Конспект НОД по декоративной лепке для детей среднего дошкольного возраста на тему: «Филимоновская игрушка-свистулька»
план-конспект занятия по аппликации, лепке (средняя группа)

Егорова Вера Алексеевна
Конспект НОД по декоративной лепке
для детей среднего дошкольного возраста
на тему: «Филимоновская игрушка-свистулька»

Цель: Закреплять знакомые приемы в лепке при создании филимоновской игрушки, формировать у детей интерес к предметам народного декоративно- прикладного искусства путем ознакомления с филимоновской игрушкой.

Задачи:

  1. Создать условия для творчества детей по мотивам филимоновской игрушки;
  2. Познакомить детей с филимоновской игрушкой, как видом народного декоративно-прикладного искусства, имеющим свою специфику и образную выразительность;
  3. Формировать представление о ремесле игрушечных дел мастеров;
  4. Учить лепке птички на основе овоида или цилиндра;
  5. Развивать воображение, чувство формы.

Интеграция образовательных областей:

ОО «Социально-коммуникативное развитие», задачи:

  1. Развивать общение и взаимодействие ребенка с воспитателем и сверстниками;
  2. Воспитывать интерес к народному декоративно-прикладному искусству.

Материалы и оборудование: 3-4 филимоновские игрушки, подставка для демонстрации, схема с показом способа лепки, альбом с рисунками филимоновских игрушек, музыкальное сопровождение (русская народная музыка в аудиозаписи), глина, дощечки, стеки, салфетки, карандаш для проделывания отверстия под свисток.

Предварительная работа: Рассматривание предметов декоративно-прикладного искусства, беседа о том, что все эти красивые вещи создали мастера-народные умельцы.

Организация детей: сидя полукругом на стульчиках.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_po_lepke_filimonovskaya_igrushka-svistulka.docx19.21 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по декоративной лепке

для детей среднего дошкольного возраста

на тему: «Филимоновская игрушка-свистулька»

Цель: Закреплять знакомые приемы в лепке при создании филимоновской игрушки, формировать у детей интерес к предметам народного декоративно- прикладного искусства путем ознакомления с филимоновской игрушкой.

Задачи:

  1. Создать условия для творчества детей по мотивам филимоновской игрушки;
  2. Познакомить детей с филимоновской игрушкой, как видом народного декоративно-прикладного искусства, имеющим свою специфику и образную выразительность;
  3. Формировать представление о ремесле игрушечных дел мастеров;
  4. Учить лепке птички на основе овоида или цилиндра;
  5. Развивать воображение, чувство формы.

Интеграция образовательных областей:

ОО «Социально-коммуникативное развитие», задачи:

  1. Развивать общение и взаимодействие ребенка с воспитателем и сверстниками;
  2. Воспитывать интерес к народному декоративно-прикладному искусству.

Материалы и оборудование: 3-4 филимоновские игрушки, подставка для демонстрации, схема с показом способа лепки, альбом с рисунками филимоновских игрушек, музыкальное сопровождение (русская народная музыка в аудиозаписи), глина, дощечки, стеки, салфетки, карандаш для проделывания отверстия под свисток.

Предварительная работа: Рассматривание предметов декоративно-прикладного искусства, беседа о том, что все эти красивые вещи создали мастера-народные умельцы.

Организация детей: сидя полукругом на стульчиках.

Ход НОД:

Воспитатель: Здравствуйте ребята! А вы любите сказки? (ответы детей)

Так вот сегодня у нас волшебное, сказочное занятие, на котором мы будем лепить интересные игрушки. Вы ведь любите лепить? (да, любим)

Но для начала я расскажу вам сказку о чудо-птицах, чудо-животных, о филимоновских игрушках, которые начали лепить в селе Филимоново, Тульской области. Занимайте свои места, сказка начинается.

Понравилась сказка?

Как называются эти игрушки?

Что особенного в этих игрушках?

У нас в группе тоже есть филимоновские игрушки, давайте их рассмотрим, подходите все к столу. (Рассмотрение игрушек-свистулек, выставленных на подносе).

