ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА кружка для одаренных детей старшего дошкольного возраста «Мастерская юных художников»
рабочая программа по аппликации, лепке (старшая, подготовительная группа) на тему

Иванова Марина Михайловна
Программа «Мастерская юных художников» направлена на развитие творческих способностей детей. Содержит комплексно-тематическое планирование и список методического обеспечения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_vsyo.docx106.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 8 общеразвивающего вида городского округа  город Нововоронеж»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

 кружка для одаренных детей

старшего дошкольного возраста

«Мастерская юных художников»

Возрастная категория детей: 5 -7 лет

Срок реализации программы  2 года

Автор-составитель: Воспитатель I КК Иванова Марина Михайловна

г. Нововоронеж


Пояснительная записка

Настоящая программа кружка, предназначена для одарённых  детей дошкольного возраста от 5 до7 лет. Задачи этой программы не противоречат задачам ООП ДОУ и примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

Программа разработана в соответствии с:

-Законом РФ «Об образовании» от 29.12.2012 №273 – ФЗ,

-Приказом Министерства образования «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17.10.2013.

-Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской от 15 мая 2013 года№26 «Об утверждении САНПИН» 2.4.1.3049-13)

Данная программа осуществляется через интеграцию пяти образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Программа разработана на 2года обучения и предназначена для системных занятий с одарёнными детьми  дошкольного возраста, начиная со старшей группы. 

Направленность программы

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно в этом возрасте закладываются основы всестороннего, гармонического развития ребенка. МКДОУ Нововоронежский детский сад №8 - детский сад с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития воспитанников, поэтому одной из главных задач в работе  образовательного учреждения  является развитие творческих способностей детей дошкольного возраста. 

Дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Развивать творчество детей можно различными путями, в том числе в работе с разными материалами, которые включают в себя различные виды создания образов предметов из ткани, шерсти, бумаги, глины, соленого теста. В процессе работы дошкольники познают свойства этих материалов, возможности их преобразования и использования в различных композициях. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идёт разностороннее развитие ребёнка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества.

Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.

Программа «Мастерская юных художников» направлена на развитие творческих способностей – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребѐнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе. Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, и с помощью таких  видов художественного творчества, как конструирование из бумаги, лепка, пластилинография, соленое тесто, папье-маше, нетрадиционные техники рисования.  

Программа предусматривает развитие у воспитанников изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей, будущих взрослый граждан, способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой иной, чем художественное творчество, жизненной ситуации, в любой сфере деятельности, распространяя ее и на отношения с людьми, с окружающим миром.

Все занятия направлены на развитие у дошкольников творчества, которое определяется как продуктивная деятельность, в ходе которой ребенок создает новое, оригинальное, активизируя воображение, и реализует свой замысел, находя средства для его воплощения.

Программа носит инновационный характер, так как в системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития творчества детей.

У старших дошкольников необходимо активно развивать конструктивные способности и умение делать своими руками атрибуты к ролевым играм, различным видам театров и т. д. В этом возрасте продолжает развиваться образное мышление, ребята способны решать задачу не только в наглядном плане, но и создавать объекты своими руками, тесно взаимодействуя со взрослыми и сверстниками.

Актуальность 

Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.

Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов.

Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества.

Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). А также, позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе.

   Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям.

Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству.

Цель программы. 

  • Формирование художественно-творческих способностей через обеспечение эмоционально - образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и представлений, образного мышления и воображения.
  • Создание условий для самореализации ребенка в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности

Задачи  программы

  • Опираясь на интегрированный подход, содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка, через различные виды изобразительной и прикладной деятельности.
  • Формировать умения и навыки работать вместе, строить общение, развивать привычку к взаимопомощи, создать почву для проявления и формирования общественно ценных мотивов. Развивать творческие способности, фантазию, воображение. Помочь ребенку  проявить свои художественные способности в различных видах изобразительной и прикладной деятельности.
  • Создать условия для пробуждения и реализации творческой активности.
  • Обучать способам деятельности, формировать умения и навыки детей в  изобразительных, декоративных, конструктивных видах творчества.
  • Формировать яркие, положительные эмоции в процессе творческого общения;
  • Приумножать опыт творческой деятельности, формировать культуру творческой личности (самовыражение ребёнка);

Задачи первого года обучения: 

  • Вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними.
  • Побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них интересно или эмоционально значимо.
  •  Создавать условия для освоения цветовой палитры. Учить смешивать краски для получения новых цветов и оттенков.
  • Развивать воображение детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных   замыслов.
  • Учить создавать коллективные работы.

Задачи второго года обучения:

– Помогать детям в создании выразительных образов, сохраняя непосредственность и живость детского восприятия. Деликатно и тактично способствовать развитию содержания, формы, композиции, обогащению цветовой гаммы рисунков.

– Постепенно, с учетом индивидуальных особенностей, повышать требования к изобразительным умениям и навыкам детей, не делая их предметом специальных учебных знаний.

– Способствовать возникновению у ребенка ощущения, что продукт его деятельности – рисунок, поделка интересен другим (педагогу, детям, родителям, сотрудникам детского сада).

Организация работы кружка:

  1. Возраст детей - от 5 до 7 лет (старшая и подготовительная к школе группы).
  2. Срок реализации программы - 2 года.
  3. Занятия проводятся один раза в неделю с каждой подгруппой, во вторую половину дня.
  4. Длительность занятия – 25-30 минут.
  5. Занятия проходят с октября по май.

Методы и приёмы, используемые на занятиях кружка:

1.        Наглядные методы:

  • Показ способов действия с инструментами и материалами.
  • Показ способа изображения.
  • Наблюдение и рассматривание.
  • Личный пример.

2.        Словесные методы:

  • Объяснение способов действия с инструментами и материалами.
  • Уточнение последовательности выполнения работы.
  • Вопросы, направленные на развитие творческой активности детей.
  • Использование художественного слова.
  • Анализ работ.
  • пальчиковые игры, гимнастика для глаз, физминутки, подвижные игры;
  • словесные и дидактические игры;

3.        Практические методы:

  • Обучение способам нетрадиционного изображения.
  • Индивидуальный подход к детям с учетом их психики, эмоционального и интеллектуального развития.
  • Личный пример

4.        Игровые методы:

  • Сюрпризные моменты, игровые ситуации.
  • Пальчиковые игры, динамические упражнения.
  • Словесные и дидактические игры.

      5. Проблемно-поисковый метод

•   Создание и решение проблемных ситуаций.

Различные формы организации самого процесса:

  • рисование, стоя, сидя, лежа, в любом положении, удобном для самого ребенка
  • использование бумаги разной фактуры
  • совмещение различных материалов при создании одного рисунка (краски, свеча, фломастер и т. д.)
  • коллективные работы в создании общей композиции
  • рисование на асфальте, песке, снегу.

Программа базируется на следующих концептуальных принципах:

  • единство воспитания и образования, обучения и творческой деятельности учащихся, сочетание практической работы с развитием способности воспринимать и понимать произведения искусства, прекрасное и безобразное в окружающей действительности и в искусстве;
  • нравственно-духовное развитие и потребность в самовыражении личности;
  • свобода и выбор деятельности;
  • психологическая помощь в адаптации ребёнка в коллективе;
  • взаимопонимание между педагогом и детьми;
  • формирование контроля и оценки собственной деятельности;
  • уважение к правам ребёнка.

