РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Коррекция высших психических функций у дошкольников с ЗПР, ТНР»
рабочая программа (средняя, старшая, подготовительная группа)

Кузнецова Инна Юрьевна
  1.  Пояснительная записка

       Дошкольный возраст является важнейшим периодом для психомоторного и психического развития детей. Именно в этот период формируются те качества, навыки и умения ребенка, которые служат основой его нормального физического и психического развития, а также служат базисом для его дальнейшего развития и школьного обучения. К сожалению, в настоящее время у многих детей дошкольного возраста наблюдаются отклонения в здоровье, психомоторном, психическом и речевом развитии.

          Наиболее частым проявлением этого является задержка психического развития (ЗПР). Подобные нарушения характеризуются отставанием в развитии эмоционально-волевой сферы, высших психических функций, двигательной сферы, снижением у ребенка знаний и представлений об окружающем мире. В ряде исследований (Т.А. Власова, М.С. Певзнер, К.С. Лебединская, Е.М. Мастюкова, И.И. Мамайчук, Е.А. Екжанова и др.), посвященных изучению особенностей развития детей с ЗПР (особенно церебрально-органического генеза), отмечаются специфические особенности развития, которые затрудняют формирование психических процессов. Среди таких особенностей можно выделить:

 - специфические особенности гностических процессов (замедление приема и переработки сенсорной информации) и нарушение зрительно-моторной координации, ориентировки в пространстве;

 - специфические особенности психомоторного развития (импульсивность, эмоциональная неустойчивость, повышенная утомляемость и истощаемость);

 - нарушение сенсорного восприятия и координации в пространстве затрудняет узнавание предметов и соединение отдельных частей предмета в единое целое, отдельных деталей рисунка в единый смысловой образ;

Скачать:


Предварительный просмотр:

Групповая коррекционно-развивающая программа:

 «Коррекция высших психических функций                 у дошкольников с ЗПР, ТНР»

  1.  Пояснительная записка

       Дошкольный возраст является важнейшим периодом для психомоторного и психического развития детей. Именно в этот период формируются те качества, навыки и умения ребенка, которые служат основой его нормального физического и психического развития, а также служат базисом для его дальнейшего развития и школьного обучения. К сожалению, в настоящее время у многих детей дошкольного возраста наблюдаются отклонения в здоровье, психомоторном, психическом и речевом развитии.

          Наиболее частым проявлением этого является задержка психического развития (ЗПР). Подобные нарушения характеризуются отставанием в развитии эмоционально-волевой сферы, высших психических функций, двигательной сферы, снижением у ребенка знаний и представлений об окружающем мире. В ряде исследований (Т.А. Власова, М.С. Певзнер, К.С. Лебединская, Е.М. Мастюкова, И.И. Мамайчук, Е.А. Екжанова и др.), посвященных изучению особенностей развития детей с ЗПР (особенно церебрально-органического генеза), отмечаются специфические особенности развития, которые затрудняют формирование психических процессов. Среди таких особенностей можно выделить:

 - специфические особенности гностических процессов (замедление приема и переработки сенсорной информации) и нарушение зрительно-моторной координации, ориентировки в пространстве;

 - специфические особенности психомоторного развития (импульсивность, эмоциональная неустойчивость, повышенная утомляемость и истощаемость);

 - нарушение сенсорного восприятия и координации в пространстве затрудняет узнавание предметов и соединение отдельных частей предмета в единое целое, отдельных деталей рисунка в единый смысловой образ;

 - отставание в моторном развитии из-за нарушений мышечного тонуса, несформированности техники движений, нарушения регуляции произвольных движений;

- снижение объема кратковременной и долговременной памяти, зрительного и слухового внимания, моторной памяти;

 - специфические особенности произвольной сферы (трудности сосредоточения, переключения внимания, удержания задания, работы по образцу и инструкции);

 - снижение мотивации деятельности.

