Программа дополнительного образования по направлению «художественно-эстетическое развитие» тема: «Фантазии из солёного теста»(5-6 лет)
методическая разработка по аппликации, лепке (старшая группа)

Вайтюкевич Ирина Валерьевна

Программа дополнительного образования по направлению «художественно-эстетическое развитие»

тема: «Фантазии из солёного теста»(5-6 лет)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_starshaya.docx35.27 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное   учреждение

«Чечеульский детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей»

(МБДОУ»Чечеульский детский сад»)

ПРИНЯТО:                                                                  УТВЕРЖДАЮ:

на педагогическом совете                                                             заведующий МБДОУ

МБДОУ «Чечеульский                                                                  «Чечеульский детский сад»

Детский сад»                                                                                        _________Н.И. Сергиенко

Протокол №_________                                                                   Приказ№_______

От «___»__________20__г.                                                            от «___»_________20___г.



Программа дополнительного образования по направлению «художественно-эстетическое развитие»

тема: «Фантазии из солёного теста»(5-6 лет)








                                                      Воспитатель: Вайтюкевич Ирина Валерьевна

С. Чечеул

2021 г.


Творчество - это деятельность,

в которой раскрывается духовный мир личности, 
это своеобразный магнит,

который притягивает человека к человеку. 
Сухомлинский В. А.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Работа с ним доставляет удовольствие и радость.

Тесто -хороший материал для лепки. Это приятный, податливый, пластичный и экологически чистый материал. Из него можно вылепить все что угодно, а после сушки и раскрашивания оставить в виде сувенира на долгие годы. Полученный результат можно увидеть, потрогать. Его интересно показать другим и получить одобрение. Благодаря этому ребенок чувствует себя создателем и испытывает удовлетворение и гордость за свои достижения.

Занятия лепкой одновременно являются и занятиями по развитию речи. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с тестом ведется непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, а в дальнейшем организует настоящий диалог с игрушечным персонажем или со взрослым.

ЦЕЛЬ :

-Помощь детям в осознание и развитии своей индивидуальности и самореализации.

ЗАДАЧИ :

Обучающие:

-Учить передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством тестопластики.

-Учить основным приемам тестопластики (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание).

-Учить обследовать различные объекты (предметы) с помощью зрительного, тактильного ощущения для обогащения и уточнения восприятия их формы, пропорции, цвета.

Развивающие:

- Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.

- Развивать изобразительную деятельность детей.

- Развивать интерес к процессу и результатам работы.

- Развивать интерес к коллективной работе.


Воспитательные:

- Воспитывать навыки аккуратной работы.

- Воспитывать отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание помогать им.

- Воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.

ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ:

1. Подготовительный.

Подбор литературы, приобретение материалов и оборудования; подбор художественной литературы и музыки.

2. Основной.

Продуктивная творческая деятельность.

3. Итоговый.

Рассматривание итоговых детских работ. Выставка по итогам работы.

Необходимый материал для работы с тестом:

Скалки, формочки для печенья, ситечко, стеки, чесноковыжималки, расчески, бисер, пищевой краситель, краски, кисти, клей, мука, соль, салфетки, фартуки, нарукавники.

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Занятия проводятся 2  раза в неделю, длительность занятий 25 минут.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ:

*Групповая

*Индивидуальная

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ КРУЖКА

Проводятся с детьми 5-6 лет

Тематика рассчитана на 1-2 дня работы

Во время работы используется кратковременный отдых (физкультминутки)

Используется метод синхронной работы (педагог поэтапно показывает способ выполнения той или иной детали, даёт нужные советы).

Задания даются детям от простого к сложному. На первых занятиях дети учатся делать скатывание круговыми движениями рук, раскатывание прямыми движениями рук, надавливание шариков пальцем сверху, сглаживание, сплющивание, прищипывание, выполняя различные предметы.

На занятиях используется художественное слово, музыка, что способствует образному восприятию темы, оказывает эмоционально-эстетическое воздействие

ПРИЁМЫ И МЕТОДЫ .

1. Конструктивный – лепка предмета из отдельных кусочков (раскатывать, вытягивать, сплющивать, прищипывать, соединять вместе).

