Изодеятельность детей 3-4 лет
методическая разработка по аппликации, лепке (младшая группа)

Сапегина Марина Владимировна

Программные задачи по изо для детей 3-4 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izobrazitelnaya_deyatelnost.docx19.44 КБ

Предварительный просмотр:


ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
             ДЕТЕЙ 3–4 ЛЕТ
В три года у ребёнка происходят существенные изменения в раз-
витии и поведении. Физическое развитие замедляется, но начинает
совершенствоваться координация движений, ловкость. В этот пе-
риод укрепляется весь организм, повышается работоспособность.
Ребёнок может заниматься одним и тем же видом деятельности бо-
лее продолжительное время (конечно, если эта деятельность его
увлекает). На третьем году жизни формируется личностно-смысло-
вая сфера ребёнка. Он уже может на короткое время сдерживать
свои действия и желания в соответствии с внешними условиями.
Речь ребёнка по форме и содержанию всё более приближается
к речи взрослого человека. Его активный словарь увеличивается
в 3–4 раза по сравнению с младенческим и ранним возрастом.
Как правило, интерес ребёнка к изобразительной деятельнос-
ти к трём годам увеличивается. Интерес может угасать лишь в том
случае, если изобразительная деятельность не соответствует за-
просам ребёнка, подменяется доизобразительными играми. В воз-
расте 3–4 лет уже нельзя сводить изобразительную деятельность
лишь к знакомству с художественными материалами, играм с ними.
Только привлекательное содержание изобразительной деятель-
ности позволяет удерживать устойчивый интерес к ней, развивает
потребность в творчестве.
Начиная с трёх лет, в содержании рисунка появляются специфи-
ческие особенности, связанные с гендерными ролями детей. Маль-
чики выбирают более динамичные сюжеты в рисовании: машины,
военные действия, стройка. Девочки тяготеют к изображению бо-
лее спокойных сюжетов, к декоративности образов: цветы на лугу,
красивая кукла, домик для принцессы. Это обстоятельство нельзя
не учитывать при выборе тем для занятий.
У ребёнка 3–4 лет возникает художественный замысел, он пред-
принимает действия, чтобы реализовать его. Точность изображе-
ния становится решающим критерием в оценке своей деятельнос-
ти.  Ребёнок огорчается, если изображение получается непохожим
на реальный предмет и очень радуется полученному сходству. Как
только ребёнок обрёл способность выразить словами свой замы-
сел, он переходит на новую ступень в овладении изобразитель-
ной грамотности. Дальнейшее развитие ручной умелости, техники
изобразительной деятельности способствует реализации задуман-
ного. Ребёнок четвёртого года жизни может использовать в своей
работе карандаши и гуашь 12 цветов, восковые мелки 24 цветов.
Он учится сочетать в одном изображении разные материалы.
К 3–4 годам у детей формируется навык правильного удержа-
ния карандаша в руке, однако им ещё предстоит овладеть тех-
никой рисования карандашом (ритмом, нажимом, амплитудой
движения). Овладение ритмом необходимо для того, чтобы спра-
виться с остановкой движения в рисунке. От нажима зависит ин-
тенсивность окраски, однако чрезмерный нажим чреват полом-
кой карандаша. Освоение амплитуды движения необходимо для
того, чтобы справиться со штриховкой. Если в возрасте от 1 года
до 2 лет ребёнок учился не выходить за край бумаги, в возрасте
2–3 лет — за контур изображения, то сейчас, в возрасте 3–4 лет,
ребёнок учится правильной, в одном направлении, штриховке.
Для рисования карандашами предлагайте детям половинки аль-
бомного листа, ведь детская рука быстро устаёт в работе с каран-
дашом.
Ребёнок продолжает овладевать техникой рисования круга из
точки наращиванием по спирали, используя при этом карандаши,
а не только фломастеры, пробует превратить круг в овал («ягода»,
«воздушный шарик»). Если раньше ребёнок рисовал круг как клу-
бок ниток, то теперь он наносит линии ближе друг к другу, про-
бует нарисовать круг одним непрерывным движением. Если вдруг
ребёнок испытывает затруднение, можно предложить ему техни-
ку рисования круга из двух дуг. Такая техника рисования круга
существенно отличается от техники наращивания из точки тем, что
полученное изображение остаётся чистым и подходит для переда-
чи образа человека и, конкретно, лица.
Для закрепления навыка рисования круга и овала мы предла-
гаем упражнение «Рисуем круги и овалы». Дети выбирают воско-
вой мелок любимого цвета. Педагог заготавливает лист форматом
А3, рисует на нём два круга и два овала (большие и маленькие),
поясняет, что овал получается из вытянутого с двух сторон круга.
Детям предлагается посоревноваться, кто из них точнее обведёт
по контуру круги и овалы. Каждый ребёнок рисует своими цветом,
поэтому легко понять, кто точнее обводит контур.
У детей 3–4 лет зачастую возникает проблема с рисованием
квадратов, прямоугольников, треугольников. Это объясняется тем,
что ребёнок не делает остановки на углах, а продолжает рисовать
линии, постепенно скругляя углы. «Решение этой проблемы —
в использовании словесной инструкции, в которой педагог указы-
вает ребёнку на необходимость остановить рисовальное движение
и поменять его направление» [8, с. 57]. Важность словесной инс-
трукции педагога в процессе занятий по изобразительному ис-
кусству трудно переоценить. Вот почему мы приводим конспекты
занятий, целиком построенных на выполнении инструкций педаго-
га (например, «Фонарики для ёлки»). Одним словом, дети 3–4 лет
активно пробуют передавать в рисунке форму разных предметов.
В раннем возрасте в этом им помогали контуры, готовые шаблоны.
Теперь они пытаются обходиться без шаблонов, рисуют по замыс-
лу, используя приобретённые навыки.
Ребёнок 3–4 лет продолжает знакомство с красками. Для рисо-
вания краской мы рекомендует использовать листы формата А4
или А3. Краской рисовать легко, рука не устаёт, и лист бумаги быс-
тро заполняется. Для первых опытов в рисовании мы предлагаем
использовать гуашь. Она выглядит ярко, имеет густую консистен-
цию, плотно зарисовывает бумагу. Смешивая основные цвета гуа-
ши, можно получать новые цвета. К основным цветам относят крас-
ный, синий и жёлтый цвета. Их нельзя получить, в отличие от всех
остальных, смешением красок. Если смешать жёлтый с синим, то
получается зелёный цвет; жёлтый и красный образуют оранжевый;
красный и синий — фиолетовый; зелёный и красный — коричне-
вый цвет. Добавляя белую краску в цветную гуашь, можно полу-
чать различные оттенки цвета. Дети воспринимают эксперименты
с красками как фокус, волшебство.
Наравне с гуашью можно использовать в детских работах ак-
варель. Акварелью хорошо рисовать на бумаге белого цвета. Цвет
акварели непостоянный и зависит от количества воды на ворсе
кисти. С помощью акварели можно передавать оттенки неба, моря.
Акварель обладает прозрачностью, обеспечивает тонкие переходы
цвета, поэтому её можно использовать для создания тона. Акварель
можно использовать также для закрашивания пространства внутри
контура, нанесённого восковым мелком. Акварель, попадая на вос-
ковой мелок, скатывается с него, и рисунок получается аккуратным.


