Дополнительна общеобразовательная общеразвивающая программа художественно направленности «Умелые ручки»
материал по конструированию, ручному труду

Прокудина Елена Юрьевна

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Умелые ручки»  для детей 6-7 лет  направлена на создание условий развития ребёнка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doop_umelye_ruchki_22-23g._1_1.docx75.27 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации города Прокопьевска

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 16»

Дополнительна общеобразовательная общеразвивающая

программа художественно направленности

«Умелые ручки»

Возраст воспитанников: 6-7 лет

Срок реализации: 1год 

Разработчик:

Н.С. Козельская

воспитатель высшей

квалификационной категории;

Е.Ю. Прокудина

воспитатель высшей

квалификационной категории                 

Прокопьевский  ГО,  2022

 

                 

Содержание

1.Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей  программы

3

1.1.Пояснительная записка

3

1.2.Цель и задачи Программы

6

1.3.Содержание Программы

7

1.4. Планируемые результаты

11

2. Комплекс организационно-педагогических  условий дополнительной  общеобразовательной общеразвивающей  программы

11

2.1. Календарный учебный график

11

2.2. Условия реализации программы

13

2.3. Формы контроля

13

2.4. Оценочные  материалы

13

2.5. Методические материалы

16

Список литературы

20


1.Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей  программы

1.1 Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Умелые ручки»  для детей 6-7 лет (далее – Программа) направлена на создание условий развития ребёнка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Работа с разными природными и бросовыми материалами имеет большое значение для всестороннего развития ребенка, способствует физическому развитию: воспитывает у детей способности к длительным физическим усилиям, тренирует и закаливает нервно-мышечный аппарат ребенка. Используемые в программе виды труда способствуют воспитанию нравственных качеств: трудолюбия, воли, дисциплинированности, желания трудиться.

Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, тканью, работа с природным материалом, пластилином, работа с бросовым материалом) и направлена на овладение дошкольниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек, различных полезных предметов.

Развивать творчество детей можно различными способами, в том числе используя природный и бросовой материалы. Эти материалы настолько разнообразны, что их невозможно перечислить. А главное – они доступны детям. Работа с ними удовлетворяет в них исследовательскую потребность, пробуждает у ребенка чувство удовлетворения, радости, успеха; особую радость доставляет детям видеть результат своего труда.

Благоприятный эмоциональный настрой детей во время занятий по ручному труду, наслаждение, испытываемое в процессе работы, очень важны для общего развития. Постепенно у детей формируются такие качества, как целеустремлённость, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца.

Актуальность программы

Для развития и социализации ребёнка большое значение имеют представления о разнообразных предметах. Открыть мир вещей помогает взрослый, как носитель опыта.

Для современного этапа развития системы образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей. При этом в качестве приоритетного используется деятельностный подход к личности ребенка.

Мир вещей (предметы, объекты) имеет в жизни ребёнка самостоятельное значение: являясь первым объектом деятельности, он становится и первым объектом познания окружающей действительности.

М. Монтессори отмечала: «Если понаблюдать за трехлетним ребенком, можно увидеть, что играет он всегда с каким-нибудь предметом. Это означает, что с помощью рук он обрабатывает, вводит в свое сознание то, что его неосознанный разум уже успел впитать в себя прежде. В процессе этого труда он делает себя сознательным, он творит из себя Человека. Таинственная, могучая сила ведет ребенка, и постепенно он сам овладевает ею. С помощью собственных рук и собственного опыта он становится разумным человеком».

Ручной труд – это творческая работа ребенка с различными материалами, в процессе которой он создает полезные и эстетически значимые предметы и изделия для украшения быта. Такой труд является декоративной, художественно – прикладной деятельностью  ребенка, поскольку при создании красивых предметов он учитывает эстетические качества материалов на основе имеющихся представлений, знаний, практического опыта. Правильно организованный ручной труд в детском саду дает детям представление о качестве и возможностях различных материалов, способствует закреплению положительных эмоций, и воспитывает самостоятельность, активность, аккуратность, дружелюбие

Отличительная особенность Программы

Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка 6-7 лет и предназначена педагогам, работающим с детьми старшего дошкольного возраста.

