«Пластилинография как средство коррекции высших психических функций у обучающихся с ОВЗ»
консультация по аппликации, лепке

Дашина Наталия Владимировна

Лепка или пластилинография имеет большое значение для обучения и воспитания детей с ОВЗ. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения. Пластилинография даёт удивительную возможность моделировать мир и своё представление о нём в пространственно-пластичных образах. Занятия комплексно воздействуют на развитие ребёнка, способствуют тонкому восприятию формы, фактуры, цвета. Развивают воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику; синхронизируют работу обоих рук; позитивно влияют на психическое здоровье детей.

Новизна программы заключается в применении новых способов и приёмов лепки для развития воображения, фантазии, образного и абстрактного мышления у обучающихся. Кроме того, программа направлена на получение не только предметных знаний и результатов, но и метапредметных (личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные).

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

В коррекционно-воспитательной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья большое внимание уделяется ручному труду, а в частности привитию ручных умений и навыков.

«Трудовая деятельность является благоприятным условием обучения и воспитания, формирования необходимых трудовых и художественных умений и навыков, способствует социальной адаптации ребенка в современном обществе и окружающей его предметно-бытовой среде».

Сущность обучения и развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья состоит во всестороннем развитии его личности и предполагает целостный подход, позволяющий поднять на более высокий уровень все потенциальные возможности конкретного ребенка. Творческая реабилитация – это форма общения и развития ребенка одновременно, основанная на изобразительной и коммуникативной деятельности. У ребенка с особыми образовательными потребностями усиливается ощущение собственной ценности, активно строятся социальные контакты, возникает чувство внутреннего контроля и порядка. Свои чувства и эмоции ребенку легче выразить с помощью зрительных образов, нежели вербально.

Новизна кружка «Пластилинография» заключается в применении новых способов и приемов лепки для развития воображения, фантазии, образного и абстрактного мышления детей.

Контингент обучающихся это дети с умеренной умственной отсталостью, и другими комплексными нарушениями. Характерной особенностью таких детей является нарушение развития всех сторон психической деятельности: внимания, памяти, мышления, речи, общей и мелкой моторики, эмоционально-волевой сферы. Поэтому для данной категории детей – пластилинография, является одним из значимых средств развития творческих способностей, коррекции имеющихся проблем. На самом деле тренировка пальчиков — это «мелкая моторика ладоней и рук», которая напрямую связана с формированием интеллекта, развитием речи, памяти, внимания и мышления.

Ученые доказали, что около трети площади коры головного мозга проектируется на кисти, также участки мелкой моторки находятся очень близко от языковых. Именно величина этой проекции и ее близость к моторной зоне дают возможность рассматривать кисть как «орган речи», точно такой же, как и артикулярный аппарат.

В связи с этим ученые выдвинули допущение о значительном взаимодействии тонких движений кистей и пальцев на формирование и развитие языковой функции у ребенка.

Моторика взаимодействует со всеми высшими свойствами сознания: вниманием, мышлением, оптико-пространственным восприятием (координацией движений), наблюдательностью, зрительной памятью и т. д. Развитие навыков мелкой моторики нужно еще и потому, что всю дальнейшую жизнь человеку будет требоваться использование тонких, координированных движений кистей и пальцев, которые нужны, чтобы писать и рисовать, одеваться, а также выполнять множество различных бытовых, производственных и учебных действий.

Тематика занятий строится с учетом интересов детей, возможностями их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания занятий учитывается индивидуальный темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Занятия позволяют индивидуализировать сложные работы: более способным детям будет интересно сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это даст возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать. Особое внимание уделяется созданию доброжелательной творческой обстановки, что способствует выявлению индивидуальности ребенка, динамики творческого роста и стремлению узнать мир во всех его ярких красках и проявлениях.

На занятиях используются индивидуальные или фронтальные формы работы, учитываются возрастные и психологические особенности детей.

Структура каждого занятия напрямую зависит от темы, цели и задач, решаемых в рамках данной темы.

- групповые – раз в неделю по 30-35 минут;

Для успешной реализации рекомендуется выполнять коллективные работы.