Принципы и подходы к реализации программы: 

  1. Личностно-ориентированный  подхода  к каждому ребёнку;
  2. Интеграция  разных видов искусства (изобразительного и декоративно-прикладного) и детской художественной   деятельности;
  3. Обогащение  сенсорно-чувственного опыта;
  4. Естественная радость в разных видах эстетического освоения мира (восприятия, чувствование и деятельность), сохранения непосредственности, эмоциональной открытости;
  5. Продуктивное  взаимодействие  детей между собой и взрослым;
  6. Использование проблемных, игровых ситуаций, инициирующих детское экспериментирование и развитие творческих способностей.

Возрастные особенности развития детей

См.  примерную общеобразовательную программу дошкольного образования

«От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой Изд. МОЗАИКА-СИНТЕЗ Москва, 2014

  • Старшая группа стр.246-248
  • Подготовительная группа стр.248-250

Занятия кружка в изостудии носят творческий характер, отличающийся от обычных  занятий:

  • Приобретается более широкий спектр изоматериалов, их использование по

желанию детей.

  • Познают свойства материалов (разнофактурные ткани, бумага, шерсть, глина, соленое тесто). У них возникает желание экспериментировать для создания                художественных образов, композиций.
  • Малое количество детей даёт возможность для индивидуального контакта.
  • Форма организации занятий кружка  носит свободный характер. Дети могут работать сидя и стоя, отходить от рабочего места, чтобы посмотреть на деятельность товарищей, спросить совета, попросить помощи или предложить свою.
  • Велико значение студии в создании микроклимата в коллективе. Дети, объединённые любимым делом, внимательны др. к др., бережно относятся к

результатам деятельности, материалам. Студийцы  с удовольствием помогают на занятиях, передают свой опыт и знания товарищам.

   Методика работы с детьми строится на следующих принципах:

  • Отбор содержания доступного детям 5-7 лет;
  • Постепенного усложнения программного содержания, методов и приёмов руководства детской деятельностью,
  • Индивидуального подхода к детям.

Методическое обеспечение:

  • образцы нетрадиционных техник;
  • образцы изделий из папье-маше, соленого теста;
  • наглядные пособия;
  • слайды;
  • иллюстрации изделий мастеров;
  • схемы изготовления изделий;

– акварельные краски, гуашь;

– восковые и масляные мелки, свеча;

– ватные палочки;

– поролоновые печатки;

– коктельные трубочки;

– палочки или старые стержни для процарапывания;

– матерчатые салфетки;

– стаканы для воды;

– подставки под кисти;

– кисти;

  • мука;
  • соль;
  • глина;
  • ножницы;
  • шерсть для валяния;
  • пластилин;
  • разноцветная бумага;
  • бумажные салфетки;
  • витражные краски;
  • одноразовые тарелочки;
  • магнитно-маркерная доска;
  • стеклянный мольберт;
  • световой стол-песочница;
  • мольберты;
  • магнитола;
  • ноутбук.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования

См.  примерную общеобразовательную программу дошкольного образования

«От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой Изд. МОЗАИКА-СИНТЕЗ Москва, 2014  стр. 18-20

Предполагаемый результат

Ребенок, закончивший курс обучения в кружке, систематически его посещавший, освоит предлагаемые техники нетрадиционного рисования и варианты работы с тестом, бумагой, глиной, шерстью.

Ребенок научится создавать индивидуальные художественные образы, используя известные ему способы рисования и средства выразительности (линия, цвет, композиция и т.п.). Сможет выражать свое отношение к окружающему миру через рисунок, поделку.

Научится давать мотивированную оценку результатам своей деятельности, не стесняясь высказывать свои мысли, чувствовать себя на занятии свободно.

  • Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.
  • Тематические выставки в ДОУ.
  • Участие в городских и областных выставках и конкурсах в течение года и т.д.

Способы проверки результатов.

Педагогическая диагностика 2 раза в год – октябрь и апрель в форме регулярных наблюдений за детьми в процессе продукт вной деятельности.

 Анализ продукта деятельности и анализ процесса деятельности.

Важнейший  показатель  эффективности  проведённой педагогической работы — изменения в поведении детей. Если неуверенный в себе, замкнутый ребёнок стал весёлым, с удовольствием рисует и доводит начатую работу до конца, выражает желание продемонстрировать её другим людям, то педагог близок к цели.


ОСНОВНЫЕ БЛОКИ КРУЖКА

  1.  Пластилинография.

  • Обучать детей приемам работы в технике «пластилинография»: лепить отдельные детали — придавливать, примазывать, разглаживать границы соединения частей.
  • Учить использовать для работы разнофактурный материал.

Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: « графия»- создать, изображать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.

Принцип данной техники  заключается в создании лепной картины с изображением  более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности. Лепкой дети начинают заниматься уже с младшего возраста, осваивают простейшие приёмы работы с пластилином: раскатывание, сплющивание, вытягивание. Это даёт предпосылки к созданию сложных лепных композиций в старшем дошкольном возрасте: выполнение декоративных налепов разной формы, прищипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы, плотное соединение частей путём примазывания одной части к другой.

По сути своей, это редко встречающийся, очень выразительный вид «живописи». Вы практически «рисуете» пластилином. Изготовление пластилиновых картин ярких расцветок с применением различных изобразительных приёмов — увлекательное занятие, дающее радостное и эстетическое удовлетворение от подобного творчества, делая его оригинальным и декоративным

Каждое занятие содержит не только практические задачи, но и воспитательно- образовательные, что в целом позволяет всесторонне развивать личность ребёнка.  

 

  1.  Бумагопластика
  • Осваивать  техники работы с разнофактурной бумагой, фольгой, способы наклеивания.  
  • Развивать у детей способности к созданию декоративных композиций.
  • Совершенствовать навыки  работы с ножницами, клеем
  • Воспитывать терпение, аккуратность, осторожность.
  • Формировать художественный вкус.

Бумага! Такой привычный и необходимый для нас материал является одним из величайших изобретений человечества наряду с  колесом, компасом и компьютером. Выразительность, наглядность, прочность и дешевизна - эти качества переопределили долгую жизнь бумаге как исходному материалу для творчества и взрослых,  и детей.

Бумага-это самый доступный и универсальный материал для детей. Изготовление красочных поделок из бумаги приемами многократного складывания и сгибания - увлекательное и полезное занятие для дошкольников. Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем несравнима (легкость обработки, минимум инструментов). Способность бумаги сохранять придаваемую ей форму, известный запас прочности позволяет делать не только забавные поделки, но и вполне нужные для повседневного обихода предметы (закладки, упаковки для подарков, подставки под карандаши, пеналы, подвесные украшения, объемные игрушки и т.д.).

Любая работа с бумагой - складывание, вырезание, плетение, сгибание - не только увлекательна, но и познавательна. Бумага дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества.

