отчет на конец года по самообразованию Пластинография в дошкольном учреждении
статья по аппликации, лепке

Галина Александровна Ферару

Рисование пластилином - замечательный по своим возможностям вид изобразительной деятельности. Она позволяет освоить ребенку объём, сделать картинку рельефной и живой. 

Пластилинография - это техника, которая очень проста в исполнении, и не требует особых способностей. Увлекает и не перегружает детей ни умственно, ни физически

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_na_konets_goda.docx22.34 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РУЧНОЙ УМЕЛОСТИ И ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Пластилинография как средство развития ручной умелости и художественнотворческих способностей у детей дошкольного возраста.

        Дошкольное детство – важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте дети – маленькие исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Им необходимо всё потрогать, проверить, что произойдёт дальше. Каждый ребёнок уникален: в нём живёт и талантливый художник, и неутомимый экспериментатор, и пытливый наблюдатель. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее и разносторонне развивается ребёнок, реализуется его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность ребёнка. Именно изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей. Творческое мышление дошкольников проявляется на основе оригинальности, гибкости, продуктивности и разработанности продуктов творческой деятельности.

Один из самых увлекательных, интересных и любимых видов деятельности детей дошкольного возраста является лепка.

Лепка – самый осязательный вид художественного творчества. Ребёнок не только трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет.

Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство в соответствии с ФГОС – изобразительная деятельность ребенка – самая благоприятная для развития творческих способностей детей, поскольку в ней используются нетрадиционные техники.

В последнее время отечественная и зарубежная педагогика всё больше внимания уделяет изобразительной деятельности, как средству развития талантливой, творческой личности. В целом ряде исследований и методических разработок (Т.Н. Доронова, Т.Г.Казакова, Т.С. Комарова, А.И.Савенков, Е.А. Флёрина, Н.Б. Халезова, Б.П. Юсов, С.Г. Якобсон, Н.П. Сакулина, И.А. Лыкова, Г.Н. Давыдова, Е.Л. Нуйкина) показаны различные аспекты творчески развивающего потенциала рисования, лепки и других видов художественной деятельности.

Намечаются новые пути в развитии художественной деятельности, которые позволяют отойти от традиционных штаммов работы, направленной на овладение детьми только лишь определённых навыков в рисовании и лепке.

Эти новые подходы позволяют разнообразить изобразительную деятельность через внедрение новых методов работы, которые дают толчок развитию, как творческому потенциалу ребёнка, так и развитию личности ребёнка в целом. Одним из них является применение нетрадиционной техники рисования – пластилинографии. Создание на основе пластилина лепных картин с изображением выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности – один из видов декоративно – прикладного искусства.

Пластилинография появилась сравнительно недавно и уже стала новым жанром в изобразительной деятельности. Основной материал – пластилин, а основной инструментом – является рука, вернее, обе руки, таким образом, уровень умения зависит от владения собственными руками. По мнению Г.Н. Давыдовой данная техника хороша тем, что она доступна детям дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определённую новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным.

Занятия детей по пластилиногафии реализуют основные структурные единицы в рамках соответствующих ФГОС образовательных областей: «Познавательное развитие» (ознакомление с предметами, объектами, явлениями окружающего мира и природы, с жанрами живописи и народно – прикладным искусством), «Социально – коммуникативное развитие» (формирование умения общаться и взаимодействовать с взрослым и сверстниками, позитивных установок к различным видам труда и творчества; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий), «Физическое развитие» (приобретение опыта в двигательной деятельности) – и направлены на формирование навыков продуктивной деятельности и творческой активности каждого ребёнка в сотрудничестве с педагогом и сверстниками.

Пластилинографию иначе называют «Живопись с помощью пальцев», такой вид живописи очень благотворно влияет на развитие костно-мышечного аппарата ребёнка, сенсорной чувствительности, зрительно-моторной координации, произвольного внимания и на психику ребёнка, так как успокаивает и расслабляет его. Занимаясь пластилинографией, у ребёнка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становится более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребёнок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. пинцетное хватание – захват мелкого предмета двумя пальцами Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.

Развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Таким образом, чтобы развивался ребёнок и его мозг, необходимо тренировать руки. Именно это в дальнейшем даст ему возможность легко обучаться новому, будь то иностранный язык, письмо или математика. Развитие навыков ручной умелости важно ещё и потому, что вся дальнейшая жизнь ребёнка потребует использование точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Проблема развития мелкой моторики, ручной умелости на занятиях по изобразительной деятельности так же весьма актуальна, так как изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Дети овладевают навыками и умениями работы с инструментами (в рисовании - карандаши и кисть, в аппликации ножницы и кисть, в лепке - стек). На этих занятиях дети вырабатывают умения управлять инструментом.