2. Скульптурный – из целого куска. Превращая его в фигуру.

3. Комбинированный – сочетание в одном изделии разных способов лепки.

4. Модульная лепка – составление объемной мозаики или конструирование из отдельных деталей.

5. Лепка на форме – использование готовых форм под основу.


Словесный метод:

беседа, рассказ;

объяснение, пояснение;

вопросы;

словесная инструкция;

Наглядный метод:

рассматривание наглядных пособий и поделок;

показ выполнения работы ;

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Дети должны:

- свободно проявлять находчивость в умении находить связь между предметами и явлениями окружающего мира и их воссоздании в лепке;

- самостоятельно уметь выбирать способы создания выразительных образов, используя и реализуя для этого основные технические приемы, которые они освоили;

- работать в сотворчестве с воспитателем и другими детьми при создании коллективных композиций;

-уметь работать с инструментами необходимыми для работы;

- получать эмоциональное удовлетворение от занятий лепкой.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА

С родителями: личные беседы, консультации, рассылки на электронную почту.

С детьми: беседы о безопасной работе с оборудованием; рассматривание книг, иллюстраций, репродукций, предметов народного искусства, своих готовых изделий, чтение художественной литературы, дидактические игры.

Календарное планирование.

Месяц

Тема занятия

Содержание

Оборудование

сентябрь

Тема № 1

Лепка «Гусеничка Соня» 

Учить скатывать шары различных размеров, учить создавать из шаров необходимый образ. Приложение №1

Мука, соль, вода

Раскрашивание изделия

Учить подбирать цветовую гамму для передачи характера.

Тесто, стек.

Тема №2

Лепка «Ёжики»

Продолжить освоение приемов рельефной лепки, учить детей создавать упрощенные фигуры.

Гуашь, палитра, кисть №2

Раскрашивание изделия

Учить смешивать чистые цвета с водой на палитре, учим работать кончиком кисти для проведения тонких линий.

Тесто, ножницы, перец горошком.

октябрь

Тема №3 Лепка «Подсолнушки – маленькие солнышки» 

Учить лепить рельефные изображения подсолнухов, передавая характерные особенности их строения и окраски.

Воспитывать интерес к отражению в лепке впечатлений об окружающей жизни.

Гуашь, палитра, кисть №2

Тема № 4

Лепка «Овощи и фрукты» 

Продолжить знакомить детей со свойствами соленого теста. Закрепить умение передавать в лепке характерные особенности овощей и фруктов (форма, размер, используя знакомые приемы лепки: оттягивание, сглаживание, прищипывание и т. д.

Цветное тесто, стек, семечки

Раскрашивание изделия

Учить смешивать чистые, яркие цвета с водой на палитре, учим работать кончиком кисти для проведения тонких линий

Стек, тесто.

Ноябрь

Тема №5

Лепка «Красивый медальон с бабочкой»

Ориентировать детей на поиск разных вариантов оформления медальонов

 (печати, формочки). Создать условия для использования различных инструментов и материалов при оформлении готовых изделий из соленого теста.

Гуашь, палитра, кисть №2

Тема №6

Лепка «Миска с апельсинами» 

Учить лепить широкую невысокую посуду в определённой последовательности, учить скатывать шары одинакового размера

Цветное тесто, формочки, карандаш, пряжа для оформления подвески

Декабрь

Тема №7

Лепка «Красивый подсвечник к Новому году» 

Учить детей лепить подсвечники. Предложить оформить подсвечники по своему выбору – налепами, бисером, бусинами, природным материалом и т. д. Поощрять инициативу и самостоятельность при выборе дополнительных материалов и средств художественной выразительности.

Воспитывать художественный вкус

Цветное тесто – оранжевое и голубое

Раскрашивание изделия

Учить смешивать чистые, яркие цвета с водой на палитре, учим работать кончиком кисти для проведения тонких линий

Тестобусины, греющая свеча

Тема № 8

Лепка «Ёлка-новогодняя красавица» 

Учить самостоятельно применять в лепке знакомые способы работы.

