Программа дополнительного образования по направлению «художественно –эстетическое развитие» тема: «Фантазии из солёного теста» (от 2 до 3 лет)
методическая разработка по аппликации, лепке (младшая группа)
Программа дополнительного образования по направлению «художественно –эстетическое развитие»
тема: «Фантазии из солёного теста» (от 2 до 3 лет)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_2_mladshaya.docx | 28.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Чечеульский детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей»
(МБДОУ»Чечеульский детский сад»)
ПРИНЯТО: УТВЕРЖДАЮ:
на педагогическом совете заведующий МБДОУ
МБДОУ «Чечеульский «Чечеульский детский сад»
Детский сад» _________Н.И. Сергиенко
Протокол №_________ Приказ№_______
От «___»__________20__г. от «___»_________20___г.
Программа дополнительного образования по направлению «художественно –эстетическое развитие»
тема: «Фантазии из солёного теста» (от 2 до 3 лет)
Воспитатель: Вайтюкевич Ирина Валерьевна
С. Чечеул
2021 г.
I. Пояснительная записка.
Многие годы дошкольное образование было ориентировано на обеспечение лишь познавательного развития. Вместе с тем, само предназначение воспитателя в дошкольном возрасте заключается не столько в получении знаний, сколько в становлении базовых характеристик личности ребёнка – самооценки, социально – психологических особенностей общения с другими людьми.
В творческой деятельности я вижу свою задачу не столько в обучении детей изобразительному искусству, сколько в обеспечении основ развития каждого ребёнка в компетентную личность, способность адекватно мыслить, чувствовать и действовать в культурном обществе. На практике эта задача будет реализовываться мной посредством тестопластики с детьми раннего возраста.
Новизна данной программы заключается в том, что тестопластика является одним из малоизученных видов деятельности по развитию мелкой моторики рук у детей раннего возраста.
Цель программы кружка заключается в развитии мелкой моторики пальцев посредством тестопластики.
Количество занятий: 2 занятия в месяц.
II. Задачи
1. Показать детям разнообразие солёного теста, познакомить с его свойствами: пластичностью, вязкостью, цельностью массы.
2. Опытным путем осваивать приёмы: месить, прихлопывать, ставить отпечатки, открывать и отщипывать кусочки, снова соединять вместе, сминать, сжимать, сплющивать, делать углубления пальчиком, протыкать дырочки остриём карандаша и т.д.
3. Учить видеть основные формы предметов, выделять их яркие и наиболее характерные признаки, сравнить похожие по форме предметы (апельсин и яблоко, мяч и арбуз, бублик и колечко, карандаш и кисточка).
4. Синхронизировать работу обеих рук; координировать работу глаз и обеих рук.
5. Создавать простейшие формы:
- раскатывать цилиндр (колбаску) прямыми движениями ладони;
- раскатывать шар (колобок) круговыми движениями ладоней;
- и слегка видоизменят их – преобразовывать в иные формы (шар сплющивать в диск, цилиндр – в пластинку), создавая при этом выразительные образы (мячики, яблоки, печенье, пряники, конфеты, червячки, карандаши и др.).
6. Пользоваться стекой (для украшения вылепленных форм).
7. Использовать в работе стишки, потешки, загадки, игрушки для обыгрывания вылепленных фигурок.
Задачи психолого – педагогической работы данной программы дополнительного образования решаются интегрированно в ходе освоения следующих образовательных областей:
1) «художественное творчество»;
2) «коммуникация»;
3) «познания»;
4) «чтение художественной литературы»;
5) «социализация».
1. Содержание образовательной области «Художественное творчество» направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребностей детей в самовыражении через решение следующих задач:
- развитие репродуктивной деятельности детей (лепка);
- развитие детского творчества;
- приобщение к изобретательному искусству.
2. Содержание общеобразовательной области «Коммуникация» направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:
- развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
- развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строения речи, произношение; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных видах и формах детской деятельности;
- практическое овладение воспитанниками нормами речи.
3. Содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение следующих задач:
- сенсорное развитие;
- развитие познавательно – исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;
- формирование элементарных математических представлений;
- формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
4. Содержание общеобразовательной области «Социализация» направленно на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений через решение следующих задач:
- развитие игровой деятельности детей;
- приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);
- формирование тендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
Ожидаемые результаты:
- Дети освоят элементарные действия с тестом.
- Овладеют умением лепить предметы простейшей формы: шары, мечи, столбики, палочки, жгутики и т.д.
- Постепенно будут разрабатываться пальчики.
- Дети получат удовольствие при выполнение своих работ.