В Программе определены ценностно-целевые ориентиры, задачи, основные направления, условия и средства развития дошкольников в продуктивной деятельности, их ознакомления с видами и техниками декоративно-прикладного творчества в условиях дошкольного образовательного учреждения. Особое внимание уделено развитию умений и навыков художественной направленности, а также развитию воображения и внимания. Разработаны новые задания по продуктивной деятельности и разбиты на определенные тематические разделы

Нормативно-правовая база программы

Программа осуществляет  художественную направленность детей 6-7 лет и разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами РФ:

  • Федеральный закон «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.2012г. Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4.09.2014 № 1726 – р);
  • Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ № 09-3242 от 18.11.2015г.);
  • Приказ Министерства просвещения РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» № 196 от 9.11.2018г.;
  • Приказ Минобрнауки РФ «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий» N 816 от 23.08.2017г.;
  • Национальный проект «Образование» (утвержден Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол № 16 от 24.12.2018г.);
  • Федеральный проект «Успех каждого ребенка» (утвержден на заседании проектного комитета по национальному проекту «Образование», протокол № 37 от 7.12.2018г.);
  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;
  • Приказ Департамента образования и науки Кемеровской области «Об утверждении правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей» № 740 от 9.04.2019г.
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» № 28 от 28.09.2020 г.
  • Устав МАДОУ «Детский сад № 16».

Реализация  Программы осуществляется в рамках основной образовательной программы ДОУ на бесплатной основе.

Программа имеет художественную направленность, обеспечивает развитие творческих способностей дошкольников.

Интегративный характер Программы предусматривает взаимосвязь с основными направлениями развития и воспитания детей, расширяет  содержание раздела ООП по художественной направленности дошкольников, дополняет общий информационно-практический материал.

Программа отражает педагогическую концепцию образовательного учреждения.

Педагогическая целесообразность Программы

Реализация содержания программы дополнительного образования детей детского сада, осуществляется воспитателями. Программа направлена на обучение, воспитание и развитие каждого воспитанника с учетом его индивидуальных особенностей, образовательных потребностей и возможностей.

Работа по формированию гармонично развитой творческой личности посредством кружковой работы построена на основе следующих принципов:

• Комфортность: атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, создание для каждого ситуации успеха.

• Погружение каждого ребенка в творческий процесс: реализация творческих задач достигается путем использования в работе активных методов и форм обучения.

•  Опора на внутреннюю мотивацию: с учетом опыта ребенка создание эмоциональной вовлеченности его в творческий процесс, что обеспечивает естественное повышение работоспособности.

• Постепенность: переход от совместных действий взрослого и ребенка, ребенка и сверстников к самостоятельным; от самого простого до заключительного, максимально сложного задания; «открытие новых знаний».

• Вариативность: создание условий для самостоятельного выбора ребенком способов работы, типов творческих заданий, материалов, техники и др.

 • Индивидуальный подход: создание в творческом процессе раскованной, стимулирующей творческую активность ребенка атмосферы.

Учитываются индивидуальные психофизические особенности каждого ребенка и группы в целом. В основе лежит комплексное развитие всех психических процессов и свойств личности в процессе совместной (дети-дети, дети-родители, дети-педагог) продуктивно-творческой деятельности, в результате которой ребенок учится вариативно мыслить, запоминать, придумывать новое, решать нестандартные задачи, общаться с разными людьми и многое другое.

• Принцип взаимного сотрудничества и доброжелательности: общение с ребенком строится на доброжелательной и доверительной основе.

 • Принцип интеграции: интегративный характер всех аспектов развития личности ребенка дошкольного возраста: общекультурных, социально - нравственных, интеллектуальных.

Адресат программы:

Программа рассчитана на один года обучения.

Занятия рассчитаны на возраст детей 6-7 лет. Занятия могут проводиться с детьми любой степени подготовленности к школе.

Форма обучения: очная.

Режим занятий организован в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций.

                                                                                                                                         Таблица 1.

