Методическая разработка по пластилинографии на тему «Пластилинография — это интересно!»
методическая разработка по аппликации, лепке (средняя группа)

Петрова Елена Викторовна

«Пластилинография — это интересно!»

    Пластилинография – это нетрадиционная техника работы с пластилином, принцип которой заключается в создании лепной картины с изображением полуобъемных предметов на горизонтальной поверхности.

    Основной материал — пластилин, а основным инструментом в пластилинографии являются руки ребенка. Данная техника хороша тем, что она доступна детям дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с малышами.

    Занятия пластилинографией способствуют развитию таких психических процессов, как внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей. Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою .

    Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.

    Развивается волевое усилие – дети проводят больше времени при выполнении задания, стараются выполнить его до конца, формируются элементарные навыки самоконтроля (организованно готовят рабочее место, убирают его, контролируют поведение, отмечается повышенный интерес к занятиям (стараются выполнять задание правильно).

    Реализуется познавательная активность. Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у детей жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в памяти. Это позволяет уточнить уже усвоенные ребенком знания, расширить их и применять на практике.

   В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином должен идти непрерывный разговор с детьми. Такая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность.

   Развиваются сенсорные эталоны (цвет, форма, величина, что занимает одно из центральных мест в работе с детьми по пластилинографии. При создании работы дети знакомятся со средствами художественной выразительности (пропорция, ритм, цвет, объем, фактура, колорит).

     У детей воспитываются тактильные и термические чувства пальцев, что необходимо для накопления социокультурного опыта ребенка.

    Особенности используемого материала.

Пластилин – мягкий, податливый материал, способный принимать заданную ему форму.Но при этом имеет ряд отрицательных моментов:

• Несвежий пластилин становится твердым, его трудно размять, подготовить к работе, особенно детским пальчикам.

• В своем составе пластилин имеет жировые компоненты и при наложении на бумажную основу со временем образует жирные пятна.

 Всех этих неприятностей можно избежать, если следовать следующим рекомендациям:

  1. Пластилин – материал объемный, а значит имеющий вес. Поэтому для работы следует использовать не тонкие листы, а плотный картон, чтобы не происходило деформации основы при выполнении приемов придавливания, примазывания, сглаживания поверхностей создаваемых из пластилина объектов.
  2. Чтобы картинка со временем не теряла своей привлекательности, следует основу покрыть скотчем. Это поможет избежать появления жирных пятен, работать на скользкой поверхности легче и при помощи стеки можно снять лишний пластилин, не оставляя следов.
  3. Если работа выполняется в качестве подарка или для оформления комнаты, рекомендуется поверхность выполненной из пластилина композиции покрыть бесцветным лаком. Пластилин под лаковой пленкой со временем твердеет, изделие становится более ярким, с лакированной поверхности легче убирать пыль.
  4. На рабочем столе ребенка должна обязательно присутствовать тканевая салфетка для рук, чтобы он мог воспользоваться ею в любое время, а после выполненной работы первоначально вытереть руки салфеткой, а затем вымыть их водой с мылом.
  5.  Работа с пластилином трудоемкая, требует усилий, поэтому детям необходим минутный отдых в процессе ее выполнения в виде физкультурных разминок и пальчиковых игр.

 

     Во многом результат работы ребенка зависит от его заинтересованности, поэтому в работе важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов, таких как, игра, сюрпризный момент, музыкальное сопровождение и т. д.

    Обучение рисованию в технике пластилинографии следует начинать с учетом постепенного нарастания сложности материала.Развитие сюжета лучше начинать с предметных изображений: сначала нужно отработать все основные элементы сюжетного рисунка, а затем переходить к более сложным композициям.Также необходимо обращать внимание не только на техническую, но и на выразительную сторону деятельности.

    Иногда ребенок отказывается от работы из-за страха, что он не справится с ней. Поэтому детям требуется поощрение. Успешное выполнение работы придает ребенку уверенность в своих силах, положительно настраивает его на дальнейшие задания.

