Конспект НОД по художественно-продуктивной деятельности на тему: «Уточка-свистулечка». для детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа)

Колоскова Виктория Юрьевна

 

 

 

 

 

                            Конспект НОД                                                           

           по художественно-продуктивной 

                     деятельности на тему:

                      «Уточка-свистулечка».

         для детей старшего дошкольного возраста

 

 

   

                                                                           

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_glinenoy_igrushke_finish_1.docx808.38 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка №5 Тракторозаводского района Волгограда»

                            Конспект НОД                                                          

           по художественно-продуктивной  

                     деятельности на тему:

                      «Уточка-свистулечка».

         для детей старшего дошкольного возраста

   

                                                                               Автор составитель:

                                                                                             Колоскова В.Ю.,

                                                                                                 воспитатель

                                                      Волгоград, 2022

Цель:

Познакомить детей старшего дошкольного возраста с изготовлением глиняной «Уточки-свистульки»

Задачи:

 Образовательные:

  • Познакомить  детей с народной игрушкой, с последовательностью ее изготовления, росписью.
  • Учить выделять отличительные особенности «Уточки-свистульки»: красивые плавные формы, яркие нарядные полосы.

Развивающая:

  • Развивать умение наносить элементы узора игрушки «Уточки-свистульки».
  • Развивать мелкую моторику рук.

Воспитательные:

  • Воспитывать у детей интерес к народному декаративно-прикладному искусству.

Материал:  иллюстрация игрушки «Уточки-свистульки», схема с показом способа лепки,  глина, дощечки, стеки, карандаш для проделывания отверстия под свисток. кисти, гуашевые краски, баночки с водой, салфетки, схемы филимоновских узоров.

Предварительная работа:

-рассматривание предметов декоративно-прикладного искусства, беседа о народных игрушках, просмотр видео презентации «Музей народной игрушки».

                                             Ход

Воспитатель: Здравствуйте ребята!

Сегодня у нас появился сюрприз-коробочка. Чтобы открыть ее надо послушать сказку. Готовы?

«Сказка о филимоновской игрушке».

Давно это было. В одной деревне, что недалеко от города Тула, жил дед Филимон. Веселый, работящий был человек. Как-то раз пошел Филимон в овраг и выкопал из земли кусок сине-черной глины.

Был дедушка гончаром. Умел лепить посуду, да с остатков глины игрушки на потеху малым деткам. Положил глину на гончарный круг и давай её мять с водичкой да приговаривать:

- Лепись ковш, лепись горшок,

Да веселые игрушки!

И пошло дело! Получились зверушки, петушки, кони. Козлики, барышни с солдатами. Все игрушки забавные, высокие, веселые и такие вытянутые, будто они всегда чему-то удивляются, да так удивляются, что все на длинношеих жирафов похожи!

Очень любил Филимон деток забавлять. Проковырял он своим игрушкам дырочки. Зверушкам – в хвостике, барышням – спрятал в кувшины, у солдатиков - в гусей. Залилась звонкой песней игрушка. И стали они игрушками-свистульками. Детишкам и людям понравилось. Стал Филимон свистульки для народа делать да весной на ярмарке продавать . Всем полюбилось это занятие. Мужчины лепили посуду, а женщины с детками игрушки. А чтобы игрушки были твердыми да звонкими, ставил их Филимон в огненную печь. Игрушки на огне сначала раскаливаются докрасна, а потом добела. Когда остывают, становятся бело-розовыми и твердыми, как камень.

Остынут свистульки, тогда их Филимон начинал украшать узорами. В этом ему помогала природа-матушка. Бывало, проснется дед ранешенько, улыбнется солнышку, а потом яркие лучики на игрушке появляются. Посидит на берегу реки Уна, вот и волна перекатывается на свистульке. Посмотрит на яркие звездочки в ночном небе и добавит их яркими точками на игрушки. Пойдет в лесок, поговорит с елочками, и вот уже разноцветная "елочка" украшает свистульку. И цвета выбирал любимые, те что подсказывала земля-матушка. Желтый – цвет солнышка, алый и малиновый – цвет спелой ягодки, зеленый – цвет травы да деревьев. Вот так и прославилась это деревня, назвали ее Филимоново, в честь деда Филимона, а игрушки и по сей день зовут филимоновскими. Прошли годы. Много поколений гончаров-игрушечников сменилось в Филимоново.

По всей России-матушке и далеко за ее пределами знают и любят филимоновские расписные игрушки-свистульки.(рассматривание иллюстраций филимоновских игрушек) 

Воспитатель:  Ребята, вот и нашу коробочку-сюрприз мы можем рткрыть. У нас сегодня в гостях гостья необычная, звонкая да яркая. Смотрите. Показывает игрушку.