Занятия бумажной пластикой предполагают наличие суммы сведений из различных областей искусства. Здесь имеется в виду умение читать простейшие схемы и чертежи, что необходимо для выполнения выкроек различной сложности; способность чувствовать пространственную среду; владеть основными способами изображения на листе и иметь хотя бы начальные практические навыки в конструировании. Но недостающие навыки, в свою очередь, могут быть приобретены в результате конструкторской деятельности. Этому способствуют упражнения в создании несложных композиций и отдельных изделий. В любом случае, конструирование предполагает аналитический характер деятельности, формирует способность нестандартного мышления, использование минимума средств  при максимальной выразительности приобщает к целостному видению как конкретной формы, создаваемой художником, так и проблемы в целом. Помимо перечисленного занятия конструированием в технике бумажной пластики вырабатывают такие качества как усидчивость, трудолюбие, умение анализировать, самостоятельно мыслить, все это особенно важно для формирования личности молодых людей.

Дети постигают поистине универсальный характер бумаги, открывая ее поразительные качества, знакомятся с самыми простыми поделками из бумаги и с приготовлениями более сложных, трудоемких и, вместе с тем, интересных изделий. Кроме того, дети приобретают навыки конструкторской, учебно-исследовательской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения.

  1. Витраж
  • познакомить детей дошкольного возраста с нетрадиционной техникой рисования – витражной росписью.
  • учить детей работать с красками, развивать творческое воображение, мышление, фантазию;
  • воспитывать интерес к творчеству.

Витраж – это древний вид искусства, который использовался для украшения храмов, дворцов, церквей. Сейчас витражами украшают театры, музеи, школы, станции метро. Развитие науки, искусства, промышленности ведет к более широкому разнообразному использованию витражей: украшение мебели, дверей, электронагревательных приборов, стен, дизайн часов, посуды.

Ребенку, живущему в современном мире необходимо знать назначение и способы изготовления витражей, чтобы быть эрудированным в разных областях искусства, успешно развиваться, а в дальнейшем жить и работать в нашем государстве.

Знакомя детей с технологиями изготовления витражей, педагоги выполняют задачу социализации ребенка в обществе. Дети приобретают не только знания о виде искусства, но и навыки изготовления простейших витражей, умение безопасно работать со стеклом. В процессе освоения техники витража у детей развивается интерес к прекрасному, художественный вкус, желание и умение видеть красоту в окружающем, воспитывается чувство гордости за достижения своего народа, формируется эстетически развитая личность

  1.   Папье-маше   
  • История возникновения техники  «папье-маше» (повторение ранее пройденного материала).  «Папье-маше» - в переводе с  французского «жеваная  бумага». Знакомство  с техникой  переноса бумажной массы на плоскость.  
  • Изготовление клейстера.
  • Знакомство с двумя способами изготовления изделий в технике «папье-маше» из ниток, из марли.  
  • Роспись готовых  изделий.

Папье-маше по-французски значит "рваная бумага". Вся премудрость техники папье-маше заключается в оклеивании какой-нибудь формы кусочками мягкой бумаги в несколько слоев. Само по себе это несложно, но требует терпения и аккуратности. А в результате можно создать такие замечательные произведения, что вы не пожалеете потраченного времени.Техника папье-маше относится к одному из самых распространённых видов декоративно-прикладного искусства.

  1. Соленое тесто
  • Совершенствовать технику лепки из солёного теста - натурального и окрашенного (свободно сочетать разные способы и приёмы).
  • Воспитывать интерес к декоративно-оформительской деятельности, экспериментированию с формой.
  • Разнообразить приёмы декоративного оформления.
  • Учить пользоваться инструментами (скалка, формочки, печатки).
  • Развивать глазомер, чувство формы, пропорции, художественный вкус.

В последние годы стало очень популярным материалом для лепки – это очень «теплый»  и эластичный материал, легко приобретает форму и изделия из него достаточно долговечны, а работа с соленым тестом доставляет удовольствие и радость. Конечно, сама по себе техника тестопластики богата и разнообразна, но в последствии при накоплении опыта  многие не ограничиваются одной лепкой, стараясь придать изделиям большую выразительность насыщенность законченность, расписывают изделия красками, покрывают лаком, создают комбинированные картины, используя в работах наряду с тестом другие материалы такие как дерево, стекло, ткань, либо уже готовые элементы.

  1. Народное творчество, работа с глиной

  • Приобщать детей к русскому народному декоративно-прокладному искусству в условиях детской практической творческой деятельности;
  • Развивать эстетическое (эмоционально-оценочное), образное восприятие;
  • Развивать художественно-творческие способности, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь.
  • Воспитывать устойчивый интерес к народному творчеству как эталону красоты. Знакомство с образцами русских народных художественных промыслов.
  • Создание детьми декоративных изделий по мотивам разных видов декоративно-прикладного искусства русского народа.

Народное искусство способствует художественному воспитанию детей, так как в его основе заложены все специфические закономерности декоративного искусства – симметрия и ритм. Оно доступно детскому восприятию, так как несет в себе понятное детям содержание, которое конкретно, в простых, лаконичных формах раскрывает ребенку красоту и прелесть окружающего мира. Знакомство с народным декоративно-прикладным искусством способствует решению труднейших задач, стоящих перед педагогом в области эстетического воспитания подрастающего поколения, расширения и развития у детей художественных представлений, духовных потребностей, навыков оценки произведений искусства, становления художественного вкуса, эстетического отношения к окружающему.

 Главный смысл широкого применения народного декоративного искусства в работе с дошкольниками – это воспитание предпосылок чувства глубокой любви к своей Родине, к своему народу, чувства патриотизма, самосознания, осознания своей национальной принадлежности. Это только начало развития таких сложных чувств. Сложное, глубокое, осознанное чувство любви к Родине, народу формируются гораздо позднее, но только при условии, если родничок первых чувств забил в период дошкольного детства.

  1. Валяние   История этого необыкновенного вида рукоделия уходит корнями в далекое прошлое. Валяние - самая древняя техника изготовления текстиля на Земле. Валять шерсть можно двумя способами - мокрым и сухим. Наиболее приемлемым для детей 5-6 лет способом овладения этой техникой, является мокрое валяние.

Мокрое валяние – валяние руками с помощью воды и мыла.

При этом способе валяния - шерсть, разложенную слоями, пропитывают мыльным раствором и поглаживают (трут) руками, постепенно увеличивая нажим.

Из непряденой шерсти можно сделать как очень простые (бусины, так и очень сложные (сумки, картины/панно, верхнюю одежду) изделия – все зависит лишь от Вашего желания и фантазии!  Валять из шерсти могут не только взрослые, но даже маленькие дети, например, бусины или толстые веревочки, из которых, с помощью взрослых, можно сделать игрушку или украшение – это очень полезно для развития моторики. Работать с шерстью очень увлекательно и приятно – это мягкий, тёплый и живой материал!

Старшие группы

октябрь

пластилинография

ноябрь

бумагопластика

декабрь

папье-маше

январь

сказочное тесто

февраль

март

народное творчество + игрушка + глина

апрель

май

НТР



Октябрь      Пластилинография

Занятие «Волшебные оттенки»

знакомство с оттенками и колоритом

  • знакомить детей с изобразительными средствами в живописи (композицией, сочетаниями красок, оттенков, колоритом);
  • знакомить с богатством красочных сочетаний, полученных из двух ахроматических цветов — белого и черного;
  • закреплять понятия: оттенки, ахроматические и хроматические цвета;
  • воздействовать на эмоционально-чувственную сферу ребенка путем разных видов искусства: музыки и живописи;
  • вызывать эстетический отклик на красоту окружающего мира;
  • учить применять полученные навыки и умения при рисовании облаков и получении новых оттенков при смешивании красок;
  • формировать умение выбирать величину изображения, гармонично заполнять лист в зависимости от замысла;

Набор цветовых карточек (контрастных по цветовой гамме — 10 разных на каждого ребенка); гуашь, акварель, пастель, листы бумаги, жесткие кисти и обычные кисти, мокрые тряпочки, палитра, баночки с водой; аудиозапись музыкальных произведений для эмоционального фона: Э. Григ «Утро», релаксационные мелодии «Утро в лесу», «Пение птиц»; стихотворения А. Фета «Воздушный город», Л. Мей «Облака»; репродукции картин И. Шишкина «Полдень в окрестностях Москвы», Ф. Васильева «Небо с облаками», А Саврасова «Осенняя ночь», пейзажи с облаками Н. Рериха, импрессионистов и других художников.

