Нетрадиционная аппликация как средство развития творческих способностей детей старшей группы
презентация к уроку по аппликации, лепке (старшая группа)

Салаева Л.В.

На основе анализа психолого - педагогической  литературы, публикаций Интернет - ресурсов, передового педагогического опыта,  я  определила, что развитие творческих способностей у детей старшей группы можно  успешно реализовать через виды нетрадиционной аппликации.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Воспитатель: Салаева Любовь Валентиновна Педагогический стаж: 5 лет Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 270» г. Нижнего Новгорода

Слайд 2

Тема: «Нетрадиционная аппликация как средство развития творческих способностей детей старшей группы»

Слайд 3

Научно-исследовательские определение психолого-педагогического воздействия нетрадиционных техник аппликации на развитие творчества в трудах известных психологов и педагогов, в изданиях периодической печати, а также в Интернет - ресурсах . Методические изучение опыта работы коллег-воспитателей, педагогов, специалистов; составление плана самообразования по использованию нетрадиционных техник аппликации; выбора форм работы, методов и приемов Организационно-педагогические организация и участие в методических объединениях и педсоветах с целью внедрения нетрадиционных техник аппликации в образовательную деятельность других педагогов и познакомить со своим опытом работы. Условия формирования личного вклада в развитие образования

Слайд 4

Актуальность «Творчество – это не удел только гениев, создавших великие художественные произведения. Творчество существует везде, где человек воображает, комбинирует, создает что-либо новое» (Л . С. Выготский)

Слайд 5

Теоретическое обоснование личного вклада в развитие образования Методические основы Программа

Слайд 6

Задачи: Образовательные Учить детей нетрадиционным способам выполнения аппликаций. Формировать умение детей сочетать различный материал и технику изображения, самостоятельно определять замысел, способы и формы его воплощения, технически грамотно применять традиционные и нетрадиционные способы аппликации Развивающие Развитие творчества и фантазии, образного мышления, эстетического и цветового восприятия. Развивать мелкую моторику пальцев рук . Воспитательные Воспитывать чувство уверенности в себе, аккуратность в работе, умение доводить начатое дело до конца. Вызывать положительный эмоциональный отклик на результат своей работы Цель: С оздание оптимальных условий развития творческих способностей дошкольников через нетрадиционные виды аппликации.

Слайд 7

« С пособствовать развитию у старших дошкольников интеллектуальных и творческих способностей с помощью нетрадиционных техник аппликации » Ведущая педагогическая идея

Слайд 8

Выявление уровня развития творческих способностей в образовательной области « Художественно-эстетическое развитие»

Слайд 9

Развивающая предметно-пространственная среда

Слайд 10

Обрывная аппликация Аппликация из природного материала Аппликация из ниток Объемная аппликация

Слайд 11

Аппликация из ткани Аппликация из крупы Аппликация из салфеток Квиллинг

Слайд 12

Творческие работы детей

Слайд 13

Взаимодействие с родителями

Слайд 14

Совместное творчество детей и родителей

Слайд 15

Диапазон личного вклада в развитие образования Опыт работы по развитию творческих способностей Использование в домашних условиях Консультации для родителей Конспекты занятий: игровые, обучающие и др .

Слайд 16

Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые результаты

Слайд 17

Транслируемость практических достижений профессиональной деятельности

Слайд 18

1 Выготский Л.Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. - СПб.: Союз, 1997. 2. Комарова Т.С. Детское изобразительное творчество: что под этим следует понимать? // Дошкольное воспитание.2005. № 2.с. 37-39 3. Малик О.А. Занятия по аппликации: развиваем самостоятельность дошкольников.- М.: ТЦ Сфера, 2009. 4. Пищикова Н. Г.» Работа с бумагой в нетрадиционной технике», издатель: «Скрипторий 2003», 2006 г 19. 5. Гусакова М. А. Аппликация: Пособие для педагогов дошкольного образования - М.: Просвещение, 2000. 6. Квач Н. В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Гуманит изд. Центр ВЛАДОС, 2001. 7. Воспитатель ДОУ № 1/2009 8. Нетрадиционные техники и материалы, планирование, конспекты занятий. / Под ред. Р. Г. Казаковой. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – (серия «Вместе с детьми»). 9. Ресурсы интернета Литература

Слайд 19

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Слайд 2 Тема моей работы; «Нетрадиционная аппликация как средство развития творческих способностей детей старшей группы.»

Слайд 3 Условия формирования личного вклада педагога в развитие образования;

Изучением развития творческих способностей детей  занимались Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, Н. Н. Поддьяков, Н. А. Ветлугина, Н. П. Сакулина, Е.А. Флёрина и др.

