Совместная деятельность педагога и детей раннего возраста в процессе приобщения их к изобразительной деятельности
методическая разработка по аппликации, лепке (младшая группа)

Макеева Виктория Викторовна

Даже самые маленькие дети способны воспринимать красоту окружающего мира, проявлять интерес к изобразительной деятельности

Особое значение имеет в этом возрасте и стиль взаимодействия взрослого с детьми в процессе организации совместной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №39 Калининского района г. Санкт-Петербурга

 

Совместная деятельность педагога и детей раннего возраста в процессе приобщения их к изобразительной деятельности

                                                       

Воспитатель ГБДОУ №39

          Макеева Виктория Викторовна

                                                                Санкт- Петербург 2020 г.

Даже самые маленькие дети способны воспринимать красоту окружающего мира, проявлять интерес к изобразительной деятельности. Эти ранние впечатления обогащают эмоциональную сферу ребёнка особыми переживаниями, ложатся в основу его эстетического мировосприятия. Большое значение для общего развития имеет и собственное участие малыша в разных видах художественной деятельности, в процессе которых он получает широкие возможности для самовыражения, раскрытия своих творческих способностей. Для детей раннего возраста, как показывает практика, нетрадиционные художественные техники являются эффективным средством усвоения разнообразных способов использования необычных средств для рисования, что позволяет им впервые освоить элементарные закономерности композиции и колорита, а в дальнейшем обеспечить и развитие детского изобразительного творчества в целом.

Особое значение имеет в этом возрасте и стиль взаимодействия взрослого с детьми в процессе организации совместной деятельности.

Влияние на формирование моего опыта оказали научный труды и пособия с практическими методическими рекомендациями, которые позволили мне обогатить свою практику Григорьевой Галины Григорьевны, Янушко Елены Альбиновны, Лыковой Ирины Александровны.

Целью моей работы является - воспитание эмоционального отклика у детей раннего возраста на процесс и результат изобразительной деятельности (рисования).

Для ее реализации поставила следующие задачи (обязательно прочитать все).

• Вызвать интерес у детей к изобразительной деятельности и желание действовать с различными материалами, используя нетрадиционные техники рисования пальчиками, ладошкой, ватными палочками, разными печатками.

• Обеспечивать поддерживающий и заинтересованный стиль педагогического общения с детьми в процессе организации изобразительной деятельности.

• Создать условия для экспериментирования с нетрадиционными художественными материалами и инструментами.

• Побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них понятно и интересно.

• Развивать познавательные сенсорные способности детей, мелкую моторику рук.

• Вызывать чувство радости, удивления от цветовых пятен, линий, образов, получающихся в процессе совместной со взрослым детской деятельности на бумаге.

• Способствовать знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования, воодушевляя их на совместное творчество с детьми.

Приобщение детей к художественной деятельности начинаю с познавательных и предметно-практических действий с разнообразными материалами с бумагой, красками. При этом он делает “ открытия “: узнаёт, что краска оставляет след на бумаге.

Малышам предлагаю рисовать не только карандашами, фломастерами, мелками и кистью, но и пальцами, ладошками, ватными палочками и рисуем мы на бумаге разных размеров и цветов.

Совместная со взрослым деятельность дарит детям радость познания и творчества. Испытав это чувства радости, удивления однажды, малыш в дальнейшем будет стремиться в своих рисунках передавать свои впечатления и переживания.

Используя в своей работе разные способы нетрадиционной техники рисования, заметила, что все они пришлись детям по душе.

Самый доступный способ – это рисование пальчиками.

Я всегда начинаю рисовать с 1 ребенком.