«Ветка рябины»

пластилиновая живопись

Развивать умение планировать расположение отдельных предметов на плоскости; упражнять в передаче характерных особенностей рябины: сложный лист из расположенных попарно листочков, овальные грозди; учить новому приёму - расписной пластилин, полученный способом резания.

"Чебурашка''



Пластилиновая живопись

учить детей использовать технику создания изображения на плоскости в полуобъеме с помощью пластилина. Научить ребенка создавать целостность объекта из отдельных деталей, используя имеющиеся навыки: придавливания деталей к основе, примазывания, приглаживания границ соединения отдельных частей.
Развить мелкую моторику рук
Доставить ребенку радость от встречи с любимой игрушкой.

Плотный картон светлых тонов, размер А4,
Набор пластилина,
Салфетка для рук,
Тарелочка с водой,
Игрушка Чебурашка для показа.

Листья танцуют и превращаются в деревья

Лепка декоративная рельефная

Вызвать у детей желание делать лепные картины. Познакомить с техникой рельефной лепки. Предложить на выбор приёмы декорирования лепного образа: рельефные налепы, прорезание или процарапывание стекой, кистевая  роспись.

Развивать чувство формы и композиции.

Пластилин (или глина, керамопластик, солёное тесто), картонные или керамические формы для будущих лепных композиций, стеки, салфетки.


Ноябрь     Бумагопластика

Просмотр работ в технике бумагопластика (презентация). Основные приемы работы.

Аппликации из «ладошек».

Рыбешки – «ладошки». Изготовление различных рыбешек по выбору.

Натюрморт с фруктами

бумагопластика

Закрепить знание детей о жанре живописи – натюрморте;

Учить детей скручивать бумагу, придавать ей разнообразные формы;

Объединять изготовленные предметы в композицию; развививать мелкую моторику; воспитывать интерес к ручному труду.

Для винограда бумага темно-фиолетового  цвета, для листьев- темно-зеленого цвета, бумага коричневого цвета, зубочистки, ножницы, клей ПВА, компьютерный диск

Шляпа фокусника

Коллективная аппликация

Учить детей составлять коллективную композицию из аппликативных элементов на основе объединяющего образа (шляпы). Показать рациональный способ вырезывания из бумаги, сложенной гармошкой или дважды пополам (ленточная аппликация). Развивать композиционные умения, чувство цвета. Воспитывать навыки сотрудничества в коллективном творчестве, чувство ответственности за общее дело.

Полоски и прямоугольники цветной бумаги, ножницы, клей, клеевые кисточки, салфетки, простые карандаши для прорисовки элемента, цветные карандаши и фломастеры для дополнения аппликации Графическими элементами. Незавершённая композиция «Шляпа фокусника» с двумя-тремя фокусами (ленточными апплик-ми).

Гномик

Продолжать учить детей делать бумажные фигурки из двух деталей, учить чётко, выполнять инструкции педагога

Квадраты (8*8, 6*6) разного цвета, бумажная обрезь, клей, ножницы.


Декабрь    Папье-маше

Вводное занятие

Знакомство с историей возникновения техники «папье-маше», с инструментами и материалами необходимыми для выполнения  данной техники. Правила организации рабочего места. Украшение готовых форм.

«Елочные игрушки»

2 занятия

Изготовление из отдельных кусочков - внешнее маширование

- туалетная трехслойная бумага,
- клей ПВА,
- воздушные шарики,
- нитки,
- зубочистки,
- краски перламутровая акварель и акриловые,
- гель с блестками,
- разетки для бус,
- дождик.

«Стаканчик для карандашей»

 2 занятия

Изготовление из отдельных кусочков: внутреннее маширование

пластмассовый стаканчик, пачка салфеток средней плотности, плоская кисточка, клей ПВА, краски декоративные акриловые, акриловый грунт, кисточки для красок, лак, вода.


Январь, февраль     сказочное тесто

Увлекательная тестопластика.

Приготовление теста для панно

Познакомить детей с тестопластикой — лепка декоративных изделий из солёного теста, состоящих из натуральных компонентов. Рассказать об истории тестопластики.

Изделия из теста (картины, поделки, игрушки)

Мука 2 стакана, 1 стакан соли, 2 ст.ложки растительного масла, чашка для замешивания теста.

Вода, стеки,

«Звонкие колокольчики

тесто

Учить детей создавать объёмные полые поделки из солёного теста. Совершенствовать изобразительную технику -учить лепить колокольчик из шара путём вдавливания и моделирования формы. Показать разные приёмы оформления лепных фигурок - выкладывание орнамента из.бусин и пуговиц, нанесение узора стекой, штампование (печатание) декора колпачками фломастеров. Синхронизировать работу обеих рук. Развивать чувство формы, пропорций; воспитывать аккуратность.

Материал: солёное тесто, поворотный диск, стеки: колпачки фломастеров или авторучек для декоративных отпечатков; узкая тесьма для петелек, нарезанная на кусочки длиной 10-15 см или ленточки.

«Волшебные снежинки» (сказки зимы)

Лоскутное одеяло

Учить строить круговой узор из центра, симметрично располагая элементы на лучевых осях или путём симметричного наращивания элементов по концентрическим кругам. Симметрично располагать узор в зависимости от формы листа бумаги или объёмного предмета. Использовать в узоре разнообразные прямые, округлые линий формы, растительные элементы. Умело пользоваться кистью (рисовать концом, всей кистью, свободно двигать в разных направлениях). Вызвать у детей желание »_ создать коллективную композицию из нарисованных снежинок, вырезанных звёз- дочек для украшения интерьера группы.

Бумажные квадраты одного размера, но разного цвета - тёмно-синего, фиолетового, сиреневого, малинового, сине-зелёного, чёрного; гуашевые краски белого цвета, очень тонкие кисточки, баночки с водой, матерчатые и бумажные салфетки. Вологодские кружева для рассматривания, крючки для вязания, коклюшки, челноки (для показа детям). Основа для композиции «Зимнее окошко» (большой лист бумаги, на котором можно будет разместить (по типу лоскутного одеяла) все детские работы).

Мечта сладкоежки: пирожное, печенье, трубочка, крендели и др.

Лепка

Вызвать у детей интерес к изготовлению игрушек для сюжетно-ролевых игр. Учить лепить, используя знакомые приемы, оформлять поделку стекой.

Соленое тесто;

Для украшения изделия (крупа, бусинки, и т.д.)