Установлено, что дошкольники способны в процессе предметной чувственной деятельности, в том числе и аппликации, самостоятельно находить способы решения творческих задач.

В Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) к структуре основной образовательной программы дошкольного образования определены пять направления развития ребенка" – одно из них художественно-эстетическое развитие. В новых ФГОС использована наиболее современная и полная типология детских деятельностей. Каждая образовательная область направлена на развитие какой-либо детской деятельности. Содержание образовательной области "Художественное творчество" направлено на развитие продуктивной деятельности детей. Одним из видов продуктивной деятельности является аппликация. 

На основе анализа психолого - педагогической  литературы, публикаций Интернет - ресурсов, передового педагогического опыта,  я  определила, что развитие творческих способностей у детей старшей группы можно  успешно реализовать через виды нетрадиционной аппликации.

Слайд 4 Актуальность личного вклада педагога в развитие образования;

В истории дошкольной педагогики проблема творчества детей всегда была одной из актуальных. Поэтому развитие творческих способностей – одна из главных задач дошкольного воспитания. Работая с детьми, я обратила внимание на то, что дети испытывают:

-неуверенность и скованность в действиях и ответах на вопросы;

-растерянность при использовании способов нестандартного творчества и экспериментирования с материалами;

-затруднения в проявлении творчества.

-некоторые дети не усваивают техники и приемы работы с бумагой и другими материалами.

Для решения  проблемы развития творческих способностей я стала углубленно изучать методическую литературу. Появилось желание разнообразить запланированную программой практическую деятельность детей по аппликации с помощью нетрадиционных  материалов ,работа с которыми заключает в себе большие возможности для гармоничного развития ребенка. Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности.

Слайд 5 Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие образования; 

Весь процесс нашей с детьми совместной работы по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста представляет собой единую систему, которая постепенно усложняется, и при этом раскрываются многообразные связи предметной практической деятельности детей. В разработках И. В. Новиковой, Л. В. Базулиной, Н. В. Дубровской представлены рекомендации и занятия с детьми по изобразительной деятельности с использованием различного материала.  

В методических разработках вышеназванных авторов предлагается ознакомление детей с нетрадиционными способами аппликации. Детальное исследование по обучению детей аппликационным работам провела И. Л. Гусарова. В ее книге «Аппликация в детском саду» раскрываются программа и методы работы с детьми по аппликации. Анализ образовательной программы МБДОУ «Детский сад № 270» на основе примерной программы «Детство» позволяет говорить о сочетаемости данной технологии в педагогическом процессе и позволяет определить преимущества развития аппликации в процессе освоения нетрадиционных техник детьми старшего дошкольного возраста.

Таким образом, обобщенный анализ исследований показывает наличие различных технологий развития аппликации: как на уровне активизации замысла, так и на технологическом уровне (оригинальное использование материалов).

Слайд 6 Цель и задачи педагогической деятельности;

Цель:  создание оптимальных условий развития творческих способностей дошкольников через нетрадиционные виды аппликации.

Задачи: представлены на слайде.

Образовательные

Учить детей нетрадиционным способам выполнения аппликаций.

Закреплять навыки работы с разными материалами.

Развивающие

Развивать творчество и фантазию, образное мышление, эстетическое и цветовое восприятие.

Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Воспитательные

Воспитывать аккуратность в работе, умение доводить начатое дело до конца.

Воспитывать чувство уверенности в себе.

Вызывать положительный эмоциональный отклик на результат своей работы.

Слайд 7 Ведущая педагогическая идея: способствовать развитию у дошкольников интеллектуальных и творческих способностей, фантазии, воображения, способности выражать восприятие окружающего их мира с помощью нетрадиционных техник аппликации; формированию уверенности в себе, в своих способностях, целенаправленность деятельности.

Чтобы воплотить мою идею в жизнь необходимо

-создание на занятиях благоприятной атмосферы для работы с детьми

- постоянный творческий поиск методов, форм и приёмов, которые будут увлекать детей, чтобы дети с радостью, увлечением, интересом занимались аппликацией.

Слайд 8 Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования;

 Я определила для себя следующие Этапы деятельности:

  • Изучение литературы по теме;
  • Анализ уровня развития детей в аппликации, с применением нетрадиционных техник;
  • Подборка методических материалов;
  • Оснащение и пополнение развивающей предметно-пространственной среды
  • Организация деятельности с детьми.
  • Вовлечение родителей в образовательный процесс.

