Приобщение детей к культурному наследию - ознакомление дошкольников с профессиями мастеров народно-прикладного творчества
презентация к уроку по аппликации, лепке (старшая, подготовительная группа)

Приобщение детей к культурному наследию - ознакомление дошкольников с профессиями мастеров народно-прикладного творчества

Презентация

Проект для детей старшей группы "Народные промыслы России"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное

дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №28 «Надежда» города Смоленска

«Приобщение детей к культурному наследию:

ознакомление дошкольников с профессиями мастеров

народно-прикладного творчества»

(текст к презентации)

                                                 Подготовили: воспитатели

Бондаренко Н.В., Довжикова О.А.

Смоленск, 2021 г.


(Слайд 1,2) Декоративно – прикладное искусство – одно из древнейших. Первые образцы такого искусства относятся к первобытной эпохе. Традиции народного прикладного искусства складывались веками, развивались и бережно передавались из поколения в поколение. Россия богата разными видами народного декоративного творчества. Росписи и резьба по дереву, кружева, плетение, вышивка, ткачество, работа по металлу и т.п.  В декоративно-прикладном искусстве обобщены народные эстетические идеалы, традиции и обычаи. Яркие игрушки и предметы быта, созданные мастерами различных промыслов, входят в нашу жизнь с детства, и каждая встреча с ними - это прикосновение к народной мудрости и красоте.

Ознакомление дошкольников с декоративно-прикладным искусством помогает нам решать задачи нравственного, патриотического и художественного воспитания. Через знакомство с профессиями мастеров народно-прикладного творчества дети получают определенный объем знаний о промыслах, учатся видеть и понимать красоту и приобщаются к культурному наследию.

(Слайд 3) Целью проекта: Развитие поисковой деятельности, познавательной активности у старших дошкольников и формирование у детей представления о роли труда и значимости профессии гончара.    

(Слайд 4)    Для достижения поставленной цели необходимо было реализовать ряд задач:

  • Формировать первичные представления о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека;
  • Формировать ответственность за выполнение трудовых поручений, подведение к результату своей работы;
  • Развивать у детей мыслительно-исследовательскую деятельность, воображение, активизировать словарь по теме «Профессии»; развивать мелкую моторику рук, эстетическое отношение к окружающей действительности;
  • Расширять представления детей о профессиях, познакомить с профессией гончара, спецификой его труда; развивать желание трудиться вместе со взрослым, приобщать к культуре прошлого своего народа;
  • Воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к результатам труда, любовь к народным промыслам и традициям.

(Слайд 5) Проект начался с проблемной ситуации: Саша на выходные ездил к бабушке в деревню. Они с папой гуляли по берегу реки, строили замки из песка и нашли странную массу, которая при попадании воды лепилась. Мальчик решил взять ее с собой и показать ребятам в саду.

Появилась спонтанно возникшая ситуация.

  • Что принес Саша?
  • Для чего это нужно?
  • Что можно из этого сделать?

 (Слайд 6) Перед началом проекта мы определили, что дети знают:

  • Из сухой глины нельзя лепить;
  • Глину можно найти в природе;
  • Из глины можно сделать посуду;
  • Посуду из глины обжигают в печи;
  • Глина приносит пользу человеку.

         (Слайд 7) Уточнили, что хотели бы узнать о профессии гончар:

  • Где добывают глину, как называется место добычи глины?
  • Что можно сделать из глины?
  • Что нужно сделать, чтобы глина стала мягкой, пригодной для лепки?
  • Как называется профессия человека, работающего с глиной?
  • Какими свойствами обладает глина?
  • Чем полезна глина для человека?

(Слайды 8,9) На первом, подготовительном этапе было осуществлено планирование работы:

  • Планирование и проведение экспериментальной деятельности;
  • Подбор литературы,
  • Подбор фотографий и иллюстраций по теме проекта;
  • Создание буклетов для родителей;
  • Подборка оборудования и материала для детского творчества;

(Слайды 10) На втором исследовательском этапе мы провели элементарные опыты по изучению свойств глины.

Цель первого опыта: познакомиться с такими свойствами глины, как хрупкость.

В ходе опыта дети, узнали, что, когда она сухая то легко ломается, потому что хрупкая.

(Слайд 11) Во время исследования, ребята отметили, что глина бывает разных цветов.

(Слайд 12) Во втором опыте мы хотели увидеть отличие сырой глины от сухой.

В процессе работы был сделан вывод: сухая глина хрупкая, сырая глина вязкая, пластичная (из нее можно что-либо лепить, т. к. ее частички связаны друг с другом).

