Программа дополнительного образования "Лепка из теста"
рабочая программа по аппликации, лепке

Фомина Ольга Михайловна

Программа по тестопластике для объединения "Лепка из соленого теста". Автор программы Фомина Ольга Михайловна.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poslednyaya_versiya_lepki.docx30.65 КБ

Предварительный просмотр:

          ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

НАПРАВЛЕННОСТЬ ПРОГРАММЫхудожественно-этетическая.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ

Программа по тестопластике вводит ребёнка в удивительный мир искусства. Работа с мягким пластичным материалом успокаивает, снимает напряжение, агрессию и тревогу, позволяет вести себя естественно и не принуждённо. Что является очень важным условием для гармоничного развития ребёнка.

Лепка имеет большое значение  для обучения и  воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию  зрительного  восприятия, памяти, образного мышления, привитию  ручных умений и навыков, необходимых для успешного  обучения в школе. Лепка  так же, как и другие виды  изобразительной деятельности, формирует эстетические   вкусы, развивает чувство  прекрасного, умение  понимать прекрасное  во всем его  многообразии.

Каждый  вид  изобразительной  деятельности позволяет развивать в детях умственную активность, творчество, художественный вкус и многие другие качества, без которых невозможно формирование первоначальных основ социально активной личности.

Приобщая ребенка к миру  прекрасного,  развивается  трудолюбие, усидчивость, художественный вкус, воображение, мышление.

ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ РАБОТЫ КРУЖКА:

Цель:

развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через тестопластику.

Задачи:

1) образовательные:

  1. сформировать представления о народных  промыслах;
  2. познакомить со способами деятельности – лепка из теста;
  3. научить основным приёмам работы лепки из теста.

2) развивающие:

  1. развить интерес к изучению народных промыслов.

3) воспитательные:

  1. воспитать чувство коллективизма, поддержки товарища.

 ПРИНЦИПЫ  ПОСТРОЕНИЯ  ПРОГРАММЫ:

  1. От простого к сложному.
  2. Связь знаний, умений с жизнью, с практикой.
  3. Доступность.
  4. Воспитывающая и развивающая направленность.
  5. Учет возрастных и  индивидуальных особенностей.

ТЕХНОЛОГИИ:

  • Игровое обучение
  • Педагогика сотрудничества

МЕТОДЫ:

  • Наглядный (показ, образцы поделок, иллюстрации);
  • Словесный (беседа, пояснение, вопросы, художественное слово)
  • Практический

 ФОРМЫ:

  • Индивидуальные
  • подгрупповые
  • групповые.

 СРЕДСТВА:

  • соленое тесто
  • стеки
  • доски для лепки
  • кисти и стаканы для воды
  • картон
  • скалки
  • рабочие столы
  • зубочистки
  • Программа обучения рассчитана на детей 3 – 7 лет, наполненность группы 10-15 человек. Занятия проводятся два раза в неделю по часу (всего 60часов +2 часа).

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И СПОСОБЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ:

   Для каждого ребёнка конкретным показателем его успехов является:

  • Возрастающий уровень его авторских работ, легко оцениваемый и визуальный и педагогом.
  • Скорость выполнения заданий и чёткость ориентировки при выборе их способов успешного выполнения.
  • Коллективное участие в коллективных работах и мероприятиях.
  • Оригинальность предлагаемых художественных решений.
  • Окрепшая моторика рук.

 

СРЕДСТВА ДИАГНОСТИКИ:

  • Отзывы родителей.
  • Собеседование с фокус-группами.
  • Тестирование (моторика ребёнка).

Для всего коллектива в целом, безусловным показателем является активное участие в  выставках, а так же отзывы, которые будут отданы их работам.

К КОНЦУ ГОДА РЕБЁНОК ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

  1.  инструменты и материалы, необходимые для работы с тестом;
  2. основные этапы подготовки изделий;
  3. основные приёмы лепки, технологию выполнения;
  4. композиционные основы построения изделия;
  5. правила безопасности работы во время изготовления изделий.

