ЗНАКОМСТВО С ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНЫМ ИСКУССТВОМ И ЕГО ОТРАЖЕНИЕ В ЛЕПКЕ У ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ
учебно-методическое пособие по аппликации, лепке (подготовительная группа) на тему

Шулянова Ольга Евгеньевна

Знакомство с дикоративной лепкой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znakomstvo_s_dekorativnoy_lepkoy.docx17.95 КБ

Предварительный просмотр:

ЗНАКОМСТВО С ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНЫМ ИСКУССТВОМ И ЕГО ОТРАЖЕНИЕ В ЛЕПКЕ У ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К            ШКОЛЕ  ГРУППЫ

Изобразительная деятельность детей 6—7 лет значительно совершенствуется. Прежде всего более законченной становится форма вылепленных предметов, уточняются пропорции. У детей чаще, чем в предшествующей группе, появляется желание дополнить свою лепку такими деталями, которые украсят поделку и сделают ее более выразительной. Связано это с тем, что дети еще более окрепли физически, развилась мелкая мускулатура рук, движения пальцев стали более точными, возросла и острота зрения. Все это дает возможность выполнять сложные детали, используя налепы и роспись. У детей появляется эстетическая оценка своих изделий, что повышает требовательность как к изобразительным, так и к выразительным средствам лепки, которые ребенок использует в своей работе.

Декоративная лепка в данной группе включает в себя изображение декоративных пластинок, посуду и лепку фигурок по типу народных игрушек. Одновременно углубляются знания детей о народных промыслах. Мы уже отмечали, что фигурки, выполненные народными мастерами,— это прекрасное средство воспитания художественного вкуса, развития представления и фантазии. Ребята с большим интересом рассматривают декоративные сосуды, созданные гончарами разных народов. Яркие, расписанные цветными ангобами и глазурью, они захватывают воображение детей, рождают у них творческие замыслы.

В подготовительной группе детей знакомят с новым способом изображения посуды — из колец: глиняные кольца укладываются одно на другое и плотно соединяются между собой. Этим способом дети лепят разную посуду. Другой способ лепки — изготовление посуды из куска глины шарообразной или цилиндрической формы путем выбирания глины стекой (горшочек, кринка, ваза). Дети продолжают учиться, работать планомерно и заранее обдумывать свой замысел. Вся работа по декоративной лепке тесно связана с беседами о народных промыслах. В подготовительной группе знакомство с народным прикладным искусством приобретает новые формы: дидактические игры, которые углубляют представление детей о выразительных особенностях предметов декоративного искусства, влияют на развитие их умственной активности; экскурсии на выставки прикладного искусства, просмотры диафильмов, слайдов, а также иллюстраций в книгах по народному искусству.

Отбор предметов декоративного характера проводится с учетом того, что со многими из них дети уже знакомились в старшей группе. Для ребят 6—7 лет подбираются экземпляры с более сложной формой и росписью.

. Расширяется набор дымковских кукол: водоноска, франтиха под зонтиком, также доярка с коровой; наездник на коне, индюк с расписным хвостом и многие другие. Из каргопольской игрушки детям можно показать старичка, который поит коня, мужика-сеятеля, тройку и Полкана — сказочного полузверя, получеловека. Из филимоновских игрушек хорошо использовать лису с петухом, танцующие пары и другие образцы, которые дети еще не видели. Из калининских можно отобрать курицу с затейливым хохолком и петуха. Из богородских игрушек детям будут интересны «Медведь и заяц идут в школу», «Баба-яга», «Медведь-футболист», «С добрым утром». Перечень игрушек может быть более разнообразным, но воспитатель отбирает лишь то, чем располагает детский сад.

Занятия по знакомству детей с народным прикладным искусством и декоративной лепке в данной группе являются продолжением той большой работы, которая была проделана в предшествующих группах. Поэтому дети 6—7 лет должны быть подготовлены к восприятию новых, более сложных образцов народного творчества, к усвоению новых способов лепки и росписи.

