ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА художественной направленности кружок «Очумелые ручки»
рабочая программа по аппликации, лепке (средняя группа)
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
художественной направленности
кружок «Очумелые ручки»
(срок реализации – 1 года, возраст детей 4-5 лет)
| Автор – составитель: Морозова Лариса Александровна, педагог дополнительного образования
|
Барнаул
2018
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности кружок «Очумелые ручки» (далее – Программа) рассчитана для детей дошкольного возраста 4-5 лет.
Новизна программы заключается в создании в Учреждении системы реализации программы нетрадиционных техник ручного труда (кружка «Очумелые ручки») с учетом специфики учреждения и спроса субъектов образовательного процесса.
Программа рассчитана на три года обучения. Занятия проводятся 2 раза в неделю, 8 раз в месяц, 72 занятия в год (36 учебных недель). Итого: 72 занятия.
Формирование групп осуществляется по возрасту детей.
Продолжительность одного занятия: не более 20 минут.
Занятия проводятся подгруппами по 10-15 человек.
Ориентирована на федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования, включающие федеральный и региональный компоненты, учитывает специфику учреждения, внутренние и внешние условия, потенциальные возможности участников педагогического процесса.
Программа направлена на развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста, создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, его интеграции в системе мировой и отечественной культуры.
В связи с этим содержание дополнительной образовательной программы соответствует достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям Алтайского края, уровню дошкольного образования, современным образовательным технологиям, отраженным в принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности); формах и методах обучения (активных методах дифференцированного обучения, занятиях), методах контроля и управления образовательным процессом (анализе результатов деятельности детей); средствах обучения (перечне необходимого оборудования, инструментов и материалов).
Программа гармонично сочетается с основной программой художественно-эстетического развития детей, разнообразя ее художественными материалами (тесто, фольга, пресс-папье, гофрированные материалы, глина, пластик) и художественными способами (рельеф, коллаж, пальцеграфия, печать, набрызг, монотипия, кляксография).
Цель программы: развитие у детей дошкольного возраста способности видеть мир глазами художника, развивать навыки работы с различными материалами (бумагой, картоном, тканью, природным и бросовым материалом) замечать и творить красоту, воспитание нравственного отношения к миру через его чувственное восприятие, развитие воображения, дизайнерских способностей, мелкой моторики рук.
Задачи программы: развитие художественно-творческих способностей детей средствами нетрадиционных видов аппликации, оригами, изобразительного искусства и их сочетаний.
Задачи обучения, 4-5 лет:
- создать условия для обучения детей ориентировке на листе бумаги, формировать умения составлять предметные изображения и наклеивать их на лист; |
- развивать и координировать мелкую моторику рук; |
- формировать умение работать с цветом; |
- обучать приемам вырезания (прямолинейное и частично криволинейное); |
- формировать навыки зрительного анализа (умение обследовать объект, составлять рассказа о последовательности выполнения работы); |
- формировать умение работать по образцу; |
- формировать умение составлять композицию из нескольких предметов в ряд или на всем листе бумаги; |
- формировать умение работать с пластилином, глиной, тестом, учить лепить простейшие знакомые фигурки различными способами. |
Планируемые результаты обучения:
- умеет составлять предметные изображения и наклеивать их на лист; |
- сформирована координация движения рук (мелкая моторика); |
- сформировано умение работать с цветом; |
- владеет приемами вырезания (прямолинейное и частично криволинейное); |
- сформированы навыки зрительного анализа (умеет обследовать объект и рассказать о последовательности выполнения работы); |
- умеет работать по образцу; |
- умеет составлять композицию (несколько предметов в ряд или по всему листу бумаги); |
- умеет работать с пластилином, глиной, тестом (умеет вылепить простейшие знакомые фигурки различными способами). |
Учебно-тематический план
Таблица 1
содержание (тема) | количество занятий |
1. мониторинг навыков и умений воспитанников | 6 |
2. пластилин | 8 |
3. обрывание и наклеивание | 1 |
4. крупа | 5 |
5. соленое тесто | 10 |
6. салфетки | 4 |
7. вырезание по контуру | 17 |
8. аппликация | 15 |
9. вата, ватные палочки, ватные диски | 4 |
10. бросовый материал | 2 |
ИТОГО: | 72 |
Содержание программы
Таблица 2
№ занятия | Тема | Программные задачи |
Сентябрь (8 занятий) | ||
1. | Мониторинг умений и навыков воспитанников на начало учебного года | Диагностика: ориентация на листе, уровень сформированности мелкой моторики, умение работать с цветом, приемы вырезания |
2. | Мониторинг умений и навыков воспитанников на начало учебного года | Диагностика: навыки зрительного анализа, умение работать по образцу, умение составлять композицию, умение работать с пластилином, глиной, тестом) |
3. | Работа с цветной бумагой. Аппликация из кругов «Мороженое». | Научить делать аппликацию из кругов «Мороженое», способствовать развитию умения вырезать по контуру. Развивать мелкую моторику рук, воображение. |
4. | Работа с ватными дисками и пряжей. Аппликация «Аистята». | Способствовать развитию умения пользоваться шаблоном; развивать творческие способности детей; побуждать к творческой активности, комбинированию различных материалов при изготовлении поделок |
5. | Работа с цветной бумагой и салфетками. «Цветок». | Развивать творческие способности детей; побуждать к творческой активности, комбинированию различных материалов при изготовлении поделок |
6. | Работа с крупой. «Желудь». | Способствовать развитию мелкой моторики, тактильных ощущений, зрительного внимания и ориентировки на плоскости. Активизировать фантазию, творчество. |
7. | Работа с цветной бумагой. Аппликация из кругов «Морж». | Научить делать аппликацию из кругов «Морж» по образцу, способствовать развитию умения вырезать по контуру. Развивать мелкую моторику рук, воображение. |
8. | Работа с ватой. «Кошка». | Развивать творческие способности; побуждать к творческой активности, комбинированию различных материалов при изготовлении поделок |
Октябрь (8 занятий) | ||
1.