Тематическое планирование
Месяц | Неделя | Вид деятельности | Название темы | Задачи |
Сентябрь | 3 неделя | Лепка - экспериментирование | «Тили – тили – тесто» (знакомство с пластическим материалом | Ознакомление с тестом как художественным материалом, экспериментальное узнавание и «открытие» пластичности как основного свойства теста. |
| 4 неделя | Лепка и рисование на тесте (экспериментирование) | «Картина на тесте» | Создание изображений на пласте теста: отпечатки ладошек и разных предметов, рисование пальчиком. |
Октябрь | 1 неделя | Лепка предметная (картинки из теста) | «Вкусное печенье» | Получение силуэтных изображений из теста: выдавливание (вырезание) формочками для выпечки. Обведение и украшение форм пальчиками. Развитие тактильных ощущений. |
| 2 неделя | Лепка предметная (картинки из теста) | «Яблоко», «Шар» «Орех», «Мячик», «Колесо», «Тарелка», «Блинчик», «Баранка», «Печенье». | Раскатывание комочков круговыми движениями ладоней для получения предметов в форме шара. Развитие чувства формы, мелкой моторики. |
Ноябрь | 1 неделя | Лепка из солёного или сдобного теста | «Вкусное угощение» | Лепка угощений для игрушек. Раскатывание комочков теста круговыми движениями ладоней для получения шарообразной формы (колобки, конфеты, яблоки) и лёгкое сплющивание. Развитие чувства формы и мелкой моторности. |
| 2 неделя | Лепка с элементами рисования | Колобок катится по дорожке и поёт песенку. | Создание интереса к обыгрыванию сказки «Колобок» в изодеятельности. Лепка колобка в форме шара, рисование длинной петляющей дорожки фломастером или маркером. Освоение линии и цвета как средств художественно – образной выразительности. |
Декабрь | 1 неделя | Лепка из солёного или сдобного теста | «Угощайся, Мишка» | Лепка угощений для игрушек: раскатывание шара и лёгкое сплющивание для получения пряников и печенья. Развитие чувства формы, мелкой моторики. |
| 2 неделя | Лепка | «Бублики – баранки» | Лепка баранок: раскатывание колбасок и замыкание в кольцо. Обыгрывание лепных изделий – «нанизывание» бубликов – баранок на связку – верёвочку. |
Январь | 1 неделя | Лепка | «Снеговик» | Создавать у детей интересов к образу, учить раскатывать комочки теста круговыми движениями, соединять их вместе. Находить сходство с окружающими предметами, персонажами. |
| 2 неделя | Лепка предметов прямолинейных форм (палочки, столбики, жгутики) | «Солнышко – колоколнышко» | Создание рельефного образа солнца из диска (сплющенного шара) и нескольких жгутиков. Развитие простого мышления и восприятия. |
Февраль | 1 неделя | Лепка | «Кто живёт в избушке» | Учить лепить «брёвнышки» для петушка. Вызвать интерес к сказке «Петушок – золотой гребешок». |
| 2 неделя | Лепка | «Заборчик для избушки» | Развивать у детей сюжетно – игровой замысел (связывать содержание с предыдущем занятием с лепкой избушки), раскатывать комочки теста прямым движением (столбиком). |
Оборудование:
- Тесто (мука, соль, вода);
- Стеки, скалки;
- Различные детские печати;
- Карандаши;
- Скорлупки орехов, семян;
- Пробки;
- Ситечки;
- Краски (медовые);
- Пищевые красители;
- Клеёнки;
- Салфетки;
- Игрушки для показа и обыгрывания;
- Формочки для теста;
- Мелкие предметы (горох и т.д.).
Приготовление теста
Рецепт №1
200 гр. муки
200 гр. соли
вода.
Рецепт №2
200 гр. муки
200 гр. соли
1-2 ч. л. обойного клея
вода.
Рецепт №3
100 гр. пшеничной муки
100 гр. ржаной муки
400 гр. соли
2 ст. л. обойного клея
вода.
Рецепт №4
200 гр. муки
200 гр. соли
1 ст. л. растит. масла
вода.
Цветное тесто
- Пищевые красители
- гуашь.
Тексты потешек
Колобочек – Колобок
У него румяный бок.
И хорош он, и пригож,
И на солнышко похож!
Положили Колобок
Остудиться на окошко,
Колобок с окошек – скок!
Покатился по дорожке.
Ай, качи – качи – качи!
Глянь – баранки, калачи!
Глянь – баранки, калачи!
С пылу, с жару из печи –
Все румяны, горячи.
