«Обеспечение решения задач социально-личностного развития воспитанников средствами русского народного танца»
методическая разработка по музыке (подготовительная группа) на тему

Плотникова Ирина Дмитриевна

Методическая разработка взаимодействия педагога -хореографа и воспитателей подготовительной группы по реализации образовательных областей "Музыка", "Познание".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya2.doc53 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Обеспечение решения задач социально-личностного развития воспитанников средствами русского народного танца»

Плотникова И.Д., хореограф высшей

квалификационной категории

 ДОУ№7 Колпинского района

 Санкт-Петербурга

Возникновение проекта «Русский дом» было обусловлено поиском эффективных путей организации детского коллектива и взаимодействия с семьями воспитанников.

Направление деятельности проекта: приобщение детей к прошлому и настоящему своей культуры и объединение детей и родителей в совместной деятельности.

Вид, тип проекта: комплексный, длительный, творческий.

Краткий план мероприятий проекта:

- знакомство детей с историей русского быта;

- проведение осенней ярмарки;

- проведение Книжкиной недели на основе русских народных сказок;

- знакомство с русским народным костюмом и его элементами;

- знакомство с разными видами шалей;

- знакомство с фольклорными формами;

- экскурсия в музей русского быта;

- развитие у детей креативности в процессе выполнения творческих заданий, развитие способности к целепологанию, мотивации своей деятельности.

- создание энциклопедии русского быта.

- организация интегрированной  совместной деятельности, обеспечивающий синтез искусств: устного народного творчества, музыки и живописи;

- организация условий в группе для отражения полученных знаний, умений и навыков в проблеме, в самостоятельной и совместной деятельности;

- привлечение родителей к проекту, участие родителей в создании энциклопедии русских посиделок;

- итоговое зенятие «Русские посиделки».

Данная тема:

- помогла объединить все ранее полученные детьми знания, эмоциональный опыт и навыки;

- способствовала формированию у детей устойчивого интереса к истокам русской культуры;

- стимулировала совершенствованию у детей навыка поддерживать беседу в группе на заданную тему,  соблюдая правила речевого этикета;

- способствовала развитию мышления, внимания и памяти;

- способствовала обеспечению разностороннего социально-личностного развития, усвоению традиций и обычаев русского народа;

- позволила  интегрировать деятельность воспитателей с педагогами дополнительного образования: хореографом, руководителем изостудии и музыкальным руководителем;

- сделала более эффективной работу, направленную на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей,

- оказала влияние на формирование детского коллектива;

- способствовала введению родителей в образовательное пространство группы.

В связи с тем, что в 2009 году в Санкт-Петербурге особое внимание уделялось вопросу этнокультурного воспитания, мы предложили детям погрузиться в историю русского быта.

Беседа на групповом сборе с детьми позволила определить их интересы и составить план проекта:

В ходе проекта мы с детьми и родителями прожили следующие темы:

- русский народный костюм и его элементы

- русская шаль (павлово-пасадская, оренбургский пуховый платок, шёлковая шаль)

- русская шаль

- народные узоры

- мастерская народного костюма

- тардиционные русские ремесла

- быт славянской семьи

- русские посиделки. В ходе работы эта тема детьми была выделена особо.

Оценить результативность работы в проекте мы смогли в ходе итогового занятия «Русские посиделки».

Цель: способствовать формированию у детей мотивации деятельности, способности к целепологанию в процессе совместной деятельности.

Задачи:        

  1. Продолжать работу по формированию устойчивого интереса у детей к истокам русской культуры.
  2. Уточнить представления детей о традиционной форме отдыха русских людей в деревнях – посиделки, обратив внимание на особенность костюма, традиционные ремесла, народные игры и развлечения.
  3. Способствовать формированию у детей навыка поддерживать беседу в группе на заданную тему, соблюдая правила речевого этикета.
  4. Продолжать работу по формированию у детей устойчивости внимания, развитию ассоциативного и логического мышления.
  5. Продолжать работу по развитию у детей способности коллективной творческой деятельности в процессе постановки и разрешения проблемной ситуации.

Содержание

Воспитатель. Ребята, мы с вами пришли в хореографический класс к Ирине Дмитриевне, а ее что-то нет. Давайте ее подождем и оглядимся. Как изменился внешний вид помещения. Что появилось такое, чего никогда не было?  (Дети осматривают помещение, перечисляют новые предметы.) 

Воспитатель. Давайте подойдем поближе и рассмотрим их.

Это что? – Прялка.

«В избушке, распевая, дева

Прядет, и, зимних друг ночей,

Трещит лучинка перед ней».