К КОНЦУ ГОДА РЕБЁНОК ДОЛЖЕН УМЕТЬ:

  1. скатывание прямыми движениями;
  2. скатывание круговыми движениями;
  3. расплющивание;
  4. соединение в виде кольца;
  5. защипывание  края формы;
  6. лепка из нескольких частей;
  7. оттягивание части от основной формы;
  8.  соединять детали в готовое изделие;
  9.  сушить изделие;                                          10.использование стеки.

                 СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

  1. Вводное занятие(1час) Ознакомление с работой кружка. Техника безопасности, правила поведения на занятиях.
  2. «Чаепитие» (9 часов) Закрепление и расширение знаний о хлебобулочных изделиях.
  • Бублик, сушка (1час) Раскатывание «столбиков» разной длины и толщины замыкание их в кольцо.  Данная образовательная деятельность развивает восприятие формы и величины, глазомер и мелкую моторику. Закрепление и расширение представлений о хлебобулочных изделиях.
  • Загогулька и завиток (1 час) Раскатывание колбасок разной величины. Обучение соединять детали лепки друг к другу. Расширение знаний о хлебобулочных изделиях.
  • Круассан (1 час) Раскатывание теста при помощи скалки. Вырезание при помощи стеки треугольника. Закатывание теста, передовая форму круассана. Расширение знаний о хлебобулочных изделиях.
  • Плетёнка (1 час) Раскатывание колбасок разной величины. Обучение плести косичку из теста. Закрепление и расширение представлений о хлебобулочных изделиях.
  • Ватрушка (1 час) Скатывание шара и его расплющивание. Познакомить с новым способом украшения - выдавливание теста через пресс. Закрепление знаний о хлебобулочных изделиях.
  • Булочка с изюмом (1 час) Скатывание шара, его расплющивание и раскатывание при помощи скалки. Вдавливание в тесто. Закрепление знаний о хлебобулочных изделиях.
  • Бутерброд (1 час) Скатывание шаров, расплющивание, раскатывание при помощи скалки. Работа стекой – обрезание лишнего теста. Вдавливание формочкой.
  • Коллективная работа « Чаепитие» (2 часа) В работу входят: лепка самовара и лепка чашек. Скатывание шаров и колбасок разной величины. Защипывание и сплющивание. Развитие умения доводить работу до конца. Радоваться готовой работе. Знакомство с особенностями русского чаепития.
  1. Цветы (8 часов) Закрепление и расширение знаний о цветах.
  • Цветок для мамы (1 час) Скатывание шаров и колбасок разной величины. Сплющивание, защипывание теста. Обучение и закрепление умения соединять детали лепки друг с другом.
  • Подсолнух (1 час) Скатывание шаров разной величины. Защипывание и сплющивание. Вдавливание в середину цветка семечек. Закрепление умения соединять детали лепки между собой. Закрепление знаний о подсолнухе.
  • Розы (1 час) Раскатывание «столбиков», сплющивание колбасок и закатывание их. Закрепление умения соединять детали лепки между собой. Закрепление знаний о розах.
  • Фиалки (1 час) Скатывание шаров и колбасок разной величины. Защипывание и раскатывание теста. Развитие умения доводить работу до конца. Радоваться готовой работе. Знакомство с домашними цветами.
  • Корзина для цветов (1 час) Скатывание колбасок и переплетение их. Знакомство с плетением корзин.
  •  Коллективная работа «Букет цветов» (1 час) Скатывание шаров и колбасок разной величины. Защипывание и раскатывание теста. Развитие умения доводить работу до конца. Радоваться готовой работе.
  • Кактус (2 часа) Скатывание шаров разной величины и присоединение их друг к другу. Закрепление умения доводить изделие до нужного образца с помощью природного материала. Раскрашивание высушенной работы. Знакомство детей с комнатным растением – кактусом.
  1. Новый год (7 часов) Закрепление и расширение знаний о Новом годе.
  • Подарок (1 час) Скатывание шаров и колбасок разной величины. Присоединение деталей лепки друг к другу.
  • Торт (1час) Скатывание шаров разной величины, сплющивание шаров. Присоединение деталей лепки друг к другу. Расширение знаний о кондитерских изделиях.
  • Снежинка (1 час) Скатывание колбасок, переплетение их между собой. Расширение знаний о снеге.
  • Ёлочные украшения (1 час) Скатывание колбасок, переплетение их между собой. Расширение знаний о елочных украшениях.
  • Ёлка с игрушками (2 часа) Скатывание шаров и колбасок разной величины. Присоединение деталей лепки друг к другу. Сплющивание теста и работа стекой. Раскрашивание красками готовой работы.
  • Сюжетная картина «Зимняя улица»    (1 час) Скатывание шаров и колбасок разной величины. Сплющивание их. Раскатывание теста при помощи скалки. Работа стекой. Закрепление умения соединять детали лепки между собой. Закрепление умения радоваться готовой работе. Расширение и закрепление знаний о зиме.

