Дополнительная работа по ИЗО в младшей группе
методическая разработка по аппликации, лепке (младшая группа)

Москвина Тамара Алексеевна

План работы по ИЗО направлен на знакомство детей младшей группы с нетрадиционными техниками рисования, разными материалами...

Скачать:


Предварительный просмотр:

                     МКДОУ Доволенский детский сад №3

               Дополнительная работа по ИЗО

       «Разноцветный мир»

                                             Младшая группа

                                        2019 – 2020 учебный год

                                                                              Воспитатели:                                                              

                                                                                 Москвина Т.А.  

                                                                                  Бондарева Н.Н.

                       

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности. Конструирование и ручной труд, так же как игра и рисование, особые формы детской деятельности.

Развивать творчество детей можно по-разному, в том числе работа с подручными материалами, которая включает в себя различные виды создания образов предметов из природного и бросового материалов. В процессе работы с этими материалами дети познают свойства, возможности их преобразования и использование их в различных композициях. В процессе создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни.

В изобразительной деятельности ребенок самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Она доставляет ему удовольствие, но прежде всего, обогащает его представления о мире.
Существует множество техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Нетрадиционные техники рисования помогают развивать у ребенка оригинальные идеи, воображение, творчество, мелкую моторику пальцев рук, самостоятельность. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет детей, а наоборот вызывает стремление заниматься таким интересным делом. Им интересен сам процесс выполнения работы.
С самого раннего возраста дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своем изобразительном творчестве через визуальные ощущения. Малыши рисуют пальчиками, ладошками на запотевшем стекле, палочкой на песке, мелом на асфальте.  При этом дети не только отражают, что они видят и чувствуют, а еще и знакомятся с разными по свойствам и качествам материалами, предметами. Становясь постарше, дошкольники приобретают вначале простейшие умения и навыки рисования традиционными способами и средствами. А со временем уже осмысленно изыскивают новые приемы отражения окружающей действительности в собственном художественном творчестве. В тот момент педагог может сделать эту работу целенаправленной и познакомить детей с имеющими место в изобразительном искусстве нетрадиционными техниками. Такое нестандартное решение развивает детскую фантазию, воображение, снимает отрицательные эмоции, позволяет раскрыть и обогатить свои творческие способности, а родителям порадоваться успехам своих детей.

ИЗО деятельность  проводится в форме игр, цель которых – сформировать у детей умение рисовать при помощи одного пальчика, затем несколькими; познакомить с цветом, формой, ритмом и положением в пространстве, показать нетрадиционные техники рисования и научить применять их на практике. Проведение такой деятельности способствует снятию детских страхов, обретению веры в свои силы, внутренней гармонии с самим собой и окружающим миром, подарят детям новую широкую гамму ощущений, которые станут богаче, полнее и ярче.

Цель: Формирование творческих способностей воспитанников посредством расширения общекультурного кругозора и создания условий для творческой самореализации личности ребенка.

Задачи:

  • Знакомить с нетрадиционными техниками рисования и применение их на практике, со способами создания предметов и поделок, поощрять вариативность и нестандартное решение отдельных задач.
  • Формировать художественное мышление и нравственные черты личности через нетрадиционные способы рисования. 
  • Формировать технические умения и навыки в работе с разнообразным материалом.
  • Развивать у детей чувство пропорции, гармонии цвета, чувство композиции и ритма.
  • Развивать познавательные, конструктивные, творческие и художественные способности в процессе создания образов, используя различные материалы и техники.
  • Воспитывать наблюдательность, аккуратность, эмоциональную отзывчивость, усидчивость.

Подходы и методы их реализации:

  • Систематические занятия (совместная деятельность).
  • Игры, игровые приемы.
  • Беседа, рассказ, сказка.
  • Рассматривание иллюстраций.
  • Показ образца выполнения последовательности работы.
  • Организация и оформление выставок детских работ.
  • Оформление родительского уголка с целью познакомить родителей с дополнительной работой, и по каким направлениям ведется работа.

Организация занятий:

Одно занятие в неделю по 15 минут, во второй половине дня.

Форма занятий – тематическая совместная деятельность.

Категория воспитанников: 3 – 4 года.

Направление работы: художественно – эстетическое развитие

Ожидаемый результат работы:

1.Создание разных образов детьми, используя различные изобразительные материалы и техники.

2.Сформированность у детей изобразительных навыков и умений в соответствии с возрастом.

3.Развитие мелкой моторики пальцев рук, воображения, самостоятельности.

4.Проявление творческой активности детьми и развитие уверенности в себе.