 Кроме этого, встречаются чаще дети с ТНР. Рассмотрим подробно.

    Тяжелые нарушения речи(ТНР) – это стойкие специфические отклонения формировании компонентов речевой системы (лексического и грамматического строя речи, фонематических процессов, звукопроизношения, просодической организации звукового потока), отмечающихся у детей при сохранном слухе и нормальном интеллекте. Основным критерием отнесения речевого нарушения к группе тяжелых является невозможность ребенка осваивать программу массового образовательного учреждения (дошкольного и школьного) без специальной логопедической помощи. Характеристика детей с ТНР:

  • Строгое ограничение активного словаря, стойкие ахроматизмы, Несформированность навыков связного высказывания, тяжелые нарушения общей разборчивости речи; затруднения в формировании не только устной, но и письменной речи.
  • Снижена потребность в общении, не сформированы формы коммуникации (диалогическая и монологическая речь).
  •  Оптико-пространственный гнозис - на более низком уровне развития. Пространственные нарушения обуславливают выраженные и стойкие расстройства письменной речи (дислексию, дисграфию), нарушения счета (акалькулию).
  •  Снижен уровень произвольного внимания, слуховой памяти, продуктивность запоминания. Относительно сохранны возможности смыслового, логического запоминания.
  • Специфические особенности вербального мышления, которые по своему психо-речевому механизму первично связаны с недоразвитием всех компонентов речи, а не с нарушением собственно (невербального) мышления.

           Анализируя особенности детей с ЗПР И ТНР, мы пришли к выводу, что в основе нарушений лежат низкие показатели развития высших психических функций. Своевременное выявление детей с ЗПР и ТНР, а также, развитие психических функций ведет к полной или частичной компенсации нарушений.    В настоящее время существует множество программ и методик по коррекции ВПФ. Однако, не все программы являются эффективными и применимы в условиях ДОУ.  Это обуславливает необходимость создания эффективной коррекционно-развивающей программы, направленной на развитие познавательных процессов.

      Данная групповая коррекционно-развивающая программа разработана в соответствии со ФГОС ДО. Она направлена на:

1) обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы;

2) освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их разностороннее развитие с учётом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.

       Кроме этого, данная коррекционно-развивающая программа учитывает особенности развития и специфические образовательные потребности каждой категории детей. Она рассчитана на год с октября по апрель.

Сентябрь и май проводится диагностика развития высших психических функций. Форма проведения занятий: групповой игровой сеанс.

Длительность проведения занятий:

Младшая -15 минут

Средняя группа – 20 минут

 Старшая группа – 25 минут  

Подготовительная группа – 30 минут.

Занятия проводятся 1раз в неделю.

Все занятия построены следующим образом:

  1. Вводная часть.
  • Приветствие. Ритуал.   Пальчиковые игры (1-2мин)
  • Мотивация. Прояснение тематических понятий(1-2мин)
  1. Основная часть.
  • Содержание занятия (Упражнения на коррекцию ВПФ) (5-12мин)
  • Физкультминутка (1-2 мин)
  • Содержание занятия (Упражнения на коррекцию ВПФ) (5-12мин)
  1. Заключительная часть.

Рефлексия (1-2 мин) (Что понравилось, что делали на занятии, в какие игры играли).

  1. Цели и задачи коррекционно-развивающей программы

      В групповой коррекционно-развивающей программе: «Коррекция высших психических функций у дошкольников с ЗПР, ТНР» была поставлена следующая цель и решались следующие задачи.

Цель: Коррекция и развитие высших психических функций у дошкольников с ЗПР, ТНР от 3 до 7 лет.

Задачи:

  1. Развитие познавательной активности, обеспечение устойчивой положительной мотивации в различных видах деятельности.
  1. Формирование знаний, умений и навыков с учетом возрастных и индивидуально – типологических возможностей.
  2. Формирование психологического базиса для развития ВПФ.