Воспитатель: . Кто это, догадались? На какую птичку похожа?  Ответы детей

Воспитатель Правильно, это уточка. Делают игрушки из глины, а глину добывают в глубоких оврагах. Эта глина мягкая, рукам послушная и цветная – белая, красная, розовая, желтая, оранжевая и даже черная. Чаще всего украшают игрушки «ветвистой «елочкой», «звездочкой» лучистой или «солнышком». А элементы обозначают следующее: круг – солнце, треугольник – землю, елочки и ростки – символ растительности и жизни. Лица у фигурок остаются белыми и лишь небольшими штрихами и точками намечаются глаза и рот.

Ой, свистулечка какая:

Утка полосатая!

Необычная, смешная

И чуть-чуть пузатая!

- Подожди минуточку!

Ты откуда, уточка?

Уточка свистит моя:

- Филимоновская я!

Воспитатель Вы заметили, что у неё в хвостике есть дырочки? В неё можно подуть и послушать, что получится. Воспитатель свистит в игрушку.

Физминутка 

Раз, два, раз, два (руки поднимают вверх—вытягивают, затем к груди—согнуты в локтях)

Стали дети мастера. Сели, встали, сели, встали (выполняют движения по тексту)

Мы работать не устали. Ручки хлоп, хлоп, хлоп, Ножки топ, топ, топ.

Раз, два, раз, два Наши дети мастера. руки поднимают вверх—вытягивают, затем к груди—согнуты в локтях)

За столы садимся дружно – нам теперь трудиться нужно. ( присаживаются на рабочие места).

Воспитатель Вот вы и превратились в мастеров. Пора и за работу. Мы с вами будем лепить свистульку-уточку.

Лепить мы будем по схеме-рисунку. Посмотрите все на рисунок. Начинаем.

1. Скатаем шар из комка глины величиной с кулачок и превращаем его в широкий цилиндр. (раскатываем в ладонях с разным нажимом).

2. Концы полученной формы неравномерно загибаем вверх: для шеи повыше, для хвоста пониже.

3. Прищипываем плоский клювик.

4. У фигурки лепим хвостик, оттягиваем часть теста для хвоста, в хвосте карандашом протыкаем отверстие для свистка (как бы вкручиваем карандаш).

5.из отдельно кусочка лепим подставку. Лепим шар немного его сплющиваем и прикрепляем к уточке. (обратить внимание чтобы поделка стояла) .

4. Крылышки налепим, сделав небольшие плоские овальчики.

Воспитатель Какие у вас красивые получились игрушки! Молодцы! Настоящие мастера! Давайте их поставим на подставочки . А когда они высохнут мы их обязательно распишем яркими цветами, чтобы они всех нас радовали.

 

                     Схема лепки «уточки-свистульки»

1.Отрезаем стекой кусок глины толщиной примерно 1,5 см. катаем шар.

 

2.Затем толстую колбаску, один конец колбаски в диаметре меньше другого


 

3. Согнем колбаску, чтобы получилась дуга.

 

4. Со стороны толстой части колбаски формируем хвост

5. Со стороны тонкой части – немного вытягиваем предполагаемую шею.

6.Заостряем шею, сгибаем, формируем клюв.


Филимоновские узоры

Филимоновские узоры

Узоры, которые используются в филимоновской росписи



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ» для детей старшего дошкольного возраста

Тема: «Зимующие птицы»Цели:формировать экологическую культуру у детей;прививать любовь к птицам и воспитывать бережное отношение к ним.Задачи:Образовательные:уточнить и расширить знание детей о з...

Конспект организованной образовательной деятельности по теме :"Превращение веревочки" для детей старшего дошкольного возраста"

Конспект организованной образовательной  деятельности по теме :"Превращение веревочки" для детей старшего дошкольного возраста"...

План-конспект непосредственно образовательной деятельности по изобразительной деятельности на тему: «Русские горки» для детей старшего дошкольного возраста.

Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»,  «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие»Задачи:1....

Конспект образовательной деятельности на тему: «Зимующие птицы» ( для детей старшего дошкольного возраста)

Тема: «Зимующие птицы»Цели: формирование экологической культуры у детей.Задачи:образовательные:- способствовать формированию представлений детей о зимующих птицах;-  формиро...

Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: «Зимующие птицы» ( для детей старшего дошкольного возраста)

Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: «Зимующие птицы»( для детей старшего дошкольного возраста) Ильиных Ирина Владимировна, воспитательМБДОУ «Детский с...

Конспект образовательной деятельности по теме "ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ" для детей старшего дошкольного возраста

Формировать экологическую культуру у детей; Прививать любовь к птицам и воспитывать бережное отношение к ним....

Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: «Зимующие птицы» ( для детей старшего дошкольного возраста)

Цели: формирование экологической культуры у детей. Задачи: развивающие:• вырабатывать навыки осознанного и уместного употребления слов в соответствии с контекстом высказывания...