Мастер – класс по технологии проблемного обучения в технике «Торцевания» для решения задач социально – коммуникативного развития ребенка
методическая разработка по аппликации, лепке

Калашникова Ирина Владимировна

Торцевание – один из видов бумажного рукоделия. Эту технику можно отнести и к способу аппликации, и к виду квиллинга (бумаговерчения). С помощью торцевания можно создавать удивительные объемные картины, мозаики, панно, декоративные элементы интерьера, открытки. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_-_klass_v_tehnike_tortsevanie.docx21.61 КБ

Предварительный просмотр:

Калашникова Ирина Владимировна

Воспитатель

МАОУ СОШ №2

город Тобольск

Мастер – класс по технологии проблемного обучения в технике «Торцевания» для решения задач социально – коммуникативного развития ребенка

Добрый день, уважаемые коллеги!

Темой нашей сегодняшней встречи будет «Социально – коммуникативное развитие детей через технологию проблемного обучения».

Для начала хотелось бы вспомнить, что же такое технология проблемного обучения? (ответы коллег)

ТПО – это специально созданная совокупность специфических приемов и методов, которые способствуют формированию самостоятельной познавательной деятельности ребенка и развитию творческого мышления. (добывать знания, применять их в решении новых познавательных задач.)

Вообще, в основу проблемного обучения легли идеи американского психолога, философа и педагога Дж. Дьюи, который в 1894 году основал в Чикаго опытную школу, в которой в основу обучения составлял не учебный план, а игры и трудовую деятельность. Методы, приемы, новые принципы обучения, применявшиеся в этой школе, не были теоретически обоснованы и сформулированы в виде концепции, но получили распространение в 20-30х годах XX века.

Но дошкольное образование переживает период изменения требований к общей системе образования. Согласно этим изменениям у выпускника дошкольного образовательного учреждения должны быть сформированы такие интегративные качества как «способность решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту; способность планировать свои действия и применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим». Успешно решать данные задачи позволяет внедрение современных образовательных технологий в практику работы образовательного учреждения.

Суть проблемного обучения в детском саду заключается в том, что воспитатель создает познавательную задачу, ситуацию и предоставляет детям возможность изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения. Проблемное обучение активизирует мысль детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания.

Существует четыре уровня проблемности в обучении:

1. Воспитатель сам ставит проблему (задачу) и сам решает её при активном слушании и обсуждении детьми.

2. Воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под его руководством находят решение. Воспитатель направляет ребёнка на самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод).

3. Ребёнок ставит проблему, воспитатель помогает её решить. У ребёнка воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему.

4. Ребёнок сам ставит проблему и сам её решает. Воспитатель даже не указывает на проблему: ребёнок должен увидеть её самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы её решения. (Исследовательский метод)

В итоге воспитывается способность самостоятельно анализировать проблемную ситуацию, самостоятельно находить правильный ответ.

А как вы думаете, в каких видах деятельности может применяться ТПО? (ответы коллег). Верно, это игровая, продуктивная и экспериментально – поисковая деятельность.

А так же оно направлено на социально – коммуникативное развитие детей. В соответствии с ФГОС направлено оно на:

  • усвоение норм и ценностей принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
  • развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослым и сверстниками;
  • становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
  • развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирования готовности и совместной деятельности со сверстниками, формирования чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых;
  •  формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Сегодня я бы хотела поделиться опытом, как ТПО может помочь в решении задач социально – коммуникативного развития на основе техники «Торцевания».

Торцевание – один из видов бумажного рукоделия. Эту технику можно отнести и к способу аппликации, и к виду квиллинга (бумаговерчения). С помощью торцевания можно создавать удивительные объемные картины, мозаики, панно, декоративные элементы интерьера, открытки. Еще малоизвестная, эта техника очень быстро обретает новых поклонников и завоевывает популярность в мире рукоделия. Столь стремительный рост ее популярности объясняется, во-первых, необычным эффектом «пушистости», который дает торцевание, а во-вторых, очень легким способом исполнения. Что же это такое, техника торцевания из бумаги? Давайте познакомимся с ней поближе.