  1. Мир животных (5 часов) Расширение знаний о животных.
  • Мышка на сыре (1 час) Скатывание шаров разной величины, сплющивание и присоединение деталей лепки друг к другу. Раскатывание теста при помощи скалки. Знакомство с жизнью мышей.
  • Черепаха (1 час) Скатывание шаров и колбасок разной величины. Сплющивание их. Работа стекой. Закрепление умения соединять детали лепки между собой. Закрепление умения радоваться готовой работе. Раскрашивание красками готовой работы. Знакомство с жизнью черепах.
  • Зайка (1 час) Скатывание шаров и колбасок разной величины. Сплющивание их. Раскатывание теста при помощи скалки. Обучение умения передавать характерные особенности внешности зайца. Закрепление умения соединять детали лепки между собой. Расширение знаний о зайцах.
  • Сюжетная картина «Баю-бай» (1час) Скатывание шаров и колбасок разной величины. Сплющивание их. Раскатывание теста при помощи скалки. Работа стекой. Закрепление умения соединять детали лепки между собой. Закрепление умения радоваться готовой работе.
  • Собачка (1 час) Скатывание шаров и колбасок различной величины. Сплющивание и вытягивание их. Работа стекой. Закрепление умения соединять детали лепки между собой. Расширение знаний о жизни собак.
  1. Дом(5 часов) Расширение знаний об некоторых предметах в доме.
  • Телефон (1 час) Скатывание шаров и колбасок разной величины. Сплющивание их. Закрепление умения соединять детали лепки между собой. Расширение знаний о телефоне.
  • Сотовый телефон (1 час) Скатывание колбасок и шаров разной величины. Сплющивание их. Работа стекой. Закрепление умения соединять детали лепки между собой. Расширение знаний о сотовом телефоне.
  • Сюжетная картина «Дом» (1 час) Скатывание шаров и колбасок разной величины. Сплющивание их. Раскатывание теста при помощи скалки. Работа стекой. Закрепление умения соединять детали лепки между собой.
  • Часы (1 час) Скатывание шаров и колбасок разной величины, присоединение их друг к другу. Раскатывание теста при помощи скалки. Вырезание из теста деталей лепки при помощи формы. Закрепление умения доводить изделие до нужного образца при помощи стеки и природного материала.
  • Сумка (1 час) Скатывание шаров и колбасок разной величины, присоединение их друг к другу. Раскатывание теста при помощи скалки. Вырезание из теста деталей лепки при помощи стеки. Закрепление и расширение знаний о сумках.
  1. Деревья (2 часа) Закрепление знаний о деревьях.
  • Берёза (1час) Скатывание колбасок разной величины, сплющивание их. Раскатывание при помощи скалки. Закрепление умения соединять детали лепки друг с другом. Закрепление знаний о деревьях
  • Яблоня.(1 час) Скатывание шаров и колбасок разной величины. Защипывание и раскатывание теста. Развитие умения доводить работу до конца. Радоваться готовой работе.
  1. Подарки на праздники(2 часа) Подготовка подарков к праздникам  23 февраля и 8 марта.
  • Подарок папе (1 час)  Скатывание шаров и колбасок разной величины. Сплющивание и закручивание их. Раскатывание теста при помощи скалки. Работа стекой. Закрепление умения соединять детали лепки между собой. Закрепление умения радоваться готовой работе.
  • Подарок маме (1 час) Скатывание шаров и колбасок разной величины. Сплющивание и закручивание их. Раскатывание теста при помощи скалки. Работа стекой. Закрепление умения соединять детали лепки между собой. Закрепление умения радоваться готовой работе.
  1. Птицы (6 часов) Закрепление и расширение знаний о птицах.