Изучив литературу по своей теме, я приступила к анализу умений и способностей детей в аппликации  по методике Казаковой Т.Г и Лыковой И.А. Результаты следующие: на высоком уровне 25%,  то есть дети создают (соответственно возрасту) разнообразно-тематические и жанрово-художественные образы на основе развитых средств выразительности, сформированных практических умений; высказывают эстетические суждения и оценки.

 на среднем – 38% , дети пытаются создать художественные образы, используя разные средства выразительности. Отдельные средства выразительности и практические умения не сформированы.  ниже среднего – 37% воспитанников не всегда могут создать худ. образ и слабо владеют основными средствами выразительности и практическими умениями.

Слайд 9 СРЕДА

На данном слайде представлена предметно-пространственная среда, сформированная в группе по теме моей работы. Это: цветная бумага, гофрированная  цветной картон, клей, ножницы, кисти для клея, подставки для кисточек, крупы разного вида, природный материал, ткани разного вида и размера, цветные нитки, и т д.

Слайд 10. Интересным видом  работы с бумагой является обрывная аппликация, которая заключается в заполнении по принципу мозаики оторванными кусочками цветной бумаги внутри нанесенного контура изображения. Обрывная аппликация очень полезна для развития мелкой моторики рук и творческого мышления. Для того чтобы научить детей данной технике я использовала такие методы и приемы как:  рассматривание образца, показ способов действия,  использование художественного слова (загадки )

Аппликация из природного материала. В детском саду время таких поделок приходит осенью, когда исходного материала очень много вокруг. Я использовала экскурсии по территории детского сада для того чтобы дети самостоятельно собирали материал для аппликаций .  Увлекательно, интересно и полезно общение с природой. Оно развивает творчество, мышление, наблюдательность, трудолюбие. Занятия с природным материалом способствует воспитанию у детей любви к родной природе, бережного к ней отношения.

Для обучения аппликации из природного материала использовала объяснение способов работы художественное слово (стихи на тему « Осень»), сюрпризные моменты.

Аппликации из ниток и не так популярны, как аппликации из цветной бумаги, но, наверное, это пока. Ведь такие работы красивы и увлекательны. Использовала такие методы как: предъявление наглядных пособий

- сюрпризные моменты

- объяснение способов действия с опорой на схему

ОБЪЕМНАЯ аппликация предусматривает, что изображения предметов или деталей крепятся на фон только частью плоскости, создавая видимость объема. для создания объёмной аппликации использовалось симметричное вырезание. Труднее всего дети усваивали этот способ, так как трудно представить конечный результат, поэтому я использовала метод показа готовой работы. Постепенно овладевая понятием “половина предмета” дети перешли к сознательному использованию этого приема.

Слайд 11 .Аппликация из ткани состоит в том, чтобы укреплять на определенном фоне куски  ткани. Укрепляются аппликации из ткани либо пришиванием, либо приклеиванием. Мы использовали приклеивание .Выполнение аппликации из ткани требует определенных навыков. Во-первых, надо уметь резать ткань (ткань труднее резать, чем бумагу); во-вторых, края у ткани могут осыпаться и осложнять работу. Для освоения этого вида аппликации мной использовались игровые ситуации ( в магазин за тканью), объяснение способов работы с тканью.

Аппликация из круп дают ребёнку массу приятных тактильных ощущений. используются крупы (рис, пшено, греча, макароны и др.) – можно использовать сразу несколько видов круп.

На участки рисунка наносится клей, затем посыпается крупой, так чтобы не оставалось пустот между крупинками. После объяснения метода работы дети с интересом приступили к выполнению аппликации.

Салфетки — очень интересный материал для детского творчества. Из них можно делать разные поделки. Такой вид творчества имеет ряд плюсов:

  • возможность создавать шедевры без ножниц;
  • развитие мелкой моторики маленьких ручек;
  • развитие тактильного восприятия, используя бумагу различной фактуры;
  • широкие возможности для проявления креатива.

Для освоения детьми данной нетрадиционной техники использовала такие приемы как объяснение , художественное слово( чтение стихов), игровую ситуацию( фабрика по изготовлению снежинок к зиме).

Квиллинг. Техника бумагокручения не сложна. Полоска бумаги для квиллинга (ширина полосок может быть разной, от 3 до 15 мм) свивается в тугую спираль. Начальный этап работы – знакомство с основными базовыми формами. Первая форма, с которой мы знакомим детей – спираль. Здесь я использую игровой прием «как полосочка превратилась в шарик. Занятие квилингом оказывает значительное влияние на личностное развитие ребенка, способствовало формированию у моих воспитанников таких качеств личности как настойчивость, умение доводить начатое дело до конца, усидчивость и аккуратность. В процессе выполнения коллективных аппликаций я следила за тем, чтобы дети сопоставляли свои работы с работами товарищей.