Посмотрите, какие они яркие, весёлые, нарядные, и все игрушки—это свистульки.

Ребята! Я сегодня, когда пришла в садик получила посылку, давайте её вместе откроем. Посмотрите здесь письмо.

«Дорогие дети, мы филимоновские мастера очень хотим, чтобы вы научились нашему ремеслу, лепке игрушек. Высылаем вам волшебную глину, чтобы у вас получилась настоящая филимоновская игрушка-свистулька и рисунки как нужно её лепить. Удачи вам ребята!»

А вот и глина. Ну что ребята попробуем?

А чтобы у нас всё получилось, давайте произнесём волшебные слова и сделаем волшебные движения, наберёмся силы. Встаньте ровно по линии.

Физкультминутка

Раз, два, раз, два

(руки поднимают вверх—вытягивают, затем к груди—согнуты в локтях)

Стали дети мастера.

Сели, встали, сели, встали

(выполняют движения по тексту)

Мы работать не устали.

Ручки хлоп, хлоп, хлоп,

Ножки топ, топ, топ.

Раз, два, раз, два

Наши дети мастера.

Вот вы и превратились в мастеров. Пора и за работу.

Мы с вами будем лепить свистульку-петушка. Посмотрите, какой он.

Я—красавец петух!

Создан для парада!

Перья—пух!

Перья—пух!

Гребешок?

Что надо!

Глазки—щёлки!

Очи зорки!

Голосок соловушки!

Полюбуйтесь!

Полюбуйтесь

На цветные пёрышки!

Вот какой Петя- петушок. Давайте, мы тоже слепим такого красавца!

Лепить мы будем по схеме-рисунку. Посмотрите все на рисунок. Начинаем.

1. Скатаем шар из комка глины величиной с кулачок.

2. Вытягиваем вверх шею петушка, слегка наклоним небольшую головку. Заострим клювик, прищипываем пальчиками бородку и гребешок.

3. Нижнюю часть обхватим пальцами, сожмём, оттянем и расплющим чтобы получилась подставка. (обратить внимание чтобы он стоял).

4. У фигурки лепим хвостик, оттягиваем часть глины для хвоста, в хвосте карандашом протыкаем отверстие для свистка (как бы вкручиваем карандаш).

5. Крылышки процарапаем стекой. (работают под русскую народную музыку).

Какие у вас красивые получились игрушки! Молодцы! Настоящие мастера! Давайте их поставим на подставочки. А когда они высохнут мы их обязательно распишем яркими цветами, чтобы они всех нас радовали.

«О том немало сказано

И нынче говорят:

Они свистульки разные

Из глины той творят –

Все пастухов да конников,

Ребят да молодух;

В ряду медведь с гармоникой,

Собака и петух.

Стоят – горят по полочкам,

От красок горячи:

В рисунке солнце с елочкой,

Да грабли и грачи.

Ах, эти грабли-грабельки

Да елочки мои,

Свистулечницы – бабоньки,

Игрушки-соловьи!»

Как появилась филимоновская игрушка.

Филимоновская деревушка

Синий лес, холмы, косогор

Лепят там из глины игрушку

И расписывают до сих пор.

Да, из самой обычной глины

Появляются вдруг на свет

Зайцы, коники, павлины

И солдатиков войско цвет.

В самом сердце России, недалеко от старинного города Одоева, Тульской области, на высоком берегу реки Уны стоит деревня Филимоново. Именно тогда в местные владения князя Воротынского будто бы прибыл гончар Филимон. Он обнаружил залежи отличной глины и начал лепить из неё горшки. Место, где он поселился, так и прозвали Филимоново.

Люди к глине этой относились совсем неприветливо. Из-за неё, многоцветной, урожая не бывало никогда богатого. Жили из-за бесполезной земли впроголодь. Ловко получалось у Филимона это неведанное до сих пор дело, лепить посуду, игрушки. Местные жители диву давались, как он смог приспособить никому не нужные глиняные залежи. Понравилось Филимону это выгодное предприятие. Отбою от покупателей не было. А однажды дырочку в игрушке проколупал, чтоб свистела. Залилась звонкой песней игрушка. Детишкам и людям на ярмарке понравилось. И стал Филимон свистульки для народа делать. Старались, подражали ему, слушались беспрекословно.

