Методическая разработка: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники аппликации»
методическая разработка по аппликации, лепке (старшая группа)

Колдина Ирина Юрьевна

Художественное творчество является одним из важнейших средств познания мира и развитие знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка.  Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается, тем более что многие дети только начинают овладевать художественной деятельностью. Дети любят узнавать новое, с удовольствием учатся. Именно обучаясь, получая знания, навыки ребенок чувствует себя уверенно.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod.razrabotka_applikatsiya_1.docx157.01 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 54 «Белоснежка»

г. Южно-Сахалинска

Методическая разработка:

«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники аппликации»

25_472_oboi_ruki_v_kraskah_1366x768.jpg

                                                                          Подготовила воспитатель:                                                                                                                                                                          

                                                                           Колдина  Ирина Юрьевна

                                                   

                                        Актуальность

Художественное творчество является одним из важнейших средств познания мира и развитие знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка.  Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается, тем более что многие дети только начинают овладевать художественной деятельностью. Дети любят узнавать новое, с удовольствием учатся. Именно обучаясь, получая знания, навыки ребенок чувствует себя уверенно.

Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики перед которой ставится цель - воспитание у подрастающего поколения творческого подхода к преобразованию окружающего мира, активности и самостоятельности мышления, способствующих достижению положительных изменений в жизни общества. Мы должны воспитывать у наших детей пытливость, смекалку, инициативу, воображение, фантазию - т.е. качества, которые находят яркое выражение в творчестве детей. Формирование творческой личности – одно из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном детстве. В работе над своими произведениями ребенок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем мире. Обсуждение творческих работ детьми и педагогом помогает ребенку видеть мир не только со своей собственной точки зрения, но и с точки зрения других людей, принимать и понимать интересы другого человека.                                                                                                     Развивать творчество детей можно различными путями, в том числе в работе с разными материалами, которая включает в себя различные виды создания образов предметов из бумаги. Аппликация – один из самых простых и эффективных способов работы с бумагой. Аппликация связана с

                                                   

познавательной деятельностью и огромное влияние оказывает на развитие умственных и творческих способностей детей. Аппликация появилась очень давно. Она появилась как способ украшения одежды и обуви, домашней утвари и орудий труда, интерьера своего жилища. Возможно, первым толчком к появлению аппликации явилась необходимость сшивать шкуры для одежды, и первый стежок подсказал человеку, что им можно не только соединять детали одежды, но и украсить ее. Детали, выкроенные из этих материалов, стали прикреплять к одежде. Так появилась аппликация. Сюжетом становились животные, птицы, сами люди, фантастические чудовища, красивые цветы и растения, сцены охоты и повседневной жизни. Аппликация (от латинского «прикладывание») — это вырезание и наклеивание фигурок, узоров или целых картин из кусочков различных материалов на материал — основу (фон). Как правило, материалом — основой служат картон, плотная бумага, а материалом для изготовления аппликации – бумага, ткань (хлопок, шёлк, бархат), шерстяные нити, шнуры, кожа, мех, войлок, фетр, сафьян, бисер, яичная скорлупа, цветные бусины, высушенные листья. Аппликация - одно из самых любимых занятий детей. Малышам нравится что-то вырезать из бумаги или ткани, клеить, раскрашивать и в итоге получать творение, сделанное своими руками.

                                                                                                                                                  

                                                             

                                                           «  Занятие  творчеством   способствует

разностороннему развитию личности ребенка».

Аристотель

                                 

 Работа с различными материалами, в различных художественных техниках расширяет возможности ребенка, развивает чувства цвета, гармонии, пространство воображения, образное мышление, творческие способности. В

создании поделок в интегрировании с нетрадиционными техниками бумаги и другими материалами доставляет детям огромное наслаждение и радость.

Работа с бумагой и другими материалами даёт им возможность проявить терпение, упорство, фантазию и вкус.                    

В нетрадиционных техниках аппликации заложены колоссальные воспитательные резервы и огромные педагогические возможности, которые влияют на художественно-эстетическое и образно-пространственное восприятие окружающего мира детьми дошкольного возраста, на развитие творчества дошкольников.                                  

Таким образом, используя в своей работе нетрадиционные техники аппликации, мы усиливаем интерес ребёнка к данной деятельности. В процессе работы дети планируют свою деятельность, проявляют высокую активность и вариативность, самостоятельность, оригинальность и творчество, рационально используя уже имеющийся опыт.                          

При совместной художественной деятельности с детьми можно использовать следующие нетрадиционные техники работы:                                                                                   

1. Аппликация из яичной скорлупы.                                  

2. Аппликация из крупы (рис, пшено, греча, макароны и др.)

3. Аппликация из салфеток.

4. Аппликация из соломы.

 5. Аппликация из засушенных растений.

Цель: Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник аппликации.

