"Узор на полотенце"
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа)

Конспект занятия по аппликации на тему: "Узор на полотенце" Цель: продолжать знакомить  детей с народно - прикладным искусством мордовского народа. Учить создавать узор из элементов мордовского орнамента на бумажном прямоугольнике. Закреплять умение работать с бумагой и клеем. Развивать чувство композиции, закреплять правила техники безопасности с ножницами.Воспитывать аккуратность в работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ukrashenie_polotentsa.docx18.18 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: “Узор на полотенце”.

Цель: продолжать знакомить детей с народно-прикладным искусством мордовского народа.

Обучающие задачи: учить создавать узор из элементов мордовского орнамента на бумажном прямоугольнике, закрепить умение работать с бумагой и клеем.

Развивающие задачи: развивать чувство композиции; закреплять правила техники безопасности при работе с ножницами.

 Воспитательные задачи: воспитывать и поддерживать доброе, чуткое отношение к работам своих друзей; аккуратность при выполнении творческих работ.

Материалы, инструменты, оборудование: кукла Алдуня, красивые льняные полотенца с тканым и вышитым орнаментом; бумажные прямоугольники белого цвета, ножницы, клей, кисти.

Ход занятия.

Звучит мордовская музыка. На столе разложены предметы национальной одежды мордовского народа.

На доске силуэты 2–3 полотенец, украшенных элементами мордовских узоров.

Воспитатель.

– Ребята, в какой республике мы живем? (В Мордовии)

– У мордовского народа, как и у других народов нашей страны, свои обычаи, традиции и свой неповторимый орнамент, который включает в себя национальный окрас и сочетание декоративных элементов.  

– Какой цвет, более других, присутствует в мордовском орнаменте?  (Красный и черный.)

 Давайте вспомним, что означают те или иные элементы мордовского орнамента. (Дети вспоминают, что круг – это солнце, полукруг – месяц, волна – дорога или вода, зигзаг (ломаная) – молния, ромб – поле (земля)).

- Какие элементы узора мордовского орнамента вы знаете? (Квадраты, треугольники, крестики, уголки.)

– Где мы встречали мордовский орнамент? (На национальной одежде и предметах украшения: полотенцах, фартуках, наволочках, платках...)

- Панар (рубаха), пулай (шерстяной пояс), панго (эрзянский женский головной убор) – что это такое? (Это предметы национальной одежды мордовского народа.)

– Панар на мордовском языке означает - рубаха. А кто мне скажет, что такое пулай? (Пулай – это шерстяной пояс, которым обвязывают рубаху.)

Что такое панго? (Панго – это эрзянский женский головной убор.)

– Сегодня у нас в гостях Алдуня. Она мордовочка. У нее в руках поднос с хлебом и солью, что говорит о гостеприимстве.  На подносе красиво вышитое полотенце. Кто скажет, узор какого народа вышит на ее полотенце? (мордовского)

- Перед вами полотенца с элементами мордовского узора. Давайте рассмотрим их.  

Дети рассматривают образцы мордовских узоров на полотенцах.

- Назовите элементы мордовских узоров. (крест, мордовская звезда, уголок, квадрат)

А сейчас, ребята, давайте немного отдохнём.

Физкультминутка: "Мой город"

Люблю по городу шагать, (шагают по кругу)

Люблю смотреть, (изобразить «бинокль»)

Люблю считать. (шевелят пальчиками)

Площадь – раз, (загибают пальчики по - одному, начиная с большого)

А «Дом торговли» - два,

Три – фонтан-удалец,

Четыре – Ледовый наш дворец.

Пять – по парку я гуляю,

Всякий уголок в нем знаю.

Шесть – на стадион хожу,

Там с коньками я дружу.

Семь – конечно, детский сад,

Сюда хожу пять дней подряд.

Восемь – детская площадка,

Здесь качели и лошадка.

Девять – «Фантик» магазин,

Много ярких там витрин.

Десять – это школа, дети!