 Нетрадиционные художественные техники:

-Рисование пальчиками: ребенок опускает в краску пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем краска смывается.

-Рисование ладошкой: ребенок опускает в краску ладошку или окрашивает её с помощью кисточки (с 5 лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем краска смывается.

-Тычок жесткой полусухой кистью: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

-Оттиск печатками из картофеля: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.

-Скатывание бумаги: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из неё шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.

Перспективный  план работы

Тема занятия

Нетрадиционные техники

Задачи

Материал

Сентябрь - октябрь

1.«Осенний листочек».

Рисование пальчиками.

Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой - рисования пальчиками. Показать приёмы закрашивания листочка с помощью пальчика, используя точку как средство выразительности. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать самостоятельность, аккуратность.

Листья разной величины, желтая, красная, оранжевая гуашь, салфетки.

2.«Консервируем фрукты и овощи».

Рисование штампами – печатками (из картофеля).

Продолжать знакомить с нетрадиционными изобразительными техниками рисования – штампы (из картофеля). Формировать умение наносить ритмично рисунок на всю поверхность бумаги - банки. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать самостоятельность, аккуратность.

Вырезанные из бумаги банки различной формы; штампы из картофеля в форме яблока, помидора, огурца; гуашь зеленая, красная, салфетки.

3.«Букет ромашек».

Аппликация нитками.

Продолжать знакомить детей с нетрадиционной изобразительной техникой. Учить наносить клей на рисунок и быстро засыпать его мелко нарезанными нитками. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать самостоятельность, аккуратность.

Лист формата А4 с изображением ромашек, мелко нарезанные нитки белого и зеленого цвета, клей, кисти для клея, салфетки.

4.«Грибы на поляне».

Аппликация.

Подводить детей к созданию несложной композиции.

Упражнять в наклеивании грибов. Закреплять приемы правильного наклеивания. Воспитывать самостоятельность, аккуратность.

Бумага размером 1\2 альбомного листа, грибы разного вида, клей, салфетки, кисточки.

5.«Сарафан для Маши».

Рисование ватными палочками.

Познакомить с техникой рисования ватными палочками. Формировать умение наносить краску и делать отпечатки. Развивать цветовое восприятие, мелкую моторику рук. Воспитывать самостоятельность, аккуратность.

Силуэты сарафанов, гуашь разного цвета, ватные палочки.

6.«Осеннее дерево» (коллективная работа).

Аппликация.

Продолжать знакомить с приемами работы с бумагой (наклеивание мелких деталей). Развивать цветовосприятие, мелкую моторику рук. Воспитывать самостоятельность, аккуратность.

Ватман с изображением дерева, листья из цветной бумаги, клей, кисти, салфетки.

7.« Овечка».

Аппликация из ваты.

Закрепить приемы скатывания ваты в комочек и приклеивания ее на лист с изображением овечки, а также заполнять весь лист бумаги. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать самостоятельность, аккуратность.

Лист формата А4 с изображением овечки, вата, клей ПВА.

8.«Вот ёжик - ни головы, ни ножек…»

Оттиск смятой бумагой, Рисование пальчиками.

(Иголки – рисование вилкой).

 Познакомить с новым способом рисования. Знакомить с приемом рисовать животных способом оттиск смятой бумагой. Дорисовывать детали образа ёжика пальчиком. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать самостоятельность, аккуратность.

Бумага размером 1\2 альбомного листа, газета, гуашь серая, коричневая.

Ноябрь

1.«Птички клюют ягоды».

Рисование ватной палочкой.

Формировать умение рисовать веточки, украшать в техниках рисования ватной палочкой. (Выполнение ягод различной величины и цвета). Закрепить навыки рисования. Развивать чувство композиции, мелкую моторику рук. Воспитывать самостоятельность, аккуратность.

1\2 листа различных цветов, коричневая гуашь, кисть, гуашь красного, оранжевого цветов в мисочках, пробки, вырезанные из старых книг рисунки птиц.

2.«Шапочка для друзей».

Рисование  пальчиками.

Продолжать знакомить с техникой рисования пальчиками и ладошкой; развивать инициативу, закрепить знание цветов; формировать умение    составлять элементарный узор. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать самостоятельность, аккуратность.

Две куклы – мальчик,  девочка, гуашь, силуэты шапок разного цвета, эскизы шапок с различными узорами.

3.«Букет из осенних листьев».

Печатание листьями.

Познакомить с техникой печатания листьями. Знакомить с тем, как окунать лист в краску и оставлять след на бумаге. Воспитывать аккуратность.

Сухие листики, гуашь в мисочках, плотные листы, салфетки.

