цветов). В художественно-эстетическом воспитании ритм выступает первоосновой, которая соединяет в единое целое, заложенное природой в личности чувство красоты. Функции ритма в художественно-эстетическом воспитании определяются выразительностью, эмоциональностью, творческими возможностями в создании художественного образа. Детям старшего дошкольного возраста вполне доступна эта передача. Но выражение динамики все же является сложным для ребенка, потому что с движением меняется форма и расположение частей предмета. Поэтому часто, несмотря на выразительность образа, форма его бывает искаженной. Понятие ритма необходимо прививать ребенку как можно раньше. В младшем возрасте для этого можно использовать яркие игрушки: шарики, кубики, пирамидки, цветной конструктор, мозаику. Дети старшего дошкольного возраста знакомятся с ритмом, рассматривая предметы декоративно-прикладного искусства

Аппликация по мотивам народного творчества является одним из видов изобразительной деятельности дошкольников. В детском саду часто используют с детьми при рисовании или аппликации декоративный узор, орнамент. Основным свойством орнамента является ритм. Любой орнамент подчиняется законом ритма. В программах ДОУ постепенно происходит знакомство детей с народными орнаментами. Дети учатся различать дымковскую, филимоновскую, каргопольскую, калининскую, городецкую, хохломскую, жостовскую роспись, роспись Полхов-Майдана. Рассматривая, предметы народно-прикладного искусства дети понимают законы композиции, определяют связь узора с формой и назначением предмета.

Декоративное искусство благодаря простоте стилизованных образов, простоте композиции и яркости колорита более доступно и понятно детям дошкольного возраста. Поэтапное знакомство со свойствами орнамента способствует более полному пониманию и усвоению детьми правил построения узора и создает условия для развития способностей узорного творчества.

Работа по ознакомлению детей с орнаментом ведется в три этапа

1 этап. ВВОДНЫЙ. На этом этапе предполагается рассматривание предметов быта и одежды детей. Главная цель этого этапа - подвести детей к пониманию того, что узоры в жизни нам нужны для красоты. Для того чтобы самим создавать красоту, нужно знать правила (законы узоров). На этом этапе идет усвоение детьми влияния формы, величины и чередования элементов на узор.

2 этап. ОСНОВНОЙ. Рассматривание детьми карточек с узорами. Рассматриваются карточки с узорами и детям предлагается зарисовать их в виде геометрических узоров - образцов. Самостоятельный подбор цвета для раскрашивания геометрических узоров и понимание влияния различного цветового решения на ритм, и восприятие узора.

3 этап. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЙ. Самостоятельный выбор детьми геометрического узора - образца и рисования к нему ленточного орнамента самостоятельным выбором мотива (аппликация и рисование). Для детей медленно усваивающих программу или отставших от своих сверстников в овладении орнаментальной изобразительной деятельностью, можно использовать дидактическую игру «Волшебные цепочки», которая помогает детям быстро приобрести необходимые сенсорные умения для восприятия и самостоятельного составления орнамента. С помощью этой игры дети решают самые различные задачи, имеющие непосредственное отношение к построению узора. 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие чувства ритма у умственно отсталых детей среднего дошкольного возраста на занятиях по аппликации

Развитие чувства ритма у умственно отсталых детей среднего дошкольного возраста на занятиях по аппликации...

статья «Развитие чувства ритма у дошкольников в различных видах детской

Чувство ритма является одной из главных музыкальных способностей. Оно имеет не только двигательную, моторную природу, но и эмоциональную. В основе развития чувства ритма лежит восприятие выразительнос...

Статья: Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста

В статье подробно представлены материалы для развития  чувства ритма у дошкольников...

Статья "Развитие чувства ритма у дошкольников через игру на детских музыкальных инструментах

Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста через игру на детских музыкальных инструментах   ...

Статья "Развитие чувства ритма у дошкольников"

В данной статье представлены приемы и упражнения по развитию чувства ритма у детей дошкольного возраста.  В данной системе упражнений делается акцент для длительности (длинные и короткие ноты), и...

Статья "Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста"

Музыкальная деятельность невозможна без развитого чувства музыкального ритма, которое является одной из основных музыкальных способностей ребёнка....

Статья "Развитие чувства ритма у старших дошкольников"

Статья содержит материалы из опыта работы по развитию чувства ритма у старших дошкольников...