Режим занятий

Уровень

Показатели

Специфика реализации

Количество воспитанников

10-15 человек

Возраст

6-7 лет

Срок обучения

1 год

Режим занятий

1 раз в неделю по 30 мин (33 часа в год)

Формы обучения и виды занятий

В ходе реализации программы используются следующие формы занятий:

- беседа;

- практические

-игры и упражнения

Занятия могут быть групповыми, индивидуальными или индивидуально-групповыми.

1.2 Цели, задачи, Программы

Цель Программы: Развитие у детей творческих способностей средствами декоративно-прикладного искусства. 

Для достижения поставленной цели необходимо реализовать комплекс задач:

Образовательные задачи

  1. Продолжать знакомить детей с разными техниками рукоделия.
  2. Формировать способность и готовность к самостоятельному составлению декоративных композиций и применение их в изготовлении художественных работ.

Развивающие задачи

1. Развивать твёрдость рук, технические навыки.

2. Развивать внимание, память, воображение, творческую фантазию.

3.Развивать способность конструктивной деятельности.

Воспитательные задачи

1. Воспитывать у детей устойчивый интерес к различным видам  ручного труда.

2. Воспитывать положительное отношение к сотрудничеству с взрослым, к собственной    

   деятельности, ее результату.        
    3. Формировать интерес у детей к видам труда.

1.3 Содержание программы

Учебный план

Тема1 . Вводное занятие

Теория:1

Практика:

Форма контрол: Беседа

№ п/п

Название темы

Количество часов

Форма контроля

теория

практика

всего

1

Вводное занятие

-

Беседа

2

«Дары осени»

30 мин

2ч 30мин

Наблюдение

3

«Изготовление поделок из крупы»

4

 Техника торцевания

5

Нетрадиционное рисование

30мин

2ч 30мин

6

Изготовление поделок из ватных дисков

7

Техника « Оригами»

8

«Тестопластика»

30 мин

2ч 30ми

9

Техника «Граттаж»

30 мин

2ч 30ми

10

« Бисероплетение»

30 мин

2ч 30ми

Итоговые занятия

1

1

2

Фото-выставка

Тема 1. Вводное занятие

Теория. Беседа о декоративно-прикладное искусстве. Знакомство с произведениями народных художественных промыслов и современного декоративного искусства. Знакомство с образцами народного творчества. Техника безопасности при работе

Формы контроля. Беседа, опрос 

Тема 2. «Дары осени»

Теория. Ознакомление с нетрадиционной техникой рисования «Отпечаток» и с разновидностью декоративно-прикладного искусства «Флористика». Рассматривание готовых образцов изделий. Демонстрация последовательности работы

Практика. Изготовление композиций в технике «Отпечаток», «Флористика»

Формы контроля. Наблюдение, опрос

Тема 3. «Изготовление поделок из крупы»

Теория. Ознакомление с понятиями декор и дизайн. Рассматривания образцов изделий в технике «Аппликации из круп». Показ последовательности выполнение работы.  

Практика. Изготовление поделок в технике «Аппликация из круп»

Формы контроля. Наблюдение, опрос.

Тема 4 «Техника торцевания»

Теория. Ознакомление с историей возникновения. Рассматривание готовых изделий в технике «Торцевания». Показ последовательности работы.

Практика. Изготовление поделок в технике «Торцевания»

Формы контроля. Наблюдение, опрос.

Тема 5 «Нетрадиционное рисование»

Теория. Ознакомление с разнообразными с разнообразными техниками. Рассматривание готовых образцов изделий в нетрадиционной технике рисования. Демонстрация последовательности выполнения работы.

Практика. Изготовление композиций с использованием нетрадиционной техник рисования.

Формы контроля. Наблюдение, опрос.

Тема 6 «Изготовление поделок из ватных дисков»

Теория. Рассматривание готовых образцов поделок с использование ватных дисков. Демонстрация последовательности работы.

Практика. Изготовление поделок

Формы контроля. Наблюдение, опрос.

Тема 7 «Техника « Оригами»»

Теория. История появления «Оригами». Рассматривания поделок в технике «Оригами». Ознакомление с разнообразными видами складывания бумаги. Демонстрация последовательности выполнения работы.