| Работа с цветной бумагой и крупой. «Цветочек на стебельке». | Способствовать развитию мелкой моторики, тактильных ощущений, зрительного внимания и ориентировки на плоскости. Активизировать фантазию, творчество. |
2.
| Работа с пластилином и горохом. «Горошек». | Способствовать развитию мелкой моторики, координации движения рук, глазомер, тактильных ощущений, зрительного внимания и ориентировки на плоскости. Активизировать фантазию, творчество. |
3.
| Работа с цветной бумагой. Аппликация из кругов «Неваляшка». | Научить делать аппликацию из кругов «Неваляшка», способствовать развитию умения вырезать по контуру. Развивать мелкую моторику рук, воображение. |
4. | Работа с цветной бумагой. Аппликация «Ваза с осенними листьями» | Способствовать развитию умения вырезать овальные формы из прямоугольника путем скругления углов; закреплять навыки аккуратного наклеивания. |
5. | Работа с соленым тестом. «Божья коровка» | Ознакомить с техникой выполнения изделий из солёного теста, способствовать формированию навыков лепки простых фигур, развитие мелкой моторики, наблюдательности, творческого воображения, художественного вкуса, пространственного мышления. |
6. | Работа с бумагой, картоном. Бумагопластика. Игрушка «Заяц». | Развивать умение планировать свою деятельность, отбирать необходимые детали для нее, делать несложные игрушки. |
7. | Работа с цветной бумагой. Аппликация из кругов «Друзья». | Научить делать аппликацию из кругов «Друзья», способствовать развитию умения вырезать по контуру. Развивать мелкую моторику рук, воображение. |
8. | Работа с соленым тестом. Оформление «Божья коровка». | Способствовать развитию творческого воображения, художественного вкуса, пространственного мышления. |
Ноябрь (8 занятий) | ||
1. | Работа с цветной бумагой и крупой. «Солнышко». | Способствовать развитию мелкой моторики, тактильных ощущений, зрительного внимания и ориентировки на плоскости. Активизировать фантазию, творчество. |
2. | Работа с цветной бумагой. Аппликация «Ежик». | Способствовать развитию умения вырезать по контуру; развитию мелкой моторики рук, воображения, закрепления навыка аккуратного наклеивания. |
3.
| Работа с салфетками, крупой. «Цыпленок». | Способствовать развитию творческих способности детей; побуждению к творческой активности, комбинированию различных материалов при изготовлении поделок |
4.
| Работа с бумагой. Бумагопластика. Игрушка из конуса «Осьминожка». | Развивать умение планировать свою деятельность, отбирать необходимые детали для нее, делать несложные игрушки из конуса. |
5. | Работа с соленым тестом. «Гусеница» | Ознакомить с техникой выполнения изделий из солёного теста, способствовать формированию навыков лепки простых фигур, развитие мелкой моторики, наблюдательности, творческого воображения, художественного вкуса, пространственного мышления. |
6. | Работа с бумагой. Бумагопластика. Игрушка из полосок «Гусеница». | Обучать изготовлению игрушки из готовых бумажных полосок, развивать мелкую моторику рук. |
7. | Работа с бумагой. Аппликация из полосок «Цветок». | Упражнять в создании предметов из готовых бумажных полосок, развивать мелкую моторику рук |
8. | Работа с соленым тестом. Оформление «Гусеница на цветке». | Способствовать развитию творческого воображения, художественного вкуса, пространственного мышления. |
Декабрь (8 занятий) | ||
1. | Работа с бумагой. Аппликация из геометрических фигур «Домик среди елочек». | Обучать преобразовывать готовые формы, разрезая их на две или четыре части (квадрат - на треугольники и т.д.); закреплять навыки аккуратного наклеивания. |
2. | Работа с пластилином. «Чупа–чупс». | Способствовать формированию навыков работы с пластилином (приемы пластилинографии, использование инструментов) |
3. | Работа с салфетками. «Ветка рябины зимой». | Способствовать развитию творческих способностей; побуждать к творческой активности, комбинированию различных материалов при изготовлении поделок. |
4. | Работа с соленым тестом. Новогодняя игрушка «Ягодка». | Способствовать формированию навыков лепки простых фигур из соленого теста, развитие мелкой моторики, наблюдательности, творческого воображения, художественного вкуса, пространственного мышления. |
5. | Работа с бумагой. Бумагопластика. Игрушка из полосок «Снеговик». | Обучать изготовлению игрушки из готовых бумажных полосок, развивать мелкую моторику рук. |
6. | Работа с соленым тестом. Оформление «Новогодняя игрушка «Ягодка». | Способствовать развитию творческого воображения, художественного вкуса, пространственного мышления. |
7 .
| Поделки из разного материала. «Символ Наступающего года». | Способствовать развитию творческих способностей; побуждать к творческой активности, комбинированию различных материалов при изготовлении поделок. |
8.
