Статья "Развитие чувства ритма у старших дошкольников"
статья (старшая группа)

Кривоногова Ольга Васильевна

Статья содержит материалы из опыта работы по развитию чувства ритма у старших дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krivonogova_o.v._statya_2020.docx30.61 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие чувства ритма у старших дошкольников в процессе игры на музыкальных инструментах

Кривоногова О.В.,

музыкальный руководитель

МАДОУ д/c «Дюймовочка»

В настоящее время отечественное образование находится в стадии совершенствования. С введением ФГОС ДО в системе музыкального образования произошло много изменений. Педагогам предлагается большой выбор программ по музыкальному воспитанию дошкольников, вместе с этим поменялось само содержание и организация музыкального воспитания в ДОО. К педагогу предъявляются следующие требования: использование инновационных образовательных технологий, новейших форм работы с детьми, с родителями и т.д.

С другой стороны, изменения происходят не только в образовательной сфере, меняются дети, родители, меняется их отношение к образованию в целом и к учителю, как к источнику знаний, меняется общественное мнение о педагогической профессии и т.д. Главная черта современного общества – это ускоренный темп жизни, в котором люди сталкиваются с аритмичностью жизни, социальными и бытовыми проблемами, придающими хаотичность и диссонанс в общении друг с другом и с ребенком. А дети, в свою очередь, несут данную проблему в свой мир, где они общаются друг с другом, с социумом.

Хаотичность и аритмичность влекут за собой дисгармонию в жизнь ребенка-дошкольника. Ребенок в возрасте до семи лет испытывает трудности с ориентацией в пространстве, координацией движений, моторикой рук и т.д.  Не обладая чувством ритма, у дошкольника дольше обычного будет формироваться речь, т.к. при разговоре мы сначала берем дыхание, затем на выдохе произносим слова, и ни в коем случае ни наоборот. Затем весь процесс повторяется, это своеобразный ритм речи. В методике развития речи дошкольников известен факт формирования чувства ритма и его влияния на становление развернутой (слитной) речи. Ритм присутствует во всем: смена дня и ночи, смена времен года, биение сердца человека, наша речь, все названные явления имеют отношение к музыкальному термину «ритм». Таким образом, можно утверждать, что развитое чувство ритма в дошкольном возрасте – это прямой путь к обретению гармонии при общении с миром и с социумом. 

Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста – важнейшая задача музыкальной педагогики, и наиболее сложная, так как плохо поддается развитию. Проблемой развития чувства ритма интересовались многие ученые и педагоги, она широко освещена в музыковедческой, музыкально-педагогической и психолого-педагогической литературе таких ученых как,
Б.В. Асафьев, В.В. Медушевский, Е.В. Назайкинский, Б.М. Теплов,  
О.А. Апраксина, Э.Б. Абдуллин, Н.А. Ветлугина, Д.К. Кирнарская и др. В программах музыкального воспитания дошкольников также большое внимание развитию чувства ритма уделяют Т.Н.Сауко и А.И. Буренина в программе по музыкально-ритмическому воспитанию детей «Топ, хлоп, малыши», рассчитанных на младший дошкольный возраст, С.Л. Слуцкая в программе по хореографии «Танцевальная мозаика», Т.И. Суворова в программе «Танцевальная ритмика для детей» и др.

Чувство ритма развивается в различных видах музыкальной деятельности: при выполнении музыкально-ритмических упражнений, в пении, игре на музыкальных инструментах, при слушании музыкального произведения и т.д.

Восприятие музыкального произведения – это активный слуходвигательный процесс, в процессе которого происходит эмоциональная отзывчивость на музыку с помощью движений пальцев рук, кивка головы, постукивания ногой, качания тела в такт музыки и т.д. Это помогает прочувствовать ритм на физическом уровне и, таким образом, тренируется не только слуховая, но и мышечная память. Во время музыкально-ритмических движений, ребенок согласовывает движения своего тела с музыкальным ритмом. Данный вид деятельности позволяет прочувствовать и выразить в движениях смену настроения музыки, совершенствовать чувство ритма  с помощью координации и движения.

В пении также важно обладать чувством ритма, потому что ритм – это «сердце» музыки. В процессе пения ритмические способности развиваются в процессе прохлопывания в ладоши ритмического рисунка песни или пропевания песни без слов на какой-то определенный слог.