Практика. Изготовление «Оригами»

Формы контроля. Наблюдение, опрос.

Тема 8 «Тестопластика»

Теория. Рассматривание образцов работ в технике «Тестопластика». Ознакомления с приемами работы в технике «Тестопластика». Показ последовательности выполнения работы.

Практика. Изготовление поделок в технике «Тестопластика».

Формы контроля. Наблюдение, опрос.

Тема 9 Техника «Граттаж»

Теория. Рассматривание образцов работ в технике «Граттаж». Ознакомления с приемами работы в технике «Граттаж». Показ последовательности выполнения работы.

Практика. Изготовление поделок в технике «Граттаж».

Формы контроля. Наблюдение, опрос, готовые силуэты.

Тема 10 « Бисероплетение»

Теория. История создания бисера. Демонстрация готовых изделий. Планирование работы. Последовательность выполнения работы

 Практика. Изготовление поделок в технике «Бисероплетения»

Формы контроля. Наблюдение.

Тема 11 Итоговое занятие

Теория. Подготовка и организация итоговой выставки. 

 Практика. Праздник творчества. Вручение наград.

Материал, используемый в работе с детьми

Месяц

Название работы

Используемый материал

Сентябрь

«Дары осени»

Листья деревьев, гуашь, акварель, лист А4, клей ПВА, цветной картон.

Октябрь

Изготовление поделок из крупы

Крупа, макаронные изделия, клей титан, бутылка из под йогурта, картон.

Ноябрь

Техника «Торцевание»

Пластилин, гофрированная бумага, салфетки, желтая, красная, голубая, белая, зелёная, сиреневая, клей ПВА.

Декабрь

Рисование ладошкой и ватными палачками

Цветной картон, бумага для акварели,  ватные палочки, гуашь, кисти для рисования.

Январь

Изготовление поделок из ватных дисков

Лист А4, гуашь, кисти для рисования. Ватные диски, клей ПВА ножницы, ватные палочки, цветная бумага зелёного цвета, гуашь

Ватные диски, клей ПВА ножницы, цветной картон, цветная бумага.

Февраль

Техника «Оригами»

цветная бумага, цветная бумага  для принтера – 1 лист зеленого цвета, 1 лист белого цвета, клей ПВА, простой карандаш, линейка, ножницы, фломастеры. Цветной картон зелёного цвета, материал, вата, клей ПВА, ножницы.

Март

«Тестопластика»

мука, соль, клей, гуашь

Апрель

Нетрадиционная техника рисования «Граттаж»

- бумага для акварели;
- кисти;
- банка с водой;
- гуашь;
- парафиновая свеча;
- авторучка с пустым стержнем; акварельные краски, восковые карандаши.

Май

«Бисероплетение»

бисер разных цветов, леска, проволока.

1.4. Планируемые результаты

В результате обучения дети должны получить знания:

  • О материалах, инструментах; о правилах безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;
  • О месте и роли декоративно-прикладного искусства в жизни человека;
  • О видах декоративно - прикладного искусства;
  • Об особенностях бисероплетения;
  • О способах декорирования;
  • О проектной деятельности.

Реализация программы  поможет детям дошкольного возраста  творчески подходить к видению мира, который изображают, и использовать для самовыражения   любые доступные средства.

2. Комплекс организационно-педагогических  условий дополнительной общеобразовательной общеразвивающей  программы

2.1 Календарный учебный график

месяц

число

Время проведения занятий

Форма занятия

Количество часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1

сентябрь

14

15:45

коллективная

1

Экскурсия по

территории детского сада

группа

наблюдение

2

сентябрь

21

15:45

коллективная

1

Рисование «Осень»

 (отпечатки листьев)

группа

беседа

3

сентябрь

28

15:45

коллективная

1

Аппликация  из листьев «Рыбки в аквариуме»

группа

Наблюдение

4

октябрь

5

15:45

коллективная

1

Аппликация  из листьев

«Бабочки»

группа

Наблюдение

5

октябрь

12

15:45

коллективная

1

«Ваза для цветов»

