Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста Тема: «Юные знатоки»
план-конспект занятия по математике (старшая, подготовительная группа)

Кудряева Мария Николаевна

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение  детский сад № 4

города Ржева Тверской области

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста

Тема: «Юные знатоки»

Воспитатель

МДОУ детский сад № 4

Кудряева М.Н.

Конспект итогового занятия за первое полугодие по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе «Юные знатоки».

Цель: Создание условий для обобщения и систематизации знаний по ФЭМП у детей.

Задачи:

Закрепить с детьми количественный и порядковый счет в пределах 20;

обратный счет в пределах 10, называть последующие и предыдущие числа.

Закрепить умение составлять арифметические задачи и выкладывать их решение с помощью цифр: выделять в задаче условие, вопрос, ответ.

Закрепить знания о составе числа «6» из двух меньших чисел.

Упражнять в ориентировке на листе бумаги в клетку.

Закрепить знание геометрических фигур.

Закрепить умение различать понятия: выше- ниже, длиннее- короче, старше- младше и т.д.

Развивать логическое мышление, сообразительность, внимание, смекалку, зрительную память, воображение.

Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

Воспитывать интерес к математическим занятиям, взаимопомощь, взаимоконтроль.

Предварительная работа: решение логических задач, простых арифметических задач, беседа с детьми о лесной школе, знакомство с Мудрой Совой.

Методические приемы: игровой, наглядный, словесный, поощрение и итог  

Оборудование: воздушный шар; конверт с письмом от Мудрой Совы; счетные палочки; конверты с цифрами; простые карандаши; числовые домики; листы в клетку; билеты.

Пальчиковая гимнастика:….

Организационный момент: в групповую комнату влетает воздушный шар, воспитатель обращает на него внимание, притягивает за верёвочку к себе, дети собираются вокруг.

- Откуда-то прилетел к нам воздушный шар… Ой, да к нам ещё и гости пришли. Давайте поздороваемся.

Дети: Здравствуйте.

Ход занятия:

Воспитатель: Посмотрите,  ребята, шар то не простой, а с письмом. Кто это нам написал?

Дети: от Мудрой Совы.

Воспитатель: А как вы догадались?

(ответы детей).

Воспитатель: Да, ребята, вы все правильно сказали. Это письмо от нашей хорошей знакомой  Мудрой Совы из лесной школы. (читает письмо)

«Здравствуйте ребята. В нашей лесной школе открывается клуб «Юных знатоков» математики.  Я приглашаю вас  принять участие  в этой игре. Чтобы стать полноправным участником клуба, вам нужно для начала  выполнить мои задания. Задания эти очень сложные, и для того, чтобы их решить вам надо постараться. Я знаю, что все вы очень умные, внимательные и сообразительные. Вы обязательно справитесь с этими заданиями и получите билеты  на игру в нашем клубе».

А вот и задания. Ну что готовы ребята? (ответ детей) Будьте внимательны!

Воспитатель: Для начала  мы с вами проведем умственную разминку.

РАЗМИНКА.

  • Какое сейчас время года?
  • Назовите зимние месяцы по порядку.
  • Что длиннее - неделя или месяц?
  • Сколько дней в одном месяце?
  • Сколько месяцев в году?
  • Какое сейчас время суток?
  • Какой сегодня день недели?
  • Какой день недели был вчера?
  • Какой будет завтра?
  • Назовите будние дни недели.
  • Назовите выходные дни.
  • Какие арифметические знаки ты знаешь?
  • Что больше - семь или восемь?
  • Что лишнее: зима, весна, лето, круг?
  • Мы завтракаем утром, а ужинаем…?

Молодцы ребята. Очень хорошо размялись, теперь никакие трудности нам не страшны.

1 задание. Игра с кубиком «Отвечай - не зевай».

  1. Сосчитайте  количественным счетом от 1 до 20;
  2. Сосчитайте  порядковым счетом от 1 до 20;
  3. Сосчитайте  обратным счетом от 10 до 1;
  4. Назовите последующее число числа  4; 2;
  5. Назови предыдущее число числа  3; 6;
  6. Назови соседей числа 5; 1;

Молодцы.  Здорово справляетесь!

2 задание.

Для выполнения второго задания, нам с вами нужно присесть за столы. Сели ровно, спинки выпрямили, ноги вместе. Это игровое задание со счетными палочками. Возьмите палочки и положите перед собой. Слушайте внимательно.