4. «Рябинка».

Скатывание бумаги.

Познакомить с новой техникой – скатывание бумаги. Формировать умение аккуратно, наклеивать на изображение веточки. Развивать чувство композиции, мелкую моторику рук. Воспитывать самостоятельность, аккуратность.

Салфетки красного цвета, клейстер, цветной картон для основы с изображением веточек рябины.

Декабрь

1. «Узоры на окнах».

Раздувание капли.

Развивать ассоциативное мышление, воображение. Воспитывать желание создавать интересные оригинальные рисунки.

Тонированная бумага, белая бумага, гуашь, коктейльное трубочки.

2.«В гостях у жирафа».

Рисование пальчиками.

Закреплять умение равномерно, распределять пятна на предмете  краской. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать самостоятельность, аккуратность.

Картон, изображение  жирафа, гуашь.

3.«Падают снежинки».

Обрывная аппликация.

Познакомить детей с новым видом аппликации - обрыванием (отрывать от листа бумаги небольшие кусочки, наносить клей на них и наклеивать на картон в разные места, имитируя падающие снежинки).

Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать самостоятельность, аккуратность.

Бумага размером 1\2 альбомного листа темного цвета (синяя или голубая), белая бумага, клей.

4. «Рукавичка Деда Мороза».

Аппликация.

Формировать умение у  детей красиво наклеивать пайетки, стразы, бусинки, вату, снежинки на шаблон рукавички.

Шаблон рукавички из цветного картона, блестяшки, бусинки, снежинки, вата, клей, кисточки, салфетки.

Январь

1. «Пушистые котята играют на ковре»

(коллективная работа)

Рисование техникой тычкования.

Продолжать знакомство с техникой тычкования полусухой жёсткой кистью (имитация шерсти животного). Наклеивание фигурок котят на тонированный лист  ватмана (ковёр). Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать самостоятельность, аккуратность.

Тонированный лист ватмана, вырезанные из бумаги котята, кисти, гуашь серая

2. «Мои рукавички».

Оттиск  пробкой, печать ватной палочкой.

Упражнять в технике печатания пробкой, в рисовании пальчиками. Закреплять умение рисовать элементарный узор, нанося рисунок равномерно в определённых местах. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать самостоятельность, аккуратность.

Силуэт рукавички, пробки, ватные палочки, гуашь разного цвета.

Февраль

1. 

«Красивая салфеточка».

Рисование печатками (из картофеля).

Закреплять умение рисовать печатками. Развивать композиционные умения, цветовое восприятие, эстетические чувства, мелкую моторику рук. Воспитывать самостоятельность, аккуратность.

Белая бумага размером 50*50.Гуашь разных цветов.

2.«Весёлый снеговик».

Аппликация из ватных дисков.

Создание образа снеговика в сотворчестве с воспитателем: выкладывание и приклеивание ватных дисков: развитие чувства формы и ритма, глазомера и мелкой моторики. Воспитывать самостоятельность, аккуратность.

Кисти, ватные диски, клей, цветная бумага, картон.

3. «Лоскутное одеяло».

Аппликация из фантиков.

Создание образа лоскутного одеяла из красивых фантиков: наклеивание фантиков на основу и составление коллективной композиции из индивидуальных работ; освоение понятия «часть» и «целое». Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать самостоятельность, аккуратность.

Картон белого цвета, фантики из-под конфет, клей, кисти для клея.

4. 

«Кораблик для папы».

Скатывание бумаги.

Закрепить технику - скатывание бумаги. Продолжать учить сминать бумагу в комочек и приклеивать на изображение. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать самостоятельность, аккуратность.

Салфетки, изображение кораблика, клейстер, салфетки.

Март

1. «Цветы для мамы».

Рисование ладошками, пальчиками, печатками.

Закрепить технику печатания ладошками. Развивать интерес к выполнению работы, мелкую моторику рук. Воспитывать самостоятельность, аккуратность.

Гуашь, плотные цветные листы, салфетки.

2. «Вишнёвый компот».

Оттиск  пробкой.

Продолжать знакомство с техникой печатания пробкой, картофельной матрицей, показать приём получения отпечатка (ягоды вишни). Рисование ягод на силуэте банки. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать самостоятельность, аккуратность.

Силуэты банки, красная гуашь, пробки, картофельная матрица.

3. «Бабочка».

Рисование ватными палочками, тампонирование.

Закрепить умение рисовать ватными палочками и печатками. Развивать чувство ритма и формы, мелкую моторику рук. Воспитывать самостоятельность, аккуратность.