группа

Наблюдение

6

октябрь

19

15:45

коллективная

1

«Ваза для цветов»

группа

Наблюдение

7

октябрь

28

15:45

коллективная

1

Панно «Рыбка»

группа

Наблюдение

8

ноябрь

2

15:45

коллективная

1

Панно «Рыбка»

группа

Наблюдение

9

ноябрь

9

15:45

коллективная

1

«Берёзка»

Наблюдение

10

ноябрь

16

15:45

коллективная

1

«Берёзка»

группа

Наблюдение

11

ноябрь

23

15:45

коллективная

1

«Цветок в горшке»

группа

Наблюдение

11

декабрь

1

15:45

коллективная

1

«Белый мишка»

группа

Наблюдение

12

декабрь

8

15:45

коллективная

1

«Весёлый снеговик»

группа

Наблюдение

13

декабрь

15

15:45

коллективная

1

«Павлин»

группа

Наблюдение

13

декабрь

22

15:45

коллективная

1

«Павлин»

группа

Наблюдение

14

январь

11

15:45

коллективная

1

«Подснежники»

группа

Наблюдение

15

январь

18

15:45

коллективная

1

«Подснежники»

группа

Наблюдение

16

январь

25

15:45

коллективная

1

«Лебеди»

группа

Наблюдение

18

февраль

1

15:45

коллективная

1

Открытка ко дню всех Влюбленных

группа

Наблюдение

19

февраль

8

15:45

коллективная

1

Открытка ко дню всех Влюбленных

группа

Наблюдение

20

февраль

15

15:45

коллективная

1

Открытка  в подарок  папе

группа

Наблюдение

21

февраль

22

15:45

коллективная

1

Открытка  в подарок  дедушке

группа

Наблюдение

22

март

1

15:45

коллективная

1

«Рыбка»

группа

Фото-выставка

23

март

8

15:45

коллективная

1

«Рыбка»

группа

Наблюдение

24

март

15

15:45

коллективная

1

«Подкова на счастье»

группа

Наблюдение

25

март

22

15:45

коллективная

1

«Подкова на счастье»

группа

Наблюдение

26

апрель

7

15:45

коллективная

1

«Подготовка фона для работы»

группа

Наблюдение

27

апрель

14

15:45

коллективная

1

«Космос»

группа

Наблюдение

28

апрель

21

15:45

коллективная

1

«Цап - царап»

группа

Наблюдение

29

май

5

15:45

коллективная

1

Фенечка «Крестики»

группа

Наблюдение

30

май

12

15:45

коллективная

1

Фенечка «Крестики»

группа

Наблюдение

31

май

19

15:45

коллективная

1

Брелок «Бабачка» или  «Мотылек»

группа

Наблюдение

32

май

26

15:45

коллективная

1

Брелок «Бабачка» или  «Мотылек»

группа

Наблюдение

 2.2 Условия реализации программы

Программа рассчитана на один года обучения.

Занятия рассчитаны на возраст детей 6-7 лет. Продолжительность каждого занятия 25 минут.  Проводятся один раз в неделю.

Занятия могут проводиться с детьми любой степени подготовленности к школе. Форма организации занятий – со всей группой детей или подгруппами, по усмотрению педагога.

Форма обучения – очная.

Общая трудоемкость программы составляет 32 занятия.                              

2.3 Формы контроля

Основным методам работы с дошкольниками по указанной программе является  наблюдение.

Входной контроль, проводится в начале обучения с целью выявления образовательного, творческого потенциала детей и их способностей и итоговый контроль.

Кроме того, формами проведения итогов реализации Программы являются: творческие задания, опросы, выставки работ детей в детском саду; дни презентации детских работ родителям (сотрудникам, детьми); участие в выставках разного уровня. 

2.4 Оценочные материалы.

Для демонстрации полученных навыков и умений организуются выставки детских работ.

Успешность реализации программы по художественной направленности предполагает знание педагогом исходного уровня готовности детей к овладению данным видом деятельности. В связи с этим педагог на основании таких знаний может планировать работу по формированию и развитию конструктивных знаний, умений и навыков, выбирая формы и методы обучения для каждой конкретной группы дошкольников. Для демонстрации полученных навыков и умений организуются выставки детских работ.