Гуашь, палитра, кисть №2

Украшение изделия из подручных средств

Учим выбирать и создавать при помощи различных материалов (мишура, конфеттии др.) образ праздничной новогодней ёлки.

Цветное тесто, картонная заготовка

Январь

Тема №9

Лепка «Забавные рыбки» 

Продолжить освоение приемов рельефной лепки, учить детей создавать упрощенные фигуры, украшать их налепами, природным материалом. Совершенствовать умение оформлять поделки точками, полосками и т. д. Развивать воображение. Воспитывать активность и инициативность. 

Цветное тесто, стек

Раскрашивание изделия

Учить смешивать чистые, яркие цвета с водой на палитре, учим работать кончиком кисти для проведения тонких линий

Тесто, стек, арбузные семечки

Тема №10

Лепка «Улитка» 

Совершенствовать технику раскатывания небольших комков соленого теста продольными движениями ладоней для получения цилиндра, вырабатывать умение вытягивать мелкие детали. Поддерживать интерес к поиску способов дополнения (ротик, глазки, усики) образа

Гуашь, палитра, кисть №2

Раскрашивание изделия

Учим смешивать на палитре цвета, разводить гуашь до сметанообразной консистенции

Тесто, стек

Февраль

Тема №11

Лепка «Морская черепашка» 

Учить детей лепить фигурку черепашки, передавая в лепке форму, строение, характерные особенности ее внешнего вида. Вызвать интерес к экспериментированию с художественными материалами для изображения «панциря».

Гуашь, палитра, кисть №2

Раскрашивание изделия

Учим смешивать на палитре цвета, разводить гуашь до сметанообразной консистенции

Тесто, стек

Тема №12

Лепка «Портрет папы» 

 Закрепить умение тщательно отделывать детали изображения, пользуясь разнообразными приемами лепки. Развивать наблюдательность, чувство пропорции. Поощрять самостоятельность и творчество.

Гуашь, палитра, кисть №2

Раскрашивание изделия

Учим смешивать на палитре цвета, разводить гуашь до сметанообразной консистенции

 Тесто, стек

Март

Тема №13

Лепка «Цветочек для мамы» 

(прямоугольный фон) 

Совершенствовать умение расплющивать исходную форму (шар, и видоизменять ее: прищипывать, оттягивать, вдавливать, делать насечки, дополнять налепами.

Гуашь, палитра, кисть №2

Раскрашивание изделия

Изучение светлой цветовой гаммы и её применение на практике

Картонная заготовка,

тесто, стек

Тема №14

«Цветок для бабули»

 (круглый фон) 

Совершенствовать умение расплющивать исходную форму (шар, и видоизменять ее: прищипывать, оттягивать, вдавливать, делать насечки, дополнять налепами.

Гуашь, палитра, кисть №2

Раскрашивание изделия

Изучение светлой цветовой гаммы и её применение на практике

Тесто, стек

Апрель

Тема № 15

Лепка «Солнышко в «Круглой стране»

Знакомим детей с формой круга и шара, учить находить между ними различие, учим формообразующему движению-скатывание жгутика, развиваем образное мышление, воображение

Гуашь, палитра, кисть №2

Тема №16

Лепка «Божья коровка на листочке» 

Продолжаем развивать композиционное мышление, наблюдательность, знакомим с миром насекомых

Цветное тесто, стек

Раскрашивание изделия

Дать понятие цветовой контраст

Картонная заготовка-листик, тесто, стек, 2 спички

май

Тема №17

Лепка весёлого клоуна

Закрепляем умения и навыки различных способов лепки, учить передавать настроение средствами лепки

Цветное тесто, горох, пряжа для подвески

Тема №18

Рамка для фотографии

Лепка фона рамочки Закрепить все способы лепки, которые изучали на предыдущих занятиях.

Воспитывать художественный вкус, самостоятельность, творческую инициативность.

Цветное тесто, стек

ЛИТЕРАТУРА

1. О. А. Гильмутдинова. Занятие лепкой с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. 74с.

2. И. А. Лыкова. Мы лепили, мы играли. ООО «Карапуз – дидактика» 2007

3. Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова, изобразительная деятельность в детском саду. М.:«Просвещение», 1982 -2005с.

