РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБУЧЕНИЮ ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
консультация по рисованию (младшая группа) на тему

консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsult_dlya_rod_slabosl_izo.docx21.06 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Подготовила воспитатель Губина Г.И.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБУЧЕНИЮ ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

"Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок", — утверждал В.А.Сухомлинский.


Развитие любого ребёнка с первых дней жизни происходит под направляющим влиянием взрослых, при этом огромное значение принадлежит воздействию при посредстве слышимой речи. Ребёнок с нарушенным слухом   развивается не только в беззвуковой, но и в безречевой среде. В результате задерживается развитие восприятия и деятельности. Формирование и развитие изобразительной деятельности у глухого ребёнка несёт печать своеобразия. В особенно трудном положении оказываются дети, которых вообще не обучали приёмам выполнения той или иной деятельности. Так, отмечается более позднее становление предметного рисунка, обеднённость содержания, стереотипия. Очень медленно и в ограниченных пределах развивается сюжетный рисунок.

       Изобразительная деятельность является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребёнка.

       Необходимо, обучая изобразительной деятельности:

* пробудить у детей положительную эмоциональную отзывчивость к окружающему миру, к родной природе, к событиям жизни;

* сформировать изобразительные навыки и умения.

Обучая изодеятельности, воспитатель учит детей воспринимать окружающий мир, выделять предметы и их свойства. В помощь зрительному восприятию привлекаются другие сохранные анализаторы - осязание, двигательная чувствительность. То, что ребёнок воспринял, сочетается со словом, которое даётся в доступной для ребёнка форме. На основе сочетания чувственного образа со словом формируются представления, которые могут быть затем вызваны, актуализированы по слову. Таким образом, изобразительная деятельность становится средством формирования у слабослышащих детей полноценной речи.

Изодеятельность развивает определённые способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Развиваются также специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки. В процессе изобразительной деятельности сочетается умственная и физическая активность ребенка. Для создания рисунка необходимо приложить усилия, потрудиться, овладевая определенными умениями.

Сначала у детей возникает интерес к  движению карандаша или кисти, к следам, оставляемым на бумаге, лишь постепенно  появляется мотивация к творчеству — желание получить результат, создать определенное изображение.
Помните, каждый ребенок — это отдельный мир со своими правилами поведения, своими чувствами. И чем богаче, разнообразнее жизненные впечатления ребенка, тем ярче, неординарное его воображение, тем вероятнее, что интуитивная тяга к искусству станет со временем осмысленнее.  Кроме того, изодеятельность  доставляет детям радость, создаёт положительный настрой!

Знакомьте ребёнка с назначением различного материала, который  используется в изобразительной  деятельности:

  • вместе с вами  ребёнок учится сгибать бумагу, мять, мочить, рвать, слушать её шуршание через аппарат;
  • вместе с ребёнком используйте нарванные вами разноцветные кусочки бумаги разного сорта для аппликации – наклеивайте кусочки на больших листах бумаги (обратной стороне обоев), получая изображения салюта, больших шаров, дорожки и т. п.
  • учите ребёнка отделять куски от мягкого куска глины, пластилина, делать лепёшку и вместе с ребёнком делайте орнамент из вмятин с помощью пальцев, с помощью карандаша.
  • знакомьте ребёнка с инструментами – кисть, фломастер, пастель, уголь, цветные мелки.
  • учите ребёнка проводить линии свободной, ненапряженной рукой – одним взмахом руки, используя различные инструменты.
  • учите ребёнка участвовать в совместном с вами ( а лучше – коллективном) рисовании .
  • делайте с ребёнком различные конструкции из строительного материала.
  • Очень серьёзное требование – занятия должно быть интересными для ребёнка! Постепенно у вас появятся и выдумка, и фантазия, необходимые для достижения успеха в обучении каждого ребёнка. Малыш должен всегда видеть вашу заинтересованность в занятии, должен видеть в вас напарника, а не «учителя». Постоянная доброжелательность и улыбка должны сопровождать ваши занятия. Творческих успехов вам и детям!