В начале (август)  и  в  конце  (июнь)  учебного  года  проводятся  контрольные диагностические  мероприятия с детьми с использованием методик

Методика изучение конструктивной деятельности детей (автор Л.А.Ремезова).

Таблица 6.

Задания

Материал

Содержание задания

Анализ выполнения заданий

1.«Выполни такую же работу».

Цель: изучение эффективности

конструирования в зависимости от образца.

Конструктивный      образец рисунка, набор декоративного материала

Детям   предлагают   создать композицию  по  образцу.

- композиция идентична образцу;

-композиция незначительно

отличается от

образца, например цветом;

- в композиции использованы материалы другой формы, величины или внесены дополнительные детали;

- композиция полностью отличается от образца.

В  процессе также анализируется поведение   детей, обследование образца, уверенность действий, самостоятельное исправление ошибок, речь.

2.«Выполни такую же композицию по памяти».

Цель: изучение эффективности конструирования по памяти в зависимости от образца.

Конструктивный      образец рисунка, набор декоративного материала

Детям предлагают внимательно посмотреть на композицию, после этого она закрывается, и дети по памяти возводят аналогичную работу.

- композиция идентична образцу;

-композиция незначительно

отличается от

образца, например цветом;

- в композиции использованы материалы другой формы, величины;

- композиция полностью отличается от образца.

В  процессе также анализируется поведение   детей, обследование образца, уверенность действий, самостоятельное исправление ошибок, речь.

3. «Композиция по заданной теме»

Цель: изучение эффективности конструирования, ограниченного одной теме.

Набор декоративного материала

Детям   предлагают   создать собственную композицию  

Наличие обобщенного представления о конструируемом  объекте:

 - соответствие    конструкции    заданной

теме;

 -  умение

объяснить    отличие     конечного  результата от заданной темы;

 - степень самостоятельности выполнения задания.

Выявление уровня развития осязания и мелкой моторики (автор Е. Подколзина):

Осязание и мелкая моторика

Высокий уровень

Самостоятельно: выполняет действия одной рукой; обследует материал пальцами одной руки в определенной последовательности; узнает определенный материал среди других предметов, выделяет воспринимаемые с помощью осязания и тактильной чувствительности признаки материала; ориентируется на микроплоскости; использует осязание в помощь зрению; использует осязание при общении; отражает в речи осязательные и тактильные.

Средний уровень

Самостоятельно: выполняет действия двумя руками; обследует материал одной и двумя пальцами рук в определенной последовательности; выделяет воспринимаемые с помощью осязания и тактильной чувствительности признаки материала; ориентируется на микроплоскости; использует осязание в помощь зрению; использует осязание при общении.

С помощью педагога (направляющие вопросы и инструкции): отражает в речи осязательные и тактильные восприятия.

Низкий уровень

Самостоятельно: выполняет действия двумя руками; обследует материал  пальцами двух рук в определенной последовательности; узнает материал среди других предметов.

С помощью педагога (направляющие вопросы и инструкции): выделяет воспринимаемые с помощью осязания и тактильной чувствительности признаки материала; ориентируется на микроплоскости; использует осязание в помощь зрению; использует осязание при общении; отражает в речи осязательные и тактильные восприятия.

Основываясь на критериях и показателях уровня навыков конструктивного развития детей старшего дошкольного возраста (методика Л.А.Ремезовой), были выделены три уровня развития умений и навыков: высокий, средний, низкий.

Высокий уровень – в выполнении заданий проявляет самостоятельность и творчество; высокое качество выполненной работы.

Средний уровень – ребенок испытывает трудности в создании конструкций по теме; с помощью взрослого составляет композиции по образцу; мало проявляет самостоятельности и творчества в выполнении заданий; удовлетворительное качество выполненной работы.

Низкий уровень – ребенок с помощью педагога затрудняется в создании конструирования композиции; непоследовательно выполняет работу по образцу; не проявляет самостоятельности и творчества при выполнении заданий; низкое качество выполненной работы.