4. Т. О. Скребцова, Л. А. Данильченко. Лепим поделки и сувениры. Ростов-на-Дону «Феникс», 2009 -250 с.

5. Е. Жадько, Л. Давыдова. Поделки и аксессуары из соленого теста. Ростов – на –Дону«Феникс», 2006- 217с.

6. И. Кискальт. Соленое тесто. М.: «Аст –пресс», 2002- 142с.

7. В. А. Хоменко. Лучшее поделки. Шаг за шагом. Харьков, 2009

8. В. А. Хоменко. Соленое тесто шаг за шагом. Харьков 2007 -63с.

9. .Б. Халезова, Н. А. Курочкина. Лепка в детском саду. М.: «Просве

щение», 1985 -140 с.





Приложение №1


Конспект по тестопластика

тема:«Гусеница на листе».


Цель:

- Формировать навык детей работать с тестом.

Задачи:

- Уточнить знания и представления о геометрических телах.

- Закрепить умение составлять гусеницу из разных по размеру шаров, размещая её на листе из зелёного картона.

- Развивать глазомер, мелкую моторику рук.

- Воспитывать усидчивость, умение доводить работу до конца.

Оборудование:

Стеки, доски для лепки, тряпочки для рук, соленое тесто, картон зеленого цвета, ножницы, шаблон листочка. Иллюстрации гусениц.

Предварительная работа:

Чтение и рассматривание иллюстраций из энциклопедии «Тайная жизнь животных».

Ход:

Воспитатель: Ребята уже наступила осень, все листочки пожелтели, многие насекомые спрятались в щели, под кору деревьев. Птицы начали улетать в теплые края. Помните, как мы на прогулках наблюдали за птицами и насекомыми? Кто вам больше всего понравился? Ответы детей.

Воспитатель: Мне хочется, чтоб у нас остались воспоминания о лете. Поэтому я предлагаю вам слепить гусеницу, и вырезать для неё из картона красивый зеленый листочек, чтоб ей было чем поживиться. Вам нравится моя идея? Ответы детей.

Воспитатель: Давайте подумаем, из каких форм будем лепить гусеницу.

Дети: из шаров.

Воспитатель: как вы будет раскатывать шары?

Дети: между ладонями круговыми движениями.

Воспитатель: а шары вы будете делать одного размера?

Дети: можно одного, а можно сначала большой, а затем каждый раз поменьше.

Воспитатель: Молодцы. Я тоже думаю, что гусеницу нужно сделать из шаров разного диаметра, тогда она получится симпатичней. Не забудьте, что каждый раз вам нужно будет брать теста немного меньше. А перед тем как вы будете лепить, я помогу вам вырезать листочек из картона, чтобы было куда поместить саму гусеницу.


Самостоятельная работа детей

Воспитатель: Какая замечательная у вас получилась гусеница, теперь она будут нам напоминать о лете. Вы все очень старались. Кто хочет рассказать, понравилась ли вам лепить гусеницу?

Дети делятся впечатлениями от работ друг друга


























Приложение №2


Конспект занятия по тестопластике .
Тема: «Ежики».

Цель: Развитие художественных и творческих способностей дошкольников через использование технологии текстопластики.

Задачи: Лепка конусообразной формы и создание образа ежа: оттягивание пальцами мордочки. Продолжить освоение приемов рельефной лепки, учить детей создавать упрощенные фигуры. Формирование представлений о диких животных, их внешнем виде, образе жизни. Воспитание усидчивости, умения довести начатую работу до конца.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций в книгах, где изображен ежик, фотографий, чтение сказки «Еж и заяц», В. Сутеев «Палочка - выручалочка», «Яблоко», С. Маршак «Тихая сказка» ,А. Н. Толстой «Еж»

Материал к занятию: тесто, ножницы, дополнительный материал (клеенки, перец горошком, стеки, салфетки для рук, скульптура ежа малой формы или мягкая игрушка.)

Содержание занятия:

Воспитатель: Я вам загадаю загадку, о животном, а что это за животное не говорите, вы мне его покажите.

Как оно двигается? Какой у него голос? И есть ли у него песенка?