Для решения проблемы развития ручной умелости и развития художественно – творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста посредством пластилинографии мною были определены следующие задачи:

- формирование навыков работы с пластилином, пробуждение интереса к лепке;

- освоение новых приёмов;

- обучение умению ориентироваться на листе бумаги;

- развитие мелкой моторики, ручной умелости, глазомера;

- воспитание усидчивости, аккуратности в работе, желание доводить начатое до конца;

- развитие художественного творчества, эстетических чувств;

- ознакомление с окружающим миром, развитие эмоций и фантазии.

Чтобы дети лучше усваивали и закрепляли навыки, обучение проводиться поэтапно. Освоение техники пластилинография предполагает реализацию трёх этапов:

1 этап – подготовительный, на котором учим детей правильно использовать материал, знакомим детей с приёмами надавливания, придавливания, размазывание пластилина подушечкой пальца, с правильной постановкой пальца, приёмами отщипывания маленького кусочка пластилина, скатывание шарика между двумя пальцами, жгутиков, косичек, выполнение рельефа, наложение деталей, работать на ограниченном пространстве;

2 этап – основной, продолжение освоения доступных приёмов; создавать условия для самостоятельного применения накопленного опыта детьми, дети учатся не выходить за контур рисунка, размазывать пластилин по всему рисунку, использовать несколько цветов пластилина, использовать разные приёмы лепки круговыми и прямыми движениями, сплющивание, доводить дело до конца, работать аккуратно, выполнять коллективные композиции, восстанавливать последовательность выполняемых действий, действовать по образцу и по словесному указанию воспитателя;

3 этап – итоговый, обобщение полученных знаний, умений и навыков, дети самостоятельно решают творческие задачи, выбирают рисунок для работы, самостоятельно выполняют задания.

Основной формой обучения детей рисованию пластилином является занятие. Очень важно проводить занятия в игровой форме, так как это обеспечивает динамичность процессу обучения и максимально удовлетворяет потребность детей в поведенческой и речевой самостоятельности. Использование игр в обучении детей пластилинографией помогает активизировать их деятельность, развивать познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление.

В процессе обучения дошкольников пластилинографии не следует ставить перед ними очень сложные задачи, чтобы не разочаровать. Важно подкрепить их интерес похвалой даже за небольшие успехи. Творчество должно доставлять детям радость общения, познания труда, игры и отдыха. Опыт совместной работы помогает устанавливать взаимоотношения со сверстниками, формирует чувство ответственности друг перед другом.

Структура занятий может быть гибкой и изменяться от целей и задач, но включает 3 части: вводную, основную и заключительная.

Вводная часть начинается с организационного момента, Именно здесь создаётся эмоциональный настрой у детей и объясняется новый материал. В вводной части используются разные приёмы: чтение художественной литературы, обыгрывание персонажей, подвижные и пальчиковые игры.

В основной части объясняются и показываются приёмы рисования пластилином. И дети самостоятельно выполняют задания, опираясь на имеющийся опыт и своё отношение к изоброжаемому. При необходимости можно помочь советом или провести индивидуальную работу. Работа с пластилином трудоёмкая, требует усилий, поэтому детям необходим отдых в процессе ее выполнения в виде физкультурных минуток и разминок.

Очень важна заключительная часть, в ней подводится итог занятия. Просмотр и анализ детских работ в конце занятия – важное условие развития изобразительного творчества. Художественная деятельность ребёнка станет ещё более успешной, если взрослые будут оценивать её положительно, не сравнивая работы детей между собой, а отмечая индивидуальную манеру выполнения. Детям это нравится и позволяет ребёнку осмыслить результат своей деятельности, учит задумываться над тем, что у него не получилось.

В зависимости от сложности сюжета одну работу можно выполнять на нескольких занятиях. Занятия пластилинографией увлекательны, но требуют большой сосредоточенности и определённого напряжения, потому в структуру занятий всегда включены физкультурные минутки, динамические разминки, пальчиковая гимнастика, а также музыкальное сопровождение. В результате чего дети активны, любознательны, уверенны в себе, общительны со взрослыми и сверстниками.

В своей работе с детьми по пластилиногрфии опираюсь на следующие методы:

- Словесные методы: беседа, рассказ, художественное слово, вопросы (уточняющие, наводящие, проблемные, познавательные), поощрение (похвала ребёнка, положительное стимулирующее оценивание, одобрение выбранного ребёнком направления деятельности или способа выполнения задания).

- Информационно – рецептивные методы (характеризуется взаимосвязью и взаимозависимостью между деятельностью педагога и ребёнка): рассматривание, напоминание, частичный показ, объяснение, сопровождаемое показом, устные инструкции по выполнению работы.

