Проект по развитию чувства ритма у старших дошкольников: «В ритме музыки».
проект (подготовительная группа)

Самигуллина Раушана Афляховна

«Нельзя петь ритмично, если не умеешь ритмично дышать и говорить». Э. Жак – Далькроз.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Управление образования Администрации муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №26    г. Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан

ПРОЕКТ

образовательная область

«Художественно-эстетическое развитие»

тема: «В ритме музыки»

возрастная группа: подготовительная  

                                                                      Выполнил: музыкальный руководитель  

                                  Самигуллина Р. А.

                                                                      Квалификационная категория – высшая

                                                      Педагогический стаж – 36 лет.

             

                                           

                                           Туймазы 2020-2021гг.                                

Проект по развитию чувства ритма у старших дошкольников:

«В ритме музыки».

                                                 «Нельзя петь ритмично, если не умеешь

                                                                            ритмично дышать и говорить».

                                                                                          Э. Жак – Далькроз.

Введение.

Одна из музыкальных способностей, без которой практически невозможна никакая музыкальная деятельность – это чувство ритма. Ритм в музыке – эмоционально-выразительная, образно-поэтическая, художественно- смысловая категория.

Своеобразие ритма заключается в том, что он не только выразительное средство музыки. Ритм является выразительным средством и других искусств. Даже природа без ритма не существует. Волны, накатывающие на берег, стук дятла в лесу, смена времен года, тиканье часов – все ритмично.

Дошкольное детство – период бурного развития воображения, фантазии, важнейших качеств личности. В возрасте 6-7 лет потребность детей проявлять себя в творчестве огромна. Очень важно в дошкольном этапе развития личности определить способность и талантливость детей, создать им условия для самовыражения, дать неограниченные возможности проявить себя во всех видах музыкального творчества.

Развитие ритма считается одной из самых трудных проблем в музыкальном воспитании детей. Ведь главная задача в развитии чувства ритма: научить детей ощущать в музыке ритмическую выразительность и передавать ее в движениях, а это требует внимания, сосредоточенности, концентрации памяти, эмоций, что важно для развития ребенка.

Система ритмического воспитания, основанная швейцарским педагогом Э. Жаком Далькрозом, получила широкое распространение еще в начале 20 века. Его метод сводился к тому, чтобы используя специально подобранные упражнения, развивать у детей музыкальный слух, память, ритмичность, пластическую выразительность движений.

Немецкий педагог, композитор Карл Орф уделял большое внимание ритмическому воспитанию, основой которого становятся движения, речь и игра на элементарных музыкальных инструментах. В составную часть занятий входили упражнения, которые способствовали развитию чувства ритма через динамику движений, согласно Карлу Орф, необходимо как можно раньше начать развивать эти умения в доступной и интересной для дошкольников форме.

Проблема развития чувства ритма у детей дошкольного возраста всегда была в центре внимания педагогов и в настоящее время изучена хорошо.

 Однако появляются современные педагогические системы, программы по ритмике для дошкольных учреждений с использованием  нетрадиционных, эффективных разнообразных форм, технологий музыкального воспитания и развития, средств и методов музыкального, физического и эстетического воспитания, которые учитывают современное требование времени.

В нашей стране система ритмического воспитания разработана Н.Н. Александровой, Е.В. Коноровой. Специальные исследования проведены  Н.А. Ветлугиной, А.В. Кенеман, Б.М. Тепловым.

  • Вид проекта – познавательно-творческий.
  •  Сроки реализации проекта:  2020-2021 учебный год.
  • Участники проекта – дети 6-7 лет (подготовительная к школе группа),

педагоги, специалисты МАДОУ.

  • Актуальность.

Музыкальная деятельность невозможна без развитого чувства музыкального ритма, которое является одной из основных музыкальных способностей ребенка. У детей часто наблюдаются недостатки в восприятии ритма.

  При проведении мониторинга, не все дети справились с заданием воспроизвести ритмический рисунок с помощью голоса, хлопков или танцевальных движений; выяснилось, что у детей двигательные навыки недостаточно сформированы, дети замкнуты, двигательная активность слабая, недостаточно хорошо развита речь и координация движений. Поэтому, появилось актуальная необходимость в разработке данного проекта, который поможет в работе с детьми, для развития чувства ритма. Развитое чувство ритма является залогом успешной музыкальной деятельности, оказывает благоприятное влияние на физическое развитие детей, способствует становлению творческой личности ребенка.

  • Цель.

Формировать у детей старшего дошкольного возраста осознанного отношения к ритму во всех видах музыкальной деятельности, как к одному из средств музыкальной выразительности.

  • Задачи.