Подарок для папы

Лепка предметная из глины или соленого теста

Вызвать у детей интерес к изготовлению подарков папам своими руками. Учить лепить посуду конструктивным способом, точно передавая форму, величину и пропорции в соответствии с назначением предмета. Формировать интерес к истории своей страны и семьи. Воспитывать заботливое отношение к близким людям.

Оборудование : глина или солёное тесто (по выбору педагога), клеёнки или поворотные диски, стеки, влажные матерчатые салфетки. Разные кружки фабричного производства с «мужскими» элементами декора и вензелями. Азбука с письменными и печатными буквами для вензелей.

Вазы

 

«Полосатая ваза», « Ваза с ребристыми полосками»

Познакомить с базовой формой вазы. Учить декорировать заготовку.

Весенний ковер

(плетение из жгутиков)

Лепка декоративная из цветного соленого теста

Продолжать знакомить детей с видами народного декоративно-прикладного искусства (ковроделием). Учить лепить коврик из жгутиков, имитируя технику плетения. Показать аналогии между способами создания образа в разных видах изобразительной деятельности. Развивать мелкую моторику и синхронизировать движения обеих рук.

солёное тесто (на выбор), стеки, салфетки, квадраты или прямоугольники из цветного картона, которые будут использоваться на занятии как основа композиции.


Март, апрель       народное творчество, глина, матрешка

«Хороша игрушка расписная! Вся поет, бесхитростно светла…»

Путешествие по народным промыслам

Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа. Показать взаимосвязь устного, изобразительного и музыкального народного искусства.

Изделия декоративно-прикладного искусства: дымковские, филимоновские, каргопольские игрушки, семеновская матрешка, городецкие, гжельские, хохломские изделия, павлово-посадские платки и шали. Дидактические игры по ознакомлению с народными промыслами. Аудиокассета с записью русских народных мелодий.

Дымковская игрушка. Рассказ об истории промысла.

 

Рисование тычком, ватными палочками, пальчиками.

Продолжать знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством. Расширять представления о народной игрушке. Формировать эстетическое отношение к предметам. Воспитывать уважительное отношение к народным мастерам. Вызвать желание самим попробовать нарисовать элементы росписи, использовать в работе нетрадиционную технику рисования.

Выставка дымковских игрушек: фигурки людей, разные животные и птицы. Силуэтное моделирование «Дымковские барышни». Таблицы с элементами росписи. Листы белой бумаги 20*30 см. краска гуашь, кисти, «тычки».

Филимоновские свистульки.

Рассказ об истории промысла

Ватные палочки, перышко.

Познакомить детей с творчеством филимоновских мастеров. Расширять представления о народной игрушки. Формировать эстетическое отношение к действительности средствами народного декоративно-прикладного искусства. Познакомить с элементами росписи. Использовать нетрадиционную технику рисования. Воспитывать уважительное отношение к народным мастерам.

Выставка филимоновских игрушек, иллюстрации с изображением филимоновских игрушек. Силуэтное моделиро-вание «Филимоновские свистульки» Видеофильм. Таблицы с элементами филимоновской росписи. Листы желтой бумаги 20*30 см. краска гуашь, кисти, ватные палочки.

Каргопольские легенды.

Рассказ об истории промысла.

Рисование тычком, ватными палочками, пальчиками.

Познакомить с каргопольской игрушкой. Закреплять знания детей о традициях русского народа, проживающего на севере России. Дать представления об особенностях каргопольской росписи. Учить рисовать элементы росписи.

Выставка каргопольских игрушек, иллюстрации с изображением каргопольских игрушек. Силуэтное моделирование «Каргопольские игрушки» Видеофильм. Таблицы с элементами росписи. Листы белой бумаги 20*30 см. краска гуашь, кисти, ватные палочки.

Золотая Хохлома.

Рассказ об истории промысла.

Ватные палочки, «тычки».

Расширять знания детей о народном промысле. Уточнять представления о хохломском промысле. Учить детей находить характерные особенности хохломских изделий. Учить отражать элементы окружающей действительности в стилизованной народной росписи. Формировать отношение к произведениям народного искусства.

Выставка хохломских изделий. Иллюстрации с изображением хохломских предметов декоративно-прикладного искусства. Бумажные силуэты хохломской посуды, таблицы с элементами хохломской росписи, краска гуашь, кисти, ватные палочки, «тычки».

Веселый Городец.

Рассказ об истории промысла.

Экскурсия в мини-музей детского сада.

Рисование пальчиками, «тычком»

Продолжать знакомство детей с русскими народными промыслами, рассказать им о Городецком промысле. Учить узнавать Городецкую технику росписи дерева, ее характерные признаки. Воспитывать уважение к труду народных мастеров, интерес к изучению русской истории. Воспитывать патриотизм, гордость за свою Родину. Учить прорисовывать элементы городецкой росписи используя технику рисования пальчиками.

Выставка городецких изделий. Иллюстрации с изображением городецких изделий декоративно-прикладного искусства. Видеофильм. Бумажные полоски 20*30 см., таблицы с элементами городецкой росписи, краска гуашь, кисти, ватные палочки, «тычки».

Русская матрешка.

Познакомить детей самой популярной народной деревянной игрушкой - русской матрёшкой. Вызвать у детей интерес к образу. Воспитывать интерес к народному творчеству.

Выставка русской матрешки, иллюстрации с ее изображением. Таблицы с элементами росписи семеновской матрешки. Силуэтное моделирование «Матрешки», краска гуашь, кисти, ватные палочки, «тычки».

Рисование «Очень любим, мы, матрёшки разноцветные одёжки».

Ватные палочки, «тычки», рисование пальчиками.

Закрепить знания детей о матрёшке. Совершенствовать навыки работы детей в составлении узоров. Совершенствовать навыки и приемы работы мягкой кистью. Создавать радостную творческую атмосферу.

Выставка русской матрешки, иллюстрации с ее изображением. Окрашенные детские изделия. Таблицы с элементами росписи семеновской матрешки. Краска темперная, кисти, ватные палочки, «тычки».

МАЙ      НТР

«Мы в изобразительной студии»

введение в программу, вводное занятие

  • знакомить детей с правилами работы в изобразительной студии, провести краткий инструктаж по технике безопасности;
  • познакомить с трудом художника, с техникой изобразительной деятельности, ее видами, способами и приемами;
  • развивать интерес к художественно-изобразительной деятельности;
  • вызывать желание заниматься в изобразительной студии.

«Бабочки, которых я видел летом»

Монотопия,

обведение ладошки и кулака

Познакомить детей с техникой монотипии. Закрепить умение использовать технику «старая форма — новое содержание» (ладошка с сомкнутыми пальцами — большое крыло, кулачок — маленькое). Познакомить детей с симметрией (на примере бабочки). Развивать пространственное мышление

вырезанные из белой плотной бумаги силуэты различных симметричных и несимметричных предметов (гриб, чайник, чашка, цветок, человек и др.), белая бумага (20x20 см), гуашь, кисть, ножницы, простой карандаш, иллюстрации, фото бабочек, изображением бабочек различных видов, формы, выполненные в разных техниках

«Портрет Флоры»

Рисование  осенними  листьями  и плодами

Познакомить детей с жанром живописи – портретом. Учить делать набросок рисунка карандашом, затем подбирать нужные листики и заполнять рисунок. Развивать творчество.