Занятия рассчитаны для детей, имеющих умеренную умственную отсталость с сопутствующими неврологическими и сенсорными нарушениями. Отсюда следует, что они носят комплексный развивающий характер, направленный на коррекцию, развитие высших психических процессов; как: внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей – способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей связанных с формированием следующих умений:

-ориентироваться в задании;

-контролировать свою работу.

-планировать свою работу и доводить ее до конца.

Занятия по «Пластилинографии» позволяют интегрировать различные образовательные сферы.

Темы тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (социальное развитие и ОМ). В процессе работы происходит обыгрывание сюжета и выполнение практических действий с пластилином ведется непрерывный разговор с детьми. Такая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и аквизицию словаря, развиваются сенсорные эталоны.

Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми по пластилинографии. У детей воспитывается тактильные и термические чувства пальцев. Необходимость тактильного и термического чувства кончиками и подушечками пальцев обусловлена практикой жизни, должна стать необходимой фазой обучения, накопление социокультурного опыта. Дети наилучшим образом знакомятся с материалами через тактильные ощущения. На занятиях кружка происходит реализация впечатлений, эмоционального состояния детей в изобразительном творчестве. Но главное значение занятий по пластилинографии состоит в том, что в конце обучения, развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируется. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики. У детей развивается пинцетное хватание, т.е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью, так же самостоятельно осуществлять движения во всех качествах: силе, длительности, направленности.

Данная программа занятий – обеспечивает своевременное всестороннее развитие личности ребенка (подростка) с учетом его индивидуальных и психофизических особенностей; активно помогает каждому ребенку (подростку) в освоении соответствующих возрасту умений и знаний, и обучает систематически и грамотно анализировать полученные результаты.

Цель – создание условий для социализации и адаптации детей с ОВЗ к жизни в обществе, их творческому развитию через освоение различных техник работы с пластилином. Развитие ручной моторики у детей посредством пластилинографии.

Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи: - познакомить учащихся с новыми понятиями и терминами;

- совершенствовать навыки ручного труда посредствам лепки, научить восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики, пропорций;

- развивать психические процессы (пространственное воображение, внимание, зрительно-образную память, логическое и абстрактное мышление);

- развивать сенсорные способности (развивать мелкую моторику рук, глазомер детей),

-способствовать развитию творческих способностей детей, воспитанию основ художественно-эстетического вкуса.

- способствовать формированию нравственных качеств, таких как доброта, толерантность, ответственность, самостоятельность, трудолюбие, аккуратность.

В сфере познавательных способностей формировать познавательную мотивацию и интересы; коммуникативные личностные качества; готовность и способность к сотрудничеству; способность осознавать и оценивать свои мысли и действия, соотносить результат деятельности с поставленной целью.

Принципы, лежащие в основе занятий.

-доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным психофизическим возможностям ребенка);

-научности (обосновать материала, наличие методологической базы и теоретической основы);

-наглядности (иллюстрировать)

-демократичности и гуманизма (взаимодействие воспитателя и подростка в социуме, реализация собственных творческих потребностей);

-от простого к сложному (научившись элементарным навыкам работы, подросток применяет свои знания в выполнении более сложных творческих работ).

Организация образовательного процесса.

Задачи:

- познакомить детей с пластилином

-организация рабочего места при работе, сопутствующие предметы и правила обращения с ними.

- применение в практических работах приемов (скатывание, раскатывание, сплющивание, прищипывание, оттягивание, заглаживание, соединение.)

-продолжить закрепление техник пластилинографии;

-закрепление знаний, умений и навыков в работе с пластилином.

-использование приемов (скатывание, раскатывание, сплющивание, прищипывание, оттягивание, заглаживание) в творческом оформлении работ.

Формы работы:

Беседы, занятия, индивидуальная работа, групповая работа, коллективно-творческая работа, конкурсы, выставки. На каждом занятии учитываются возрастные и психологические особенности детей. Структура каждого занятия напрямую зависит от темы, цели и задач, решаемых в рамках данной темы.

Методы организации образовательного процесса.