 Коррекция недостатков в моторно - двигательной сфере, развитие общей и мелкой моторики.

  1. Целенаправленное формирование ВПФ (развитие сенсорно-перцептивной деятельности и формирование эталонных представлений, формирование мыслительной деятельности во взаимосвязи с развитием речи, развитие творческих способностей).
  2.  Формирование ведущих видов деятельности, их мотивационных, ориентировочно-операционных и регуляционных компонентов (всестороннее развитие предметно-практической деятельности, целенаправленное формирование игровой деятельности, формирование предпосылок для овладения учебной деятельностью: умений программировать, контролировать, регулировать и оценивать результаты при выполнении заданий учебного типа, ориентация на формирование основных компонентов психологической готовности к школьному обучению.
  3. Коррекция недостатков в эмоционально-волевой сфере (формирование способности к волевым усилиям, произвольной регуляции поведения).

  1. Принципы построения программы

Групповая коррекционно-развивающая программа учитывает следующие принципы:

  1. Принцип развивающий. Данная программа реализуется на основе «зоны ближайшего развития».
  2. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Содержание программы построено с учетом развития основных особенностей умственного развития детей, индивидуального подхода к дошкольникам.
  3. Принцип постепенностиПлавный переход от простых знаний, операций, умений к более сложным (по принципу «спирали»). Каждый тип заданий и упражнений служит подготовкой для выполнения следующего, более сложного задания.
  4. Принцип доступности. Материал должен быть доступен для восприятия дошкольниками.
  5. Деятельностный принцип.  Занятия проходят на взаимоотношениях сотрудничества, взаимопомощи, которые облегчают усвоение новых мыслительных операций и интеллектуальных действий, способствуют речевому развитию, формированию положительной мотивации к познавательной деятельности. При выполнении заданий, контролируется и оценивается правильность их выполнения, оказывается поддержка и стимулируется активность ребенка.
  6.  Принцип наглядности. Все задания предъявляются ребенку в наглядной форме.
  7. Принцип повторения. Постоянное повторение необходимо для лучшего запоминания.
  8. Принцип смены разных видов деятельности. Одна деятельность сменяет другую.

  1. Содержательный раздел. Тематическое планирование

Тематический план занятий для детей 3-4лет

Месяцы

Темы занятия

1

Октябрь

Тема1: «Осенние листочки».  Знакомство с желтым цветом

Тема2: «Целое и части». Разрезные картинки. Знакомство с зеленым цветом, учить собирать целое из частей.

Тема3: «Целое и части». Разрезные картинки. Знакомство с красным цветом, учить собирать целое из частей.

Тема4: «Игрушки нашей группы». Умение различать 2 цвета, красный и желтый.

2

Ноябрь

Тема5: «Профессия». Умение различать 2 цвета, желтый и зелёный.

Тема6: «На птичьем дворе». Разрезные картинки: развитие умения собирать целое из частей

Тема7: Разрезные картинки «Домашние животные».  Развитие умения собирать целое из частей

Тема8: Разрезные картинки «Дикие животные».  Развитие умения собирать целое из частей

3

Декабрь

Тема9: «Подбери правильно по цвету». Развитие умения различать желтый, красный, зеленый

Тема10: «Укрась салфетку». Развитие умения различать круг и квадрат и украшать квадратную салфетку кружочками

Тема11: «Большой маленький». Развитие умений соотносить предметы по величине.

Тема12: Разрезные картинки «Животные». Развитие умения собирать целое из частей

4

Январь

Тема13: Дидактическая игра «Угадай по описанию». Развитие умения угадывать предмет по его описанию

Тема14: «Разложи фигуры по домикам». Развитие умения сортировать предметы в соответствии с их формой, подбирать нужную форму.

Тема15: «Новогодние игрушки». Разрезные картинки.  Развитие умения собирать целое из частей

Тема16: Дидактическая игра «Чудесный мешочек» -  развитие тактильных ощущений

5

Февраль

Тема17: «Мебель в доме».  Учить различать понятия «под», «над», «внутри».