«Весёлые портреты»

Аппликация из бумаги

Знакомство с портретным жанром и освоение изобразительно-выразительных средств бумагопластики. Учить составлять портреты. Познакомить с новым способом вырезания овала из бумаги, сложенной вдвое. Развивать цветовое восприятие.

Цветная бумага для причёсок, прямоугольники розовом бумаги для лица, фантики, серпантин, белый и цветной картон для фона портретов, фломастеры, цветные карандаши, клей, клеевые кисточки, матерчатые салфетки, ножницы, клеёнки. У воспитателя модель для показа способа и варианты причёсок (из прямых полосок, смятых комочков, из разорванных кусочков бумаги).



Подготовительные группы

октябрь

пластилинография

ноябрь

бумагопластика

декабрь

папье-маше

январь

сказочное тесто

февраль

март

народное творчество + игрушка + глина

апрель

май

валяние



Октябрь      пластилинография

Бабочки-красавицы

Лепка и аппликация предметная

Выявить уровень развития художественных способностей к изобразительной деятельности: умение принять и самостоятельно реализовать творческую

задачу (в единстве трёх компонентов творческой деятельности); владение пластическими и аппликативными умениями, способность к интеграции - раскрытию одного образа (темы) разными изобразительными средствами; наличие творческого воображения и опыта эстетической деятельности (в единстве эмоций, действий, оценок); готовность к художественному отображению своих впечатлений и представлений об окружающем мире (взаимосвязь познавательной и эстетической сфер).

Для рельефной лепки - цветной картон или плотная цветная бумага (1/2 формата А4),пластилин, стека, колпачки фломастеров, пуговицы, бисер, мягкая проволока.

Для аппликации - цветная бумага разного формата на выбор детям гладкоокрашенная, бархатная, фактурная), ножницы, клей и клеевые кисточки или клеящие карандаши, салфетки бумажные и матерчатые.

«Разные деревья»

пластилиновая живопись

Способствовать расширению знаний о многообразии растительного мира.

Учить передавать в работе характерные особенности внешнего строения разных деревьев посредством пластилинографии.

Продолжать знакомить детей со средствами выразительности в художественной деятельности: цвет, материал, композиция.

Укреплять познавательный интерес к природе.

  • плотный картон синего (голубого) цвета, размер А4 (фон может быть выполнен детьми на занятиях изобразительной деятельности по теме «Каким бывает небо»),
  • набор пластилина,
  • стека,
  • салфетка для рук,
  • иллюстрации с изображением разных деревьев, репродукции картин художников по теме.

Пугало огородное

Лепка предметная (на каркасе) с элементами конструирования

Познакомить детей с новым способом  лепки - на каркасе из трубочек

или палочек. Провести аналогию с другими видами творческой деятельности (конструированием). Продолжать учить лепить по мотивам литературного произведения. Развивать чувство формы, наблюдательность. Воспитывать интерес к отражению впечатлений об окружающей жизни.

Пластилин, стеки, трубочки для коктейля или зубочистки, пуговицы, бусины, ножницы, салфетки матерчатые и бумажные, клеёнки, поворотный диск для демонстрации способа лепки. Пугало, подготовлен-ное воспитателем для показа детям и пояснения способа работы.

Лягушонка в коробчонке

Лепка миниатюр

(в спичечном коробке)

Учить детей лепить миниатюры. Продолжать знакомство с видами рельефной пластики (барельеф, горельеф, контррельеф). Показать возможность создания горельефа в спичечном коробке. Развивать мелкую моторику, координировать работу рук и глаз. Воспитывать интерес к самостоятельному освоению новых изобразительных техник и

средств художественно-образной выразительности.

Пластилин, спичечные коробки (по количеству детей), стеки, зубочистки, трубочки для коктейля, фольга, бисер, бусины, пуговицы.


Ноябрь     бумагопластика

Красивый цветок 

Знакомство с техникой пейп - арт

Познакомить детей с новой техникой пейп - арт

Картон или тонированный картон, цветные салфетки, клей ПВА

Изготовление шаблонов.

Знакомство с техникой «бумажный туннель»

Познакомить детей с новой техникой.

Шаблоны бабочек, альбомные листы

«Аквариум»

Бумажный тоннель

Познакомить детей с новой техникой.

Цветной картон, акварельная бумага,  1 лист белой офисной бумаги, клей, фоновое изображение (можно распечатать из интернета или цветная бумага), ножницы, канцелярский нож, металлическая линейка, кусок линолеума (или любая другая подложка)

«Новогодняя игрушка»

Айрис-фолдинг

Познакомить детей с новой техникой Айрис-фолдинг

- картон,

 - полоски цветной бумаги,

 -айрис-шаблон, по которому эти полоски будут приклеиваться,

- клей

«Красавица Осень»

Коллективная работа

НТР

Рисование, аппликация

Знакомить детей с новым жанром живописи — портретом. Учить детей рисовать женское лицо, соблюдая пропорции, симметрию, соотношение по размерам частей лица человека. Закреплять умение делать набросок рисунка карандашом и затем закрашивать его красками, смешивая цвета на палитре. Учить дополнять портрет необходимыми элементами, деталями для лучшей передачи образа (венок из осенних листьев, фруктов; корзина с овощами, грибами; одежда и т.д.).



Декабрь      папье-маше

"В гости к нам пришли матрешки"

1-е занятие

Папье-маше

Изготовление матрешки

Развивать интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям. Приобщать к истокам родного истинного русского народного творчества. Развивать чувство цвета, композиционные умения. Закреплять умение смешивать краски для получения нового цвета.

Бумажная масса, клеенки, стеки, вода, салфетки, клей ПВА разбавленный водой, фартуки

3-4 занятие

«Декоративное блюдо»

Изготовление из отдельных кусочков (метод маширование)

Развивать любознательность, мышление, творческое воображение, мелкую моторику. Воспитывать у детей самостоятельность и аккуратность при работе с бумагой.

Мелкие  куски  бумаги, бинт,  клеенки, стеки, вода, салфетки,  клей ПВА разбавленный водой, фартуки

Изготовление яйца

1-е занятие

Папье-маше

Развивать любознательность, мышление, творческое воображение, мелкую моторику. Воспитывать у детей самостоятельность и аккуратность при работе с бумагой.



Январь, февраль     сказочное тесто

Кошки

1-е занятие 

Лепка

из солёного теста

(тестопластика)

  • Соленое тесто
  • Стека

Божья коровка на листике, цветочке

1-е занятие 

Лепка

из солёного теста

(тестопластика)

  • Соленое тесто
  • Стека

«Сказочные рыбки»

1-е занятие

Лепка

из солёного теста

(тестопластика)

Познакомить детей с подводными обитателями;  развивать воображение, творческие способности, эстетическое восприятие, образное и логическое мышление, мелкую моторику мышц руки, зрительную координацию глаза, чувство ритма,  интерес к изобразительному искусству.

Воспитание чувства патриотизма, бережного отношения к живой природе;

  • Соленое тесто
  • Стека
  • Кисти
  • Краски
  • Мелкие ракушки
  • Трубочки для коктейля
  • Рельефные пуговицы
  • Нож
  • Доска для лепки
  • Скалка
  • Клей ПВА

Декоративные тарелки

1-е занятия 

Лепка

из солёного теста

(тестопластика)

Учить детей создавать тарелки средствами по мотивам народного искусства. Продолжать освоение техники рельефной лепки.