2.5 Методические материалы и учебные пособия,

необходимые для реализации  Программы.

Информационно-методическое обеспечение программы

Предметно-развивающая среда по художественно-эстетическому воспитанию способствует развитию речи, воображения, мышления, расширяет кругозор, способствует нравственному становлению личности ребенка, воспитывает любовь к творческому процессу.

Таблица 7.

Вид помещения

Функциональное использование

Оснащение

Групповая комната:

  • Развитие речи
  • Ознакомление с окружающим миром  
  • Сенсорное развитие
  • Ознакомление с художественной литературой и художественно – прикладным творчеством
  • Игровая деятельность
  • Природный уголок
  • Физкультурный уголок
  • Книжный уголок
  • Уголок для изобразительной детской деятельности
  • Театральный уголок

Оборудование:

  • Музыкальный центр, аудиозаписи
  • Детская мебель для практической деятельности
  • Игровая мебель.
  • Дидактические игры на развитие психических функций – мышления, внимания, памяти, воображения  
  • Наглядно дидактические пособия
  • Наборы дидактических наглядных материалов
  • Художественные произведения по данной тематике
  • Мозаики
  • Предметы декоративно-прикладного искусства: старые CD диски, плотные нити, стеклянные банки, пластмассовые ложки, камни для декора, стеклянные стаканы, кофейные зерна, бусы, бисер, фисташковая скорлупа, пластилин, ветки, клей, ножницы

Содержание учебно - тематического плана

Перспективный план  работы кружка

Аппликация  из листьев «Дары осени»

Месяц

Название работы

Программное содержание

Используемый материал

Сентябрь

Экскурсия по территории детского сада

Воспитание чувства прекрасного, приобщение к природе.

Отбор и подготовка природного материала. 

Рисование «Осень»

(отпечатки листьев)

Знакомство детей с нетрадиционной техникой рисования «Отпечаток»

Листья деревьев, гуашь, акварель, лист А4, клей ПВА.

Аппликация  из листьев «Рыбки в аквариуме»

Развитие творческого мышления, интереса к самостоятельной деятельности, фантазии и воображения.

Листья деревьев, гуашь, акварель, цветной картон, клей ПВА.

Аппликация  из листьев

«Бабочки»

Аппликация «Раз крупинка, два крупинка…»

изготовление поделок из крупы

Октябрь

«Ваза для цветов»

Развитие мелкой моторики, тактильных опущений, творческого мышления, интереса к самостоятельной деятельности, фантазии и воображения. Воспитывать у детей терпение, усидчивость.

Крупа, макаронные изделия, клей титан, пластилин, бутылка из под йогурта,  картон.

«Ваза для цветов»

продолжение

Панно «Рыбка»

Панно «Рыбка»

продолжение

Техника  «Торцевание»

Ноябрь

Берёзка

развитие мелкой моторики пальцев, творческого мышления, интереса к самостоятельной деятельности, фантазии и воображения.

Пластилин, гофрированная бумага, салфетки, желтая, красная, голубая, белая, зелёная, сиреневая, клей ПВА.

Берёзка

продолжение

Цветок в горшке

Цветок в горшке

продолжение

Рисование ладошкой и ватными палачками

Декабрь

«Белый мишка»

развитие мелкой моторики пальцев, творческого мышления, интереса к самостоятельной деятельности, фантазии и воображения.

Цветной картон, ватные палочки, гуашь, кисти для рисования.

«Весёлый снеговик»

 Рисование ладошкой

познакомить с нетрадиционным способом рисунка при помощи ладони и отпечатков пальца.

Лист А4, гуашь, кисти для рисования.

«Павлин»

Рисование ладошкой

создать изображение павлина, используя в работе гуашь, ладошку и пальчики, а так же различные кисти для рисования.

«Павлин»

Продолжение

формирование художественно- образного мышления.

Изготовление поделок из ватных дисков

Январь

«Подснежники»

развитие у детей художественно-творческих способностей. воспитывает у детей терпение, усидчивость и фантазию.

Цветной картон зелёного цвета, материал, вата, клей ПВА, ножницы.

