Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию на тему:«Птицы на ветках» для воспитанников подготовительной группы (по учебно-методическому комплекту «Добрый мир» Л.Л. Шевченко).
план-конспект занятия по аппликации, лепке (подготовительная группа) на тему

Поляница Елена Владимировна

Представленый материал - это результат окончания курсов повышения квалификации  "Добрый мир. Основы духовно-нравственного воспитания в дошкольных образовательных организацях". Занятие  составлено по учебно-методическому комплекту "Добрый мир", составителем которого является доктор педагогических наук, профессор Л.Л. Шевченко.

Занятие делится на теоретическую часть, если можно так сказать, и на практическую.

Я рекомендую совместить в один день два занятия: "Игровую  деятельность по познанию природы и социального окружения. ФЦКМ." и "Художественную деятельность", т.к. объем предлагаемого материала большой, по-этому можно не успеть выполнить практическую часть. И еще одна причина, очень существенная, пластилинография занимает чуть больше время, чем просто раскрасить красками. Да и детям просто очень интересно делать ветки и птиц.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ptitsy_na_vetkah.docx32.54 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятие на тему:

«Птицы на ветках» 

для воспитанников подготовительной группы

 (по учебно-методическому комплекту «Добрый мир»).

Выполнил:

воспитатель первой категории

МДОУ ЦРР №21 г.о. Истра Московской области

Поляница Елена Владимировна.

Цель: Формирование морального сознания, развитие нравственных чувств и выработка навыков и привычек нравственного поведения.

Задачи:

  • Уточнить представления детей об изменении образа жизни птиц в природе зимой.
  • Расширить представление детей о птицах нашей местности, об условиях их обитания, о том, как тяжело птицам зимой и чем мы можем им помочь.
  • Учить детей наблюдать за природой, птицами.
  • Воспитывать у детей нравственные чувства: милосердия, сострадания, сопереживания, ответственности и заботы о друзьях наших меньших – птицах.
  • Закрепить умения детей передавать свои наблюдения за живой природой в художественно – изобразительной деятельности посредством пластилинографии.
  • Продолжать развивать навыки общения в совместной работе.
  • Воспитывать уважительное отношение к труду, культуру общения, аккуратность.

Оборудование и материалы:                                                                               презентация, вырезанные трафареты птиц, пластилин, стеки и дощечки по количеству детей, березовые ветки, клей, кисти, соль, вата.

Предварительная работа: наблюдение за птицами во время прогулки и из окна группы; чтение стихов, загадывание загадок, рассматривание иллюстраций. Разучивание пальчиковой гимнастики, рисование, лепка птиц.

Ключевые слова: друг, милосердие, творение, помощь, сострадание

Список используемой  литературы:

  1. Шевченко Л.Л. Добрый мир. Православная культура для малышей. Методическое пособие. – с.127-128
  2. Шевченко Л.Л. Добрый мир. Православная культура для малышей. Книга 3.- с. 59, 60,66, 72,71,77. Под редакцией Л.Н. Антоновой
  3. СД – диск – музыкальное сопровождение занятий

Ход занятия:

1.Организационный момент.

Запорошила дорожки.                                                                                    Разукрасила окошки.                                                                                               Радость детям подарила                                                                                              И на санках прокатила.

- О чем эта загадка? (о зиме)                                                                                     - Скажите, а где вы любите гулять зимой?  (ответы детей)                                                                                               - Сегодня я приглашаю вас на прогулку в зимний парк. Надеваем  воображаемые рукавички, шапку, шубку и отправляемся в путь.

На прогулку в зимний парк приглашаю вас пойти,                                                       Интересней приключений нам, ребята, не найти.                                                      Друг за другом становитесь, крепко за руки беритесь.                                                  По дорожке, по тропинке, не спешим, не отстаем,                                      В парк мы дружно все пойдём.                                                                   Может быть, мы в парке что-то интересное найдем!

- Ребята посмотрите как в парке красиво! Сколько снега. А какие деревья вокруг!   (рассматривание зимних пейзажей и заснеженных деревьев)

2. Отгадывание загадок.