- Репродуктивный метод: выполнение действий с детьми, с проговариванием, совместное действие педагога с детьми.

- Эвристический метод: направлен на проявление самостоятельности в каком – либо моменте работы на занятии выполнение действий с детьми по схемам, выполнение работ с опорой на личный опыт.

Для освоения детьми нетрадиционной техники пластилинография создала условия для ознакомления с новой нетрадиционной техникой, обеспечивая предметную среду для деятельности детей, изменяя её, используя дополнительные природные материалы (семена, ракушки, песок, перья и т. д.) различный бросовый материал (бусины, пайетки, бисер) материалы используемые для создания определённых эффектов, придающих выразительность образу и неповторимость всей работе, а также трафареты, картон разного цвета с нанесённым контурным рисунком и без него, набор стек, колпачки от фломастеров, стержни, зубочистки, раскраски, пластилин, коллекции иллюстраций, образцы работ, фотографии, таблицы с технологическими карточками способов лепки, лэпбук «Пластилинография».

Работа с родителями – одно из важнейших направлений в работе. Мною были подготовлены консультации для родителей отражающие актуальные вопросы развития мелкой моторики ребёнка в семье и детском саду, консультации по пластилинографии, содержащие советы и рекомендации по организации занятий с детьми дома. Для родителей организовывались выставки детского изобразительного творчества, где дети выступали в качестве экскурсоводов. В своей работе с родителями использовала наглядные папки-передвижки, брошюры.

В процессе работы родители стали непосредственными участниками творческого процесса, который перерос в содружество дошкольного учреждения и семьи, что позволяет родителям реализовать свои способности и таланты, актуализирует в жизни семьи познавательно – речевое и художественно – эстетическое направление в развитии детей.

Подводя итоги можно сказать, что главное значение занятий по пластилинографии состоит в том, что в конце обучения – у ребёнка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцами или щепотью они так – же умеют самостоятельно осуществлять движения во всех качествах: направленности, силе, длительности и т.д.

Мой опыт показал, что овладение техникой пластилинография доставляет детям истинную радость. Они с удовольствием работают в этой технике и с нетерпением ждут занятие. Им доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения. Дети готовы многократно повторить то или иное действие. И чем лучше у них получается, с тем большим удовольствием они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех, привлекая внимание взрослого к своим достижениям

Список литературы:

Грибовская А.А., Халезова-Зацепина М.Б. Лепка в детском саду. Конспекты занятий для детей 2-7 лет.М.,2018

 Давыдова Г. Н. Детский дизайн. Пластилинография.М., 2003.

 Давыдова Г. Н. Пластилинография: анималистическая живопись. М., 2003.

 Давыдова Г. Н. Детский дизайн – 2. Поделки из бросового материала. М.,2011.

 Давыдова Г.Н. Пластилинография. Цветочные мотивы. М.,2011.

 Коваленко З. Д. Аппликация семенами. Конспекты для работы с детьми 3-7 лет.М.,2014.

 Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. М.,2006.

 Комарова Т.С. Детское художественное творчество: Метод. Пособие для воспитателей и педагогов. М, 2008

Лыкова И.А. Лепим из пластилина, глины, теста. М., 2009

Лыкова Л.И. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2- 7 лет. М.,2007

 Нуйкина Е.Л. Пластилиновая сказка. Конспекты для занятий для детей 3-5 лет. М.,2020.

От рождения до школы / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М. А. Васильевой. М.,2011

ФГОС дошкольного образования М.,2020


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий отчет о проделанной работе по музыкальному воспитанию в дошкольном учреждении

Основные направления в работе по музыкальному воспитанию......

Самообразование педагогов в дошкольном учреждении

Что заставляет людей постоянно работать над собой, пополнять свои знания, занимаясь самообразованием?Наука, техника, производство развиваются совершенствуются непрерывно.Ученые утверждают, что знания,...

Отчет на конец 2021 - 2022 учебного года учителя - логопеда Доманевской Светланы Игоревны в 1 группе компенсирующей направленности (подг.)

Отчет на конец 2021 - 2022 учебного года учителя - логопеда  в 1 группе компенсирующей направленности (подг.)...

Отчет на конец года по обучению финансовой грамотности детей старшей группы «Пчелки». Тема: «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста по средствам экономического воспитания»

Финансовая культура детей дошкольного возраста как один из аспектов экономического воспитания – это новое направление в дошкольной педагогике, является глобальной социальной проблемой, неотделим...

Отчет по познавательному развитию на конец года

Познавательное развитие включает в себя: формирование элементарных математических представлений, развитие познавательно-исследовательской деятельности (экспериментирование с живой и неживой природой),...