Статья "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через тестопластику"
статья по аппликации, лепке (средняя группа) по теме

Шакурская Ирина Анатольевна

Тестопластика – искусство создания объемных и рельефных изделий из теста, которые используются как сувениры или для оформления оригинального интерьера. Соленое тесто стало в последние годы очень популярным материалом для лепки: оно очень эластично, его легко обрабатывать, изделия из такого материала долговечны, а работа с соленым тестом доставляет удовольствие и радость.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ирина Анатольевна Шакурская,

воспитатель частного дошкольного образовательного учреждения

«Детский сад № 142  ОАО «РЖД» г. Тобольск Тюменской области

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ТЕСТОПЛАСТИКУ

Я очень увлечённый, творческий человек и в свободное время занимаюсь разными видами творчества, а особенно люблю лепить и мне хочется имеющиеся у меня навыки передать своим воспитанникам. Во время подготовки к лепке ребёнок получает много знаний о предмете, поэтому обогащается и развивается его словарь, связная речь при составлении описательных рассказов. Это оказывает содействие в развитии мышления, внимания, воображения и других процессов. Конечно, существует ряд материалов, из которых можно лепить – это пластилин, пластилиновая масса, глина и т.д., но я остановила свой выбор на солёном тесте. Почему? Тесто – это такой материал, который для детской руки более удобный - он мягкий. Тестопластика имеет свои преимущества.

  • Это природный, экологически чистый материал;
  • он быстро и легко готовится;
  • приятный на ощупь;
  • легко отмывается;
  • просто окрашивается, поэтому можно лепить как из белого, так и из разноцветного теста;
  • многоэтапность работы, поэтому можно разбить деятельность в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, так неокрашенную работу, при желании, можно раскрасить;
  • можно использовать в играх и элементах декора группы;
  • готовые работы хранятся долгое время и не требуют особых условий;
  • легко сочетается с другими материалами (природным и бросовым);
  • легко украшается при помощи различных штампов;
  • тесто не липнет к рукам ребенка и легко смывается.

Учеными доказано, что развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Работа с тестом - это своего рода упражнения, оказывающие помощь в развитии тонких дифференцированных движений, координации, тактильных ощущений, необходимых в работе с маленькими детьми. Ведь известно, насколько велика роль рук в развитии умственной деятельности. С помощью их дети ощущают мир в себе и вокруг себя. И это естественно - ведь сведения о мире мы получаем именно через руки, через наш рабочий орган, с помощью которого мы исследуем, творим, строим. «Процесс социально-культурного роста развивается нормально только тогда, когда руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умные руки снова и уже сильнее способствуют развитию мозга», - писал М. Горький  [2, с 126].

Занятие лепкой из теста развивают не только мелкую моторику рук, но и решают  ряд следующих задач:

  • приобщают  детей к народному искусству;
  • реализовывают  духовные, эстетические и творческие способности;
  • развивают  фантазию, воображение, самостоятельное мышление;
  • воспитывают  художественно-эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность;
  • помогают  детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми;
  • развивают  координацию и тактильные ощущения рук.

Свою работу я начинала с изучения литературы по тестопластике. Попробовала сама лепить изделия из соленого теста, не все сразу получалось, но методом проб и ошибок подобрала рецепт теста,  который подойдет в работе с детьми дошкольного возраста. Я хочу поделиться своим рецептом для изготовления цветного теста для лепки.

Рецепт: В одну посуду добавить: 1 стакан муки, 2 столовые ложки соли, 2 столовые ложки лимонной кислоты, 1 столовая ложка растительного масла. Всё это перемешать В другой посуде: 1 стакан воды, затем в стакан добавляется гуашь любого цвета и размешивается  для однородной массы, потом эту массу выливаем в первую посуду и хорошо размешиваем. Затем всю готовую массу выливаем на сковороду и помешиваем до образования комочка, потом месим горячее тесто и получается гладкий, эластичный цветной комочек, из которого можно лепить всё что угодно.

Так появились веселые детские сюжеты из плоских фигурок: ёлочка, осенний листочек, зимнее дерево, домик, кораблик и т.д.  Фигуры привлекали внимание детей, побуждали их высказывать свои эмоции и чувства. Затем я попробовала лепить объемные фигурки животных, овощей и фруктов. Игрушки получились интересные, живые. Когда я показала игрушки детям,  они были очень довольны, внимательно рассматривали их, обращали внимание на мелкие декоративные элементы. Многие высказывали желание самим тоже слепить такие же игрушки. 