(Слайд 13) Ребята узнали, где и как добывают глину: Место добычи глины называется карьером. Добыча глины производится при помощи экскаватора. Машины срезают материал слоями для большей эффективности, т.к. глина залегает пластами. Добытая глина вывозится с карьера самосвалами или ленточными конвейерами.

(Слайд 14) Вместе с детьми мы совершили путешествие во времени и выяснили, что люди знали о свойствах глины с древних времен. Люди делали из нее посуду и строили жилье. Мастеров, которые делали посуду, называли гончарами.

(Слайд 15) Познакомились с инструментами, которые гончары использовали в своей работе. Гончары делали посуду на ручном или ножном гончарном круге. Чтобы глина стала прочной, посуду подвергали обжигу.

(Слайды 16, 17, 18) В процессе исследовательской деятельности читали   стихотворения.

Гончар

автор: Ольга Груздева

 

Гончар работал. Влажно пахло глиной,

Поскрипывая, шел гончарный круг.

Гончар работал. Песенки старинной

Мотив он напевал. Был голос тих и глух.

 

Он пел про войны, ратные походы,

Про терем светлый на крутой горе,

Он пел про то, как водяные своды

Над Китежем сомкнулись на заре.

 Кружился круг. Звучала песня Руки

Ласкали плотный влажный глины ком.

Преображался ком под эти звуки

И делался кувшином иль горшком.

 

И гулкий отзвук песни колокольной

Оставил мастер на его боках.

Как на пластинке строчкою игольной

Он нанесен - и будет жить века.

 

Осталось дело, в сущности, за малым:

Шершавую поверхность глины тронь -

И слушай голос гончара усталый,

К старинной песне приложив ладонь.                                                

                                                                                                                                               

Проводили физкультминутки:

«Гончары»

Руки хорошо потрём,

до тепла их разотрём.

Чисто вымоем сначала,

чтобы глина не серчала.

Нежно их погладим,

слова такие скажем:

«Ручки, ручки помогите,

нам поделку слепите».

 дети дружно выполняли различные движения, им очень нравилось отгадывать загадки.

(Слайд 19) Во время мастер-класса «Волшебная глина» ребята с большим удовольствием попробовали себя в роли гончара. Под руководством педагога дополнительного образования они увлеченно работали с глиной на гончарном круге.

(Слайд 20) Следующий этап был обобщающим.

  • Анализ и обобщение полученных знаний.
  • Презентация проекта.  Интегрированное занятие.
  • Презентация результатов детского творчества.

(Слайд 21,22) В творческой мастерской дети своими руками изготовили глиняную посуду и игрушки из глины.

(Слайд 23) По окончанию проекта дети много узнали о глине, ее свойствах, о пользе, которую она приносит человеку, о профессии гончара.  

Совместно с педагогами они научились работать с глиной, познакомились с народной игрушкой. У ребят появилось желание и дальше проводить несложные исследовательские работы.

(Слайд 24) В процессе работы дети обратили внимание, что некоторая посуда и игрушки ярко раскрашены и тут появился новый вопрос, который мы не могли оставить без ответа: Кто расписывает глиняную игрушку?

(Слайд 25) И мы вновь занялись поиском информации.

  • Подбор иллюстраций, художественной и специальной литературы.
  • Изучение интернет- ресурсов, просмотр мультфильмов.
  • Организация самостоятельной деятельности детей, во время непосредственной образовательной деятельности, в ходе сотрудничества с родителями.
  • Проведение образовательной деятельности в ходе режимных моментов.

(Слайд 26) Дети c интересом рассматривали иллюстрации, изучали разные орнаменты.

(Слайд 27,28) Полученные знания вновь применили на практике в творческой мастерской. А рисунки ребят легли в основу книги «Эти яркие узоры».

(Слайд 29) Дети так увлеклись, что решили перенести изученные орнаменты на объемные игрушки.

(Слайд 30) Работа строилась в тесном сотрудничестве с родителями. Во время детско-родительского мастер-класса каждый дошкольник попробовал себя в роли мастера декоративной росписи.

(Слайд 31) В ходе этих проектов ребята познакомились с редкими на сегодняшний день профессиями гончара и мастера декоративной росписи.

(Слайд 32)

Приобщение к народной культуре оказывает огромное влияние на духовное и нравственное воспитание подрастающего поколения.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Народные промыслы России Воспитатели: Бондаренко Н.В. Довжикова О.А.

Слайд 2

Проект «Дымковская игрушка» Цель проекта: формирование у детей познавательно-творческого интереса к русской народной культуре, через ознакомление с дымковской игрушкой и организацию художественно-продуктивной и творческой деятельности. Задачи проекта: Познакомить детей с историей дымковской игрушки. Формировать умение создавать узоры. Развивать умение рисовать простейшие элементы. Развивать цветовое восприятие, чувство ритма, творческое воображение. Воспитывать интерес к декоративно-прикладному искусству.