Тема18: «Построй домик» - закрепление основных цветов, развивать умение соотносить.

Тема19: «Мебель в доме». Учить различать понятия «под», «над», «внутри».

6

Март

Тема20: «Украсим комнату шарами». Продолжать учить умению соотносить основные цвета, называть.

Тема21: Дидактическая игра «Отгадай-ка!» (яблоко, банан). Развивать умения различать вкус помощью с закрытыми глазками

Тема22: Дидактическая игра «Подбери крышку к кастрюле» (блюдце к чашке).  Учить подбирать предметы посуды по цвету, сопровождая свои действия речью.

Тема23: «Букет для мамы!».  Продолжать учить умению выкладывать узор из мозаики (по образцу)

7

Апрель

Тема24: «Работа с мозаикой: выкладывание прямого ряда из мозаики одного цвета».

Тема25: «Работа с мозаикой: выкладывание двух рядов параллельно из мозаики двух цветов».

Тема26: «Работа с мозаикой: выкладывание «чередующегося ряда» через элемент: красный – синий – красный - синий и т.д.»

 Тема27: «Работа с мозаикой: выкладывание по показу, по образцу узоров с соблюдением цвета и пространственных отношений элементов мозаики»

Тема28: «Работа с мозаикой: выкладывание по образцу геометрической фигуры: треугольник».

Тематический план занятий для детей 4-5 лет

Месяцы

Тема занятий

1

Октябрь

Тема 1. «В гостях у Ушастика». Коррекция и развития внимания и памяти

Тема 2. «Письмо от Белочки». Коррекция и развитие внимания и мышления»

Тема 3. «Удивительные картинки». Коррекция и развитие восприятия.

Тема 4. «Поле чудес». Учить запоминать предметы

Тема 5. «Квадратная дорога» Восприятие формы

2

Ноябрь

Тема 6. «В желтом королевстве Восприятие цвета

Тема 7. «В красном королевстве». Восприятие цвета

Тема8. «В синем королевстве». Восприятие цвета

Тема9. «В зеленом королевстве» Восприятие цвета

3

Декабрь

Тема10. «Четвертый лишний». Мышление

Тема:11«Бусы.Последовательность фигур». Мышление.

Тема12. «Выбор предметов игрушек по картинке».

Тема13: «Группировка различных парных предметов по величине»

4

Январь

Тема14: «Группировка различных парных предметов по форме»

Тема 15: «Группировка различных парных предметов по цвету»

Тема16. «Целое и части». Разрезные картинки. Знакомство с зеленым цветом, учить собирать целое из частей.

Тема17 «Внимательные ушки». Развитие слухового восприятия и памяти

5

Февраль

Тема 18 «Внимательные ручки».

Тема19: «Клоуны». Учить находить отличия, слушать инструкцию.

Тема20: «В гостях у Мишки». Развитие восприятия, ориентировке в пространстве.

Тема21: «Бусы для обезьянки Чи-Чи». Развитие мелкой моторики, восприятия, ориентировке в пространстве.

6

Март

Тема22: «Украсим комнату шарами». Продолжать учить умению соотносить основные цвета, называть.

Тема 23: Разрезные картинки «Животные». Развитие умения собирать целое из частей

Тема24: Работа с мозаикой: выкладывание «чередующегося ряда» через элемент: красный – синий – красный - синий и т.д.»

Тема 25: «Мебель в доме».  Учить различать понятия «под», «над», «внутри».

7

Апрель

Тема26: «Разложи фигуры по домикам». Развитие умения сортировать предметы в соответствии с их формой, подбирать нужную форму.