В основе этой техники – создание изображений и предметов с помощью объемных элементов из бумаги. Объемный элемент торцевания называют «торцовкой» или «торчком». Он представляет собой сжатый в виде воронки или конуса кусочек мягкой бумаги. Именно из таких элементов и создается задуманное изделие. Каждая такая «торцовочка» как один мазок кисти в создании картины, как одна петелька в вязании или одна бусинка в бисероплетении.

И сегодня в преддверии праздника, возникает проблема, что же подарить нашим мамам? Как вы думаете, уважаемые коллеги? (Ответы коллег) Нет ценнее и дороже подарка сделанного своими руками. И этот подарок я предлагаю выполнить в технике торцевание.  

Для выполнения поделок в этой технике нужен минимальный набор материалов и инструментов: бумага, клей, ножницы и, так называемый, «торцовочный» инструмент.

Бумага для торцевания годится не всякая. Обычно в этой технике используется гофрированная бумага или по-другому креповая. Кроме гофрированной бумаги для торцевания подойдут также обычные бумажные салфетки.

А что же можно взять за основу для изготовления плоскостных изображений? (Ответы) Для панно, картин и мозаик берется плоская основа – лист ватмана, картон, легкие потолочные плитки. Но так же в технике торцевания можно изготавливать объемные поделки, как вы думаете, что же будет здесь основой? (Ответы) Для объемных поделок делаются заготовки из пенопласта, газет, папье-маше, пластилина.

Ну и конечно же главный инструмент, что же это может быть? (Ответы) Главный инструмент торцевания – длинная тонкая палочка с тупым концом. В детском саду удобнее и практичнее использовать стрежень или корпус от шариковой ручки, в зависимости от выбранной работы.

Уважаемые коллеги, мне нужна ваша помощь в решении проблемы, которая прозвучала в начале моего выступления, вы помните ее? Да, верно, проблема подарка. И сейчас я попрошу вас сесть за стол соответствующий геометрической фигурке у вас.

А теперь расскажу о самой технике:

Техника как такова

Нарезаем квадраты (один на один см) из гофрированной бумаги.

Делаем заготовку для объемного изделия или рисуем узор на плоской поверхности.

Тупой конец (торец) стержня ставим на бумажный квадратик.

Сминаем бумагу и прокатываем стержень между пальцами.

Приклеиваем трубочку-торцовочку к заготовке.

Вынимаем стержень.

Приступаем к работе!

(Дать слово работающим)

Таким образом, сегодня, я хотела раскрыть вам технологию проблемного обучения на основе техники «Торцевания», а вообще ТПО в детском саду может использоваться при работе во всех направлениях, как в познании, так и в художественно – эстетическом и социально – коммуникативном и в речевом и в физическом развитии. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Обеспечение решения задач социально-личностного развития воспитанников средствами русского народного танца»

Методическая разработка взаимодействия педагога -хореографа и воспитателей подготовительной группы по реализации образовательных областей "Музыка", "Познание"....

Комплексное решение задач социально-коммуникативного, познавательного и речевого развития в процессе формирования математических способностей в реализации ФГОС ДО

«От того, как заложены элементарные математические представления в значительной мере зависит дальнейший путь математического развития, успешность продвижения ребенка в этой области знаний» Л.А. Венгер...

«Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста» «Задачи социально-коммуникативного развития дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»

laquo;Социально-коммуникативноеразвитие детей дошкольного возраста»«Задачи социально-коммуникативного развития  дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»...

Презентация мастер-класса «Использование технологии проблемного обучения при ознакомлении старших дошкольников с многозначными словами»

В презентации представлен опыт работы по использованию проблемного обучения с детьми старшегодршкольного возраста...

ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДНИЯ С СОЦИАЛЬНЫМИ ПАРТНЁРАМИ ПРИ РЕШЕНИИ ЗАДАЧ СОЦИАЛЬНО - НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Перед специалистами детских садов возникает необходимость «создания благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, разви...

Картотека игр И.А. Орловой «Учим малышей общаться» методика личностно-ориентирована и способствует решению задач социально-коммуникативного развития

Учить детей общаться, развивать эмоциональную сферу помогает игра. В формате игры маленькие дети учатся строить отношения в системе «ребенок-взрослый», «ребенок-ребенок», &laqu...

Мастер класс «Использование элементов проблемного обучения как условие развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста»

Основная задача педагогов детского сада заключается в наполнении повседневной жизни детей в группе интересными делами, идеями, проблемами, включение всех детей в содержательную деятельность. Очень важ...