Налетели тут грачи,
Подхватили калачи.
Нам остались
Бараночки!
И. Друмникова
«Три каравая»
Я слепил три каравая –
У меня ведь именины.
Всю семью я угощаю
Караваем из глины.
Я слепил три каравая
М несу домой:
Этот - маме,
Этот – папе,
Этот – мне.
Сидит белка на тележке,
Продаёт она орешки:
Лисичке – сестричке,
Воробью, Синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому:
Кому в платок,
Кому в зобок,
Кому в лапочку.
Ладушки – ладушки!
Пекла баба оладушки.
Маслом поливала,
Детушкам давала.
Даше – два,
Паше - два.
Ване – два,
Тане – два.
Хороши оладушки
У нашей бабушки!
Пьём парное молоко
Тут и куры:
- Ко – ко – ко!
Пробуют оладушки
Ой, ладушки – ладушки.
Вышла курица рябая
- Я к вам прямо из сарая.
Я не ела, не пила.
Я яичко вам снесла,
Не пора ли обедать?
Двери отперли, и вот
Маша всех к столу зовёт.
Пса Арапку,
Кошку – царапку,
Курочку – рябку.
Собачке - в миске,
В блюдечке – киске,
Курочке – несушке
Пшено в черепушке,
А Машеньке в тарелке
В глубокой, не мелкой.
Вокруг печки хожу
Да похаживаю
Я на печку гляжу,
Да поглядываю.
Вот поднялся пирог,
Пирожок медовый
Зарумянился пирог
Из муки из новой.
Пирожки мы испекли
С разною начинкой;
И с капустой,
И с морковью,
С луком и с картошкою.
Из остатков теста
Кренделя мы слепим.
Лады – лады – ладушки
Пекла бабка оладушки,
Маслом поливала
Детишкам давала
Саше – две, Яну – две,
Соне – две, Ане – две
Хороши оладушки
У нашей бабушки.
- Заинька, угощали ль тебя?
- Серенький, угощали ль тебя?
- Угощали, угощали, милый мой:
Катюшка – то – блинами.
А Лизонька – пирогами.
Пошёл котик на торжок,
Купил котик пирожок.
Пошёл котик на улочку,
Купил котик булочку.
Список литературы.
- И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду (Ранний возраст) М. 2007 Г. «Карапуз – Дидактика»).
- Ш. А. Лыкова «Из солёного теста» (Лепим с мамой).
- О.В. Корчинова «Детское прикладное творчество» (Ростов – на Дону: «Феникс», 2005г.).
- УНТ для детей (потешки, загадки).
- Чуковский «Муха – Цокотуха» (отр.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования по направлению «Художественно-эстетическое развитие» «Непоседы» 2016-2017
Музыка – самое яркое, эмоциональное, а потому и действенное средство воздействия на детей. Благодаря музыке ребенок способен увидеть прекрасное не только в окружающем мире, но и в самом себе....
Программа дополнительного образования по направлению «Художественно-эстетическое развитие» «Непоседы» 2017-2018
Музыка – самое яркое, эмоциональное, а потому и действенное средство воздействия на детей. Благодаря музыке ребенок способен увидеть прекрасное не только в окружающем мире, но и в самом себе....
Программа дополнительного образования детей по художественно-эстетическому развитию «Красочный мир» 4-7 лет
Дошкольный возраст – чудесный, сказочный мир детства, яркая и неповторимая страница в жизни человека. Перед педагогом стоит непростая задача – построить свою работу так, чтобы она не тольк...
Программа дополнительного образования «Радуга» по художественно-эстетическому развитию детей
Программа дополнительного образования«Радуга» По художественно-эстетическому развитию детей ...
Образовательная программа дополнительного образования детей по художественно-эстетическому развитию (лепка в технике «Пластилинография») «Пластилиновое чудо» (методическое пособие)
Методическое пособие содержит авторскую методику занятий с детьми 5-7 лет, направленных на развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук и творческих способностей детей посредством пластилинографии. Э...
Программа дополнительного образования детей по художественно-эстетическому развитию Кружок «Волшебная нить» (техника изонить) старшая группа - первый год обучения
Уровень развития мелкой моторики пальцев рук - один из основных показателей готовности ребёнка старшего дошкольного возраста к обучению в школе.Для этого хорошо подходят занятия по изонити.Изонить - э...
Программа дополнительного образования по направлению «художественно-эстетическое развитие» тема: «Фантазии из солёного теста»(5-6 лет)
Программа дополнительного образования по направлению «художественно-эстетическое развитие»тема: «Фантазии из солёного теста»(5-6 лет)...