Для успешного развития чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста, музыкальному руководителю необходимо владеть методическими приемами, игровыми технологиями, которые эффективно способствуют решению задач на развитие и формирование чувства ритма, причем, доступными ребенку дошкольного возраста. Игра – форма сотрудничества ребенка и педагога, в процессе которой ребенок не чувствует себя обучающимся, а чувствует себя партнером, товарищем, поэтому обучение проходит эмоционально, позитивно, и успешно.

Знакомство с ритмом мы начинаем с таких игр, как звучащие жесты и ритмическое эхо. Дети с удовольствием играют в игру со звучащими жестами: используют хлопки в ладоши, притопы, щелчки пальцами, шлепки по коленям и голени. Активно применяем эту игру в приветствии и прощании на музыкальных занятиях. Устраиваем соревнования, чье приветствие будет самым сложным, и кто повторит его без ошибок.

Ритмическое эхо – игра на повторение ритмического рисунка с помощью ударного музыкального инструмента. Ведущий прохлопывает ритм в ладоши, дети у которых музыкальные инструменты (бубен, барабан, маракас, ложки) по очереди должны повторить ритм на инструменте, а затем исполнить его оркестром.

Звучащие жесты и ритмическое эхо – эффективный способ развития чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста. В процессе этих игр дети включаются в творческий процесс поиска новых звучащих жестов, открывают для себя и для своих товарищей новые способы звукоизвлечения на определенном музыкальном инструменте, воодушевляют своим исполнением малоактивных детей.

В ансамбли и оркестры мы включаем различные музыкальные инструменты: ударные, шумовые, с диатоническим и хроматическим звукорядом, дудочки и т.д., на которых дошкольники исполняют простейшие мелодии. Игра в оркестре очень нравится воспитанникам ДОО, извлекаемые звуки инструментов возбуждают воображение детей, будоражат их фантазию, увлекают в мир музыки, дети чувствуют себя настоящими музыкантами.  

Обучение детей игре на инструментах с диатоническим и хроматическим звукорядом происходит постепенно, т.к. довольно сложно исполнить даже простейшую мелодию на таком инструменте. Для успешного овладения ребенка инструментом с диатоническим и хроматическим звукорядом, необходимо огромное желание самого дошкольника, его трудоспособность, музыкальный и ритмический слух. Для начала нужно добиться от ребенка свободы движений рук, чтобы звук был легким, звонким, затем нужно обозначить клавиши, которые ему понадобятся в музыкальном произведении, далее выучить определенный порядок их звукоизвлечения. Только после такой трудоемкой работы ребенок сможет исполнить простейшую мелодическую линию на инструменте с диатоническим звукорядом.

Обучение игре на музыкальных инструментах происходит во время музыкальных занятий, а также во время индивидуальной работы. При знакомстве детей с понятием ритм, рассказываем воспитанникам о звуках музыки (высокие-низкие, долгие-короткие). Изучив методику Карла Орфа, используем с детьми названия долгих звуков ТА-ТА, а коротких ТИ-ТИ. С воспитанниками старшего дошкольного возраста активно играем в музыкально-дидактические игры на развитие чувства ритма:

  • «Передача платочка» - игра, в которой дети, стоя в кругу,  передают друг другу платок на окончание музыкальной фразы.
  • «Ритмические цепочки» - игра, в которой на фланелеграфе  или на экране выстраиваются фигуры животных или листьев или снежинок разных по величине, крупная фигура обозначает долгий звук, мелкая фигура – короткий звук. Задача детей – прохлопать получившуюся ритмическую цепочку или сыграть ее на инструменте.
  • «Оркестр» – игра, в которой дети, выбрав музыкальный инструмент,  исполняют заданный ритмический рисунок под показ видеоролика, который сопровождается музыкальной мелодией, разнообразными ритмическими цепочками и показом инструментов.