| Работа с бумагой. Аппликация «Новогодняя елочка». | Способствовать развитию умения вырезать по контуру. Развивать мелкую моторику рук, воображение, закреплять навыки аккуратного наклеивания. |
Январь (8 занятий) | ||
1. | Мониторинг умений и навыков воспитанников на середину учебного года | Диагностика: ориентация на листе, уровень сформированности мелкой моторики, умение работать с цветом, приемы вырезания. |
2. | Мониторинг умений и навыков воспитанников на середину учебного года | Диагностика: навыки зрительного анализа, умение работать по образцу, умение составлять композицию, умение работать с пластилином, глиной, тестом. |
3. | Работа с ватой. Аппликация «Деревья в снегу». | Способствовать развитию творческих способностей; побуждать к творческой активности, комбинированию различных материалов при изготовлении поделок. |
4. | Работа с бумагой. Аппликация из геометрических фигур «Лягушка». | Способствовать развитию умения вырезать по контуру. Развивать мелкую моторику рук, воображение, закреплять навыки аккуратного наклеивания. |
5. | Работа с цветной бумагой. «Фоторамка». | Способствовать развитию творческого воображения, художественного вкуса, пространственного мышления. |
6. | Работа с бумагой. Бумагопластика. Игрушка из полосок «Улитка». | Обучать изготовлению игрушки из готовых бумажных полосок, развивать мелкую моторику рук. |
7.
| Работа с пластилином, зубочистками. «Ежик». | Способствовать формированию навыков работы с пластилином (приемы работы, использование инструментов). |
8.
| Работа с соленым тестом. Оформление «Снеговик». | Способствовать развитию творческого воображения, художественного вкуса, пространственного мышления. |
Февраль (8 занятий) | ||
1. | Работа с бумагой. Бумагопластика. Игрушка из полосок «Утенок». | Обучать изготовлению игрушки из готовых бумажных полосок, развивать мелкую моторику рук. |
2. | Работа с цветной бумагой. Аппликация из кругов «Заяц- неваляшка». | Научить делать аппликацию из кругов «Заяц - неваляшка», способствовать развитию умения вырезать по контуру. Развивать мелкую моторику рук, воображение. |
3. | Работа с соленым тестом. «Стрекоза». | Способствовать формированию навыков лепки простых фигур, развитие мелкой моторики, наблюдательности, творческого воображения, художественного вкуса, пространственного мышления. |
4. | Работа с цветной бумагой. Аппликация «Сердечко». | Способствовать развитию умения вырезать по контуру. Развивать мелкую моторику рук, воображение, закреплять навыки аккуратного наклеивания. |
5. | Работа с цветной бумагой. Аппликация «Кораблик». | Способствовать развитию умения вырезать по контуру, учить вырезать круглые формы. Развивать мелкую моторику рук, воображение, закреплять навыки аккуратного наклеивания. |
6. | Работа с гуашью. Раскраска «Самолет». | Способствовать развитию творческого воображения, художественного вкуса, пространственного мышления. |
7.
| Работа с бумагой. Аппликация из полосок «Астра». | Обучать изготовлению цветка из готовых бумажных полосок, развивать мелкую моторику рук. |
8.
| Работа с цветной бумагой. Аппликация из кругов «Сова». | Научить делать аппликацию из кругов «Сова», способствовать развитию умения вырезать по контуру. Развивать мелкую моторику рук, воображение. |
Март (8 занятий) | ||
1 | Работа с цветной бумагой. Аппликация «Тюльпаны». | Способствовать развитию умения вырезать по контуру, закрепляя приемы вырезания (прямолинейное и частично криволинейное). Развивать мелкую моторику рук, воображение, закреплять навыки аккуратного наклеивания. |
2. | Работа с салфетками. «Незабудка». | Способствовать развитию творческих способностей детей; стремление к творческой активности, умение комбинировать различные материалы при изготовлении поделок |
3. | Работа с пластилином. Рельеф «Божья коровка на цветке» | Формировать навыки работы с пластилином (приемы работы, использование инструментов). |
4.
| Работа с соленым тестом. «Кошка». | Формировать навыки работы с соленым тестом (приемы работы, использование инструментов). |
5.
| Работа с крупой. «Жираф». | Способствовать развитию мелкой моторики, тактильных ощущений, зрительного внимания и ориентировки на плоскости. Активизировать фантазию, творчество. |
6. | Работа с цветной бумагой. Аппликация из кругов «Киты». | Научить делать аппликацию из кругов «Киты», способствовать развитию умения вырезать по контуру. Развивать мелкую моторику рук, воображение. |
7
| Работа с соленым тестом. Оформление «Лужок». | Способствовать развитию творческого воображения, художественного вкуса, пространственного мышления. |
8
| Работа с бумагой. Бумагопластика. Игрушка из полосок «Солнышко». | Обучить изготовлению игрушки из готовых бумажных полосок, развивать мелкую моторику рук |
Апрель (8 занятий) | ||
1 | Работа с ватными палочками, пластилином. «Веточка вербы» | Способствовать развитию творческих способностей детей; побуждать стремление к творческой активности, комбинированию различных материалов при изготовлении поделок |
2. | Работа с пластилином. «Ракета» | Формировать навыки работы с пластилином (приемы работы, использование инструментов). |
3. | Работа с бумагой. Аппликация «Пасхальные яйца». | Обучать вырезанию овальных форм из прямоугольника путем скругления углов; способствовать развитию творческого воображения, художественного вкуса, пространственного мышления. |
4. | Работа с бумагой. Бумагопластика. Игрушка «Цыпленок из яйца». | Способствовать развитию умения вырезать по контуру. Развивать мелкую моторику рук, воображение, закреплять навыки аккуратного наклеивания. |
5. | Работа с пластилином, восковыми мелками. «Рыбка из пластилиновых шариков». | Формировать навыки работы с пластилином (приемы работы, использование инструментов), развивать мелкую моторику рук. |
6. | Работа с бумагой. Аппликация «Цапля». | Обучать вырезанию круглых форм из квадрата путем скругления углов; способствовать развитию творческого воображения, художественного вкуса, пространственного мышления. |