Снегири (1 час) Скатывание шаров и колбасок разной величины. Присоединение деталей лепки друг к другу. Сплющивание теста и работа стекой. Знакомство с жизнью снегирей.

Курица (1 час) Скатывание шаров и колбасок разной величины. Присоединение деталей лепки друг к другу. Сплющивание теста и работа стекой. Знакомство с жизнью домашних птиц.

Петух (1 час) Скатывание шаров и колбасок разной величины. Присоединение деталей лепки друг к другу. Сплющивание теста и работа стекой. Знакомство с жизнью домашних птиц.

Цыплёнок (1 час) Скатывание шаров и колбасок разной величины. Присоединение деталей лепки друг к другу. Сплющивание теста и работа стекой. Знакомство с жизнью домашних птиц.

Павлин (1час) Скатывание шаров и колбасок разной величины. Присоединение деталей лепки друг к другу. Сплющивание теста и работа стекой. Знакомство с жизнью павлинов.

Уточка (1 час) Скатывание шаров и колбасок разной величины. Присоединение деталей лепки друг к другу. Сплющивание теста и работа стекой. Знакомство с жизнью домашних птиц.

  1. Декор для дома(5 часов) Знакомство с разнообразием поделок из солёного теста.
  • Подкова с цветами (1час) Скатывание шаров и колбасок разной величины, присоединение их друг к другу. Сплющивание их. Работа с тестом при помощи скалки.
  • Венок с яблоками (1час) Скатывание шаров и колбасок разной величины, присоединение их друг к другу. Закрепление умения доводить изделие до нужного образца при помощи стеки и природного материала.
  • Венок с цветами(1час) Скатывание шаров и колбасок разной величины, присоединение их друг к другу. Закрепление умения доводить изделие до нужного образца при помощи стеки и природного материала.
  • Рамка с божьей коровкой(1час) Скатывание шаров и колбасок разной величины, присоединение их друг к другу. Перекручивание колбасок между собой. Закрепление умения доводить изделие до нужного образца при помощи стеки и природного материала.
  • .Ажурное панно «Цветы» (1 час) Раскатывание колбасок и шаров из теста, сплющивание их. Закрепление умения соединять детали лепки между собой. Развитие воображения.
  • Панно «Клоун» (1 час) Скатывание шаров и колбасок разной величины, присоединение их друг к другу. Раскатывание теста при помощи скалки. Вырезание из теста деталей лепки при помощи формы. Закрепление умения доводить изделие до нужного образца при помощи стеки и природного материала.
  1. Сюжетная картина «Космос» (2 часа) Скатывание шаров и колбасок разной величины. Сплющивание их. Раскатывание теста при помощи скалки. Работа стекой. Закрепление умения соединять детали лепки между собой. Закрепление умения радоваться готовой работе. Расширение и закрепление знаний о космосе.
  2. Море (6 часов) Знакомство с жизнью обитателей моря.

Кит (1 час) Скатывание шаров разной величины, сплющивание шаров. Присоединение деталей лепки друг к другу. Знакомство с жизнью китов.

Медуза (1час) Скатывание шаров разной величины их сплющивание.  Соединение деталей лепки между собой. Знакомство с жизнью медуз.