-Ребята, а хотите узнать, кто живет в парках и лесах? ( ответы детей)                                                              Предлагаю отгадать загадки и вы это узнаете.  ( параллельно с загадками на экране появляются изображения птиц)

Непоседа пестрая,                                                                                                               Птица длиннохвостая,                                                                                               Птица говорливая,                                                                                    Самая болтливая.  (Сорока)

 Зимой на ветках яблоки                                                                                                   Скорей их собери!                                                                                                                         И вдруг вспорхнули яблоки,                                                                                                           Ведь это?..  (Снегири)

Окраской - сероватая,                                                                                                                Повадкой - вороватая.                                                                                             Крикунья хрипловатая —                                                                                                   Известная персона. Кто она?   (Ворона)

 Непоседа, невеличка,                                                                                                       Желтая почти вся птичка.                                                                                                  Любит сало и пшеничку,                                                                                                            Кто узнал ее?.. (Синица)

Я весь день ловлю жуков,                                                                                                      Ем букашек, червячков.                                                                                        Прыг-скок! Не робей!                                                                                                         Я бывалый...     (Воробей)

-Молодцы, ребята, все загадки отгадали!

3. Чтение стихотворения «Воробей»   (Хрестоматия №3, с. 59)

-Я хочу прочитать вам стихотворение, которое называется «Воробей».  Давайте присядем на лавочки (стульчики) в парке и послушайте его очень внимательно.

ВОРОБЕЙ
Чуть живой. Не чирикает даже. 
Замерзает совсем воробей. 
Как заметит подводу с поклажей, 
Из-под крыши бросается к ней! 
И дрожит он над зернышком бедным, 
И летит к чердаку своему. 
А гляди, не становится вредным   
Оттого, что так трудно ему... 

В это время на экране появляются изображения воробьев зимой.

4.Беседа.

-Ребята, о ком говорится в этом стихотворении?   (о воробье) 

- В какое время года происходит действие этого стихотворения?  (зимой)

- Скажите, а какой воробей? (маленький, замёрзший, голодный, чуть живой)

- А как  воробей себя чувствует зимой? (ему нечего кушать, ему холодно и  он замерзает)

- Скажите, как поэт показывает, что ему тяжело? ( «Чуть живой. Не чирикает даже», замерзает, дрожит…)

-Я прошу вас подумать и сказать, как вы можете объяснить последние строки стихотворения? (Пусть ему голодно, холодно и очень трудно, он все равно не обижается и не становится вредным)                                                                                                  - Вы знаете, ребята, ведь птицы и животные зачастую ведут себя мудрее в таких сложных ситуациях. И человеку иногда даже нужно поучиться у них этому.                                                                                                                                      - Ребята, как вы думаете, что будет с птичкой, если она будет постоянно испытывать голод и холод?  (она может умереть)

-А как бы ты поступил в такой сложной ситуации? (ответы детей)

-Следует ли человеку приходить на помощь только людям?  Или  животные  и растения тоже нуждаются в помощи человека? (ответы детей)

-Почему человеку следует приходить на помощь не только людям, но и животным?   (ответы детей)

-Правильно ребята, мы должны быть милосердными к птицам, помогать им, ведь это живое, это творение Бога. Бог любит всех. И человек должен проявлять такую же любовь к окружающему миру.

- А как мы с вами можем помочь нашим маленьким друзьям?  (подкармливать их, делать для птиц кормушки)

5. Физминутка «Снегирь».

- Ребята мы так долго сидели на лавочках в парке, что, наверное, уже совсем замерзли,  нам надо размяться: 

Вот на ветках, посмотри,        4 хлопка руками по бокам и 4 наклона головы

В красных майках снегири.

Распушили перышки,             частые потряхивания руками, опущенными вниз

Греются на солнышке.                          

Головою вертят,                      2 поворота головы на каждую строку

Улететь хотят.

-Кыш! Кыш! Кыш! Улетели!  Разбегаются по группе, взмахивая руками

За метелью, за метелью!         как крылышками

- Ну, вот немного согрелись. Молодцы!

6. Рассматривание иллюстраций. 