7 | Работа с цветной бумагой. Бумагопластика. Игрушка из полосок «Гусеница». | Обучать изготовлению игрушки из готовых бумажных полосок, развивать мелкую моторику рук. |
8 | Работа с цветной бумагой. Обрывание.«Зебра». | Развивать мелкую моторику рук, воображение, закреплять навыки аккуратного наклеивания. |
Май (8 занятий) | ||
1 | Мониторинг умений и навыков воспитанников на конец учебного года | Диагностика: ориентация на листе, уровень сформированности мелкой моторики, умение работать с цветом, приемы вырезания. |
2. | Мониторинг умений и навыков воспитанников на конец учебного года | Диагностика: навыки зрительного анализа, умение работать по образцу, умение составлять композицию, умение работать с пластилином, тестом |
3. | Работа с бумагой. Бумагопластика. Игрушка из конуса «Зайка» | Обучать изготовлению игрушки из готовых бумажных полосок, развивать мелкую моторику рук |
4. | Работа с пластилином. «Одуванчик». | Формировать навыки работы с пластилином (приемы работы, использование инструментов) |
5. | Работа с картоном, крупой. «Морское дно». | Способствовать развитию мелкой моторики, тактильных ощущений, зрительного внимания и ориентировки на плоскости. Активизировать фантазию, творчество. |
6. | Работа с бумагой. «Гусеница на яблоке». | Способствовать развитию умения вырезать по контуру. Обучить складыванию полоски гармошкой. Развивать мелкую моторику рук, воображение, закреплять навыки аккуратного наклеивания. |
7
| Работа с картоном, крупой, ракушками. Оформление «Морское дно». | Способствовать развитию мелкой моторики, тактильных ощущений, зрительного внимания и ориентировки на плоскости. Активизировать фантазию, творчество. |
8
| Работа с пластилином. «Любимая сказка». | Закреплять навыки работы с пластилином (приемы работы, использование инструментов). Способствовать развитию мелкой моторики. Активизировать фантазию, творчество. |
ИТОГО: | 72 занятия |
Методическое обеспечение программы
Для реализации программы оборудована изостудия, в которой имеются в наличии 8 детских столов разных размеров, 16 детских стульев разных размеров, стол взрослый - 1 шт, стул взрослый - 1 шт, доска магнитно-маркерная, мольберт, полки для выставочного материала, шкаф для материалов, магнитола, проектор, ноутбук.
Материалы: картон цветной и белый, бумага цветная и белая, краски акварельные, гуашь, фломастеры, карандаши, маркеры, мелки восковые, пастель, ручки и маркеры гелевые, альбомы, пластилин, кисти разных размеров, наглядный и дидактический материал, репродукции картин, картон гофрированный, бумага гофрированная, фольга, ватманы, цветной картон, аквапластилин, витражные краски, фигурные ножницы, фигурные дыроколы, ножницы детские, бросовый и природный материал, клей ПВА, клей-карандаш, нитки, пряжа, ткань и др.
Формы работы с детьми:
Групповая беседа, метод показа, дидактические игры, экспериментирование с художественными материалами, использование стихов, загадок, считалок, пальчиковых игр; индивидуальный подход, анализ детских работ, создание коллективных композиций.
Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесс: словесный, наглядный, практический.
Список литературы
- «Веселый пластилин» - Москва, 2014
- Антипова М. «Соленое тесто. Мастер класс для новичков», Ростов-на Дону, ИД «Владис», 2012
- Белая А.Е, Мирясова В.И. «Пальчиковые игры», Москва, «АСТ», «Астрель», 2002
- Владимирова М.В. «Коллекция идей» - Москва, 2011
- Владимирова М.В. «Коллекция идей» - Москва, 2012
- Владимирова М.В. «Коллекция идей» - Москва, 2013
- Владимирова М.В. «Коллекция идей» - Москва, 2014
- Гусакова М.А. «Аппликация» М., «Просвещение», 2002
- Кобитина И.И. «Работа с бумагой: поделки и игры», 2007
- Лыкова И.А «Книга-мечта о тех самых цветных ладошках, о сюжетной лепке и забавных фигурках из пластилина», Москва, «Карапуз», 2007
- Лыкова И.А. «Мастерилка. Я делаю аппликации» М.: Мир книги, 2008.
- Макарихина С. «Оригами. Самоучитель для начинающих», Ростов-на Дону, ИД «Владис», М., «РИПОЛ классик» 2012
- Петрова И. «Волшебные полоски. Ручной труд для самых маленьких» - Детство-Пресс, 2008
- Риттерхофф Анна «Посмотрите, что я умею».
Приложение
Мониторинг освоения воспитанниками программными
умениями и навыками
Таблица 1
Показатели (знания, умения, навыки) | Оценка/баллы | ||
в | с | н | |
ориентация на листе (умение составлять предметные изображения и наклеивать их на лист) |
|
|
|
уровень сформированности мелкой моторики |
|
|
|
умение работать с цветом |
|
|
|
приемы вырезания (прямолинейное и частично криволинейное) |
|
|
|
навыки зрительного анализа (умение обследовать объект и рассказать о последовательности выполнения) |
|
|
|
умение работать по образцу |
|
|
|
умение составлять композицию (несколько предметов в ряд или по всему листу бумаги) |
|
|
|
умение работать с пластилином, глиной, тестом (умеет вылепить простейшие знакомые фигурки различными способами) |
|
|
|
Н (низкий) - не справляется с программой
С (средний) - справляется, при выполнении упражнений и заданий
требуется помощь педагога или частичная помощь педагога
В (высокий) - справляется самостоятельно
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 167.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
художественной направленности
кружок «Очумелые ручки»
(срок реализации – 1 года, возраст детей 4-5 лет)
Автор – составитель: Морозова Лариса Александровна, педагог дополнительного образования |
Барнаул
2018
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности кружок «Очумелые ручки» (далее – Программа) рассчитана для детей дошкольного возраста 4-5 лет.
Новизна программы заключается в создании в Учреждении системы реализации программы нетрадиционных техник ручного труда (кружка «Очумелые ручки») с учетом специфики учреждения и спроса субъектов образовательного процесса.