Слайд 3

Рисование

Слайд 4

Лепка

Слайд 5

Роспись

Слайд 6

Проект « Филимоновская игрушка» Цель: формировать интерес к народным промыслам России на примере филимоновской игрушки. Задачи: познакомить с историей возникновения и выразительными средствами филимоновской игрушки (колорит, содержание, чередование, симметрия и асимметрия в узоре); развивать сенсорную чувствительность (восприятие цвета, формы, фактуры), мелкую моторику, творческие способности дошкольников, навыки действовать коллективно; воспитывать эстетический вкус, интерес к изучению народных промыслов, любовь и уважение к труду народных мастеров-умельцев

Слайд 7

Рисование

Слайд 8

Лепка

Слайд 9

Роспись



Предварительный просмотр:

Информационно-творческий проект для детей старшей группы «Ромашки»

«Народные промыслы России».

Тип проекта: информационно - творческий;

Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь – май)

Участники проекта: дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели.

Актуальность проекта: обусловлена большой значимостью воспитания нравственно - патриотических чувств у дошкольников в современном обществе.

Гипотеза проекта: если знакомить дошкольников с народными промыслами России, мастерством русских умельцев и русским фольклором, то это позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.

Цель проекта: формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами и организацию художественно - продуктивной и творческой деятельности.

Задачи проекта:

- Познакомить детей с народными промыслами;

- Содействовать развитию речи ребенка: обогащать словарь, повышать выразительность речи;

- Развивать индивидуальные эмоциональные проявления во всех видах деятельности;

- Осуществлять нравственное и эстетическое развитие личности ребенка;

- Развивать умение видеть красоту изделий прикладного творчества, формировать эстетический вкус;

- Развивать навыки художественного творчества детей;

Организационный этап

Подготовка материалов:

• Подбор наглядных и дидактических материалов (тематические картинки, плакаты с элементами росписи) ;

• Подготовка презентаций по ознакомлению детей с народными промыслами;

• Подготовка картотеки хороводных и подвижных народных игр;

• Подбор произведений фольклора, стихов на тему народных промыслов;

• Подготовка материалов для организации творческой деятельности детей;

Продуктивный этап:

Формирование проблемы проекта и интереса у детей к теме проекта.

Методы реализации проекта:

Проект реализовывался через следующие виды совместной деятельности:

• Познавательная деятельность

• Речевая деятельность

• Художественно-творческая деятельность

• Игровая деятельность

• Работа с родителями

Познавательная деятельность:

1. Тематические беседы:

- «Филимоновские игрушки - свистульки»

- «Дымковские мастера»

- «Веселые матрешки»

-«Что такое хохлома?»

- «Гжель сине-голубое чудо»

2. Просмотр презентаций: «Сине-голубое чудо. Гжель», «Золотая хохлома», «Дымковские мастера», «Чудо филимоновских свистулек»

3. Познавательное сообщение на тему «Что такое валенки?»;

Речевая деятельность:

1. Чтение произведений фольклора на тему народных промыслов;

2. Разучивание стихотворений Е. А. Никоновой «Семеновские матрешки», «Дымковская игрушка», «Узоры гжели», «Золотая хохлома»;

Художественно - творческая деятельность:

1. Рассматривание альбомов и наглядно - демонстрационного материала;

2. Лепка из пластилина «Филимоновские игрушки»;

3. Лепка «Дымковские игрушки»;

4. Рисование матрешек;

5. Рисование «Укрась лопаточку. Хохлома»;

6.Рисование «Роспись тарелочки. Гжель»;

7. Рисование «Гжельские петушки».

8. Рисование «Роспись досок. Городецкая роспись».

9. Лепка «Каргопольский медвежонок»

Игровая деятельность:

 1. Подвижные народные игры;

 2. Хороводные народные игры «Гуси-Лебеди», «Каравай», «Лохматый пес», «У Миланьи, у старушки», «У медведя во бору»;

 3. Сюжетно - ролевая игра «Угостим матрешек чаем»;

Работа с родителями:

Родителям предлагалось:

1. Помочь со сбором предметов народных промыслов для мини-музея;

2. Активно интересоваться деятельностью ребенка в группе;

3. Помочь детям разучивать стихи;

4. Совместные детско-родительские выставки.