. Развивать чувство ритма и композиции. Воспитывать художественный вкус, вызвать интерес к оформлению тарелочки

Одноразовые тарелочки на каждого ребенка; пластилин, стеки; 2-3 произведения декоративно-прикладного искусства с цветочными элементами декора, например, семёновская матрёшка, городецкая разделочная доска, гжельская посуда, хохломская ложка.

Кошки

2-е занятие

Оформление работ

  • Соленое тесто
  • Стека

Божья коровка на листике, цветочке

2-е занятие

Оформление

работ

Краски, картинки, фотографии с изображением божьих кооровок

«Сказочные рыбки»

2-е занятие

Оформление работ

Познакомить детей с подводными обитателями;  развивать воображение, творческие способности, эстетическое восприятие, образное и логическое мышление, мелкую моторику мышц руки, зрительную координацию глаза, чувство ритма,  интерес к изобразительному искусству.

Воспитание чувства патриотизма, бережного отношения к живой природе;

  • Соленое тесто
  • Стека
  • Кисти
  • Краски
  • Мелкие ракушки
  • Трубочки для коктейля
  • Рельефные пуговицы
  • Нож
  • Доска для лепки
  • Скалка
  • Клей ПВА

Декоративные тарелки

2-е занятия

Оформление работ

Учить детей создавать тарелки средствами по мотивам народного искусства. Продолжать освоение техники рельефной лепки.

. Развивать чувство ритма и композиции. Воспитывать художественный вкус, вызвать интерес к оформлению тарелочки

Краски, 2-3 произведения декоративно-прикладного искусства с цветочными  элементами декора, например, семёновская матрёшка, городецкая разделочная доска, гжельская посуда, хохломская

ложка.


Март, апрель       народное творчество, глина, матрешка

Нарядный индюк

(по мотивам дымковской игрушки)

1-е занятие 

Лепка декоративная по мотивам народной пластики

Продолжать знакомство детей

с дымковской игрушкой как видом народного декоративно-прикладного искусства.

Учить лепить индюка из конуса и дисков.

Создать условия для творчества по мотивам дымковской игрушки. Воспитывать интерес к народной культуре.

Глина, поворотные диски, дощечки или клеёнки, стеки, салфетки бумажные и матерчатые. У воспитателя – дымковская игрушка (индюк), схема с показом способа лепки, незавершённая модель для частичного показа изобразительной техники; поворотный диск.

Филимоновские свистульки.

Рассказ об истории промысла.

Познакомить детей с творчеством филимоновских мастеров.

 Расширять представления о народной игрушки. Формировать эстетическое отношение к действительности средствами народного декоративно-прикладного искусства. Познакомить с элементами росписи. Использовать нетрадиционную технику рисования.Воспитывать уважительное отношение к народным мастерам.

Выставка филимоновских игрушек, иллюстрации с изображением филимоновских игрушек. Силуэтное моделирование «Филимоновские свистульки» Презентация  Таблицы с элементами филимоновской росписи. Листы желтой бумаги 20*30 см. краска гуашь, кисти, ватные палочки.

 «Чайный сервиз для кукол» (коллективная работа). 

1-е занятие

Лепка из глины

Обобщить и расширить знания детей о гжельском промысле. Развивать творческие способности детей (умение самостоятельно выбирать посуду для лепки); формировать умение переносить усвоенные способы лепки на изготовление новых изделий; дать детям представление о сервизе; учить детей договариваться.

Гжельский сервиз. Глина, стеки, салфетки, баночки с водой.

«Филимоновский табунок»

Рисование

(роспись шаблонов)

Закреплять представление о последовательной росписи филимоновской игрушки.

 Обратить внимание на особенности расположения узора.

 Учить составлять узор из знакомых элементов на побеленных игрушках.

Филимоновские олени и коровки – игрушки, иллюстрации, окрашенные игрушки вылепленные детьми, таблицы с элементами филимоновской росписи, краска темперная, мягкие кисти, перышко, баночки с водой, салфетки.

Знакомство с разнообразием русской матрешки.

2-е занятие

Роспись фигурки матрешки из папье-маше

Продолжать знакомство детей с русской матрешкой.

Показать характерные особенности полхов- майданских, загорских и семеновских матрешек.

Формировать технические умения и навыки кистевой росписи.

Учить использовать в росписи матрешки печатку-тычок.

Формировать эстетический вкус.

Матрешки из разных городов России.

Иллюстрации с изображением матрешек. Таблицы с элементами и цветовым решением матрешек (полхов-майданских, загорских и семеновских), трафареты и силуэтное моделирование «Русские матрешки», краска гуашь, кисти, печатки, «тычки».

Нарядный индюк

(по мотивам дымковской игрушки)

2-е занятие

Рисование декоративное (лепные игрушки)

Инициировать декоративное оформление вылепленных фигурок - украшать элементами декоративной росписи (кругами, пятнами, точками, прямыми линиями и штрихами). Обратить внимание на зависимость узора от формы изделия.

 Совершенствовать технику рисования гуашевыми красками - рисовать кончиком кисти на объёмной форме, поворачивая и рассматривая её со всех сторон.

 Воспитывать интерес и эстетическое отношение к народному искусству.

«Расцветай Гжель васильковая»

2-е занятие 

Рисование (роспись чайного сервиза).

Учить рисованию гжельской розы, использованию двойного мазка. Закрепить умение детей передавать своеобразие цветового колорита (сочетание белого и синего), рассматривать глиняные формы после побелки, использовать приёмы кистевой росписи.

Побеленные детские изделия, Таблицы с элементами гжельской росписи, краска темперная, кисти, ватные палочки, «тычки»,

«Роспись пасхальных яиц» из папье-маше

2-е занятие

Рисование, аппликация

Познакомить детей с историей праздника Пасхи, его особенностями, историей и способами росписи пасхальных яиц. Учить создавать геометрический узор в форме яйца (делать цветной набросок на бумажной форме), затем расписывать объемную или полуобъемную форму яйца, сделанную в технике папье-маше Развивать чувство ритма и цвета в рисовании узоров, самостоя-тельность в выборе цвета. Воспитывать уважение к русской культуре, ее истокам.

Май    валяние

Знакомство с валянием из шерсти

-дать знания по техникам мокрого и сухого валяния;

-дать знания по работе с инструментами и материалами, применяемыми в мокром и сухом валянии;

-способствовать развитию коммуникативных способностей в процессе занятия;

-способствовать развитию пространственного мышления, развивать моторику рук, способствующую развитию психических функций у детей младшего школьного возраста;

-воспитывать эстетическое отношение к действительности, аккуратность, терпение.

- шерсть для валяния
- мыльный раствор
- пленка пупырчатая

«Ёлочки»

Мокрое валяние

 Продолжать учить детей мокрому валянию из шерсти.

Развивать у детей мелкую моторику рук и координацию движений.

Продолжать учить детей работать совместно, не мешая друг другу, слушать и понимать инструкции взрослого.

Развивать воображение и умение видеть из частей целое.

Доставить детям радость от совместной деятельности.

-непрядёная шерсть (гребенная лента) зелёного цвета трёх оттенков;

-клеёнки (по количеству столов);

-подносы с пупырчатой плёнкой (по количеству детей);

-мыльная вода на основе жидкого мыла для рук в бутылочке с распылителем (по кол-ву столов);

-москитная сетка (15х15 см, по количеству детей,

-ведро пластмассовое;

-полотенца (по количеству детей).