Программа рассчитана на три года обучения. Занятия проводятся 2 раза в неделю, 8 раз в месяц, 72 занятия в год (36 учебных недель). Итого: 72 занятия.
Формирование групп осуществляется по возрасту детей.
Продолжительность одного занятия: не более 20 минут.
Занятия проводятся подгруппами по 10-15 человек.
Ориентирована на федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования, включающие федеральный и региональный компоненты, учитывает специфику учреждения, внутренние и внешние условия, потенциальные возможности участников педагогического процесса.
Программа направлена на развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста, создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, его интеграции в системе мировой и отечественной культуры.
В связи с этим содержание дополнительной образовательной программы соответствует достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям Алтайского края, уровню дошкольного образования, современным образовательным технологиям, отраженным в принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности); формах и методах обучения (активных методах дифференцированного обучения, занятиях), методах контроля и управления образовательным процессом (анализе результатов деятельности детей); средствах обучения (перечне необходимого оборудования, инструментов и материалов).
Программа гармонично сочетается с основной программой художественно-эстетического развития детей, разнообразя ее художественными материалами (тесто, фольга, пресс-папье, гофрированные материалы, глина, пластик) и художественными способами (рельеф, коллаж, пальцеграфия, печать, набрызг, монотипия, кляксография).
Цель программы: развитие у детей дошкольного возраста способности видеть мир глазами художника, развивать навыки работы с различными материалами (бумагой, картоном, тканью, природным и бросовым материалом) замечать и творить красоту, воспитание нравственного отношения к миру через его чувственное восприятие, развитие воображения, дизайнерских способностей, мелкой моторики рук.
Задачи программы: развитие художественно-творческих способностей детей средствами нетрадиционных видов аппликации, оригами, изобразительного искусства и их сочетаний.
Задачи обучения, 4-5 лет:
- создать условия для обучения детей ориентировке на листе бумаги, формировать умения составлять предметные изображения и наклеивать их на лист; |
- развивать и координировать мелкую моторику рук; |
- формировать умение работать с цветом; |
- обучать приемам вырезания (прямолинейное и частично криволинейное); |
- формировать навыки зрительного анализа (умение обследовать объект, составлять рассказа о последовательности выполнения работы); |
- формировать умение работать по образцу; |
- формировать умение составлять композицию из нескольких предметов в ряд или на всем листе бумаги; |
- формировать умение работать с пластилином, глиной, тестом, учить лепить простейшие знакомые фигурки различными способами. |
Планируемые результаты обучения:
- умеет составлять предметные изображения и наклеивать их на лист; |
- сформирована координация движения рук (мелкая моторика); |
- сформировано умение работать с цветом; |
- владеет приемами вырезания (прямолинейное и частично криволинейное); |
- сформированы навыки зрительного анализа (умеет обследовать объект и рассказать о последовательности выполнения работы); |
- умеет работать по образцу; |
- умеет составлять композицию (несколько предметов в ряд или по всему листу бумаги); |
- умеет работать с пластилином, глиной, тестом (умеет вылепить простейшие знакомые фигурки различными способами). |
Учебно-тематический план
Таблица 1
содержание (тема) | количество занятий |
1. мониторинг навыков и умений воспитанников | 6 |
2. пластилин | 8 |
3. обрывание и наклеивание | 1 |
4. крупа | 5 |
5. соленое тесто | 10 |
6. салфетки | 4 |
7. вырезание по контуру | 17 |
8. аппликация | 15 |
9. вата, ватные палочки, ватные диски | 4 |
10. бросовый материал | 2 |
ИТОГО: | 72 |
Содержание программы
Таблица 2
№ занятия | Тема | Программные задачи |
Сентябрь (8 занятий) | ||
1. | Мониторинг умений и навыков воспитанников на начало учебного года | Диагностика: ориентация на листе, уровень сформированности мелкой моторики, умение работать с цветом, приемы вырезания |
2. | Мониторинг умений и навыков воспитанников на начало учебного года | Диагностика: навыки зрительного анализа, умение работать по образцу, умение составлять композицию, умение работать с пластилином, глиной, тестом) |
3. | Работа с цветной бумагой. Аппликация из кругов «Мороженое». | Научить делать аппликацию из кругов «Мороженое», способствовать развитию умения вырезать по контуру. Развивать мелкую моторику рук, воображение. |
4. | Работа с ватными дисками и пряжей. Аппликация «Аистята». | Способствовать развитию умения пользоваться шаблоном; развивать творческие способности детей; побуждать к творческой активности, комбинированию различных материалов при изготовлении поделок |
5. | Работа с цветной бумагой и салфетками. «Цветок». | Развивать творческие способности детей; побуждать к творческой активности, комбинированию различных материалов при изготовлении поделок |
6. | Работа с крупой. «Желудь». | Способствовать развитию мелкой моторики, тактильных ощущений, зрительного внимания и ориентировки на плоскости. Активизировать фантазию, творчество. |
7. | Работа с цветной бумагой. Аппликация из кругов «Морж». | Научить делать аппликацию из кругов «Морж» по образцу, способствовать развитию умения вырезать по контуру. Развивать мелкую моторику рук, воображение. |
8. | Работа с ватой. «Кошка». | Развивать творческие способности; побуждать к творческой активности, комбинированию различных материалов при изготовлении поделок |
Октябрь (8 занятий) | ||
1. | Работа с цветной бумагой и крупой. «Цветочек на стебельке». | Способствовать развитию мелкой моторики, тактильных ощущений, зрительного внимания и ориентировки на плоскости. Активизировать фантазию, творчество. |
2. | Работа с пластилином и горохом. «Горошек». | Способствовать развитию мелкой моторики, координации движения рук, глазомер, тактильных ощущений, зрительного внимания и ориентировки на плоскости. Активизировать фантазию, творчество. |