Остроносый, круглый, колкий,

Нацепил щиты-иголки,

Защитил себя всего.

Уж на что зубасты волки,

А не могут взять его! (ответы детей)

(Ф. Троицкий.)

Добродушен, деловит,

Весь иголками покрыт,

Слышишь топот шустрых ножек?

Это наш приятель ….(ответы детей)

(В. Викторов)

Дети имитируют бегущего ежика, как он топает, фыркает, выставляют иголки и прячут их (дети ладошками делают «ежика» прячут (сгибают) пальчики, «в замок» и выпрямляют их.

Воспитатель: -Обращаю внимание на то, что ежики ночные животные, и они двигаются очень тихо. Молодцы правильно показали.

-Посмотрите, пожалуйста, на ежика. Какой формы у него туловище? (Овальное)

-Какая у него мордочка? (узкая, вытянутая.)

-А какие у него ножки? (маленькие, короткие) А что у него еще есть (ушки, глазки, носик, и иголочки)

-Правильно. А теперь работают ваши глазки и ушки, ушки внимательно слушают, а глазки смотрят… Сначала я отламываю большой кусок теста. Показ.

-Затем я помещаю кусок глины между ладонями и начинаю катать шар, круговыми движениями (показ).

-Но так как у ежика мордочка узкая, я начинаю катать шар как палочку, нажимая с одной стороны сильнее, вот так (показ)

-Посмотрите, что у меня получилось (морковка)

-Теперь беру заготовку за острый конец, чуть-чуть оттягиваю,и загибаю вверх, получилась мордочка.

-Теперь ушки, я их сделаю при помощи стеки, кончиком стеки подрезаю тесто чтобы получились ушки, нос сделаем из душистого перца, а глазки из обычного перца для нашего зверька. Посмотрите, чего-то не хватает ежику. Кто догадался, что нам нужно еще сделать. (иголки). Правильно не хватает иголок, а их мы сделаем с помощью ножниц. И получились настоящие острые колючки.

Перед выполнением творческого задания, повторяются правила техники безопасности при работе со стекой. Затем дети выполняют работы самостоятельно. Воспитатель контролирует выполнение задания и кому необходимо оказывает помощь. Во время работы следить за тем, чтобы дети не испачкались, выполняли изделия аккуратно.

-Ребята кто закончил лепить ежика, наводим порядок на своих местах, салфетками вытираем руки, стеки положите на клеенку. Все вместе рассматривают готовые работы.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по направлению «Художественно-эстетическое развитие» «Непоседы» 2016-2017

Музыка – самое яркое, эмоциональное, а потому и действенное средство воздействия на детей. Благодаря музыке ребенок способен увидеть прекрасное не только в окружающем мире, но и в самом себе....

Программа дополнительного образования по направлению «Художественно-эстетическое развитие» «Непоседы» 2017-2018

Музыка – самое яркое, эмоциональное, а потому и действенное средство воздействия на детей. Благодаря музыке ребенок способен увидеть прекрасное не только в окружающем мире, но и в самом себе....

Программа дополнительного образования детей по художественно-эстетическому развитию «Красочный мир» 4-7 лет

Дошкольный возраст – чудесный, сказочный мир детства, яркая и неповторимая страница в жизни человека. Перед педагогом стоит непростая задача – построить свою работу так, чтобы она не тольк...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ по художественно –эстетической направленности «Мастерилка»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ по художественно –эстетической направленности «Мастерилка» в группах дошкольного возраста от 4 до 5 лет разраб...

Программа дополнительного образования «Волшебный квиллинг» Художественно-эстетической направленности

Программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимо...

Программа дополнительного образования по направлению «художественно –эстетическое развитие» тема: «Фантазии из солёного теста» (от 2 до 3 лет)

Программа дополнительного образования по направлению «художественно –эстетическое развитие» тема: «Фантазии из солёного теста» (от 2 до 3 лет)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ по художественно –эстетической направленности «Мастерилка» в группах дошкольного возраста от 4 до 6 лет

Цель программы: создать условие для развития творческих способностей детей  в  художественно – продуктивной деятельности с использованием нетрадиционных техник, нетрадиционного материа...