Образовательные:

- формировать музыкальные способности, слышать различные ритмические отношения в музыке, умение передавать их хлопками, голосом, движением;

- формировать умение исполнять простые ритмические рисунки на детских шумовых и музыкальных инструментах; побуждать детей в процессе слушания музыки к вокальным, пластическим и инструментальным музыкально-ритмическим импровизациям;

Развивающие:

- развивать чувство ритма, тембровый и динамический слух;

- развивать умение соотносить ритм движений с ритмом музыки;

- развивать эстетическое восприятие, музыкальную память, внимание.

- добиваться чистого интонирования, в доступной форме помогать разобраться в соотношении звуков по высоте, их длительности;

Воспитательные:

- воспитывать интерес к музыкально-ритмической деятельности;

- вызвать интерес к ритмическим играм и упражнениям;

- психологическое раскрепощение ребенка, творчество в движениях. 

  • Ожидаемые результаты реализации проекта.

- накопление детьми музыкально-слухового опыта, его расширение и обогащение в процессе знакомства с ритмическими упражнениями и играми. -умение детей через ритмические картинки понять и воспроизводить ритмический рисунок музыкальных произведений;

- умение четко выполнять танцевальные движения, так как повышается двигательная активность у детей;

- умение самостоятельно придумывать собственный ритмический рисунок;

- осанка детей, кровообращение (дыхательные процессы);

- развитие речевой активности детей, активный словарь должен пополниться новыми словами;

Родители:

- привлечение родителей к участию в мастер классе;

- повышение интереса к ритмической деятельности, удовлетворение от совместной деятельности с детьми;

- убеждение, что создание условий по развитию чувства ритма дома, способствуют музыкально-творческих способностей детей.

Воспитатели:

- создают условия для самостоятельной творческой деятельности в группе;

- проводят беседы, закрепляют с детьми игры и упражнения, разученные на музыкальных занятиях;

- проявляют активность во взаимодействии с родителями.

  • В систему работы входят:

- музыкальные ритмические, шумовые импровизации при помощи рук и ног;

- игры с музыкальными инструментами ударно-шумовой группы;

- музыкально-дидактические игры с ИКТ;

- речевые игры и упражнения;

- музыкально-ритмические движения;

- пальчиковые игры;

- дыхательная гимнастика;

- логоритмические игры и упражнения;

  • Программа проектных мероприятий.

1 этап

Комплекс мероприятий

Место проведения

Срок проведения

Ответственные

1

Изучение методической литературы по развитию чувства ритма у детей дошкольного возраста.

Кабинет музыкального руководителя.

Сентябрь-октябрь

Музыкальный руководитель

2

Разработка конспектов к ООД

Кабинет.

Муз. рук.

3

Подбор игр и упражнений на развитие чувства ритма

Кабинет муз. рук.

Ноябрь - март

Муз. рук.

4

Приобретение и изготовление атрибутов для игр и упражнений на развитие чувства ритма

группа

В течение года

Муз. рук.

2 этап

5

Исследование чувства ритма у детей подготовительной к школе группы

В группе подг. гр.

Октябрь

Муз. рук., воспитатели подг. гр.

6

Знакомство с речевыми ритмическими играми и упражнениями

На группе

Ноябрь

Муз. рук.

7

Игры с палочками, с картинками, знакомство с длительностями и ритмическими карточками

На группе

Декабрь

Муз. рук.

8

Использование музыкально-ритмических игр и упражнений для улучшения развития чувства ритма

На группе

В течение года

Муз. рук.

9

Мастер класс для воспитателей: «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях через ритмические игры и упражнения»

Выступление на педагогическом совете

Ноябрь-декабрь

Муз. рук.

Педагоги

МАДОУ.

10

Использование ритмического рисунка на музыкальных занятиях; игры с музыкальными инструментами, с палочками, ладошками

Музыкальный  зал

В течение года

Музык. руков. МАДОУ

3 этап

11

Повторное исследование с использованием тех же методик и заданий

Муз. зал

Апрель-май

Музык. руков.

12

Анализ деятельности

Муз. кабинет

Апрель-май

Муз рук. и педагоги

13

Мастер класс для родителей: «Развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста через музыкально-игровую деятельность»

Муз. зал

Май

Музык. руковод. воспитатели

родители

   

  • Этапы реализации проекта:

1 . Подготовительный этап.

- изучение методической литературы педагогов новаторов (Т. Тютюнниковой, И. Новоскольцевой, И. Каплуновой, В. Гринер, М. Румер, А. Бурениной);

- разработка конспектов к музыкальным занятиям;

- восприятие и воспроизведение несложных ритмических рисунков;

- подбор игр и упражнений на развитие чувства ритма:

1. «Имена и ритмы».   Цель: упражнять в прохлопывании и пропевании своего имени.