3. | Работа с цветной бумагой. Аппликация из кругов «Неваляшка». | Научить делать аппликацию из кругов «Неваляшка», способствовать развитию умения вырезать по контуру. Развивать мелкую моторику рук, воображение. |
4. | Работа с цветной бумагой. Аппликация «Ваза с осенними листьями» | Способствовать развитию умения вырезать овальные формы из прямоугольника путем скругления углов; закреплять навыки аккуратного наклеивания. |
5. | Работа с соленым тестом. «Божья коровка» | Ознакомить с техникой выполнения изделий из солёного теста, способствовать формированию навыков лепки простых фигур, развитие мелкой моторики, наблюдательности, творческого воображения, художественного вкуса, пространственного мышления. |
6. | Работа с бумагой, картоном. Бумагопластика. Игрушка «Заяц». | Развивать умение планировать свою деятельность, отбирать необходимые детали для нее, делать несложные игрушки. |
7. | Работа с цветной бумагой. Аппликация из кругов «Друзья». | Научить делать аппликацию из кругов «Друзья», способствовать развитию умения вырезать по контуру. Развивать мелкую моторику рук, воображение. |
8. | Работа с соленым тестом. Оформление «Божья коровка». | Способствовать развитию творческого воображения, художественного вкуса, пространственного мышления. |
Ноябрь (8 занятий) | ||
1. | Работа с цветной бумагой и крупой. «Солнышко». | Способствовать развитию мелкой моторики, тактильных ощущений, зрительного внимания и ориентировки на плоскости. Активизировать фантазию, творчество. |
2. | Работа с цветной бумагой. Аппликация «Ежик». | Способствовать развитию умения вырезать по контуру; развитию мелкой моторики рук, воображения, закрепления навыка аккуратного наклеивания. |
3. | Работа с салфетками, крупой. «Цыпленок». | Способствовать развитию творческих способности детей; побуждению к творческой активности, комбинированию различных материалов при изготовлении поделок |
4. | Работа с бумагой. Бумагопластика. Игрушка из конуса «Осьминожка». | Развивать умение планировать свою деятельность, отбирать необходимые детали для нее, делать несложные игрушки из конуса. |
5. | Работа с соленым тестом. «Гусеница» | Ознакомить с техникой выполнения изделий из солёного теста, способствовать формированию навыков лепки простых фигур, развитие мелкой моторики, наблюдательности, творческого воображения, художественного вкуса, пространственного мышления. |
6. | Работа с бумагой. Бумагопластика. Игрушка из полосок «Гусеница». | Обучать изготовлению игрушки из готовых бумажных полосок, развивать мелкую моторику рук. |
7. | Работа с бумагой. Аппликация из полосок «Цветок». | Упражнять в создании предметов из готовых бумажных полосок, развивать мелкую моторику рук |
8. | Работа с соленым тестом. Оформление «Гусеница на цветке». | Способствовать развитию творческого воображения, художественного вкуса, пространственного мышления. |
Декабрь (8 занятий) | ||
1. | Работа с бумагой. Аппликация из геометрических фигур «Домик среди елочек». | Обучать преобразовывать готовые формы, разрезая их на две или четыре части (квадрат - на треугольники и т.д.); закреплять навыки аккуратного наклеивания. |
2. | Работа с пластилином. «Чупа–чупс». | Способствовать формированию навыков работы с пластилином (приемы пластилинографии, использование инструментов) |
3. | Работа с салфетками. «Ветка рябины зимой». | Способствовать развитию творческих способностей; побуждать к творческой активности, комбинированию различных материалов при изготовлении поделок. |
4. | Работа с соленым тестом. Новогодняя игрушка «Ягодка». | Способствовать формированию навыков лепки простых фигур из соленого теста, развитие мелкой моторики, наблюдательности, творческого воображения, художественного вкуса, пространственного мышления. |
5. | Работа с бумагой. Бумагопластика. Игрушка из полосок «Снеговик». | Обучать изготовлению игрушки из готовых бумажных полосок, развивать мелкую моторику рук. |
6. | Работа с соленым тестом. Оформление «Новогодняя игрушка «Ягодка». | Способствовать развитию творческого воображения, художественного вкуса, пространственного мышления. |
7 . | Поделки из разного материала. «Символ Наступающего года». | Способствовать развитию творческих способностей; побуждать к творческой активности, комбинированию различных материалов при изготовлении поделок. |
8. | Работа с бумагой. Аппликация «Новогодняя елочка». | Способствовать развитию умения вырезать по контуру. Развивать мелкую моторику рук, воображение, закреплять навыки аккуратного наклеивания. |
Январь (8 занятий) | ||
1. | Мониторинг умений и навыков воспитанников на середину учебного года | Диагностика: ориентация на листе, уровень сформированности мелкой моторики, умение работать с цветом, приемы вырезания. |
2. | Мониторинг умений и навыков воспитанников на середину учебного года | Диагностика: навыки зрительного анализа, умение работать по образцу, умение составлять композицию, умение работать с пластилином, глиной, тестом. |
3. | Работа с ватой. Аппликация «Деревья в снегу». | Способствовать развитию творческих способностей; побуждать к творческой активности, комбинированию различных материалов при изготовлении поделок. |
4. | Работа с бумагой. Аппликация из геометрических фигур «Лягушка». | Способствовать развитию умения вырезать по контуру. Развивать мелкую моторику рук, воображение, закреплять навыки аккуратного наклеивания. |
5. | Работа с цветной бумагой. «Фоторамка». | Способствовать развитию творческого воображения, художественного вкуса, пространственного мышления. |
6. | Работа с бумагой. Бумагопластика. Игрушка из полосок «Улитка». | Обучать изготовлению игрушки из готовых бумажных полосок, развивать мелкую моторику рук. |
7. | Работа с пластилином, зубочистками. «Ежик». | Способствовать формированию навыков работы с пластилином (приемы работы, использование инструментов). |
8. | Работа с соленым тестом. Оформление «Снеговик». | Способствовать развитию творческого воображения, художественного вкуса, пространственного мышления. |
Февраль (8 занятий) | ||
1. | Работа с бумагой. Бумагопластика. Игрушка из полосок «Утенок». | Обучать изготовлению игрушки из готовых бумажных полосок, развивать мелкую моторику рук. |
