"Приобщение детей к культурному наследию: ознакомление дошкольников с профессиями мастеров"
статья

Догдишева Диана Тахировна

"Приобщение детей к культурному наследию: ознакомление дошкольников с профессиями мастеров"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад «Северная сказка»

СЕМИНАР

«Приобщение детей к культурному наследию: ознакомление дошкольников с профессиями мастеров»

Воспитатель: Догдишева Д.Т.

г.Новый Уренгой

                                                   2020г

 «Самым высоким видом искусства,

самым талантливым, самым гениальным

является народное искусство,

то есть то, что запечатлено народом,

сохранено, то, что народ пронес через столетия».

М.И. Калинин

Ознакомление дошкольников с декоративно - прикладным искусством помогает решать задачи нравственного, патриотического и художественного воспитания. Педагог дает детям определенный объем знаний о промыслах, учит их видеть и понимать красоту, воспитывает уважение к труду народных мастеров, знакомит с технологией изготовления и декоративными особенностями тех или иных изделий.

Чтобы вызвать интерес к народной игрушке, воспитателю рекомендуется использовать игровые приемы, сюрпризные моменты, привлекающие внимание детей.Например, кукла-неваляшка просит разукрасить ее фартук. Игра всегда вносит оживление и радость в работу детей, что повышает их активность.

 Рассказать детям о народных мастерах, их творчестве, о материалах, из которых создаются изделия, о том, как готовые изделия используются в оформлении костюма, интерьера, в качестве сувениров. Несомненно, такие беседы заинтересуют детей, помогут раскрыть перед детьми образную, красочную и поэтическую выразительность произведений народного искусства.

В целях эмоционального воспитания рассматривание предметов должно сопровождаться художественным словом, потешками, прибаутками, образными словами, которые используют народные мастера, звучанием народной музыки, песен.

Также, должны иметься в наличии картотеки дидактических: «Сложи узор»,  «Найди дымковскую игрушку», схемы изображения элементов узоров,  раскраски с изображением образцов декоративно-прикладного искусства, картотеки пальчиковых игр, подвижных игр, физминуток. Все должно быть соответствовать  данной возрастной категории дошкольников.

Особую роль в приобщении детей к народному декоративно-прикладному искусству и в художественном развитии должны играть праздники и развлечения, которые проводятся главным образом в старших группах. Например, «Сказка Гжель», «Веселая ярмарка», «Хохломская ярмарка» и др. В подготовке к народным праздникам и развлечениям можно и нужно привлекать родителей.

В среднем  возрасте дети учатся рисовать мазки, точки, клетки, округлые формы. Сначала они рассматривают пятнистых лошадок, нарядных кукол, играют с ними, а затем украшают фартуки, платки, салфетки для кукол, разрисовывают силуэты животных. Первоначально идет освоение точек-горошин кистями, далее учим делать клетки – пересечение вертикальных и горизонтальных линий и заполнять их мазками-точками.

Для восприятия и понимания детям наиболее доступны народная игрушка (филимоновская,  дымковская, каргопольская), народные игрушки-забавы (пирамидка, грибок, матрешка), с которыми дети легко могут действовать.

Для детей старшей и подготовительной к школе групп доступна любая народная игрушка, глиняная и деревянная.Также, как и образцы гжельской, хохломской, жостовской, городецкой росписей.

Формы работы с детьми по ознакомлению детей с декоративно-прикладным искусством:

  • Знакомство с подлинными изделиями декоративно - прикладного искусства русского народа; (отличающих данное изделие от других).
  • рассматривание книг, иллюстраций, репродукций, открыток.
  • чтение педагогом рассказов, стихотворений;
  • рассказывание сказок;
  • беседы;
  • экскурсии;
  • проведение дидактических игр;
  • просмотр презентаций;
  • досуги, развлечения;
  • использование народных игр;
  • организация выставок (совместная деятельность педагогов, детей и родителей)

К концу обучения дети много знают о народно декоративно-прикладном творчестве:

- умеют различать разные виды народно-прикладного творчества;

- владеют навыками и умениями расписывания игрушки;

- у детей сформировано позитивное отношение к своей малой Родине.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение детей к культурному наследию чувашского народа

опыт  работы по приобщению детей к культурному наследию чувашского народа...

Организованная и самостоятельная театрализованная деятельность воспитанников по приобщению детей к культурному наследию

Важность театрализованной деятельности в дошкольном образовательном учреждении трудно переоценить, ведь она является самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании. С точки зрен...

Приобщение детей к культурному наследию малой и большой Родины

Большинство современных людей поверхностно знакомо с народной культурой. Поэтому актуально восстановить для детей и их родителей связь времен, вернуть утраченные традиции, ознакомить с народными ценно...

Приобщение детей к культурному наследию - ознакомление дошкольников с профессиями мастеров народно-прикладного творчества

Приобщение детей к культурному наследию - ознакомление дошкольников с профессиями мастеров народно-прикладного творчестваПрезентацияПроект для детей старшей группы "Народные промыслы России"...

ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К КУЛЬТУРНОМУ НАСЛЕДИЮ КАК ОДНА ИЗ ЗАДАЧ ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.

ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К КУЛЬТУРНОМУ НАСЛЕДИЮ КАК ОДНА ИЗ ЗАДАЧ ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ....

"Приобщение детей к культурному наследию: ознакомление дошкольников с профессиями мастеров народно-прикладного творчества"

Формирование у детей дошкольного возраста основ духовности и патриотизма средствами народной культуры....