А для чего она была нужна? (дети предполагают, рассуждают) Прялка - уникальный инструмент. От того, насколько богато и красива была расписана прялка – можно было судить о богатстве хозяйки дома.

А вот загадка: «Чем больше я верчусь, тем больше я толстею» Что это (веретено)

Воспитатель. А эта загадка о чем?

У носатого Фоки

Постоянно руки в боки.

Фока воду кипятит

И как зеркало блестит.

О чем эта загадка.

Да, конечно – это самовар.

Воспитатель. Отгадайте, а что это за предмет? (показываю чугунные щипцы)

Воспитатель. Да, это  щипцы. Ими русские девицы делали себе кудри, чтобы быть красавицами.

Входит Хореограф: Ой, кто же тут у меня в гостях. Здравствуйте Добры молодцы и красны девицы. Приветствует детей поклоном. (Дети отвечают на поклон)

Воспитатель. Ирина, Дмитриевна, какая вы сегодня красивая. Можно мы Вами немножко полюбуемся. (Дети встают в круг и, передавая, друг другу красивый платочек, говорят комплименты).

Хореограф. Конечно можно. Я сегодня в русском народном костюме не случайно. Я танцую не только с вами в детском саду. Еще я работаю в танцевальном коллективе «Сударушка», в котором занимаются люди, увлеченные русскими песнями и танцами.

Воспитатель. Такая красота достойна комплимента. Помните нашу игру «Комплимент». (С платочком.)

Хореограф. Спасибо Вам ребятки за добрые слова.

Воспитатель. А мы с ребятами вместе с Натальей Александровной в изостудии рассматривали иллюстрации и рисовали детали русского костюма.

Хореограф. Очень хорошо. Тогда вы сможете сказать, что же на мне надето. (Рубаха, сарафан, кокошник) А для какого случая у меня сарафан? Почему вы так думаете?

А еще я вам хочу показать фотографии моей бабушки и мамы. Они тоже одеты в русские народные костюмы.  Но не в сарафаны. А как называется такой вид костюма, из каких деталей он состоит? Да, это понева – прабабушка юбки и рубаха. Это костюм юга России. Представляете, ее вышивала моя прабабушка – мама моей бабушки.

Воспитатель. Ирина Дмитриевна, вы сегодня такая красивая, что мы даже забыли, зачем пришли.

Ребенок. Ирина Дмитриевна. Мы хотели бы организовать русские посиделки и пригласить родителей. Пришли к вам за советом, как лучше это сделать. 

Хореограф. Да, конечно, я вам помогу. А сначала наряжайтесь, да на посиделки отправляйтесь. (Дети переодеваются, звучит музыка) Много у русского народа чудесных напевных песен, красивых танцев, старинных обычаев и традиций. В каком народе живешь, таких обычаев и держишься. Пожалуй, самый интересный обычай - русские посиделки. Не с проста вы ими заинтересовались.

Воспитатель. Ребята, наши костюмы сшиты по  мотивам русских народных костюмов, давайте полюбуемся на себя. (Дети любуются на себя в зеркале). (Воспитатель выходит, быстро переодевается в русский костюм.)

Хореограф. Приходя, друг к другу в гости, принято здороваться. На Руси часто приветствовали друг друга поклоном. А мы с вами разучивали к ярмарке танец «Брови». Дети танцуют.

Воспитатель. Вот я тоже захотела стать красавицей. Я вам нравлюсь. Я тоже готова к посиделкам. 

Воспитатель. Жизнь в деревне была не простой. Люди очень много работали. Были работы мужские и женские. Какие работы выполняли мужчины? А какие – женщины? Давайте поиграем в отгадалки. Я буду говорить слово, а вы называть ремесло, к которому оно относится:

- пряжа;

- солома;

- мука;

- холст;

- молот;

- молоко.

Хореограф. А теперь вы можете рассказать о ремеслах не словами, а языком танца. («Ремесла»)

Хореограф. Ребята, посмотрите какие у меня красивая шаль. Воспитатель. Можно мне шали померить.

Хореограф. Примерьте вот эту. Дети, как называется эта шаль? А почему она так называется?

Посмотрите, какие у меня еще есть шали.

Воспитатель. примеряет пуховый платок) Ой, какой мягонький. А как он называется?

Это оренбургский пуховый платок.

Воспитатель. А это? (шелковая шаль.)

Хореограф. Посмотрите, потрогайте и скажите, чем они отличаются друг от друга? А теперь давайте поиграем. Девочки накинут шали на плечи, а мальчики с завязанными глазами дотронуться до плеча девочек, и попытаются угадать, какая у кого шаль. В такую игру можно поиграть на посиделках. 