При замешивании теста  даю детям возможность потрогать, понюхать, помять, высказать своё впечатление о тесте, какое оно (твёрдое, мягкое, белое, цветное, холодное, тёплое, можно сделать ямки, скатать шарики, колбаски, сделать палочки, оторвать кусочек и т.д.).  В лепки использовались пуговицы, колпачки от фломастеров, пробки, болтики, стеки и другие предметы. Сначала дети учились лепить и украшать плоские фигурки - декоративные пластины с налепом:  сердечки, новогодние игрушки. Для раскатывания использовались скалочки, а для вырезания - формочки для печенья, крышки от бутылок. Затем учились лепить объемные формы. Основа формы – неваляшка или снеговик, т. е. на большой шарик прикрепляется шарик меньшего размера при помощи деревянного стержня - спички или зубочистки. А потом к основе добавлялись характерные признаки - ушки, носик, глазки, хвост. Сначала темы для лепки предлагала детям сама: «Лисичка», «Зайчик», «Мишка», «Именинный колобок», «Снеговик». После того, как дети освоили лепку из двух или нескольких шаров, предлагала тему по замыслу. Здесь я анализировала степень усвоения материала, как дети самостоятельно применяют те навыки и приёмы, которые они усвоили.

Одним из этапов изготовления поделок является раскрашивание готовых форм. Для раскрашивания используются краски: гуашь, акварель, фломастеры. Сначала у детей не очень хорошо получалось раскрашивать уже готовые формы - то краска была слишком жидкая, то цвет был подобран неудачно. Постепенно дети привыкли и научились использовать в работе палитру для смешивания красок, кисточки разного размера и жесткости. Работы стали получаться интересные, выразительные и дети радовались своими готовыми работами.

Чтобы разнообразить работу с тестом предлагала такой приём - украшали сырое изделие мелким бисером, красивыми бусинками, стразами, пайетками, кусочками меха, пуговицами. Дети с удовольствием лепили, украшали сувениры для своих родных и близких.

Планируя работу с детьми,  тему для лепки старалась подобрать с учётом сезона и календарных праздников. Например: «Декоративная тарелочка,  украшенная цветами», «Осенние дерево», «Гусеница», «Зимний пейзаж», «Овощи и фрукты в корзине», «Дед Мороз и Снегурочка», «Новогодняя ёлка», «Новогодние игрушки на елку», и др.

Особо хочется остановиться на тех методах и приёмах, которые я использую в работе с детьми. Использование наглядности помогает формировать образные представления о предметах и явлениях окружающего мира, видение их общих и типичных признаков и свойств, характерных для отдельных предметов. Для этого я изготовила много разнообразных фигурок из соленого теста. Дети любят рассматривать игрушки, делятся своими впечатлениями, высказываются о том, как можно слепить такую игрушку.

Большое место отводится разнообразным играм с готовым содержанием и правилами: “Составь узор”, “Чудесный мешочек”, “Волшебная коробочка”, “Что изменилось”, “Найди 5 отличий” и др. Широко использую пальчиковые игры, гимнастику и массаж пальцев, упражнения для рук с предметами.

Чтобы повысить интерес детей к результатам своего труда использую игровые мотивации,  а в конце занятия предлагаю детям обыграть свою поделку, включаюсь в игру сама. Задаю детям наводящие вопросы, например: «Меня зовут Зайчик. Я люблю сладкую морковку! А ты что любишь?». Использование диалогической речи в игре позволяет не только развивать речь у ребёнка, но и облегчить общение друг с другом, способствует развитию коммуникативных и творческих способностей.

 Когда мы лепим с детьми, я ставлю очень важную для себя задачу – сформировать положительную мотивацию детской деятельности.

Работа над темой была бы не полной, если бы не было тесного сотрудничества с родителями. Стараюсь устанавливать доверительные отношения с родителями. Каждый успех ребёнка в творчестве и в личном плане доводится до сведения родителей, благодаря чему ребёнок имеет возможность получить похвалу от родителей, что для него очень важно. Регулярно провожу выставки, презентации, мастер-классы для родителей, на которых демонстрируются изделия созданные детьми из теста. Важно, что изделия, изготовленные руками наших детей, успешно используются в качестве подарка для родных и близких.

Я не буду останавливаться на достигнутом результате,   буду продолжать свою работу по тестопластике.  В перспективе  – это разработка и реализация рабочей программы по тестопластике.

Список литературы:

  1. Лыкова И. Лепка и тестопластика. Издательский дом: Карапуз, 2011 г., 64 с.
  2. Ушаков О.С. Развитие речи дошкольников.- М.: Института Психотерапии.2001-256 с.
  3. Чаянова И. Соленое тесто для начинающих «Фрофа-Плюс», 2005 г., 144 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через креативные музыкальные игры.

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через            креативные музыкальные игры.            Современная музыкально...

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через креативные музыкальные игры.

Вопросы, связанные с музыкальной педагогикой и направленные на развитие творческих способностей детей, неоднократно поднимались в работах отечественных и зарубежных ученых и практиков, начиная от Б....

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через театрализованные игры

Развитие творческих способностей детей дошкольного возрастачерез театрализованные игры (статья)...

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через театрализованные игры.

Проект, раскрывающий особенности творческого развития детей через театрализованные игры....

Методическая разработка "«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности»

Методическая разработка "«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности»...

Проект «Система работы по развитию  творческих способностей детей дошкольного возраста посредством тестопластики»

ull;Одной из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе является формирование творческой личности. Решение ее начинается в дошкольном возрасте.•Дошкольный возраст &md...

Выступление РМО "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредствам тестопластики"

Тема выступления на РМО "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста по средствам тестопластики"...