2. «Подбери картинку».  Цель: упражнять в различении и назывании жанра музыки (песня, танец, марш).

3. «Слушай и повтори».  Цель: упражнять в воспроизведении ритмического рисунка на ДМИ.

4. «Эхо» - упражнять в запоминании ритма и воспроизведении его при пропевании слов.

5. «Передай ритм» - развивать ритмический слух, умение воспроизводить ритмический рисунок.

6. «Где спрятался ритм» - упражнять в соотнесении ритма со схемой.

7. «Выложи ритм» - упражнять в схематизации ритма.

8. «Прохлопай по схеме» - упражнять в воспроизведении ритмического рисунка по схеме.

9. «Шаг и бег» - упражнять в соотнесении движений с музыкой.

10. «Повтори движение» - упражнять в воспроизведении заданного движения в определенном ритме.

Музыкально-ритмическая игра:  «Маракас играет».

Используется три шумовых инструмента – маракас, барабан и ладоши, а на проигрыш обладатель инструмента придумывает свой ритм.

1. Маракас играет, весело звенит, песню начинает, мягко он шуршит.

2. Барабан хохочет, всюду «бам» да «бом»,

 Песню продолжает очень громко он.

3. Бубен наш играет «рон-тон-пати-тон», песню украшает серебристый звон.

2.  Основной этап.

  • Усложнение ритмических рисунков:

- в стихах, в речевых ритмических играх, в играх с палочками, с использованием ритмических картинок, карточек;

  • Развитие чувства ритма:

-в пении, в восприятии музыки, в музыкально-ритмических движениях, в играх на детских музыкальных инструментах.

Речевые ритмические игры.

1. «Топ-топ, топотушки».

Топ-топ, топотушки (топаем, отмечая метрический пульс)

Скачет зайка на опушке (прохлопываем фразы по очереди)

Скачет ежик на пеньке, скачет чижик на сучке.

Скачет песик на крылечке, скачет котик возле печки

Скачет мышка возле норки, скачет козочка на горке.

Скачет утка на реке, черепаха на песке!

Топ-топ, топотушки (топаем), пляшут лапки, пляшут ушки (хлопаем)

Пляшут рожки и хвосты… что стоишь? Пляши и ты! (разводим в стороны)

2.  «Шла веселая собака».

Шла веселая собака, чики-брики-гав! (прохлопываем ритм)

А за ней бежали гуси, головы задрав (скользящие хлопки в ритме)

А за ними поросенок, чики-брики-хрю! (шлепки по коленям)

Чики-брики, повтори-ка, что я говорю! (протопываем ритмический рисунок).

3. «Зайчик»  (речевой твистер).

Длинноухий озорник, в огород ходить привык.

Он по грядкам прыгать стал, всю капусту потоптал.

Мы за ним, он скок-поскок, с огорода наутек.

  • В играх с палочками:

«Палочки-игралочки», «Палочка-выручалочка».

  • В музыкально-ритмических движениях.

 1. Упражнение «Послушай и прохлопай».

Цель: упражнять в восприятии ритмического рисунка – сильные хлопки, слабые хлопки и чередование сильных и слабых хлопков (варианты: хлопки, шлепки, притопы); комплексы хлопков, состоящих из различного количества с короткими и длинными паузами.

2. «Музыкальные стульчики».  Цель: упражнять в передаче ритма с помощью шумовых или музыкальных инструментов.

3. «Повтори – придумай ритм».  Цель: развивать умение придумывать и повторять ритм при игре на ДМИ.

4. «Быстро и медленно».  Цель: упражнять в выполнении музыкально-ритмических движений в соответствии с ритмом музыки.

5.  Ритмическая игра: «Добрый жук».

Цель: вырабатывать у детей быстроту реакции, внимание, умение действовать коллективно, развивать координацию движений (в таких играх используются звучащие жесты – хлопки, шлепки по коленям, щелчки).

6.  Поэтическое музицирование – озвучиваем любое стихотворение или сказку. Например, возьмем стихотворение «Ночь».

Поздней ночью двери пели, песню долгую скрипели (трещотка)

Подпевали половицы – «Нам не спится, нам не спится» (кастаньеты)

Ставни черные дрожали и окошки дребезжали (колокольчик)

И забравшись в уголок, печке песню пел сверчок (свистулька).

Сказка «Теремок» (дети учатся различать звучание инструментов по тембрам, развивается чувство ансамбля, владение темпом, динамикой).

7.  Поем молча, упражнение «Испорченная пластинка».

Песня  В. Шаинского «Кузнечик». Поем и одновременно сопровождаем пение ритмическими хлопками (четная строка поется вслух, нечетная - про себя).