  1. Постройте фигуру, у которой 3 угла и 3 стороны (ответы детей, 2,3ребенка).
  2. Постройте фигуру, у которой все стороны равны (ответы детей, 2,3 ребенка).
  3. Постройте фигуру, у которой 2 стороны длинные, а 2 короткие (ответы детей 1,2 ребенка).
  4. Постройте фигуру, у которой 2 угла острых, а 2 угла тупых (ответы детей 1,2 ребенка).
  5. Постройте фигуру, у которой 5 углов и 5 сторон (ответы детей 2,3 ребёнка.)
  6. Постройте  из 6-и палочек 2-а треугольника (опрос детей).
  7. Теперь  добавьте к своим треугольникам одну палочку так, чтобы получилось 3 треугольника (опрос детей).

Молодцы ребята. Вы отлично справились с этим заданием.

ФИЗМИНУТКА. «Дни недели».

Присаживайтесь на свои места, сели прямо, спинки выпрямили.

3 задание. «Составь и реши задачу».

Я думаю, что вы все справитесь с этим заданием.

Ребята, вспомните, из каких частей состоит задача? (условие, вопрос, решение, ответ).

1 задача.

Рассмотрите внимательно и составьте  условие задачи по картинке. (На одном дереве сидело пять  птичек, а на другом - две.)

Задайте вопрос к задаче. (Сколько птичек на двух деревьях?)

Дайте ответ на вопрос. (Семь птичек).

Выложите решение задачи и прочитайте. (Пять плюс два равняется семи.) (один ребенок выкладывает на доске).

2задача.

Рассмотрите внимательно и составьте условие задачи по картинке. (На земле лежало восемь яблок, прибежали два ежика и взяли по одному яблоку.)

Задайте вопрос к задаче. (Сколько яблок осталось?)        

Дайте ответ на вопрос.( Осталось шесть яблок.)

Выложите решение задачи. Прочитай решение задачи. (Восемь минус два равняется шести.)

А вот еще 2 задачи на смекалку. Чтобы их решить вам нужно очень внимательно слушать.

1.В тарелке лежали 3 морковки и 4 яблока. Сколько фруктов лежало в тарелке? (4 яблока, морковь не фрукт, а овощ.)

2.Над   рекой летели птицы: голубь, щука, 2 синицы, 2 стрижа и воробей. Сколько птиц? Ответь скорей! (6 птиц, щука не птица, а рыба.)

Молодцы. Справились.

4 задание. «Засели числовой домик».

У вас на столе домики. Посмотрите и скажите, какое число в этом домике живет (шесть). Заселите домик числами. (дети выполняют задание. После выполнения опрос  детей).

Какие числа у тебя живут на первом этаже. (Один и пять. Почему? Потому что один и пять это шесть.) и т.д. Молодцы.

5 задание. Графический диктант.

Возьмите лист в клетку и карандаш. Будьте внимательны. Начали.(смотри приложение №1.)

Закончили. Какое изображение  получилось? (Гриб.) Я довольна вами.

И последнее задание, которое все решит: быть ли нам всем участниками игры.

6 задание.

Игра «Живые цифры». (Карточки- цифры лежат на полу. Дети под счет до 10 идут по кругу. После хлопка в ладоши дети поднимают карточки и смотрят. На слова воспитателя «Стройся по порядку», дети выстраиваются в ряд.) Игра повторяется 1-2 раза.

Итог занятия.

Ребята, наконец - то мы выполнили все задания Мудрой Совы, вы все с ними прекрасно справились. Вам понравились задания? А что для вас было самое трудное? Какое из заданий вам понравилось больше? Вы все были очень внимательны, активны, старались отвечать на вопросы полными ответами. Вы все заслужили звание участника «Клуба Знатоков». Каждый юный знаток получает билет в лесную школу на игру «Что? Где? Когда?» (идет вручение, во время вручения идет беседа, рады ли они, что поедут на игру в лесную школу.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Необыкновенное приключение." Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений с детьми старшего дошкольного возраста (5 - 6 лет)

Упражнение в прямом и обратном счете в пределах 10; совершенствование восприятия цвета, формы и величины;формирование умения ориентироваться на листе бумаги (справа, слева, вверху, внизу, посередине)...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей младшего дошкольного возраста «Страна игрушек»

«Страна игрушек» Цель:Упражнять детей в использовании математических знаний в игровой ситуации.Задачи:Количество.- Развивать умение видеть общий признак предметов группы.- Формировать умение сост...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей среднего дошкольного возраста. Тема: «В поисках принцессы Марьюшки»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей среднего дошкольного возраста, на основе развивающих игр....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей среднего дошкольного возраста.Тема: «Порядковый счет»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей среднего дошкольного возрастаТема: «Порядковый счет»...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений с детьми среднего дошкольного возраста «Улица юных пешеходов».

Занятие по математике на тему ПДД в средней группе. Повторение математических понятий: счет до 5, лево/право, узкий/широкий, низкий/высокий и изучение понятий по ПДД: проезжая часть, тротуар, пешеходн...