          На занятиях по изодеятельности, которые проводятся воспитателем, ставятся
следующие задачи:

• Вызывать интерес к рисованию, лепке, аппликации, желание рисовать, лепить вместе со взрослым и самостоятельно,
• Учить воспринимать изображения как отражения реальных объектов, узнавать предмет в различных изображениях,
• Формировать положительное эмоциональное отношение процессу и результату изодеятельности, поощрять гордость за свои достижения,
• Развивать игровую направленность изодеятельности, учить действовать с готовыми изображениями, лепными поделками.
• Развивать восприятие готовых изображений как важнейшую предпосылку возникновения собственной изодеятельности: рассматривать иллюстрации в детских книгах, учить понимать содержание изображенных бытовых действий, подражать им, сопровождая отраженной и, по возможности, самостоятельной речью, например, в виде звукоподражаний, отдельных слов.
• Формировать необходимые операционно-технические умения в ходе рисования, лепки и т.д.
• Развивать целенаправленные движения кисти и пальцев рук, движения обеих рук под контролем зрения.
• Знакомить со способами зрительно-двигательного моделирования формы объектов (обведение по контуру перед рисованием, ощупывание двумя руками перед лепкой), учить связывать обводящее и исполнительское движение.
• Развивать ассоциирование графического следа с предметом, стимулировать «узнавание» каракулей, направлять детей на «опредмечивание» изображения путем лепетного слова или указательного жеста, закреплять связь со словом.
• Знакомить с основными цветами,
• Знакомить с основными орудиями и их названиями, а также с названиями действий.
• Знакомить с приемами работы с пластилином, с правилами работы.
• Развивать чувство ритма,
• Развивать координацию движений обеих рук, формировать систему «взор
рука», зрительно-двигательную координацию.
• Использовать изодеятельность в качестве средства сенсорного воспитания формирования представлений, эстетического воспитания, формирования речи.
    Речевой материал на первом году обучения используется как в устной форме (слухозрительное предъявление и побуждение детей отраженному повторению), так и в письменной (предъявление табличек для глобального чтения).
    Используемые таблички
это, прежде всего, имена детей, имя педагога, БУДЕМ
РИСОВАТЬ, РИСУИ, ЛЕПИ, ПОСТРОИ, ДА11, ВОЗЬМИ, БУМАГА, ВОЗЬМИ
БУМАГУ, ФЛОМАСТЕР, КРАСКИ, КИСТОЧКА, ВОДА, ПЛАСТИЛИН,
ЛЕПИ... (ШАР, МЯЧ, КОЛБАСУ и т.п.), РИСУЙ ЛИСТЬЯ, РИСУЙ ВОДУ
( КЛУБОК,
ТРАВУ, СНЕГ и т.п.), ХОРОШО, МОЛОДЕЦ, КРАСИВО.
  Пример: Рисование фломастером клубка.

Использованная литература:

А. А. Венгер «Обучение глухих дошкольников изобразительной деятельности»

«Развитие речи детей с нарушениями слуха в семье» (Методические рекомендации для родителей под ред. Э. И. Леонгард)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБУЧЕНИЮ ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ.

     Речевой материал на первом году обучения используется как в устной форме (слухозрительное предъявление и побуждение детей отражен...

Конспект занятия по экологии для детей с нарушением слуха второго года обучения «Угощение для гостей»

Цель: формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста Задачи: Образовательная: ·...

Наблюдения по формированию элементарных экологических представлений на прогулках с детьми с нарушенным слухом 1 года обучения. «Осень».

Наблюдения по формированию элементарных экологических представлений на прогулках с детьми с нарушенным слухом 1 года обучения. «Осень».Данный материал будет интересен воспитателям работающим с детьми ...

Наблюдения по формированию элементарных экологических представлений на прогулках с детьми с нарушенным слухом 1 года обучения. «Зима».

Наблюдения  по формированию элементарных экологическихпредставлений на прогулках с детьми с нарушенным слухом 1 года обучения. «Зима»....

Наблюдения по формированию элементарных экологических представлений на прогулках с детьми с нарушенным слухом 1 года обучения. «Весна».

Наблюдения  по формированию элементарных экологическихпредставлений на прогулках с детьми с нарушенным слухом 1 года обучения. «Весна»....

Учебно-методический комплекс. Тема: "Время года- осень" для детей с нарушением слуха 1 года обучения.

Состоит из 2 конспектов -  НОД по теме: «Время года- осень»(ознакомление с окружающим миром), НОД по теме: "Разноцветные листочки"(нетрадиционная техника ...

Учебно- методическая разработка «Время года- зима" для детей с нарушением слуха 5 года обучения.

Состоит из 2 конспектов -  НОД по теме: «Время года- зима»(ознакомление с окружающим миром с элементами экспериментирования), НОД по теме: "Волшебные узоры на окне", в...