Обобщающий этап

1. Оформление выставки рисунков и поделок детей;

2. Презентация проекта для родителей и педагогического коллектива детского сада;

Результативность проекта:

В результате проведения комплексной работы по приобщению детей к декоративно - прикладному искусству у детей должно появиться желание еще больше узнать о творчестве русских мастеров и жизни русского народа. Дети самостоятельно должны различать стили известных видов декоративной живописи, научиться создавать выразительные узоры на бумаге.

Таким образом, тема декоративно - прикладное искусство в детском саду очень интересна и многогранна, она поможет развить не только творческую личность, но и воспитать добропорядочность в детях, любовь к родному краю, к своей стране в целом.

Информационные ресурсы:

1. «Дошкольное воспитание». - №8.- 19981.

2. Вершинина Н. Горбова О. Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр. // Дошкольное воспитание. 2004 №6.

3. Гаранина Н. К. Приобщение дошкольников к народной культуре

4. Грибовская А. А. Народное искусство и детское творчество. 2-е изд. – М. : Просвещение, 2006.

5. Князева О. А., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб. : Акцидент, 1997.

6. Кочкина Н. А. Метод проектов в дошкольном образовании. - М. : Мозаика- Синтез, 2012.

7. Концепция патриотического воспитания граждан РФ. - Управление ДОУ. 2005 №1

8. Ляпина Л. А. Народные игры в детском саду. - М. : ТЦ Сфера, 2009.

9. Сыпченко Е. А. Инновационные педагогические технологии. - СПб: Детство- Пресс, 2012.

План работы с детьми по осуществлению проекта

«Народные промыслы»:

Тема: «Веселая дымка»

Цель: научить детей определять дымковскую игрушку и находить в ней отличия от других игрушек народных промыслов России.

нод

Совместная деятельность педагога с детьми

октябрь

1

«Глиняные игрушки – не простые безделушки»

- просмотр презентаций «Дымка»

- организация выставки «Дымковская игрушка»

- рассматривание иллюстраций и наглядного материала «Дымковская игрушка»

- дидактические игры «Третий лишний», «Цветные капельки», «Дымковские разрезные картинки"

- раскрашивание раскрасок «Дымка»

- разучивание стихотворения про дымку

2

«Укрась узорами юбку дымковской барыни»

3

«В мастерской дымковской игрушки»

4

«Лепка и роспись дымковской барыни»

Тема: «Филимоновские игрушки»

Цель: познакомить детей с творчеством филимоновских мастеров. Расширять представления о народной игрушке.

нод

Совместная деятельность педагога с детьми

ноябрь

1

«Знакомство с филимоновской игрушкой»

- просмотр презентаций «Филимоновская игрушка»

- рассматривание иллюстраций, игрушек

- используя шаблоны, учимся расписывать силуэты игрушек

- дидактические игры ««Третий лишний», «Парные картинки», «Собери картинку».

- разучиваем поговорки и пословицы о труде

- разучивание стихотворения про филимоновскую игрушку

- играем Филимоновской игрушкой

2

«Филимоновские игрушки»

3

Рисование филимоновских элементов: полосок, елочек, цветов"

4

"Роспись бумажных силуэтов филимоновских игрушек"

Тема: «Золотая хохлома»

Цель: расширять знания детей о народном искусстве, уточнять представления о хохломском промысле, учить детей находить характерные особенности хохломских изделий, формировать эстетический вкус.

нод

Совместная деятельность педагога с детьми

декабрь

1

«Знакомство с хохломским промыслом»

- изготовление с детьми заготовок – шаблонов для хохломской росписи, тонирование шаблонов.

- тонирование изготовленных из папье – маше изделий (тарелки, ложки, стаканчики)

- просмотр презентаций по теме

- рассматривание образцов хохломской росписи

- работа в раскрасках «Хохлома»

- рисование хохломских узоров

- разучивание стихотворения про хохлому

2

«Хохломские узоры»

3

«Украсим теремок для зверей»

4

«Сказочная хохлома»

Тема: «Яркий Полхов – Майдан»

Цель: познакомить с росписью Полхов-Майдана, ее характерными элементами (цветами, бутонами, стеблями, листьями). Учить составлять узоры по мотивам полхов-майданской росписи, развивать эстетический вкус.

нод

Совместная деятельность педагога с детьми

январь

1

«Игрушки из Полхов - Майдана»

- просмотр презентаций «Изделия Полхов - Майдана»

- рассматривание матрешек

- раскрашивание раскрасок «Матрешки»

- дидактические игры «Найди пару», «Сложи орнамент»

- рассматривание иллюстраций изделий Полхов – Майдана

- игры с народными игрушками

- составление рассказов и сказок, действующими лицами которых являются матрешки

2

«Веселые матрешки»

Тема: «Городецкие узоры – сколько радости для глаз»

Цель: познакомить детей с изделиями городецких мастеров, развивать эстетическое восприятие.