   

 

А теперь несколько практических рекомендаций по технике пластилинографии:

 

  1.    Примазывание. Т. е. берем нужного цвета пластилин и размазыванием его по картону (примазыванием).Например: надо «нарисовать» голубое облако. Предварительно в нудной части листа делаем карандашный набросок или обводим по трафарету. Берем голубой пластилин и, не выходя за контур наброска, примазываем пластилин («раскрашиваем» голубым пластилином облачко). Для большей натуральности можно сделать два-три мазка белым пластилином.
  2.    Скатывание колбасок.Например: вы рисуете машинку. Сначала выбираем фон. Затем – карандашный набросок. Далее выбираем пластилин, который будет «выгодно» смотреться на выбранном вами фоне. Раскатываем пластилиновые колбаски нужной длины и толщины, и этими колбасками выкладываем контур машины (черным - колеса, кузов – зеленым и т. д.). Подключаем фантазию и вкус.
  3.    Шарики - горошины. Этот метод «раскрашивания» делает рисунок объемным, очень оживляет. Особенно рекомендую его использовать при предметном изображении.Например: «Дары осени». Трафарет или набросок фрукта или овоща. Плоскость карандашного рисунка заполняется шариками (величина выбирается автором). Для крепости соединения с картоном пластилин надо слегка придавливать.
  4.    В одном сюжете можете использовать все три приема: «примазывание», «колбаски», «горошины». Примазыванием можно создать фон и уже к пластилиновому фону крепить колбаски и шарики (например: «Золотая осень»). Колбасками хорошо выделять силуэт изделия – они сделают его четким, выразительным. Шарики придадут рисунку объемность, яркость живость.

 

    Именно работа пальчиками по притиранию пластилина, скатыванию колбасок и шариков является очень полезной и приносит неоценимые результаты для развития кисти вашего малыша.

 

    Уверяю Вас, мамы, папы, а особенно бабушки и дедушки, Вы проведете с ребенком время увлекательно и полезно.        Желаю творческих успехов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst_lword.docx102.1 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия для детей средней группы по пластилинографии на тему «Самолёт летит»

Цели занятия:

 1. Закрепить умение детей делить брусок пластилина на глаз на две равные части, раскатывать его прямыми движениями ладоней.

2. Учить детей составлять на плоскости предмет, состоящий из нескольких частей, добиваться точной передачи формы предмета, его строения, частей.

 3. Дополнять изображение характерными деталями (окошками-иллюминаторами), используя знакомые приемы работы: раскатывание, сплющивание.

4. Продолжать формировать интерес детей к работе пластилином на горизонтальной плоскости — пластилинографии.  

Материал для занятия: 

плотный картон синего (голубого) цвета с силуэтами облаков, солнца, размер 1/2 А4;  пластилин серого и желтого цветов;

салфетка для рук;

доска для лепки;

стека;

иллюстрация с изображением самолета или самолет-игрушка.

  1. Организационная часть 

Педагог  предлагает детям отправиться в путешествие, но на каком виде транспорта, они должны угадать.

Смело в небе пролетает,  

Обгоняя птиц полет,  

Человек им управляет,  

Что такое...

 Дети. Самолет.

 Педагог. Верно, сегодня мы с вами полетим на воздушном транса порте — самолете. Встали ровно, выпрямили спинки, развели в сторону руки-крылья. Все готовы?

 Дети. Да.

Педагог. Тогда полетели.  

Дети двигаются легким бегом по кругу.

Я хочу на самолете

 Полететь, полететь.

И на город свой в полете

Посмотреть, посмотреть.

Полечу я выше тучи

Над землей, над землей,

 Он, наверное, большущий,

Город мой, город мой!        С. Баруздин

Педагог. Стоп, машина, прилетели, на аэродром тихонько сели.

Дети «приземляются» на свои места.

Педагог. Дети, что мы с вами увидели во время путешествия на самолете?

 Дети. Небо, солнышко, птичек.

 Педагог. А вниз вы смотрели, что там видели?  

Дети. Землю, дома, людей.

Мы летели под облаками,  

А земля плыла под нами,  

Роща, поле, сад и речка,  

И дома, и человечки.      О. Узорова

Педагог. Вам понравилось летать на самолете? Расскажете о своем путешествии родителям и друзьям?

Дети. Да.

Педагог. Сегодня мы побывали с вами в роли пилотов, а сейчас станем авиаконструкторами, которые делают вот такие большие, настоящие самолеты. (Показывает фотографию или рисунок самолета или самолет-игрушку.)

Педагог. Дети, на что похож самолет?

Дети. На птицу.

Педагог. А что у них общего?

Дети. Крылья, хвост.