(Хрестоматия №3, с.60)

 - Ребята, подойдите ко мне, пожалуйста. Я хочу показать вам одну  иллюстрацию.  (Дети стоят вокруг воспитателя)

- Скажите, что изображено на рисунке?                                                             (На улице зима. Светит солнышко и идет снег. Птицы прилетели на кормушку. Там насыпан корм и птички радуются, что он там есть.)

(Хрестоматия №3, с.66)

-А вот еще одна на этой иллюстрация. На ней уже целая стайка птичек собралась у кормушки. Птицы  клюют зёрнышки и, наверное, весело щебечут.

-Обратите внимания птички все разные. Каких птичек вы видите? Назовите их.     (снегири, синички, воробьи, щеглы, свиристели)

- А какое настроение создаёт эта картина?   (радостное)                                                      - Почему? Чему вы радуетесь?    (ответы детей)

7. Чтение рассказов. 

- Ребята,  послушайте два рассказа и подумайте, в каком из них ребята поступили правильно.

«Разоренное гнездо» (Хрестоматия №3, с.72)

Прилетела из далеких стран птичка жаворонок. Свила она себе гнездо, вывела птенцов и живет. И самой весело, что семья своя есть, и птенчикам при матери хорошо. Поставил мальчик сеть, поймал жаворонка и посадил в клетку. Тосковала в клетке по своей воле, по своим птенчикам.

       Забыл мальчик поставить в клетку воды, и умерла птичка. Погибли в поле без матери и птенчики.

«Добрая девочка»   (Хрестоматия №3, с.71)

Стояла суровая зима. Все было покрыто снегом. Тяжело пришлось от этого воробышкам. Бедняжки нигде не могли найти корма. Летали воробышки вокруг дома и жалобно чирикали. Пожалела воробышков девочка Маша. Она стала собирать хлебные крошки и каждый день сыпала их  у своего крылечка. Воробышки прилетали на корм и скоро перестали бояться Маши. Так добрая девочка прокормила бедных птичек до самой весны.

- Как вы думаете, ребята, кто из этих ребят поступил хорошо, а кто плохо?  (ответы детей)

- К чему привел поступок?   (к смерти всей семьи, птенцы умерли без мамы)

- В чем выражалась забота девочки?    (она всю зиму сыпала хлебные крошки на крылечко)

-А что нам нужно делать, чтобы поступать как девочка?   (Кормить птичек, делать кормушки         и вешать их в парке, около дома, у нас на участке)

-Ну вот пришла пора возвращаться в детский сад.                                                           -Давайте еще раз вспомним каких птиц мы с вами видели .   (ответы детей)

Друг за другом становитесь, крепко за руки беритесь.                                                  По дорожке, по тропинке, не спешим, не отстаем                                                 В группу дружно все идём.                                                                   Может быть, и в группе нашей интересное найдем!

- Ну, вот мы и вернулись в группу. Давайте снимим воображаемые шапки и варежки, передохнем после дороги и послушаем песню, которая называется «Воробейчик».

8. Прослушивание песни  «Воробейчик».  (сл. М. Пожарова,                        муз. В.Казбанова)

- Предлагаю вам послушать песню, которая называется «Воробейчик».

-О ком эта песня?

- Как автор описывает воробейчика?

- А какая это песня по характеру: веселая или грустная?

9. Практическая работа.

- Посмотрите, ребята, на столах у вас лежат шаблоны птиц, которых мы с вами будем раскрашивать. Но раскрашивать мы будем не красками, а пластилином!

-Скажите, кто помнит, как называется эта техника рисования, которую мы будем использовать?   (пластилинография)

- Может кто-то помнит, что мы еще рисовали с вами при помощи этой техники?   ( осенние листья, гроздья рябины, планеты, комету, пасхальный кулич)

-Хорошо, молодцы!

-Давайте вспомним, как выглядит воробушек? Какого цвета у него перья?   (ответы детей)

-Как выглядят синички и снегири? Какие цвета пластилина мы будем использовать?   (ответы детей)

- А чтобы птички наши выглядели как в парке, мы с вами сделаем для них зимние веточки. Одни будут покрыты инеем, а другие «шапками» снега.