2. | Работа с цветной бумагой. Аппликация из кругов «Заяц- неваляшка». | Научить делать аппликацию из кругов «Заяц - неваляшка», способствовать развитию умения вырезать по контуру. Развивать мелкую моторику рук, воображение. |
3. | Работа с соленым тестом. «Стрекоза». | Способствовать формированию навыков лепки простых фигур, развитие мелкой моторики, наблюдательности, творческого воображения, художественного вкуса, пространственного мышления. |
4. | Работа с цветной бумагой. Аппликация «Сердечко». | Способствовать развитию умения вырезать по контуру. Развивать мелкую моторику рук, воображение, закреплять навыки аккуратного наклеивания. |
5. | Работа с цветной бумагой. Аппликация «Кораблик». | Способствовать развитию умения вырезать по контуру, учить вырезать круглые формы. Развивать мелкую моторику рук, воображение, закреплять навыки аккуратного наклеивания. |
6. | Работа с гуашью. Раскраска «Самолет». | Способствовать развитию творческого воображения, художественного вкуса, пространственного мышления. |
7. | Работа с бумагой. Аппликация из полосок «Астра». | Обучать изготовлению цветка из готовых бумажных полосок, развивать мелкую моторику рук. |
8. | Работа с цветной бумагой. Аппликация из кругов «Сова». | Научить делать аппликацию из кругов «Сова», способствовать развитию умения вырезать по контуру. Развивать мелкую моторику рук, воображение. |
Март (8 занятий) | ||
1 | Работа с цветной бумагой. Аппликация «Тюльпаны». | Способствовать развитию умения вырезать по контуру, закрепляя приемы вырезания (прямолинейное и частично криволинейное). Развивать мелкую моторику рук, воображение, закреплять навыки аккуратного наклеивания. |
2. | Работа с салфетками. «Незабудка». | Способствовать развитию творческих способностей детей; стремление к творческой активности, умение комбинировать различные материалы при изготовлении поделок |
3. | Работа с пластилином. Рельеф «Божья коровка на цветке» | Формировать навыки работы с пластилином (приемы работы, использование инструментов). |
4. | Работа с соленым тестом. «Кошка». | Формировать навыки работы с соленым тестом (приемы работы, использование инструментов). |
5. | Работа с крупой. «Жираф». | Способствовать развитию мелкой моторики, тактильных ощущений, зрительного внимания и ориентировки на плоскости. Активизировать фантазию, творчество. |
6. | Работа с цветной бумагой. Аппликация из кругов «Киты». | Научить делать аппликацию из кругов «Киты», способствовать развитию умения вырезать по контуру. Развивать мелкую моторику рук, воображение. |
7 | Работа с соленым тестом. Оформление «Лужок». | Способствовать развитию творческого воображения, художественного вкуса, пространственного мышления. |
8 | Работа с бумагой. Бумагопластика. Игрушка из полосок «Солнышко». | Обучить изготовлению игрушки из готовых бумажных полосок, развивать мелкую моторику рук |
Апрель (8 занятий) | ||
1 | Работа с ватными палочками, пластилином. «Веточка вербы» | Способствовать развитию творческих способностей детей; побуждать стремление к творческой активности, комбинированию различных материалов при изготовлении поделок |
2. | Работа с пластилином. «Ракета» | Формировать навыки работы с пластилином (приемы работы, использование инструментов). |
3. | Работа с бумагой. Аппликация «Пасхальные яйца». | Обучать вырезанию овальных форм из прямоугольника путем скругления углов; способствовать развитию творческого воображения, художественного вкуса, пространственного мышления. |
4. | Работа с бумагой. Бумагопластика. Игрушка «Цыпленок из яйца». | Способствовать развитию умения вырезать по контуру. Развивать мелкую моторику рук, воображение, закреплять навыки аккуратного наклеивания. |
5. | Работа с пластилином, восковыми мелками. «Рыбка из пластилиновых шариков». | Формировать навыки работы с пластилином (приемы работы, использование инструментов), развивать мелкую моторику рук. |
6. | Работа с бумагой. Аппликация «Цапля». | Обучать вырезанию круглых форм из квадрата путем скругления углов; способствовать развитию творческого воображения, художественного вкуса, пространственного мышления. |
7 | Работа с цветной бумагой. Бумагопластика. Игрушка из полосок «Гусеница». | Обучать изготовлению игрушки из готовых бумажных полосок, развивать мелкую моторику рук. |
8 | Работа с цветной бумагой. Обрывание.«Зебра». | Развивать мелкую моторику рук, воображение, закреплять навыки аккуратного наклеивания. |
Май (8 занятий) | ||
1 | Мониторинг умений и навыков воспитанников на конец учебного года | Диагностика: ориентация на листе, уровень сформированности мелкой моторики, умение работать с цветом, приемы вырезания. |
2. | Мониторинг умений и навыков воспитанников на конец учебного года | Диагностика: навыки зрительного анализа, умение работать по образцу, умение составлять композицию, умение работать с пластилином, тестом |
3. | Работа с бумагой. Бумагопластика. Игрушка из конуса «Зайка» | Обучать изготовлению игрушки из готовых бумажных полосок, развивать мелкую моторику рук |
4. | Работа с пластилином. «Одуванчик». | Формировать навыки работы с пластилином (приемы работы, использование инструментов) |
5. | Работа с картоном, крупой. «Морское дно». | Способствовать развитию мелкой моторики, тактильных ощущений, зрительного внимания и ориентировки на плоскости. Активизировать фантазию, творчество. |
6. | Работа с бумагой. «Гусеница на яблоке». | Способствовать развитию умения вырезать по контуру. Обучить складыванию полоски гармошкой. Развивать мелкую моторику рук, воображение, закреплять навыки аккуратного наклеивания. |
7 | Работа с картоном, крупой, ракушками. Оформление «Морское дно». | Способствовать развитию мелкой моторики, тактильных ощущений, зрительного внимания и ориентировки на плоскости. Активизировать фантазию, творчество. |
8 | Работа с пластилином. «Любимая сказка». | Закреплять навыки работы с пластилином (приемы работы, использование инструментов). Способствовать развитию мелкой моторики. Активизировать фантазию, творчество. |
ИТОГО: | 72 занятия |
Методическое обеспечение программы
Для реализации программы оборудована изостудия, в которой имеются в наличии 8 детских столов разных размеров, 16 детских стульев разных размеров, стол взрослый - 1 шт, стул взрослый - 1 шт, доска магнитно-маркерная, мольберт, полки для выставочного материала, шкаф для материалов, магнитола, проектор, ноутбук.
