РАСПРОСТРАНЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ НА ТЕМУ «РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОДУКТИВНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
материал по аппликации, лепке (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Ермолаева Татьяна Фёдоровна

Дошкольный возраст – это тот период, когда изобразительная деятельность является устойчивым увлечением не только особо одаренных, но и почти всех детей, т.е. увлекая ребенка в сказочный мир искусства, мы незаметно развиваем воображение и творческие способности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 20.05._rasprostranenie_opyta.docx32.87 КБ

Предварительный просмотр:

Методическое объединение  воспитателей

дошкольных образовательных организаций

РАСПРОСТРАНЕНИЕ

ОПЫТА РАБОТЫ

       НА ТЕМУ

«РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ

В ПРОДУКТИВНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ».

Выполнила: Ермолаева Т.Ф., воспитатель  

высшей квалификационной категории

МАДОУ Детский сад № 12 «Рябинушка» г. Бирска

БИРСК – 2020 г.

Дошкольный возраст – это тот период, когда изобразительная деятельность является устойчивым увлечением не только особо одаренных, но и почти всех детей, т.е. увлекая ребенка в сказочный мир искусства, мы незаметно развиваем воображение и творческие способности.

Художественная деятельность выступает как ведущий способ эстетического воспитания и развития детей  дошкольного возраста, как содержательное основание эстетического отношения каждого ребенка.

Дошкольник в своем эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно-чувственного впечатления до создания оригинального образа (композиции) изобразительно-выразительными средствами.

Тема моей работы по накапливанию опыта «Развитие художественно-творческих способностей дошкольников в продуктивных видах деятельности».

Ее реализую в непосредственно-образовательной деятельности, в режимных моментах и через систему кружковой работы. Кружок называется «Веселые пальчики». Разработала программу для детей II младшей группы (3-4 года), средней группы (4-5 лет), старшей группы (5-6 лет) и подготовительной к школе группы (6-7 лет).

Перед собой мы поставили и реализуем следующие задачи:

для детей младшего дошкольного возраста. развивать эстетическое восприятие, воображение дошкольников.

  • учить изображать по-разному одни и те же предметы и явления, используя различные изобразительные средства и материалы.
  • побуждать к экспериментированию, в ходе которого дети познают изобразительные возможности используемых материалов.

для детей среднего возраста.

  • поддерживать интерес детей к народному и декоративному искусству; поощрять интерес детей к изобразительной деятельности.
  • расширять тематику детских работ; поддерживать желание изображать окружающие предметы и явления природы.
  • поощрять детей воплощать в художественной форме свои представления, переживания, чувства, мысли; поддерживать личностное творческое начало.
  • знакомить с цветовой гаммой, с вариантами композиции и разным расположением на листе.

для детей старшего дошкольного возраста. 

  • продолжать знакомить детей с произведениями разных видов искусства (живопись, народное и декоративно-прикладное искусство, архитектура).
  • развивать воображение, формировать эстетическое отношение к миру.
  • поддерживать стремление видеть в окружающем мире красивые предметы и явления.
  • расширять и детализировать содержание изобразительной деятельности детей.
  • развивать композиционные умения.
  • совершенствовать разные техники изобразительной деятельности (в рисовании: совершенствовать технику рисования гуашевыми и акварельными красками, в аппликации: обрывание, выщипывание, сминание, вырезание симметричное, силуэтное, модульная, ленточный способ, сложенной несколько раз по диагонали).

Программа строится на следующих принципах педагогики:

  1. Принцип развивающего обучения, целью которого является развитие ребенка.
  2. Строится с учетом интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей.

Любой вид продуктивной творческой работы целесообразно обогащать и поддерживать другими видами художественной деятельности (словом, жестом, игровой ситуацией).

  1. Строится с учетом соблюдения преемственности между возрастными дошкольными группами.
  2. Принцип регионального компонента. Реализация этого принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании.

Детские работы выставляем в уголках творчества («Наш эрмитаж»),

  • устраиваем тематические выставки;
  • дети дарят родителям и родственникам на праздники (23 февраля, 8 марта, День матери, Новый год, выпускной);
  • дополняем театральный уголок атрибутами;
  • организуем совместные игры в детском саду или дома;
  • оформляем альбомы детских работ «Наш вернисаж» для каждого ребенка;
  • проводим беседы по тематической неделе, вовлекая к участию детей подготовительной группы (Была проведена беседа «Наша безопасность» с детьми средней группы. Предварительная подготовка: дети подготовительной группы выучили стихи и нарисовали рисунки по теме, дети средней группы сделали закладки в подарок  для будущих первоклассников);
  • вовлекаем родителей в совместную творческую деятельность (конкурсы, выставки, проекты);
  • организуем выставку детских работ в проектной деятельности (Проекты: «Вода и ее свойства» и «В гостях у сказки» - во II младшей группе, «Божья коровка» и «Подготовка животных к зиме» - в подготовительной к школе группе);
  • Детские работы, разработки, соответствующие моей теме, мастер-класс систематически отправляем на Всероссийские конкурсы. (Профессиональные конкурсы для педагогов: «Педагогическая регата» - мастер-класс «Дымковская игрушка», «Чудеса в моих руках» - фотографии «Мои картины», «Педагогический олимп» - мастер-класс «Городецкая роспись», «Мастер презентаций» - «Открытка на 23 февраля», «Ярмарка педагогических идей» - мастер-класс «Открытка на 8 марта»)
  • Публикация в октябрьском номере федерального журнала для родителей и педагогов «Дошкольный мир». Статья «Нетрадиционная техника рисования» в сотворчестве с педагогами детского сада.
  • В 2017 году в качестве жюри приняла участие в Республиканской олимпиаде для детей старшего дошкольного возраста «Мы гагаринцы».