8.  Ритмический оркестр «Новоселье у гномов». Способствует развитию слухового внимания, чувства темпа в игре на музыкальных инструментах.

9.   Релакс.    Музыка Бетховена «К Элизе» (передают мячик).             Дидактическая игра «Веселые подружки».

Игровой материал: плоские фигурки (5 штук), можно использовать варианты: все куклы одной величины, но раскрашены по-разному, или куклы разного размера (по типу матрешек) в одежде с различными узорами итд.

Ход игры: фигурки стоят на столе, одна за другой в колонне. Звучит р.н.п. «Светит месяц».

  • Мастер класс для воспитателей:

 «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях через ритмические игры и упражнения». 

  • Мастер класс для родителей:

 «Развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста через музыкально-игровую деятельность».

3.  Заключительный этап.

-обобщение результатов;

-анализ деятельности;

- открытое занятие «Ритм вокруг нас».

  • Результат проектной деятельности.

В процессе музыкальных занятий с использованием ритмических игр и упражнений  укрепляется организм ребенка, координация движений, развиваются музыкальный слух, память, внимание.

Результатом моей работы стали выступления на утренниках и развлечениях, их всегда дети ждут с большим нетерпением, ведь танцы и игра – украшение любого праздника. Именно на таких выступлениях дети становятся дисциплинированными, внимательными, а если зрители – не только дети, но еще и любимые родители, то и радость от успеха чувствовалось вдвойне.

Можно сделать выводы, что использование ритмических игр и упражнений на музыкальных занятиях приносит очень хорошие результаты. Уже 85% детей не испытывают трудности при разучивании песен и танцев.            

Родители получили удовлетворение от совместной деятельности с детьми.

Конечно, нельзя сказать, что все запланированное удалось, были определенные трудности и проблемы, часть из которых я старалась решать в течение года и которые еще предстоит решить в дальнейшем. Тем не менее, считаю, что данная работа дает положительные результаты в развитии музыкальных способностей детей и в частности музыкально-ритмического слуха.

Перспектива развития проекта.

 Данный проект имеет перспективу развития, так как ритмические игры и упражнения, использованные на музыкальных занятиях, вызывают большой интерес, эмоциональный отклик у детей.

Практической значимостью является и то, что данная работа будет представлять интерес для молодых музыкальных руководителей, воспитателей и родителей, заинтересованных в развитии чувства ритма у детей дошкольного возраста.

Проект можно использовать при подготовке к педсоветам, семинарам и РМО музыкальных руководителей; является практическим материалом для повышения квалификации молодых специалистов.

Используемая литература.

1. Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. «Этот удивительный ритм» СПБ: Композитор, 2005.

2.  Виноградов Л.В. Развитие музыкальных способностей дошкольников. СПБ: Речь.  Образовательные проекты; М: Сфера, 2009.

3.  Белая А.Е. Мирясова В.И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников – М: ООО «фирма» Издательства АСТ, 1999.

4.  Кононова Н.Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников» Москва. Просвещение 1982.

5.  Бекина С.И., Ломова Т.П., Соковнина Е.Н. Музыка и движение (упражнения, игры и пляски для дошкольников) М. Просвещение 1984.

6.  Праслова Г.А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста. Санкт-Петербург «Детство-пресс» 2005.

7.  Комарова Т.С.  Дети в мире творчества. М. 1995.

8.  Бакланова Т.И. Новикова Г.П. Музыкальный мир. М.2008.

9. Буренина А.И. Ритмическая мозаика.

10.  Мухаметзянова Р.К. Янкина Д.Р. Музыка в детском саду. (Игры, песни, упражнения на башкирском и русском языках).

11.  Информационные ресурсы: сеть интернет, использование компьютерных технологий.

                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие чувства цвета у старших дошкольников средствами нетрадиционных техник аппликации

Понятие чувства цвета. Исследования различных авторов (по данной проблеме в области нетрадиционной техники аппликации)Эстетическое воспитание детей решает целый ряд задач эстетического и духовного раз...

Итоговый практико-значимый проект Тема: «Развитие познавательного интереса у старших дошкольников через экспериментально-исследовательскую деятельность»

Проект разработан в силу особой актуальности проблемы воспитания экологической культуры дошкольников....

Музыкальное воспитание как средство развития чувства патриотизма у старших дошкольников

Россия начала XXI века переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали младшие и старшие поколения. Безжалостное обрубание своих корней, от...

Проект по развитию познавательно-речевой активности старших дошкольников (5-7 лет) по методу Сториттелинг

Цель проекта: ориентация родителей на развитие речевого творчества у детей, вовлечение в семейное чтение; формирование у детей старшего дошкольного возраста интереса к книге, развитие познаватель...