Тема 27: «Разложи предметы по домикам». Разложить фрукты, овощи

Тема28: «Разложи предметы по домикам». Разложитьпосуду, одежду

Тема 29: «Палитра» Игра на внимание

Тематический план занятий для детей 5-6лет

Месяцы

Тема занятий

1

Октябрь

Тема 1 Восприятие

Тема 2. Восприятие

Тема 3. Внимание и память. Произвольность

Тема 4. Внимание и память. Произвольность

Тема 5Свойства внимания. Память

2

Ноябрь

Тема 6. Свойства внимания. Память

Тема 7. Восприятие и внимание. Самоконтроль

Тема8. Концентрация внимания. Самоконтроль

Тема 9. Квест: «В поисках сокровищ»

3

Декабрь

Тема10. Фонематический слух. Мелкая моторика

Тема11.Формирование приемов самоконтроля. Мелкая моторика.

Тема 12. Ориентировка в пространстве. Моторика.

Тема13.  Мышление и речь

4

Январь

Тема 14.  Ориентировка в пространстве, Внимание

Тема 15. Произвольность. Самоконтроль. Фонематическое восприятие

Тема 16. Память, мышление, внимание

Тема17. Память, мышление, внимание

5

Февраль

Тема 18.Интеллектуальный КВН (совместно с родителями)

Тема19. Произвольность. Самоконтроль. Память

Тема 20   Память. Внимание. Фонематическое восприятие. Произвольность

Тема 21. Внимание и память

6

Март

Тема 22. Внимание и память

Тема 23. Произвольность внимания. Восприятие. Действие по правилу

Тема 24. Произвольность внимания. Восприятие. Действие по правилу

Тема 25. Мышление, речь, моторика

7

Апрель

Тема 26. Мышление, речь, моторика

Тема 27 Мелкая моторика. Внимание. Память

Тема 28 Мелкая моторика. Внимание. Память

Тема 29 Мелкая моторика. Внимание. Память

Тематический план занятий для детей 6-7лет

Месяц

Тема занятий

1

Октябрь

Тема: «Королева буква У»

Тема: «Королева буква А»

Тема: «Королева буква О»

Тема: «Королева буква Ы»

Тема: «Королева буква Э»

2

Ноябрь

Тема: «Королева буква П»

Тема: «Королева буква Т»

Тема: «Королева буква К»

Тема: «Королева буква Х»

3

Декабрь

Тема: «Королева буква С»

Тема: «Королева буква Б»

Тема: «Королева буква В»

Тема: «Королева буква Г»

4

Январь

Тема: «Королева буква Д»

Тема: «Королева буква З»

Тема: «Королева буква Ш»

Тема: «Королева буква М»

5

Февраль

Тема: «Королева буква Н»

Тема: «Королева буква Ж»

Тема: «Королева буква Л»

6

Март

Тема: «Королева буква Ф»

Тема: «Королева буква Ц»

Тема: «Королева буква Ч»

Тема: «Королева буква Щ»

Тема: «Королева буква Р»

7

Апрель

Тема: «Королева буква Й»

Тема: «Королева буква Э»

Тема: «Королева буква Я»

8

Май

Тема: «Королева буква Е»

Тема: «Королева буква Ю»

Тема: «Королевы буква Ь и Ъ»

  1.    Планируемые результаты освоения программы с детьми ЗПР, ТНР

В результате коррекционно–образовательной работы к концу года дети должны уметь:

Целевые ориентиры освоения программы дошкольниками с ЗПР, ТНР

  1. Дети младшего возраста 3-4 лет:

 составляет схематическое изображение из двух-трех частей;

  создает предметные конструкции из трех-пяти деталей;

 показывает по словесной инструкции и может назвать два-четыре основных цвета и две-три формы;

 выбирает из трех предметов разной величины «самый большой» («самый маленький»);

 выполняет постройку из трех-четырех кубиков по образцу, показанному взрослым;

 обладает навыком элементарной кооперативной деятельности с другими детьми в ходе создания коллективных построек (строим одинаковые постройки, вместе создаем одну и т. п.) с непосредственным участием взрослого;