«Брошь – цветок»

Мокрое валяние

- закрепить знания детей по технике мокрого валяния.
- формировать навыки с шерстью.
- учить подбирать нужный цвет шерсти.
- развивать тактильную чувствительность рук и мелкую моторику.
- формировать коммуникативные навыки в процессе работы.

-формировать эмоционально-чувствительное восприятие окружающего мира через изображение элементов живой природы.
- прививать детям любовь к родной природе.
- воспитывать эстетичное отношение к действительности.
- учить доводить начатое дело до конца.

-шерсть для валяния
-мыльный раствор
-пленка пупырчатая
-клей-пистолет
-булавка
-игла для валяния №40


       

Список используемой литературы

парциальные программы:

Г. Швайко «Изодеятельность в детском саду»,

И.А. Лыкова «Цветные  ладошки»

                                                         

Дополнительно: учебные и методические пособия и интернет ресурсы

Айрис фолдинг

  1. Айрис фолдинг–радужное складывание [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.hnh.ru/handycraft/2011-01-22-15
  2. Айрис фолдинг-это просто! [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://planetadetstva.net/vospitatelam/starshaya-gruppa/ajris-folding-etoprosto-osnovy-texniki.html
  3. Айрис фолдинг – схемы, шаблоны [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://masterclassy.ru/rukodelie/ayris-folding/1237-ayris-foldingshemy.html
  4. Д.Чиотти. «Оригинальные поделки из бумаги».
  5.  Джексон Д. Поделки из бумаги -  М.:  Росмэн, 1996г.

Интернет – источники

 1.   http://stranamasterov.ru/technics

 2.   http://festival.1september.ru/articles/552991/

 3.   http://works.tarefer.ru/64/100407/index.html

 4.   http://www.liveinternet.ru/users/4413045/post189841357/

 5.   http://www.iris-folding.com/freepatterns.html

 6.   Айрис фолдинг. http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/776

 7.   Айрис фолдинг – радужное складывание. http://www.hnh.ru/handycraft

 8.   Техника Айрис фолдинг. http://medicinskiy.info/archives/1146

Оригами

  1. Давыдова Г. Н. Бумагопластика  Цветочные мотивы. - М: Издательство «Скрипторий , 2003»
  2. Пищикова Н.Г. Работа с бумагой в нетрадиционной форме. - М: Издательство «Скрипторий , 2003»
  3. Браиловская Л.В. Арт-дизайн: красивые вещи «hand-made»/Изд.4-е.- Ростов н/Д: Феникс, 2006
  4. Чаянова Г.Н. Папье-маше. Издательство Дрофа-Плюс 2007г.
  5. Иванова Е.П. Поделки из папье-маше. М.: ООО «Книжный клуб семейного досуга». 2011. 64с.
  6. Лыкова И.А. Мастерилка. Детское художественное творчество. Издательский дом «Карапуз» 2008. 68с.
  7. Белды Н. Н. Техника «пейп-арт» в работе с дошкольниками/ Воспитатель ДОУ. – 2013-№ 11.- Стр. 75
  8. Интернет ресурсы:
  9. xobby.ucoz.ru
  10. stranamasterov.ru
  11. irina-paper-art.narod.ru 
  12. С.Б.  Соколова  «Оригами для  старших дошкольников»,  г.  Санкт -Петербург, 2006 год;
  13. Т.Б. Сержантова «366 моделей оригами», г. Москва, 2002 год;
  14. И.  Мищенко, Т. Орлова «Игрушки из бумаги» (оригами), книга  1, г. Санкт -Петербург,
  15. И.  Мищенко, Т. Орлова «Игрушки из бумаги» (оригами), книга 2, г. Санкт-Петербург, 2003 год;
  16. Эйлин О'Брайн, Кейт Нидхем, «Наши руки не для скуки. Оригами», г. Москва, 2001 год.

Витраж

  1. Н.В. Дубровской "Витражи из цветной бумаги. Наглядно-методическое пособие"

  2. Л.М.  Ковалицкая "Волшебные витражи. Пособие для занятий с детьми"

«Волшебный квиллинг»

  1. Давыдова Г.Н. Бумагопластика. Цветочные мотивы. – М: Издательство «Скрипторий 2003», 2007 г.
  2. Ханна Линд. Бумажная мозаика. – М: Айрис-Пресс, 2007 г.
  3. Джун Джексон. Поделки из бумаги. Перевод с англ. С.В. Григорьевой – М: «Просвещение», 1979 г.
  4. А.Быстрицкая. “Бумажная филигрань”.-"Просвещение", Москва 1982.
  5. Хелен Уолтер. “Узоры из бумажных лент”.-"Университет", Москва 2000.
  6.  Д.Чиотти. “Оригинальные поделки из бумаги”.-Полигон С.-Петербург 1998.
  7. http:/stranamasterov.ru

техника  Бумажный тоннель

  1. Анна Шиденко "Открытки в технике tunnel book"

  2. http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/1411 
  3. http://diary.ru/~paperboom/?tag=691 
  4. http://clubs.ya.ru/4611686018427421450/posts.xml?tag=21692507 
  5. http://www.liveinternet.ru/users/3143794/post172121334/ 
  6. http://www.liveinternet.ru/users/lianat/rubric/2485187/ 
  7. http://i070.radikal.ru/0912/3c/b06ee50f58a9.jpg 
  8. http://stranamasterov.ru/files/imagecache/orig_with_logo/i/teremok_5.jpg 


пластилинография

  1. Давыдова Г.Н. «Пластилинография» - 1,2. – М.: Издательство «Скрипторий 2003г», 2006.
  2. Давыдова Г.Н. «Детский дизайн» Пластилинография- М.: Издательство «Скрипторий 2003г», 2008.
  3. Кард В., Петров С. «Сказки из пластилина» - ЗАО «Валери СПб», 1997 –160 с.») (Серия «Учить и воспитывать, развлекая)
  4. Лыкова И.А. Я Будущий скульптор. – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2008г. – 48 с. – илл.
  5. Халезова Н.Б. Лепка в детском саду.: Кн. Для воспитателя дет. сада. 1986.
  6. Чернова Е.В.  Пластилиновые картины

Соленое тесто

  1. И. Гусева «Соленое тесто». Москва. Мой мир. 2006.
  2. И.А. Лыкова «Лепим с мамой».
  3. И. Хананова «Соленое тесто для начинающих».
  4. Поделки  и  сувениры  из  соленого теста,  ткани,  бумаги  и природных материалов /  Пер.  с  пол.  - М.:  Мой  Мир  ГмБХ  & Ко.  КГ,  2006. - 112 с.:  ил.  - (Украшаем  дом).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для детей старшего дошкольного возраста "Где работают художники"

Данная презентация знакомит старших дошкольников с профессией художника-дизайнера....

Дополнительная общеразвивающая программа по развитию художественно-творческой деятельности у детей старшего дошкольного возраста «Мастерская Незнайки»

Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-разви...

Проект по изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста «Мастерская художников»

Самым любимым занятием для детей, является изобразительная деятельность....

Образовательная программа дополнительного образования детей по нетрадиционной технике рисования «Юный художник»

Программа имеет художественно-эстетическую направленность и разработана на основе программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И.А. Лыковой, по...