Узнаешь там про все на свете!

Очень любим мы наш город (поочередно переставляем кулачки)

Он, красив, хотя и молод! (хлопки)

- Здесь на краю подноса какие-то заготовки. Что бы могло это значить?  Это заготовки полотенец, которые нужно разукрасить мордовским орнаментом. Хотите попробовать это сделать? Но сначала, давайте поупражняем пальцы.

Дети выполняют упражнение для пальцев.

Бельевой прищепкой (нужно проверить на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочередно "кусаем" ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

Пальчиковая гимнастика.

«Сильно кусает котенок-глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!».

Итак, сегодня мы с вами будем украшать полотенца мордовским орнаментом.

- Посмотрите внимательно, на столе у каждого из вас квадраты, сложенные пополам. На них отмечена часть, которую нужно вырезать.  Будьте внимательны и осторожны при использовании ножниц.

Дети выполняют элемент «звезда».

- Какой элемент у вас получился?(звезда)

- Перед вами на столе прямоугольники. Согните их пополам так, чтобы получились квадраты. Разверните и разрежьте прямоугольники по линии сгиба.

- Какие элементы у вас получились?(квадраты)

- Составьте узор из полученных элементов.

Дети под музыку раскладывают узор на заготовке. Затем, после проверки воспитателем и индивидуальной помощи отдельным детям, дошкольники приступают к наклеиванию элементов.

Самостоятельная работа.

- Посмотрите, как радостно смотрит Алдуня. Ей очень понравились ваши работы.

Итог.

-Ребята, посмотрите какие красивые полотенца у вас получились. Давайте полюбуемся работами друг друга.

-Вы довольны своей работой?

-У кого изготовление полотенца вызвало затруднения? Какие?

-Над чем нам стоит ещё поработать?

-Ребята, спасибо вам за работу!

Кто по национальности Алдуня? (мордовочка)

Наше занятие заканчивается, а Алдуни пора уходить. Давайте попрощаемся с ней на мордовском языке: Вастомазонок!

- С давних пор в Мордовии живут дружно люди разных национальностей: мордва, татары, русские. Они вместе работают, празднуют праздники, ходят, друг к другу, в гости.

Используемая литература.

Валдоня (Светлячок)  Программа и методические рекомендации. Для дошкольных образовательных учреждений Республики Мордовия. / Министерство образования Республики Мордовия. - Саранск. Типография «Красный Октябрь» 2001


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема недели : «В гостях у дымковской барышни» Декоративное рисование «Узор на платье» (дымковская роспись) Тема недели : «В гостях у дымковской барышни» Декоративное рисование «Узор на платье» (дымковская роспись)

В начале января в нашем детском саду по планированию прошла неделя под названием "В гостях у дымковской барышни".К этой тематической неделе были изготовлены дидактические игры,разработаны конспекты НО...

Презентация "Шенкурские узоры" (приложение к НОД "Шенкурские узоры")

Данная презентация содержит наглядный материал по теме Шенкурской росписи. В него включены примеры растительного, геометрического и зооморфного орнамента, а также образцы композиций и изделий, расписа...

Знакомство с национальным саамским узором. Лепка рельефная декоративная "Чудо-узор".

Знакомство с национальным саамским узором.Лепка рельефная декоративная «Чудо-узор».Подготовительная  группа Задачи:расширять и закреплять знания детей о декоративно-прикладном искусстве коре...

Конспект интегрированной НОД на тему "Украсим полотенце мордовским узором".

Открытое интегрированное занятие художественно-эстетическому и познавательному развитию....

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию «Украсим полотенце или салфетку чувашскими узорами»

Формировать умение рисовать элементы чувашских узоров. Уточнить и расширить знания и представления детей о чувашском орнаменте. Закрепить смысловое назначение узоров, изображающих двор...

Конспект занятия "Узор на полотенце"

Конспект занятия по программе "Досуговая деятельность". Закрепление приемов аппликации....