 воспринимает и запоминает инструкцию из трех-четырех слов;

 использует в игре предметы-заместители;

 усваивает сведения о мире людей и рукотворных материалах;

  обладает навыком элементарного планирования и выполнения каких-либо действий с помощью взрослого и самостоятельно («Что будем делать сначала?», «Что будем делать потом?»);

  обладает навыком моделирования различных действий, направленных на воспроизведение величины, формы предметов, протяженности, удаленности (показ руками, пантомимические действия на основе тактильного и зрительного обследования предметов и их моделей);

  знает реальные явления и их изображения: контрастные времена года (лето и зима) и части суток (день и ночь);

  • обладает когнитивными предпосылками различных видов деятельности.

2. Дети среднего возраста 4-5 лет:

- Считать до 5, уметь ответить на вопросы: «Сколько всего?»; сравнивать количество предметов в группах; сравнивать два предмета по величине на основе их приложения или наложения; различать и называть геометрические фигуры; определять положение предметов в пространстве, двигаться в нужном направлении; определять времена года;

- Называть разные предметы, которые окружают ребенка, знать их назначение; называть диких, домашних животных и птиц; различать и называть некоторые растения, дикие, домашние животные и птицы ближайшего окружения;

- Различать и называть части тела животного и человека.

3. Дети старшего дошкольного возраста 5-6 лет:

Сравнивать предметы по размеру, цвету, форме; считать различные предметы в пределах 10, уметь ответить на вопросы: «Сколько?», «Который по счету?»; отсчитать заданное количество предметов и обозначить количество соответствующими числами; сравнивать две группы предметов на основе практических упражнений; ориентироваться на листе бумаги; Различать понятия «много, один, по одному, ни одного. Знать размер предметов большой-маленький, высокий-низкий, длинный-короткий, толстый-тонкий; владеть способами сравнения - приложения, наложения, составлять группы из предметов по заданным свойствам. Различать круг, треугольник, квадрат. Уметь сравнивать предметы по размеру, цвету, форме; сравнивать две группы предметов и выяснять где предметов больше, меньше, различать верх, низ левую, правую часть, середину.   Называть времена года, отмечать их особенности.

4. Дети дошкольного возраста 6-7,7-8 лет:

Читать и записывать числа до 10; присчитывать и отсчитывать по единице в пределах 10; решать простые арифметические задачи с помощью сложения и вычитания; распознавать геометрические фигуры; пользоваться знаками и обозначениями; +, -, =, >, <, 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.

- Выбирать и группировать предметы в соответствии с познавательной задачей; высказывать разнообразные впечатления о предметах окружающего мира; иметь представления о родном крае.

 ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в игре, общении, конструировании и других видах детской активности. Способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

  ребенок положительно относится к миру, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

 ребенок обладает воображением, которое реализуется в разных видах деятельности и прежде всего в игре. Ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, следует игровым правилам;

  ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может высказывать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;

 у ребенка развита крупная и мелкая моторика. Он подвижен, вынослив, владеет основными произвольными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

 ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

 ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать, строить смысловую картину окружающей реальности, обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет. Знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п. Способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Литература