Золотая рыбка (1 час) Повторение и закрепление знаний о способах лепки. Скатывание шара и колбасок, сплющивание и придавливание. Изучение и закрепление знаний о рыбах.

Водоросли (1час) Скатывание колбасок, переплетение их между собой. Знакомство с разными водорослями.

Осьминожки (1 час) Скатывание шаров и колбасок разной величины, сплющивание их. Закрепление умения закреплять детали лепки между собой. Знакомство с жизнью осьминогов.

Раковина  (1 час) Скатывание шаров и их сплющивание. Присоединение деталей лепки между собой. Знакомство с морскими обитателями.

13.Насекомые(3 часа) Расширение знаний о насекомых.

  • Бабочка (1 час) Скатывание колбасок и шаров разной величины. Сплющивание и раскатывание теста при помощи скалки. Закрепление умения соединять детали лепки между собой. Развитие воображения. Расширение знаний о жизни насекомых.
  •  Гусеница на листе (1 час) Скатывание шаров разной величины и присоединение деталей лепки друг к другу. Раскатывание теста при помощи скалки. Работа стекой. Знакомство с жизнью гусениц.

Открытое занятие «Божья коровка»    (1 час) Скатывание шаров и колбасок разной величины. Закрепление умения соединять детали лепки между собой. Расширение знаний о жизни насекомых. Развитие воображения.

          УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН:

 Разделы и темы

Количество часов

Всего

теоретических

практических

1.Вводное занятие

1

1

2. «Чаепитие»

4,5

4,5

9

3.Цветы

4

4

8

4. Новый год

3,5

3,5

7

5.Мир животных

2,5

2,5

5

6.Дом

2,5

2,5

5

7.Деревья

1

1

2

8.Подарки на праздники

1

1

2

9.Птицы

3

3

6

10.Декор для дома

3

3

6

11.Космос

1

1

2

12.Море

3

3

6

13.Насекомые

1,5

1,5

3

Всего часов

31,5

30,5

62

                                             

        Литература

  1. И.А. Лыкова « Изобразительная деятельность в детском саду» Издательский дом «Цветной мир» 2010г.
  2. А. Фирсова «Чудеса из солёного теста» Айрис пресс 2010г.
  3. К. Силаева, И. Михайлова «Солёное тесто» Эксмо 2008г.
  4. И. Н.Хананова «Солёное тесто» «АСТ-ПРЕСС»2010г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования « Сказку сделаем из глины (пластилина и теста)»

Основной целью программы обучения лепке из глины является всестороннее творческое развитие ребенка. Работа ведется с каждым ребенком индивидуально, так как дети не все одарены одинаково. Для менее спо...

Программа дополнительного образования "Чудо- тесто".

Эта программа предусматривает развитие творческих способностей детей посредством тестопластики.Программа рассчитана на 3 учебных года.Программа реализуется в виде кружковой работы во 2-половину дня.Пр...

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ТЕСТОПЛАСТИКА-ЛЕПКА ИЗ СОЛЕНОГО ТЕСТА»

Соленое тесто обладает удивительными свойствами: мягкостью, пластичностью, простотой использования, доступностью и дешевизной. К тому же некрашеное соленое тесто не пачкает одежду и руки ребенка.Фигур...

Рабочая программа дополнительного образования "Фантазии из солёного теста"

Рабочая программа на 2015 - 2016 учебный год по художественно-эстетическому направлению...

Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Фантазии из теста» направленности «Художественно-эстетическое развитие» для детей 4-7 лет

Содержание Пояснительная записка……………………………………………………………Учебно-тематический план…………………………………………………………Содержание программы дополнительного образования детей, краткое описание тем (теоретических и ...

Программа дополнительного образования детей второй младшей группы «Волшебное тесто»

Цель программы: развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе лепки из соленого тестаЗадачи:1) образовательные:овладение основами, умениями  работы из  целого куска ...