Игра в оркестре на детских музыкальных инструментах помогает развитию музыкального слуха и чувства ритма, формирует умение работать в команде, учит слушать себя, товарищей, а это развивает аналитическое мышление. При создании инструментального ансамбля или оркестра необходимо включать все виды инструментов (инструменты с диатоническим звукорядом, инструменты одинаковой высоты, ударные и т.д.) Кроме смешанных оркестров, пользуются популярностью у детей «оркестр ложкарей», «оркестр колокольчиков», при озвучивании некоторых песен,  используем «оркестр треугольников». Использование только одного вида инструментов для сопровождения инструментального музыкального произведения или песни позволяет детям проявить творческие способности на различных ритмоформулах, динамике, способах звукоизвлечения. Особой любовью у дошкольников пользуется оркестр ложкарей. Для истинно народных инструментов стараемся подбирать музыкальный материал, основанный на русских народных мелодиях. Как показывает практика, воспитанники с удовольствием справляются с любым ритмическим рисунком, наверное, благодаря русскому музыкальному задору и колориту деревянных ложек. Благодаря игре на ложках удается привлекать детей к знакомству и сохранению русских традиций, знакомить детей с русскими народными ремеслами и промыслами.

Вовлекая детей в оркестр, необходимо соблюдать определенные правила и следить за тем, чтобы дети им следовали. Детей необходимо приучать к определенным местам в оркестре (на занятиях, на репетициях дошкольники должны сидеть каждый на своем месте). Дети должны хорошо слышать и видеть руководителя, т.к. педагог часто использует наглядные методы: показ определенного приема звукоизвлечения, мимика, жесты при исполнении.

В репертуар оркестра старших дошкольников необходимо включать простые мелодии с несложным ритмическим рисунком, а на первых стадиях обучения исполнять произведения в медленном темпе.  После того как дети научатся без ошибок исполнять музыкальное произведение в медленном темпе, можно увеличить темп исполнения, добавить интересные приемы игры на каком-то инструменте, разнообразить мелодию, добавив распевы или форшлаг.

Развитие чувства ритма процесс сложный, трудоемкий. Начинать с детьми работу по формированию и развитию чувства ритма необходимо с детьми младшего дошкольного возраста, постепенно вводя интересные запоминающиеся игры и упражнения, знакомя с музыкальными инструментами, обучая правильному звукоизвлечению. Такую работу следует проводить систематически на каждом занятии, постепенно усложняя материал, выбирая в репертуар начинающего оркестра простые по ритмическому рисунку музыкальные произведения.

Музыкальному руководителю следует на собственном примере показывать детям свою заинтересованность, профессионализм и умение играть на всех музыкальных инструментах. Общаясь с эмоциональным творческим педагогом, дети с удовольствием будут заниматься игрой в оркестре или ансамбле, тем самым развивая свое чувства ритма.

Список литературы

  1. Емельянова Э. Расскажите детям о музыкальных инструментах [Текст] / Э. Емельянова  – М. : Мозаика-Синтез, 2013, 21 с.
  2. Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду для занятий с детьми 2-7 лет. Учебно-методический комплект к программе [Текст] / М.Б. Зацепина – М. : Мозаика-Синтез, 2015, 93 с.
  3. Иванова О.В. Новый музыкальный букварь. Учебно-методическое пособие [Текст] / О.В. Иванова –  Ростов н / Д. : Феникс 2019, 48 с.
  4. Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей [Текст] /
    Б.М. Теплов. – М. : Наука, 2003. – 379 с.
  5.  Трубникова М.А. Детский оркестр. Программа и методические рекомендации по обучению дошкольников игре по слуху [Текст] /
    М.А. Трубникова. – М. : Просвещение, 1994, 114 с.
  6. Тютюнникова, Т. Э. Шумовой оркестр снаружи и изнутри / Т. Э. Тютюнникова // Музыкальная палитра. — 2006г. — № 6. — 3–4с.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование чувства ритма у старших дошкольников

Материал для практической деятельности по теме "Чувство ритма"...

Проект по развитию чувства ритма у старших дошкольников: «В ритме музыки».

laquo;Нельзя петь ритмично, если не умеешь ритмично дышать и говорить». Э. Жак – Далькроз....

Развитие чувства ритма у старших дошкольников в условиях игры в детском оркестре

Методическая разработка руководителя для воспитателей...

"Развитие чувства ритма у старших дошкольников в условиях игры в детском оркестре"

Статья посвящена вопросу развития чувства ритма у старших дошкольников через музицирование на детских музыкальных инструментах. В статье затрагивается тема перенасыщенности музыкально-звуковой среды и...