Обогащается опыт ребёнка в лепке. Дети осваивают приёмы
вытягивания, сглаживания, соединения нескольких частей в одно
целое («грибок»). В руках ребёнка пластилин, глина превращаются
в фигурки животных. Ребёнок чувствует радость от встречи с но-
вым для него материалом, будь то пластилин, глина, пластичная
масса или тесто, с удовольствием играет с вылепленным изделием:
кормит куклу глиняными конфетами, играет с котёнком из пластич-
ной массы. Большой интерес у детей этого возраста вызывает та-
кая тема, как лепка фигурок животных.
На занятиях аппликацией дети этого возраста особенно нужда-
ются в помощи педагога. Привыкая работать в аппликации с гео-
метрическими фигурами, ребёнок обнаруживает в окружающих
его предметах знакомые ему формы, например дверь — это прямо-
угольник; дом — квадрат, тарелка — круг. На занятиях аппликаци-
ей педагог может предложить ребёнку методом примерки создать
узоры на полосе, в круге, квадрате. Когда ребёнок определился
с выбором, он совместно с педагогом обрисовывает контур фигур,
а затем наклеивает на обозначенное место бумажную фигуру.  


Программное содержание изобразительной деятельности
(3–4 года).

Рисование:
— совершенствовать умение пользоваться изобразительны-

ми материалами: маркерами, восковыми мелками, фломастерами,
цветными карандашами, гуашью, акварелью, сочетать их в работе;
— регулировать нажим на карандаш для получения насыщен-
ных и более светлых оттенков цвета;
— наносить штрихи карандашом в одном направлении, не вы-
ходя за контур изображения, регулировать размер штрихов, нано-
сить их ритмично;
— координировать движения руки, рисовать параллельные,
вертикальные и горизонтальные линии;
— рисовать круг непрерывным круговым движением руки;
— рисовать предметы круглой, квадратной, треугольной, пря-
моугольной формы;
— различать цвета: красный, жёлтый, зелёный, синий, чёрный,
белый, розовый, голубой, серый.
Лепка:
— продолжать знакомить с изобразительным материалом: гли-
ной, пластилином, тестом, пластичной массой;
— раскатывать ком между ладонями до получения цилиндра
(«колбаска»), соединять его в кольцо;


— отщипывать от большого куска маленькие кусочки, делить
массу на неравные части;
— скатывать ком в шар, сплющивать его до получения диска;
— делать пальцами углубление в вылепленной форме приёма-
ми прищипывания, защипывания;
— соединять две вылепленные части в одну («грибок») приё-
мом сглаживания;
— лепить фигуры цилиндрической, кольце- и шарообразной,
дисковидной формы;
— украшать вылепленные изделия прорисовкой, добавлением
мелких деталей;
— лепить фигурки животных (ёжик, утёнок, котёнок).
Аппликация:
— знакомить с плоскими геометрическими формами: квадра-
том, прямоугольником, треугольником, кругом, овалом;
— создавать несложные сюжетные композиции на всём листе
бумаги;
— создавать узор на полосе, квадрате, круге, силуэтной форме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБУЧЕНИЮ ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ.

     Речевой материал на первом году обучения используется как в устной форме (слухозрительное предъявление и побуждение детей отражен...

Особенности изодеятельности детей с задержкой психического развития

Этот материал поможет воспитателям в работе с детьми на занятиях по изодеятельности лучше знать особенности и возможности своих детей...

Особенности изодеятельности детей с задержкой психического развития

Этот материал поможет воспитателям в работе с детьми на занятиях по изодеятельности лучше знать особенности и возможности своих детей...

Особенности изодеятельности детей с задержкой психического развития

Этот материал поможет воспитателям в работе с детьми на занятиях по изодеятельности лучше знать особенности и возможности своих детей...

Особенности изодеятельности детей с задержкой психического развития

Этот материал поможет воспитателям в работе с детьми на занятиях по изодеятельности лучше знать особенности и возможности своих детей...