Обязательно показываю как надо рисовать, и объясняю, для чего нужны краски, и подражая мне малыши уже на втором занятии делает первую кляксу своим пальчиком. Всегда предоставляю малышам возможность самим выбрать цвет. А самое главное, набираюсь терпения и не вмешиваюсь в начало творческого процесса, когда пред ребенком краска и чистый лист бумаги. Лучшее всего – занять позицию наблюдателя, а затем непременно похвалить малыша, ведь малыш просто играет красками. Далее даю детям установку «А давай нарисуем дорожку для зайчика, чтобы он пришел к маме»

Дети охотно соглашаются рисовать своими пальчиками.Но бывало и такое: некоторые малыши боялись или не решались рисовать пальчиками, тогда я предлагала рисовать ватными палочками. Даже у наших малышей получается украсить елочку используя этот предмет.

Как оказалось самым любимым занятием у моих воспитанников стало рисование ладошкой.

Это очень интересное и занимательное занятие для детей. Ребенку будет полезно и интересно изучить возможности собственной руки, ведь с помощью одной - единственной ладошки можно получить огромное количество самых разных отпечатков, а дополнив их фантазией воспитателя, можно превратить в настоящие шедевры, наслаждаясь цветом и живописным колоритом.

С детьми я использовала для рисования разные темы

для рисования пальчиком и ватными палочками

«Ягода рябинка», Снег идёт….»,

Для рисования ладошками

«Солнышко лучистое» «Букет»

В связи с особенностями детей раннего возраста для привлечения внимания я использовала игровые приемы, художественное слово, пальчиковые игры, физкультминутки.

Это повышает положительное эмоциональное отношение детей к изобразительной деятельности.

Вывод.

Обучение детей нетрадиционным способам рисования активизирует познавательный интерес, формирует эмоционально положительное отношение к процессу рисования, способствует эффективному развитию восприятия и воображения.

После занятий я заметила:

1. Практически все малыши стали проявлять интерес и активность к совместной со взрослым деятельности рисования с нетрадиционными изобразительными материалами.

2. Заметно увеличилась эмоциональная отзывчивость, проявление радости от действия палочкой, пальчиком, ладошкой.

3. Дети стали более самостоятельными и при небольшой помощи взрослого выполняют после занятий гигиенические процедуры (моет руки, вытирает полотенцем).

Улучшение качества образовательной работы зависит от согласованности

действий семьи и дошкольного учреждения.

Для того чтобы заинтересовать родителей своей работой, в группе регулярно организовывала выставки детских работ. Проводила консультации, на которых я показывала родителям способы рисования.

В общении с родителями я стараюсь показать развивающие возможности изобразительной деятельности.

Очень радует меня, что родители заинтересовались и многие вместе с детьми повторяют эти приемы.

Памятка для родителей!

• Приготовьте краску (лучше гуашь, чистые листы бумаги.

• Приготовьте влажные салфетки, если малыш испачкается

• Придумайте, что будете рисовать.

Помните:

-рисование должно приносить лишь радость и удовольствие малышу;

-не критикуйте малыша, а наоборот поощряйте и хвалите.

• Показывайте работы друзьям или родственникам, если сам малыш не против


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме: "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе интреграции игровой и изобразительной деятельности"

Играя, ребенок легче устанавливает связь с миром взрослых и с миром вообще, у него трансформируется сознание, появляются навыки внутреннего диалога, необходимого для продуктивного мышлени...

Проект организации совместной деятельности воспитателя и детей раннего возраста в процессе адаптации к условиям ДОУ.

В проекте приведены формы работы с родителями и детьми раннего возраста для успешной адаптации детей к условиям ДОУ....

Роль изобразительной деятельности в воспитании детей раннего возраста.

Изобразительная деятельность имеет огромную роль в  воспитания детей. У них развиваются эстетические восприятия, чувства, воображение, творчество,формируются образные представления. Занятия по ри...

Методическая разработка «Развитие детского изо-творчества в совместной деятельности педагога и детей раннего возраста»

Даже самые маленькие дети способны воспринимать красоту окружающего мира, проявлять интерес  к произведениям изобразительного искусства, поэзии. Эти ранние впечатления обогащают эмоциональную сфе...

Значение изобразительной деятельности в развитии детей раннего возраста

В статье рассматривается процесс изобразительного творчества детей с ограниченными возможностями здоровья, как один из видов коррекционного воздействия на развитие и формирование личности ребенка....