Воспитатель. Ах, какие женщины, на Руси искусницы и мастерицы, да на работу скоры и в танце задорны. Покажите, как красивы шали в танце. А Мальчики на вас полюбуются. Танец «Шали». <Рисунок 9>

Хореограф. На славу танец у вас получился. На посиделках часто играли в игры, водили хороводы. Какой недавно был народный праздник? Масленица. Давайте и мы с вами поводим хоровод, который можно будет, потом вместе с мамами поводить. Хоровод.

Воспитатель. А в какую игру можно еще поиграть на посиделках.

Хореограф. Игра «Гори, гори ясно»

Воспитатель. Ну, мы и напелись и наплясались. Чай проголодались?

Хореограф. Не красна изба углами, а красна пирогами.

Воспитатель. Все, что есть в печи, все на стол мечи!

Хореограф. 

Я иду, иду, иду, самовар в руках несу, прибауточку пою.

Вот чай, чай, чай.

Гость хозяюшку встречай!

Прибауткой отвечай! (Дети отвечают).

- Кому махну платком, тот прибаутку и скажет.

Чай пить – приятно жить!

- Попьешь чайку – позабудешь про тоску!

- Чай не пил, – какая сила, чай попил – совсем ослаб!

- От чая лиха не бывает!

- Как Марфушка для Петра наварила, напекла 92 блина, 53 пирога. Вот сколько пирогов. Хватит на всех едоков.

- Хозяюшку нашу потешьте – пирогов поешьте.

- Мы люди не гордые – нету хлеба – подавай пироги.

- Лакомый кусок – скорее в роток.

- Эх, с маслицем и сметаной и хозяюшкин лапоть съешь.

Хореограф. Да, посиделки часто проходили за чаем с угощениями. Ребята, вы поняли, чем можно заняться на посиделках?

Воспитатель. Ну гости дорогие, пора и честь знать, хозяйке пора отдыхать. Стол «Спасибом» красится. Спасибо вам хозяюшка, пироги у Вас хорошие, сердце Ваше приветливое.

Все. Спасибо этому дому пойдем к другому!

Хореограф. Вот и шуткам – прибаутка конец, а кто слушал – молодец! Я думаю, что я вам помогла немного. Вы в группе еще посоветуетесь, и у вас получаться замечательные посиделки.

Воспитатель. Давайте поблагодарим Ирину Дмитриевну и попрощаемся с ней русским поклоном.

Список литературы:

1. Н.А.Виноградова, Е.П.Панкова  «Образовательные проекты в детском саду»

 АЙРИС-Пресс, Москва, 2008 год

2. Составлена Иваном Панкеевым, «Полная энциклопедия быта русского народа»,  «Олма-пресс», 1998 год.

3. М.В.Тихонова, Н.С.Смирнова. «Красна изба…» методическое пособие

 «Детство-пресс», СПб, 2000год.

4. Т.А.Устинова. «Избранные русские народные танцы». Москва, «Искусство», 1996год.

5. Составитель А.Чижик. «Русские кадрили» сборник.  «Искусство», Москва, 1956год.

6. «Искусство балетмейстера» «Просвещение», Москва, 1986год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Воспитание патриотических чувств и любви к малой Родине средствами русских народных танцев

В материале представлен проект по развитию патриотических чувств  для детей подготовительной группы...

Национальные танцы разных народов мира (армянские народные танцы, турецкие народные танцы, русские народные танцы)

Национальные танцы разных народов мира (армянские народные танцы, турецкие народные танцы, русские народные танцы)...

Образовательный проект по народному танцу " Всё о русском народном танце"

Проект по хореографии разработан и проведён к международному дню танца -29 апреля. Цель проекта приобщение дошкольников к истокам русского танцевального искусства. Проект среднесрочный, тематический, ...

«Модель взаимодействия ДОО с семьями воспитанников по решению задач художественно-эстетического развития».

Выступление на районном методичнском объединении на тему: «Модель взаимодействия ДОО с семьями воспитанников по решению задач художественно-эстетического развития»....

"Основные фигуры русских хороводов и русских народных танцев"

Основные фигуры русских хороводов и русских народных танцев...

Методическая разработка "Русский хоровод как жанр русского народного танца"

История русского хоровода, орнаментные и игровые хороводы, фигуры хороводов....

«Модель взаимодействия ДОО с семьями воспитанников по решению задач художественно-эстетического развития».

laquo;Модель взаимодействия ДОО с семьями воспитанников по решению задач художественно-эстетического развития»....