- Инеем будет соль, а «шапки» снега – вата, которые мы приклеим к веточкам с помощью клея.

- Ну что, за работу?

- А чтобы вы не забыли, как выглядят птицы, на доске будут висеть иллюстрации с изображением синицы, снегиря и воробушка.

Дети приступают к работе под звуки пения птиц.

10. Итог занятия.

- Давайте ребята наших птичек посадим на веточки, которые мы с вами сделали.

- А теперь рассмотрим, у кого какая птичка получилась.

- Чья птичка понравилась больше остальных? Почему? (дети высказывают свое мнение)

- Что для вас было трудным при работе с пластилином?   (плохо растягивался по бумаге и т.д.)

- Как вы справлялись с  этими трудностями?    (лучше погрели пластилин, стали брать маленькие  кусочки пластилина, потому что его легче растянуть…)

-Молодцы ребята! Какая красота получилась!

- Почему же птицы прилетают в холодное время к жилищу людей? (ответы детей.)

- Давайте вспомним, чем же мы можем им помочь?  (развешивать кормушки и не забывать подсыпать в них корм)

-Посмотрите ребята, а что у меня в руках?  (кормушка)

- Но у меня она одна, поэтому я предлагаю вам с родителями сделать дома кормушки и мы их развесим у нас в садике, а может и в парке. Согласны?

- Послушайте еще одно стихотворение, которое называется «Покормите птиц зимой»  (Хрестоматия, с. 77)

Покормите птиц зимой!                                   Разве можно забывать: 
Пусть со всех концов                                       Улететь могли, 
К вам слетятся, как домой,                              А остались зимовать 
Стайки на крыльцо.                                          Заодно с людьми. 

Небогаты их корма.                                          Приучите птиц в мороз       
Горсть зерна нужна,                                          К своему окну, 
Горсть одна - и не страшна                              Чтоб без песен не пришлось 
Будет им зима.                                                    Нам встречать весну!

Сколько гибнет их - не счесть, 
Видеть тяжело. 
А ведь в нашем сердце есть 
И для птиц тепло. 

- Сегодня, когда мы пойдём на прогулку, обязательно возьмём с собой кормушку и корм для птиц и покормим  птичек, которые прилетят  к нашей кормушке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия на тему:"Свет.День.Ночь" для воспитанников старшей группы(по учебно-методическому комплекту "Добрый Мир" Л.Л.Шевченко)"

Конспект занятия на тему:"Свет.День.Ночь" для воспитанников старшей группы(по учебно-методическому комплекту "Добрый Мир" Л.Л.Шевченко)"...

Практико-значимый проект Занятие на тему: Наши меньшие друзья – птицы» Для воспитанников старшей группы (по учебно-методическому комплекту «Добрый мир»)

Государственное образовательное учреждениевысшего профессионального образованияМосковский государственный областной университет Духовно-просветительский культурный центр им. просветителейславянск...

«Занятие на тему: « Праздник Пасхи» для воспитанников подготовительной группы (по учебно-методическому комплекту «Добрый мир»)».

Комитет по образованию Администрации  Раменского муниципального районаМДОУ  Детский сад комбинированного вида №31        «Занятие на...

ПРАКТИКО-ЗНАЧИМЫЙ ПРОЕКТ «Занятие на тему: Птицы – друзья человека для воспитанников подготовительной группы (по учебно-методическому комплекту «Добрый мир»)»

Расширить  представления детей о птицах, как о творениях Божьих, их образе жизни и поведении, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц....

Занятие на тему: «Православный храм» для воспитанников старшей группы (по учебно-методическому комплекту «Добрый Мир»)

Занятие на тему:«Православный храм»для воспитанников старшей группы Цель: Дать детям представление о православном храме, познакомить с внутренним устройством православн...

ПРИЗЕНТАЦИЯ К Занятию на тему: «Православный храм» для воспитанников старшей группы (по учебно-методическому комплекту «Добрый Мир»)

Занятие на тему:«Православный храм»для воспитанников старшей группы Цель: Дать детям представление о православном храме, познакомить с внутренним устройством православн...