В конце каждого занятия мною использовался такой метод как совместный анализ работ.  Предлагала детям самим решить, красивая ли у каждого получилась работа, удачно ли подобрана по цвету бумага, аккуратно ли вырезаны элементы, интересно ли расположены и т. д..

Слайд 12. Творческие работы детей. Предлагаю вашему вниманию работы детей, выполненные для участия в детском изобразительном конкурсе «Умелые ручки».  Работа в Номинации: «Жили-были» (по сказке Пушкина «О рыбаке и рыбке» заняла 2 место), «Мы любим спорт» - 3 место.

Слайд 13 Взаимодействие с родителями. В создании педагогических условий  для развития творческих  способностей через нетрадиционную аппликацию важную роль играет работа с родителями, которой уделяется большое внимание.

В своей работе я использовала такие формы работы с родителями как консультации, практикумы и беседы по темам: «Нетрадиционные техники аппликации», «Значение нетрадиционных техник в аппликации для развития творческих способностей ребенка», проведение анкетирования.

Слайд 14  После проведенной работы родители приняли  Активное участие в совместных  конкурсах  «Кладовая творчества», «Домашние фантазии», «Творим вместе с мамой», где совместно с детьми выполнили работы, используя в аппликации различные нетрадиционные техники.

Слайд 15. Диапазон личного вклада педагога в развитие образования и степень его новизны;

  • Обобщен  и представлен на педсовете опыт работы по развитию творческих способностей детей старшей группы через нетрадиционные виды аппликации.
  • Разработаны конспекты занятий по аппликации
  • Для родителей разработаны консультации по данной теме, чтобы родители могли использовать в домашних условиях нетрадиционные виды аппликации для развития творческих способностей детей. Консультации: «Влияние нетрадиционной техники аппликации на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста» ,          «Аппликация.  Хорошо это или плохо? », « Как развивать творческие способности дошкольников ».

Слайд 16.  Результативность профессиональной педагогической деятельности

анализу умений и способностей детей в аппликации  по методике Казаковой Т.Г и Лыковой И.А.В начале уч.г.: на высоком уровне 25%,  на среднем – 38% , ниже среднего – 37%

 В конце уч. г.: на высоком уровне 55%,  на среднем – 39% , ниже среднего – 6%

в результате моей работы:

Дети овладели нетрадиционным техниками выполнения аппликаций.

Закрепили навыки работы с разными материалами.

Воспитанники стали проявлять творчество и фантазию .

Повысился уровень развития мелкой моторики пальцев рук.

Дети стали аккуратными в работе, научились доводить начатое дело до конца.

Сформированы навыки самоконтроля и самооценки , появилось чувство уверенности в себе.

Научились положительно реагировать на результат своей работы.

Слайд 17. Транслируемость практических достижений профессиональной деятельности

С учетом анализа данного опыта можно сделать вывод, что система проведенной работы оказалась эффективной и может быть использована другими педагогами. Своим результатом работы я делюсь с коллегами своего детского сада на педсоветах, на районном уровне на методических объединениях, на своем сайте, публикациями на форуме воспитателей на просторах интернета.

Слайд 18.Литература


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Нетрадиционные техники аппликации, как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»

Изобразительная деятельность в детском саду - эффективное средство познания действительности. Данная деятельность помогает развитию и формированию зрительных восприятий, воображения, пространственных ...

Личный творческий план Тема:«Нетрадиционные техники аппликации, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста».2020-2021 учебный год

Личный творческий план Тема:«Нетрадиционные техники аппликации, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста».2020-2021 учебный год...

Статья на тему "Нетрадиционная аппликация как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста"

Актуальность темы заключается в том, что нетрадиционная аппликация в продуктивной деятельности является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т.к. в ней особенно проявляю...

«Нетрадиционные техники аппликации, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»старшая группа

Актуальность данной темы объясняется тем, что формирование творческиактивной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решатьжизненные проблемы, закладывается в дошкольном возрасте.А...

Родительское собрание «Нетрадиционная аппликация как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»

Родительское собрание «Нетрадиционная аппликация как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»...

Нетрадиционные техники аппликации, как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

Актуальность данной темы объясняется тем, что формирование творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы, закладывается в дошкольном воз...