По способу организации занятий используются словесные, наглядные, практические методы обучения.

Словесный – предварительная беседа, словесный инструктаж с использованием терминов и выражений, принятых в пластилинографии.

Наглядный – показ образца изделия, его анализ. Составления плана работы по изготовление изделия.

Практической последовательности – изготовления изделия под руководством педагога, индивидуальные и коллективные творческие работы.

Ожидаемые результаты.

-соблюдать правила безопасности труда правильно организовать свое место и поддерживать порядок во время работы;

-виды, правила приемы техник лепки;

-бережное использование пластилина.

-поэтапно выполнять изделия из пластилина;

-рисовать несложные эскизы для рисования пластилином;

-ценить свой труд и труд другого человека.

-сотрудничать с товарищами при создании коллективной работы.

-планировать и отслеживать качество своей работы.

Методические рекомендации по организации кружковой деятельности с детьми с ограниченными возможностями.

  1. Повышение интереса к кружковым занятиям:

-при составлении календарно-тематического планирования включать темы, связанные с интересами детей.

-на занятиях помимо пластилина использовать материалы (средства), имеющие значимость для детей. Например, на готовые поделки наклеивать пайетки, звездочки, бусины, бисер.

  1. Улучшение понимания инструкций:

-последовательное обучение восприятию простой инструкции. Переход от фронтальной к индивидуальной инструкции.

-уменьшение количества слов в инструкции.

  1. Повышение заинтересованности детей к собственному результату труда:

-после каждого проведенного занятия необходимо организовать выставку работ с мотивационно-положительной оценкой для каждого ребенка.

-для повышения заинтересованности детей к собственному результату необходимо включать в занятия игровые моменты.
Описание мероприятий в соответствии с тематическим планом.

Практическая работа с пластилином, творческие задания, игры.

Задачи: Познакомить с различными способами и разной техникой лепкой.

Воспитывать интерес к декоративно-оформительской деятельности, экспериментированию с формой. Разнообразить приемы декоративного оформления. Развивать глазомер, чувство формы, пропорции, художественный вкус.

Список литературы.

  1. Давыдова Г.Н. Пластилинография. Анималистическая живопись. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2013. – 88 с.
  2. Давыдова Г.Н. Детский дизайн. Пластилинография. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2013. – 80 с.
  3. Давыдова Г.Н. Пластилинография – 2. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2013. – 96 с.
  4. Катаева А.А., Стребелева Е.А. «Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии: Пособие для учителя. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001. – 224с.
  5. Народное искусство в воспитании детей. Под редакцией Комаровой Т.С. – М.: издательство «Российское педагогическое агентство»,1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых методов и приемов как средство развития высших психических функций у будущих первоклассников.

Использование игровых методов и приемов как средство развитиявысших психических функций у будущих первоклассников.Программа дошкольного образования  предусматривает развитие у детей впроцессе раз...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-дефектолога. «Коррекция высших психических функций у детей с затруднениями в обучении»

Рабочая программа учителя-дефектолога для дошкольников 3-7 лет с затруднениями в обучении...

Мастер класс: " Развивающий тренажёр «Разноцветные окошки» как эффективное средство развития высших психических функций дошкольников."

Презентация знакомит с возможностями тренажера "Разноцветные окошки" по развитию высших психических функций у дошкольников....

Развитие мелкой моторики, как средство становления высших психических функций у детей дошкольного возраста

Материал содержит теоритический аспект взаимосвязи развития мелкой моторики и становления высших психических функций, а также систему коррекционно - развивающей работы по развитию мелкой моторики рук ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Коррекция высших психических функций у дошкольников с ЗПР, ТНР»

Пояснительная записка       Дошкольный возраст является важнейшим периодом для психомоторного и психического развития детей. Именно в этот период формируются те кач...

Полисенсорный подход в коррекции высших психических функций у детей с ограниченными возможностями здоровья

Полисенсорный подход в коррекции высших психических функций у детей с ОВЗ состоит в том, чтобы научить ребенка воспринимать окружающий мир во всем богатстве его красок, запахов, звуков, помочь ему овл...