Педагог. Верно. У самолета, как и у птицы, есть туловище, которое называется корпусом, внутри корпуса располагается салон, помещение, где сидят люди, пассажиры, во время полета. В передней части самолета сидят пилоты, летчики, которые управляют самолетом, сзади у самолета находится хвост, он поднят вверх. Где расположены крылья у самолета?  

Дети. С одной стороны самолета и с другой.

 Педагог предлагает встать детям около своих мест, развести руки-крылья в стороны и немного назад.

Педагог. Приступаем к изготовлению самолета. Когда мы его построим, отправимся в полет.

 Самолет построим сами,  

Понесемся над лесами,  

Понесемся над лесами,  

А потом вернемся к маме. А. Барто

 2. Практическая часть                                                

 ! Если в детских наборах отсутствует пластилин серого цвета, педагог заранее для каждого ребенка смешивает пластилин в следующей пропорции: две части белого и одна часть черного.

1. Взять брусок пластилина серого цвета, стекой разделить его по намеченной линии на две равные части. Скатать длинную колбаску между прямыми ладошками движением вперед-назад перед собой.

 2. Загнуть один конец колбаски наверх, сделать хвост самолета. Расположить корпус самолета среди облаков и прижать к картонной основе.

 3. Взять вторую часть пластилина серого цвета, скатать короткую колбаску, стекой разделить ее пополам – это крылья. Расположить их по бокам корпуса и немного отвести назад в сторону хвоста самолета.

 4. Скатать длинную тонкую колбаску из пластилина желтого цвета, стекой разделить на мелкие части, из каждого кусочка скатать маленький шарик пальчиком на дощечке.

5. Разложить шарики-окошки в ряд вдоль корпуса самолета, закрепить их, слегка расплющивая каждый.

                                       Физкультурная пауза во время работы

 Собираемся в полет,                     Встать прямо около своих мест, руки в стороны.

 Отправляемся в полет.

Правое крыло вперед,                               Поворот туловища с правой рукой вперед.

Левое крыло вперед.                                  Поворот туловища с левой рукой вперед

Раз, два, три, четыре —

 Полетел наш самолет.                                Наклоны туловища влево-вправо, руки в стороны.

Вперед руками завертели,                         Вращение рук вперед, перед грудью.

А потом наоборот —                                    Вращение рук назад, перед грудью.

 Назад помчался самолет.

                                                 Заключительная часть 

Педагог хвалит детей за работу и предлагает вновь отправиться в путешествие на самолете с веселой песней.

 Самолет.

Самолет летит,

Самолет гудит:

 «У-у-у-у!

 Я лечу в Москву.

Командир-пилот

Самолет ведет,

 У-у-у-у! Я лечу в Москву!». 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по развитию речи "Космос, космос - это интересно"

Эти конспекты занятий по развитию речи адресованы воспитателям дошкольных образовательных учреждений, которые работают с детьми старшего дошкольного возраста. Материалы, представленные вашему вн...

Методическая разработка.Лепка в средней группе. Пластилинография "Рыбки"

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение города  Москвы«Московский образовательный комплекс имени Виктора Талалихина»...

Методическая разработка для второй группы раннего возраста «Какая интересная бумага!»

Представленная методическая разработка представляет собой конспект НОД познавательно –исследовательской деятельности для детей раннего возраста. Объектом познания выбран предмет – бумага. ...

Методическая разработка образовательной деятельности по теме: Беседа с детьми «Наш младший воспитатель"(Представлено на районном методическом объединении воспитателей младших групп)

Цель: формировать  первичные представления об окружающем мире, профессии младший воспитатель.Задачи:Формирование позитивных установок к различным видам труда.Формирование первичных представлений ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ТЕМЕ: «ВЕСЕННИЙ ПЕЙЗАЖ» (пластилинография)

В процессе ООД дети выражают свои впечатления от наблюдений, проведённых на прогулке в нетрадиционной форме....

Методическая разработка "Использование нетрадиционного метода рисования пластилинография в работе с детьми 5-6лет".

Тема: «Снегири на ветках рябины»Цель: знакомство детей с техникой пластилинографии, как видом изобразительной деятельности.Задачи:Образовательные:- Закреплять знание детей о зимующих птица...

Методическая разработка для педагогов на тему: "Обучение и развитие детей 3-5 лет на основе применения методического пособия "Дары Фрёбеля"

Данная методическая разработка для педагогов направлена на формирование целостного педагогического процесса во всестороннем развитии дошкольников....