 

      Задачи:

  • Расширять представления о многообразии нетрадиционных техник аппликации;
  • Обучать приемам нетрадиционных  техник аппликации и способам изображения с использованием различных материалов;
  • Помочь детям овладеть различными техническими навыками при работе нетрадиционными техниками;
  • Прививать интерес к аппликации нетрадиционными техниками;
  • Развивать детское творчество, фантазию и творческое воображение путём создания творческих ситуаций в художественно-изобразительной деятельности;
  • Развивать чувство коллективизма, товарищества, стремления прийти на помощь друг другу;                                                                                                        

                                 

Мною была выбрана техника аппликация из яичной скорлупы. Был разработан  проект по Патриотическому воспитанию дошкольников «Люби и знай родной свой край» .В рамах этого проекта был разработан годовой план работы в который включалось изготовление поделки из яичной скорлупы.

В этой работе использован метод мозаичной аппликации.

                                                 

Цель: создание декоративного панно, с применением не традиционных методов аппликации из яичной скорлупы.

Задачи: Развитие интереса и желания заниматься созданием мозаичных картин, знакомство с различными видами мозаик, изучение национальных традиций в искусстве аппликации и мозаики.
                                             
Ожидаемый результат: проявление творческих способностей, аккуратность исполнения, эстетичный вид работы, участие в выставке детского декоративного творчества. Изделие, выполненное в этой технике, украсит интерьер любого дома, а творческий процесс доставит удовольствие.       Дети будут знать:

  •  о разнообразии нетрадиционных техник аппликации ;
  •  о свойствах и качествах различных материалов;
  •  о технике безопасности во время работы.

Дети будут уметь:

  •  планировать свою работу;
  •  договариваться между собой при выполнении коллективной работы;
  •  анализировать, определять соответствие форм, размеров, цвета, местоположения частей;
  •  создавать индивидуальные работы;
  •  использовать различные техники и способы создания работы;
  •  аккуратно и экономно использовать материалы.

                                                     

Формы проведения:

-подгрупповая и индивидуальная деятельность;

-дидактические игры;

-выставки рисунков и поделок;

-беседа;

-художественное экспериментирование;

-рассматривание иллюстраций;

-решение проблемных ситуаций.

Работа выполнялась в течении двух недель  отводилось 25-30 минут. Была проведена предварительная работа для выбора сюжета для аппликации.            - Рассматривание  картинок и фотографий с городами и достопримечательностями нашего края

- Показ презентации «Мой любимый город»

,- Чтение произведений сахалинского писателя Натальи Капустюк сборник детских стихов «У океана на ладони»

- Экскурсии  ( Музей  А.П.Чехова , Краеведческий музей,  площадь Победы,  площадь Славы )                                                                          

 Принципы работы с детьми:

  • доступность отбираемого материала;
  • постепенное усложнение программного содержания, методов и приёмов руководства детской деятельностью;
  • индивидуальный подход к детям.

Методы, используемые при выполнении аппликации   нетрадиционными техниками.

  •  словесные;
  •  наглядные;                    

    практические;

  •  игровые.

                                         

Приемы, используемые при выполнении работы:

  • игра, которая является основным видом деятельности детей;                                                                                  
  • показ и рассматривания предмета;
  • музыкальное сопровождение;
  • создание игровой ситуации;
  • показ воспитателя;
  • просьбы, поручения;
  • сравнение двух техник;
  • проговаривание последовательности работы.

ВыводыИзготовление панно из яичной скорлупы интересный и увлекательный процесс. Аппликация достаточно сложный процесс, требующий от детей высокого уровня целого ряда умений и навыков. Скорлупа – интереснейший природный материал, дающий большие возможности для развития творческой активности, интуиции и фантазии. Её поверхность даёт нам огромную возможность для выбора цветовой гаммы. Причем данный вид творчества основан на постоянном развитии, когда с каждым днем занятия стимулируют самосовершенствование. Общеизвестно, что развитие личности ребёнка на культурных традициях народа должно идти с рождения. Сила воздействия искусства на психофизику ребенка, на его подсознание может быть очень велика в том случае, когда «мировой опыт», заложенный в искусстве, соприкоснется с опытом ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности»

Методическая разработка "«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности»...

« Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»

«В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь»....

Методическая разработка. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности.

Изобразительная деятельность дошкольника является неотъемлемой частью этого возраста. Рисуя, маленький человечек учится не только видеть и представлять образы, но и воссоздавать их. Рисуя, ребе...

Методическая разработка: Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в нетрадиционных техниках рисования

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в нетрадиционных техниках рисования...

Методическая разработка "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности".

    Дошкольный возраст – это тот период, когда изобразительная     деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением всех детей. Общение с...

Методическая разработка - Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через использование методического пособия М. И. Родиной «Бусоград».

Содержание «Волшебные игры феи Бусинки» рассчитано в одинаковой мере и на сильного ребёнка, и на слабого, ориентирована на развитие личности ребёнка и носит деятельный характер, направлена...

Консультация для педагогов: "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники аппликации"

Аппликация с нетрадиционными техниками не только интересное и увлекательное занятие, доступное дошкольникам, но и полезное для их развития....