Основные задачи декоративной лепки — научить детей видеть красоту предметов народного искусства, воспитать любовь к нему и умение отличать один промысел от другого, использовать в своей работе декоративные элементы для обогащения лепного образа, а также переносить это умение на предметы недекоративного характера.

Декоративное искусство условно. Приобщение детей к народному искусству естественно отражается на их мыслительной деятельности во время лепки. Так, среди детских работ можно увидеть украшенные налепами крылья и хвост сказочной птицы, шерсть барашка изображается ровными ритмичными рядами рельефа, что придает фигуркам законченный, декоративный вид.

Следовательно, в подготовительной группе можно ставить задачу — подвести детей к некоторой условности в решении образа, которая проявится в оформлении предмета рельефом, росписью.

В подготовительной группе, так же как и в старшей, народная игрушка может быть представлена прежде всего дымковской игрушкой. Внимание детей направляется на пластику формы, плавность перехода одной формы в другую и на то, как своеобразно украшены фигуры налепами и росписью. Более тщательно дети рассматривают оборки у кукол, прически и головные уборы, думают над тем, как сделан хвост у петушка, грива и хвост у коня.

Процесс лепки фигурки детьми 6—7 лет такой же, как и у дымковских мастериц, т. е. из лентообразной формы — пластины — лепят юбку в виде полого колокола, а верхнюю часть куклы (голову, шею и кофту) — из одного куска глины. Руки и детали изображают отдельно и прикрепляют к поверхности фигуры. Такую полую игрушку легче делать, она быстрее сохнет, а во время росписи ее удобно держать в руках.

Примерное перспективное планирование занятий по декоративной лепке в подготовительной к школе группе

1-й квартал

Лепка с натуры (два занятия): «Горшочек», «Конь с наездником» (по дымковской игрушке) или «Мужичок поит коня» (по каргопольской игрушке).

Лепка по представлению (два занятия): «Солонка», «Подставка для кисточки» или «Конь-огонь».

2-й квартал

Лепка с натуры (два занятия): «Чайник», или «Молочник», или «Квасник» (по украинской посуде); «Дымковская кукла».

Лепка по представлению (три занятия): «Декоративная пластина»; «Василиса Прекрасная»; «Посуда для кукол» или «Кулон, брошь» (в подарок маме к дню 8 Марта).

3-й квартал

Лепка с натуры (одно занятие): «Старичок с лукошком» (по каргопольской игрушке) или «Фигурки, сидящие на пеньке» (по дымковской игрушке).

Лепка по представлению (два занятия): «Декоративные птицы» (по калининской игрушке), «Мишка» (по богородской игрушке).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной активности детей через знакомство с декоративно-прикладным искусством

Предлагаю методику ознакомления детей с народным прикладным искусством по средством природных изменений и не только....

Конспект НОД на тему:«Знакомство с декоративно- прикладным искусством Хохлома» ОО Художественно-эстетическое развитие

Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: «Знакомство  с декоративно- прикладным искусством Хохлома»...

ЗНАКОМСТВО С ДЕКОРАТИВНО -ПРИКЛАДНЫМ ИСКУССТВОМ ЯКУТСКОГО НАРОДА.

ЗНАКОМСТВО С ДЕКОРАТИВНО -ПРИКЛАДНЫМ ИСКУССТВОМ ЯКУТСКОГО НАРОДА....

Беседа с детьми старшей группы по знакомству с декоративно-прикладным искусством «Золотая хохлома»

Беседа с детьми старшей группы по знакомству с русским народным декоративно-прикладным искусством «Золотая хохлома»Аппликация "Хохломская ложка"....

СИСТЕМА СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ЗНАКОМСТВЕ С ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНЫМ ИСКУССТВОМ ВЕПСОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Вся система напрямую связана с теми компетенциями, который воспитанник получает по окончанию темы. Причем каждый ребенок получает те компетенции, которые подходят индивидуально именно ему. Плюс данной...

Конспект занятия по патриотическому воспитанию в подготовительной группе «Знакомство с декоративно-прикладным искусством Нижегородского края.Городецкая роспись»

Формирование духовно-нравственных качеств ребёнка в процессе ознакомления  с декоративно-прикладным искусством Нижегородского края....