Материалы: картон цветной и белый, бумага цветная и белая, краски акварельные, гуашь, фломастеры, карандаши, маркеры, мелки восковые, пастель, ручки и маркеры гелевые, альбомы, пластилин, кисти разных размеров, наглядный и дидактический материал, репродукции картин, картон гофрированный, бумага гофрированная, фольга, ватманы, цветной картон, аквапластилин, витражные краски, фигурные ножницы, фигурные дыроколы, ножницы детские, бросовый и природный материал, клей ПВА, клей-карандаш, нитки, пряжа, ткань и др.
Формы работы с детьми:
Групповая беседа, метод показа, дидактические игры, экспериментирование с художественными материалами, использование стихов, загадок, считалок, пальчиковых игр; индивидуальный подход, анализ детских работ, создание коллективных композиций.
Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесс: словесный, наглядный, практический.
Список литературы
- «Веселый пластилин» - Москва, 2014
- Антипова М. «Соленое тесто. Мастер класс для новичков», Ростов-на Дону, ИД «Владис», 2012
- Белая А.Е, Мирясова В.И. «Пальчиковые игры», Москва, «АСТ», «Астрель», 2002
- Владимирова М.В. «Коллекция идей» - Москва, 2011
- Владимирова М.В. «Коллекция идей» - Москва, 2012
- Владимирова М.В. «Коллекция идей» - Москва, 2013
- Владимирова М.В. «Коллекция идей» - Москва, 2014
- Гусакова М.А. «Аппликация» М., «Просвещение», 2002
- Кобитина И.И. «Работа с бумагой: поделки и игры», 2007
- Лыкова И.А «Книга-мечта о тех самых цветных ладошках, о сюжетной лепке и забавных фигурках из пластилина», Москва, «Карапуз», 2007
- Лыкова И.А. «Мастерилка. Я делаю аппликации» М.: Мир книги, 2008.
- Макарихина С. «Оригами. Самоучитель для начинающих», Ростов-на Дону, ИД «Владис», М., «РИПОЛ классик» 2012
- Петрова И. «Волшебные полоски. Ручной труд для самых маленьких» - Детство-Пресс, 2008
- Риттерхофф Анна «Посмотрите, что я умею».
Приложение
Мониторинг освоения воспитанниками программными
умениями и навыками
Таблица 1
Показатели (знания, умения, навыки) | Оценка/баллы | ||
в | с | н | |
ориентация на листе (умение составлять предметные изображения и наклеивать их на лист) | |||
уровень сформированности мелкой моторики | |||
умение работать с цветом | |||
приемы вырезания (прямолинейное и частично криволинейное) | |||
навыки зрительного анализа (умение обследовать объект и рассказать о последовательности выполнения) | |||
умение работать по образцу | |||
умение составлять композицию (несколько предметов в ряд или по всему листу бумаги) | |||
умение работать с пластилином, глиной, тестом (умеет вылепить простейшие знакомые фигурки различными способами) |
Н (низкий) - не справляется с программой
С (средний) - справляется, при выполнении упражнений и заданий
требуется помощь педагога или частичная помощь педагога
В (высокий) - справляется самостоятельно
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/27/picture-570366-1422337947.jpg)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности Кружок «Умелые ручки»
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия ли...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/21/picture-847279-1485001317.jpg)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Умелые ручки"
дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Умелые ручки"...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/18/picture-568679-1424234912.jpg)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности кружок «Мы конструкторы » для детей 6 – 7лет
Развитие технического творчества и формирование научно – технической профессиональной ориентации у детей старшего дошкольного возраста средствами LEGO-конструирования....
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/18/picture-568679-1424234912.jpg)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности кружок «Мы конструкторы »
Программа «Лего-конструирование» разработана с учетом требований Федерального государствен-ного образовательного стандарта дошкольного образования и направлена на развитие технического тво...
![](/sites/default/files/pictures/2017/05/09/picture-921423-1494359112.jpg)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Умелые ручки».
quot;Умелые ручки"...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/22/picture-671597-1442929470.jpg)
Дополнительна общеобразовательная общеразвивающая программа художественно направленности «Умелые ручки»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Умелые ручки» для детей 6-7 лет направлена на создание условий развития ребёнка, открывающих возможности для его п...
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/12/picture-1445948-1673526867.jpg)
"Умелые ручки" (дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности)
Данный материал может быть полезен для воспитателей ДОУ...