В группе «Солнышко», по данной теме работаю уже четвертый год. Была проведена первоначальная диагностика с детьми II младшей группы (3-4 года) в 2017 году. У детей наблюдался низкий уровень развития умений по видам продуктивной деятельности. К концу младшего дошкольного возраста мы добились высокого уровня у большинства детей. Воспитанники научились различать основные цвета и форму, аккуратно наклеивать детали аппликации, составлять композицию из нескольких частей. В средней группе продолжали работать в данном направлении, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей, совершенствуя изобразительную технику. Промежуточная диагностика детей средней группы (4-5 лет) «Солнышко» показала, что у многих детей сформированы умения работы с ножницами, соответсвующие данному возрасту. Дети вырезают полоски разной ширины, фигуры (круг из квадрата, овал из прямоугольника округляя углы, треугольник из квадрата, разрезая по диагонали), составляют композицию из нескольких деталей. А так же мы стремимся комбинировать и совершенствовать знакомые техники аппликации (симметричную, обрывную и накладную). Выполняем аппликацию из цветной бумаги, пластилина, из мелконарезанной пряжи и мишуры, семян, выты, скатанных салфеток, ватных дисков. Используем нетрадиционную технику рисования (ладошками, восковые мелки и акварель, свеча и акварель, по мокрой бумаге, по мятой бумаге, метод тычка и др.)  Для лепки используем разные виды материалов: пластилин, белая глина, соленое тесто, тесто для лепки, застывающая масса для лепки. А так же конструировали из бумаги и природного материала. Делали игрушки из конуса, цилиндра, гармошки.

В старшей группе разработана программа по художественному труду. Содержание занятий художественным трудом в старшей группе выстроена на народной культуре. Художественный труд – это творческая социально мотивированная деятельность ребенка, направленная на создание конкретного продукта. Прикладным результатом художественного труда выступают рукотворные предметы и композиции, которые служат для обустройства игрового и бытового пространства. Но самым значительным результатом художественного труда является опыт реального освоения культуры, приобретаемый ребенком в активной созидательной деятельности на основе индивидуальных и универсальных способностей.

В старшей группе продолжаем обогащать представления детей о народном искусстве. Расширяем знания о городецкой росписи, гжели, дымковской игрушки. Обращаем внимание на яркость, нарядность росписи, составные элементы, цвет, композицию, приемы их создания. Развиваем художественный вкус, чувство ритма, цвета, композиции. Вызывать чувство удовлетворения от умения сделать полезную вещь. А так же знакомимся с новыми технологиями: бисероплетение, папье-маше, мозаика, батик, конструирование игрушек из пряжи, рельефная лепка (изразец). Знакомимся с материалами, исследуем их свойства (глина, ткань, дерево, воск и др) и готовим их к работе; на занятиях по изодеятельности осваиваем обобщенные способы и базовые умения; на занятиях по художественному труду и в свободное время создаем оригинальные изделия – «красивые и полезные» (сувениры, предметы интерьера, игрушки и игровые атрибуты).

Основой приобретаемого опыта является традиционные технологии, насчитывающие века и даже тысячелетия. Произведения народного декоративно-прикладного искусства показывает ребенку мир не взором одного человека, а глазами тысяч других людей.

Результатами работы в данном направлении должны стать:

- активность и самостоятельность детей в изобразительной деятельности;

- умение находить новые способы для художественного изображения;

- умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.

Обучение на занятиях по изобразительной деятельности строятся как увлекательная проблемно-игровая деятельность, обеспечивающая субъектную позицию детей и постоянный рост их самостоятельности и творчества.

Через продуктивные виды деятельности у детей развиваются творческие способности, сенсорика, цветовосприятие, совершенствуются изобразительные умения во всех видах художественной деятельности, формируется эстетическое восприятие окружающего мира, пробуждается личностное творческое начало.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме : Развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях реабилитационного центра

Обобщение педагогического опыта по теме: Развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях реабилитационного центра...

Презентация опыта работы на тему «Развитие художественно- творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»

laquo;Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев.От пальцев, образно говоря, идут тончайшиеручейки, которые питают источник творческой мысли.Другими словами: чем бол...

опыт работы по теме «Развитие художественно – творческих способностей детей, через ознакомление искусством бумажной пластики - оригами».

Современные социально - экономические условия побуждают систему образования уделять большое внимание проблемам творчества и формированию у детей качеств творческой личности в процессе обу...

Обобщение опыта работы на тему: "Развитие художественно - творческих способностей дошкольников в процессе продуктивной деятельности"

«… Детский рисунок, процесс творчества – это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты, насл...

Опыт работы по теме:«Развитие художественно- творческих способностей дошкольников посредством изобразительной деятельности» в средней группе

Опыт работы по развитию художетвенно-творческих способностей дошкольников посредством изобразительной деятельности....

Обобщение опыта работы на тему «Развитие художественно – творческих способностей детей средствами народного декоративно - прикладного искусства»

ОПЫТ РАБОТЫ НА ТЕМУ «Развитие художественно – творческих способностей детей средствами народногодекоративно - прикладного искусства»...

Сообщение из опыта работы по теме: «Развитие художественно-творческих способностей детей первой младшей группы через использование современных методов и технологий»

Сообщение из опыта работы по теме:«Развитие художественно-творческих способностей детей первой младшей группы через использование современных методов и технологий»...