Научились игрушки да посудины мастерить в деревне все от мала до велика, всем полюбилось это занятие.

С тех пор заиграла, запела цветная мягкая глина под руками мастеров. Пользу в ней люди увидели немалую, радость она в дом принесла. Гончарили мужчины, а женщины лепили звонкие свистульки, за что жители окрестных деревень прозвали их ―свистулечницами‖, потому что игрушки делались со свистками. Свистулька – её еще называют в разных местах сопелкой, гудухой, улюткой, соловьём –самая и до сих пор популярная игрушка на Руси. Бывало, длинными зимними вечерами собирались мастерицы и лепили игрушки под удивительные напевы русских народных песен. Обжигали поделки в горнах, это ямы, которые вырывали там же где и добывали глину. А весной продавали их на ярмарках и базарах.

Главное, что поражает при взгляде на филимоновскую игрушку – ее смелая роспись. Используют три главных цвета: красный, жёлтый, синий. Иногда применяют фиолетовый и зелёный. Расписывают свистульки прямо по белой обожжённой глине. В основном это полоски, точки, круги, овалы, звёздочки и треугольники.

Сюжеты филимоновской игрушки традиционны - это барыни, крестьянки, солдаты, танцующие пары, наездники на лошадях; из животных - коровы, бараны, лошадки, медведи; из птиц - курицы, петухи и многое другое.

В отличие от дымковских, все филимоновские игрушки - свистульки, даже барыни и кавалеры. Свисток всегда находится в хвосте зверей и птиц, которых они держат. Все игрушки очень веселые и поэтому дарят хорошее настроение.

Незатейливы филимоновские игрушки. Но игрушка радует - значит, делали ее добрые руки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект проведения непосредственно образовательной деятельности для детей среднего дошкольного возраста на тему: «Зимние посиделки» в рамках тематической недели «Новогодние и рождественские недели»

Цель: Развитие музыкальности детей; формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности; развитие детского творчества. Задачи: Область «Музыка» 1) Продолжать освоение игры на...

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности детей среднего дошкольного возраста по теме "Лёд"

Познакомить детей с качествами и свойствами льда, на основе полученных представлений сформулировать правила безопасности обращения со льдом, воспитывать любознательность, активизировать в речи детей «...

Конспект совместной образовательной деятельности педагога и детей среднего дошкольного возраста по теме "В госте к кедровке"

Конспект совместной образовательной деятельности педагога и детей среднего дошкольного возраста по образовательной области "Познание" "В гости к кедровке"...

Конспект занятия по развитию речи для детей среднего дошкольного возраста на тему: «Стоит в поле теремок»

Это очень интересный конспект для воспитателей детского сада, очень содержательный и познавательный....

Конспект проведения непосредственно образовательной деятельности для детей среднего дошкольного возраста на тему «Поездка в осенний лес» (в рамках тематической недели «Осень наступила» с использованием ActivBoard)

Цель: формировать умение соотносить цифру и количество предметов.Задачи. Формировать пространственные представления: слева, справа.Закрепить названия геометрических фигур.Закреплять порядковый счет в ...

Конспект образовательной деятельности по лепке для детей среднего дошкольного возраста «Грибы для ёжика»

Конспект образовательной деятельности по лепке для детей среднего дошкольного возраста «Грибы для ёжика» Возраст воспитанников : средний дошкольныйВиды деятельности : коммуникативная,...

Конспект НОД по декоративной лепке для детей среднего дошкольного возраста на тему: «Филимоновская игрушка-свистулька»

Цель: Закреплять знакомые приемы в лепке при создании филимоновской игрушки, формировать у детей интерес к предметам народного декоративно- прикладного искусства путем ознакомления с филимоновско...