«Подснежники»

продолжение

Развивать чувство формы, тактильные ощущения. Укреплять пальчики и кисти рук.

Ватные диски, клей ПВА ножницы, ватные палочки, цветная бумага зелёного цвета, гуашь

Ватные диски, клей ПВА ножницы, цветной картон, цветная бумага.

«Лебеди»

развивать творческое начало, эстетический вкус, фантазию;
- совершенствовать конструкторские и аппликационные навыки и умения.

«Лебеди»

продолжение

Техника «Оригами»

Февраль

Открытка ко дню всех Влюбленных

учить работать по плану;
воспитывать внимание и заботу к родным и близким.

цветной картон белого, красного и черного цвета, ножницы, клей ПВА, две пуговицы, черная пряжа, гуашь, кисточки, шаблоны, карандаш.

Открытка ко дню всех Влюбленных

продолжение

Открытка  в подарок  папе.

- учить создавать из бумаги  открытку своими руками.

цветная бумага, цветная бумага  для принтера – 1 лист зеленого цвета, 1 лист белого цвета, клей ПВА, простой карандаш, линейка, ножницы, фломастеры.

Открытка  в подарок   дедушке.

-совершенствовать конструкторские и аппликационные навыки и умения.

Тестопластика

Март

«Рыбка»

развивать творческое начало, эстетический вкус, фантазию.

мука, соль, клей, гуашь.

«Рыбка»

продолжение

развивать творческое воображение, фантазию и чувство вкуса.

«Подкова на счастье»

«Подкова на счастье»

продолжение

-воспитывать самостоятельность, аккуратность в работе,  любовь к близким.

Нетрадиционная техника рисования «Граттаж»

Апрель

Знакомство с техникой

«Подготовка фона для работы»

познакомить детей дошкольного возраста с  некоторыми  видами нетрадиционных техник в рисовании.

листы бумаги белого цвета;
- кисти;
- банка с водой;
- гуашь;
- парафиновая свеча;

«Космос»

инициирование поиска изобразительно – выразительных средств для создания фантазийных космических сюжетов посредством использования нетрадиционного способа рисования - граттаж.

- бумага для акварели;
- кисти;
- банка с водой;
- гуашь;
- парафиновая свеча;
- авторучка с пустым стержнем; акварельные краски, восковые карандаши.

«Подготовка фона для работы»

Учить детей самостоятельно подготавливать фон для работы. Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании материалами. Развивать воображение, творчество

«Цап - царап»

(тема рисунка по желанию детей)

Бисероплетение

Май

Фенечка «Крестики»

привить интерес к работе с бисером.

бисер разных цветов, леска, проволока.

Фенечка «Крестики»

продолжение

развивать образное восприятие окружающего пространства и эмоциональную отзывчивость к своим работам;

Брелок «Бабачка» или  «Мотылек»

Брелки

продолжение

воспитывать способность мыслить, сочинять, создавать необычные, оригинальные произведения

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Электронные ресурсы:

https://www.maam.ru

https://www.youtube.com/channel/UCTsJtoNaZBYQhbIxS0-XEkQ

https://www.instagram.com/explore/tags/поделки/top/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Умелые ручки"

дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Умелые ручки"...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Умелые ручки»

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Умелые ручки»...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности "Умелые ручки"

Актуальность данной программы в том, что художественный ручной труд – это работа с различными материалами, в процессе которой ребенок создает относительно полезные и эстетически значимые пр...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности "Умелые ручки"

Программа кружковой деятельности «Умелые ручки» представляет разные виды продуктивной деятельности: игры с крупой, пуговицами, бумагопластика, тестопластика, рисование, лепка, поделки из п...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Художественно - эстетической направленности «Умелые ручки» Возраст воспитанников: 3-4 лет

Новизна программы заключается в том, что в процессе дополнительного обучения дети получают знания, умения, навыки и изучают приемы рук, которые не включены в программу детского сада. На дополнительных...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Умелые ручки» на 2023-2024 учебный год

Дополнительная общеобразовательнаяобщеразвивающая программахудожественной направленности «Умелые ручки»Аннотация к программе...