  1. Арюкова, С. Л. Пушкинская «Коррекционно-развивающая программа для детей [дошкольного возраста с ЗПР». Школьный психолог, №20,2003г.
  2. Защиринская 0.В.Психология детей с задержкой психического развития. Речь. Санкт- Петербург.2003г.
  3. Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация отклоняющегося развития А.В. Семенович, Е.А. Воробьева, Б.А. Архипов, Е.В. Сафронова, Н.А. Иванова, В.М. Шегай, Т.Н-Ланина
  4. Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация отклоняющегося развития А.В. Семенович, Е.А. Воробьева, Б.А. Архипов, Е.В. Сафронова, Н.А. Иванова, В.М. Шегай, Т.Н-Ланина
  5.  Князева О.А., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно – методическое пособие – Спб.: Детство – Пресс, 2006г
  6. Куражева Н. Ю., Вараева Н. В., Тузаева А. С., Козлова И. А.                             «Цветик –семицветик». Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 3-4лет. –СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011. – 218с.
  7. Куражева Н. Ю., Вараева Н. В., Тузаева А. С., Козлова И. А.                             «Цветик –семицветик». Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 4-5лет. –СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011. – 218с.
  8. Куражева Н. Ю., Вараева Н. В., Тузаева А. С., Козлова И. А.                             «Цветик –семицветик». Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 5-6лет. –СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011. – 218с.
  9. Маркова Л.С. Методическое пособие «Построение коррекционной среды для дошкольников с ЗПР. М., 2005
  10. Маркова Л.С., Организация коррекционно - развивающего обучения дошкольников с ЗПР. Практическое пособие. М, 2005
  11. Нищева Н.В., Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи С-Пб., 2003
  12. Руденко Т. А. Год до школы: от А до Я. Комплект материалов для подготовки к школе. - М.: Генезис, 2014.- 104с. +32л.- (В помощь дошкольному психологу). Методическое пособие
  13. Система работы со старшими дошкольниками с ЗПР в условиях дошкольного образовательного учреждения. Программно- методическое пособие / Под ред. Неретиной Т.Г..М., 2006
  14. Ткаченко Т.А., Программа «Развитие связной речи у дошкольников 4-7 лет». М., 2008
  15. Филичева Т.Б., Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с ОНР. Программно-методические рекомендации. М.: 2009
  16. Холодова О. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (6-7 лет) / Методическое пособие, 1 класс. + Программа курса «РПС». - 3-е изд., перераб. - М.: Росткнига, 2009. - 270 с. - ISBN 978-5-7804-0348-1.
  17. Шарохина В.Л. Коррекционно-развивающие занятия. (в младшей, средней группе) Книголюб, М., 2004
  18. Шишкова С. Ю. «Буквограмма. В школу с радостью. Коррекция и развитие письменной и устной речи. От 5 до 14 лет»: АСТ; Москва; 2016 ISBN 978-5-17-100845-1

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-дефектолога. «Коррекция высших психических функций у детей с затруднениями в обучении»

Рабочая программа учителя-дефектолога для дошкольников 3-7 лет с затруднениями в обучении...

Эффективные приемы для развития высших психических функций у дошкольников

В материале описаны различные игровые  приемы по развитию высших психических фуккций у детей дошкольного возраста....

ПРОГРАММА «Развитие высших психических функций у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (речевые нарушения)

Пояснительная записка Программа включает в себя традиционные психолого-педагогические методы коррекции: развивающие игры и упражнения. Так как данные методы не приносят сто процентных  резул...

«Пластилинография как средство коррекции высших психических функций у обучающихся с ОВЗ»

Лепка или пластилинография имеет большое значение для обучения и воспитания детей с ОВЗ. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков,...

Полисенсорный подход в коррекции высших психических функций у детей с ограниченными возможностями здоровья

Полисенсорный подход в коррекции высших психических функций у детей с ОВЗ состоит в том, чтобы научить ребенка воспринимать окружающий мир во всем богатстве его красок, запахов, звуков, помочь ему овл...

Психолого-педагогическая программа по развитию высших психических функций у дошкольников с ОВЗ «Социализация детей с ТМНР посредством применения нейроупражнений»

Данная программа разработана для обучения и воспитания детей с ОВЗ в условиях инклюзии и призвана решить проблему комплексного подхода для успешной социализации, а также обучить родителей и педагогов ...

Рабочая программа педагога-психолога по коррекции и развитию высших психических функций у дошкольников старшего возраста "В школу с радостью!"

Рабочая программа  педагога-психолога по коррекции и развитию высших психических функций у дошкольников старшего возраста "В школу с радостью!"...