нод

Совместная деятельность педагога с детьми

февраль

1

«Здравствуй волшебный Городец»

- чтение и заучивание стихотворении о Городце

- просмотр презентаций

- дидактические игры «Выложи узор», «Что лишнее»

- практическое задание «Обведи элемент»

- рассматривание иллюстраций, альбомов по Городецкой росписи

- сюжетно-дидактическая игра «Магазин сувениров»

- роспись полоски росписью

- прорисовывание элементов "купавки", "листья"

2

«Рисование по мотивам Городецкой росписи»

3

«Рисование городецкого узора на тарелке»

4

Роспись «Городецкая сказка»

Тема: «Голубая гжель»

Цель: познакомить детей с новым народным промыслом декоративно-прикладного искусства -  гжельская роспись; учить детей выделять характерные особенности гжельского промысла, развивать эстетический вкус

нод

Совместная деятельность педагога с детьми

март

1

«Эта звонкая сказка - Гжель»

- рассматривание иллюстраций

- просмотр презентаций

- рисование элементов Гжельской росписи

- раскрашивание раскрасок «Гжель»

2

«Рисование элементов Гжельской росписи»

3

«Роспись гжельской посуды»

4

«Роспись гжельского подноса»

Тема: «Каргопольская игрушка»

Цель: познакомить детей с одним из видов народно-декоративного искусства – каргопольской глиняной игрушкой; учить расписывать силуэтные изделия каргопольским декоративным узором; развивать эстетическое восприятие.

нод

Совместная деятельность педагога с детьми

апрель

1

«Путешествие в Каргополь»

- просмотр презентаций

- просмотр иллюстраций

- игровые задания «Правильно подбери..», «Найди ошибку..»

- упражнение в росписи на бумаге

- игры с каргопольской игрушкой

- оформить папку рисунков «Каргополь»

- дидактические игры «Дорисуй», «Создай узор»

- чтение рассказов, стихов о народных игрушках

- предварительная лепка лошадок

- отрабатывание приемов последовательности рисования узоров

- лепка по мотивам Каргопольской игрушки

- украшение бумажных силуэтов

- раскрашивание народных игрушек в книгах-раскрасках.

2

«Каргопольская игрушка – лошадка»

3

«Фартук, сарафан – каргопольская роспись»

4

«Каргопольские козлы»»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №28 «Надежда»

Информационно-творческий проект для детей старшей группы «Ромашки»

«Народные промыслы России».

Воспитатели: Бондаренко Н.В.

Довжикова О.А.

Смоленск 2020г.

Самусенков

Александр

Багдасарян

Родион

Шибаева

Карина

Сухановский

Егор

Морозов

Олег

Попкова

Лидия

Муравьев

Михаил

Соколовский

Макар

Балакина

Вера

Белюшин

Вячеслав

Обыденников

Лев

Зятева

Екатерина

Савкова

Анна

Анищенкова

Виолетта

Животкова

Ксения

Жиденко

Андрей

Андрющенков

Иван

Шаталова

Вероника

Букаева

Александра

Черноусов

Кирилл

Самусева

Ульяна

Прудникова

Софья

Моисеенкова

Полина

Плаксин

Ярослав

Маринченко

Максим


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение детей к культурному наследию чувашского народа

опыт  работы по приобщению детей к культурному наследию чувашского народа...

Организованная и самостоятельная театрализованная деятельность воспитанников по приобщению детей к культурному наследию

Важность театрализованной деятельности в дошкольном образовательном учреждении трудно переоценить, ведь она является самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании. С точки зрен...

Приобщение детей к культурному наследию малой и большой Родины

Большинство современных людей поверхностно знакомо с народной культурой. Поэтому актуально восстановить для детей и их родителей связь времен, вернуть утраченные традиции, ознакомить с народными ценно...

"Приобщение детей к культурному наследию: ознакомление дошкольников с профессиями мастеров"

quot;Приобщение детей к культурному наследию: ознакомление дошкольников с профессиями мастеров"...

ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К КУЛЬТУРНОМУ НАСЛЕДИЮ КАК ОДНА ИЗ ЗАДАЧ ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.

ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К КУЛЬТУРНОМУ НАСЛЕДИЮ КАК ОДНА ИЗ ЗАДАЧ ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ....

"Приобщение детей к культурному наследию: ознакомление дошкольников с профессиями мастеров народно-прикладного творчества"

Формирование у детей дошкольного возраста основ духовности и патриотизма средствами народной культуры....