Ватные палочки, гуашь, изображения бабочек.

4. «Мое любимое животное»

Тычок.

Упражнять в технике тычка. Знакомить с приемами фактурно изображать животное. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать самостоятельность, аккуратность.

Готовые формы животных.

Апрель

1. «Петушок-золотой гребешок»

(коллективная работа)

Техника бумагопластики.

Упражнять в комкании и скатывании в шарики полосок от бумажных салфеток (техника бумагопластики). Продолжать формировать навыки аппликации (наклеивание бумажных шариков на силуэт хвоста). Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать самостоятельность, аккуратность.

Силуэт петушка, клей, салфетки.

2. «Рыбки в аквариуме».

Рисование ладошкой, пальчиками.

Знакомить с приемами превращать отпечатки ладоней в рыб, рисовать различные водоросли. Развивать воображение, чувство композиции. Закрепить умение дополнять изображение деталями. Воспитывать самостоятельность, аккуратность.

Тонированные листы бумаги (светло-голубые), краска, салфетка, иллюстрации.

3. «Ветка мимозы».

Скатывание салфеток.

Упражнять в скатывании шариков из салфеток. Развивать чувство композиции. Закрепить навыки наклеивания.  Закрепить знания и представления о цвете (жёлтый),  форме (круглый),  величине (маленький),  количестве (много), качестве (пушистый) предмета; формировать навыки аппликационной техники. Воспитывать самостоятельность, аккуратность.

Листы с изображением ветки,  желтые салфетки, ветка мимозы.

8. «Цыплята гуляют».

Тычок жесткой кистью.

Продолжать закреплять умение пользоваться жесткой кистью для создания образа цыпленка, дорисовывать детали. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать самостоятельность, аккуратность.

Нарисованные заранее цыплята, гуашь, маркеры для рисования деталей.

Май

1. «Морковка».

Рисование пальчиком.

Закреплять умение рисовать пальчиком по контуру, развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координации. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать самостоятельность, аккуратность.

Листы белой бумаги с изображением моркови, гуашь оранжевого  и зелёного цвета.

2. «Салют к 9 мая».

Пластилин.

Упражнять в приемах скатывания пластилина в шарик и сплющивания.. Развивать цветовосприятие, мелкую моторику рук. Воспитывать самостоятельность, аккуратность.

Листы синей или черной бумаги, пластилин.

3.  «Носит одуванчик жёлтый сарафанчик…»

 Обрывная аппликация.

Создание выразительных образов луговых цветов – желтых и белых одуванчиков – в технике обрывной аппликации, развитие мелкой моторики, синхронизация движения обеих рук.

Вызывать эстетические чувства к природе и её изображениям нетрадиционными художественными техниками. Воспитывать самостоятельность, аккуратность.

Лист бумаги с изображением одуванчика, цветная гофрированная бумага, клей, кисти для клея.

4. Оформление коллажа 

 «Подводное царство».

Разные.

Закреплять умение детей аккуратно наклеивать готовые силуэты рыбок на один коллаж, рисовать пальчиками водоросли. Вызвать желание работать в сотворчестве с педагогом. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать самостоятельность, аккуратность.

Плотный синий ватман, силуэты рыбок, зеленая гуашь, клейстер, салфетки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования "Послушные пальчики"2 младшая группа

Уровень развития мелкой моторики- один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. В этой программе используются нетрадиционные техники для ручной умелости.Тесное сотрудничество с...

Рабочая программа дополнительного образования "Мукасолька" во второй младшей группе

АктуальностьТворческие способности – далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не...

дополнительная общеобразовательная программа "Юный эколог" младшая группа

Пояснительная запискаНаправленность: данная дополнительная общеобразовательная программарекомендована для детей 3-4 лет. От уровня сознания людей зависит решение всех экологических проблем,...

Программа дополнительного образования для детей 2 младшей группы по художественной направленности (кружок «Золотые ручки»)

Целевой раздел.1. Пояснительная записка.2. Особенности программы.3. Цель программы.4. Основные задачи.5. Особенности возрастной группы.Содержательный раздел.1. Основные способы и формы работы с детьми...

Дополнительная программа по работе с родителями в младшей группе

Дополнительная программа по работе с родителями в младшей группе...

Дополнительная работа по ИЗО в старшей группе

План работы направлен на знакомство детей средней группы с новыми техниками нетрадиционного рисования и другими материалами для создания интересных работ.......

Дополнительная работа по ИЗО в подготовительной группе

Работа направлена на знакомство детей подготовительной группы с новыми техниками нетрадиционного рисования, бумагопластики и другими материалами при создании работ....