Влияние мелкой моторики на творческие способности детей с использованием тестопластики
статья по аппликации, лепке

В данной статье показана система работы педагога с детьми по ознакомлению тестопластики. Лепка является одним из самых осязаемых  видов художественного творчества, в котором из пластичных материалов создаются объёмные (иногда рельефные) образы и целые композиции. Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна  любому человеку. Занятия тестопластики даёт уникальную возможность моделировать мир и своё представление о нём в пространственно-пластичных образах. У каждого ребенка появляется возможность  создать свой удивительный мир. Подобран комплекс игр и рекомендаций для родителей, которые помогут познакомить ребёнка и самих  родителей, что такое тестопластика.

Лепка — самый естественный для человека изобразительный  творческий процесс. Влажный песок, глина, мокрая бумага, пластилин, жевательная резинка, саленое  тесто — из всего этого, чуть поработав пальцами, можно что-нибудь  слепить. И это «что-нибудь» будет называться скульптурой. Создавая  скульптуру (пусть сначала это просто колобок или палочка) ребенок  познает реальную действительность, поскольку скульптура, как  и окружающий нас мир, трехмерна.  Занимаясь лепкой, малыш изображает все стороны предмета, что  невозможно в рисовании или аппликации. Стараясь как можно точнее передать форму, ребенок активно работает всеми пальчиками,  что способствует развитию мелкой моторики, что в свою очередь  влияет на развитие речи и мышления, развивает воображение, снимает эмоциональное напряжение.  Большое значение имеет взаимосвязь лепки с игрой. Эта взаимосвязь диктуется, с одной стороны,  общностью, которая существует  между двумя видами деятельности (отражение впечатлений окружающей жизни); с другой стороны  стремлением детей вылепив какую — нибудь игрушку поиграть с ней. 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Влияние мелкой моторики на творческие способности детей с использованием тестопластики

Подготовила: воспитатель Филиппова Анна Валентиновна

Аннотация  

В данной статье показана система работы педагога с детьми по ознакомлению тестопластики. Лепка является одним из самых осязаемых  видов художественного творчества, в котором из пластичных материалов создаются объёмные (иногда рельефные) образы и целые композиции. Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна  любому человеку. Занятия тестопластики даёт уникальную возможность моделировать мир и своё представление о нём в пространственно-пластичных образах. У каждого ребенка появляется возможность  создать свой удивительный мир. Подобран комплекс игр и рекомендаций для родителей, которые помогут познакомить ребёнка и самих  родителей, что такое тестопластика.

Лепка — самый естественный для человека изобразительный  творческий процесс. Влажный песок, глина, мокрая бумага, пластилин, жевательная резинка, саленое  тесто — из всего этого, чуть поработав пальцами, можно что-нибудь  слепить. И это «что-нибудь» будет называться скульптурой. Создавая  скульптуру (пусть сначала это просто колобок или палочка) ребенок  познает реальную действительность, поскольку скульптура, как  и окружающий нас мир, трехмерна.  Занимаясь лепкой, малыш изображает все стороны предмета, что  невозможно в рисовании или аппликации. Стараясь как можно точнее передать форму, ребенок активно работает всеми пальчиками,  что способствует развитию мелкой моторики, что в свою очередь  влияет на развитие речи и мышления, развивает воображение, снимает эмоциональное напряжение.  Большое значение имеет взаимосвязь лепки с игрой. Эта взаимосвязь диктуется, с одной стороны,  общностью, которая существует  между двумя видами деятельности (отражение впечатлений окружающей жизни); с другой стороны  стремлением детей вылепив какую — нибудь игрушку поиграть с ней.  

Наблюдая за детьми, я заметила, что уровень развития моторики руки, и уровень речевого развития заметно снижен. Я считаю,  что дети редко делают что-то своими руками, так как современные  игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития мелкой моторики. Поэтому целью моей работы стало  формирование системы работы по  тестопластике, развитие элементарных навыков и умений, усвоение  знаний о разнообразных материалах, используемых в тестопластике.  

Для себя поставила следующие задачи: пробудить интерес детей к творческому труду, сформировать у них желание сделать что-нибудь  своими руками; обучить детей работать с соленым тестом: замешивать,  сушить, раскрашивать, экономно  использовать; научить правильным способам выполнения приемов лепки и умение выделять главное; развивать мелкую моторику  рук; воспитывать усидчивость, упорство, стремление доводить начатое  дело до конца; приучить к аккуратности в работе; развивать самостоятельность.  

В начале своей работы составила план, который способствовал  эффективному и системному усвоению знаний по тестопластике. Для  реализации плана, работу проводила как в организационных формах обучения, так и в процессе свободной деятельности с детьми во  второй половине дня. На занятиях  широко использовала пальчиковые игры, массаж пальцев и упражнения для рук с предметами, заучивались потешки и прибаутки,  разыгрывались различные игры  — драматизации с участием какого-нибудь персонажа.  

Первыми ступеньками в лепке из соленого теста должно быть  знакомство. В уголке экспериментирования, вместе с детьми заводим тесто. Каждый ребенок должен  ощутить какое оно упругое и в тоже  время податливое, поймет, что тесто можно делить на маленькие  и большие кусочки, расплющивать, катать «колбаски» в ладошках или одним пальчиком по столу. Весь процесс приготовления соленого теста сопровождаю различными прибаутками и потешками. Для  этого подобрала картотеку потешек по тематическому плану.

 Конечно, лепить можно и из пластилина и глины, но учитывая, что  у меня дети младшего возраста, я предпочитаю в работе с детьми  использовать соленое тесто. Соленое тесто — чудесный материал  для работы, пластичный, мягкий, интересный. Оно очень хорошо подходит для занятий лепкой, как  в домашних условиях, так и в условиях в дошкольных учреждений.  Преимущества соленого теста перед пластилином или глиной очевидны. Тесто можно приготовить  в любой момент, не тратя лишних денег, что очень важно. Тесто легко смывается и не оставляет следов, не липнет к рукам при лепке, можно  сушить на воздухе, хорошо красится гуашью и если покрыть лаком, можно хранить долгое время,  и самое главное, можно не бояться, если ребенок решил попробовать  его на вкус. Соленое тесто совершенно безвредно с точки зрения  экологии и аллергенов.  

Чтобы занятия проходили интересно, на своих занятиях использую  потешки и минирассказы, а также элементы игры — драматизации с участием игрушки — персонажа,  посредством которых рождают у детей живой интерес к образу, создают непринужденную обстановку  на занятии.  

Например, обучая приемам изображения морковки для зайчика,  предварительно из комочков теста делаю морковку и дарю ее зайчику. Но у зайчика есть друзья, которым  тоже хочется полакомиться морковкой. Тогда вместе с детьми делаем  много морковок и дарим их зайчонку. Все это поможет активизировать  детское восприятие этого животного, и дети в дальнейшем точнее  передадут характерные черты животного. Такие небольшие рассказы  способствуют речевому развитию.  Для воплощения сюжетно — игрового замысла можно предложить  детям творческую задачу по лепке: «Жил — был зайчик, длинные ушки» или «Села птичка на окошко» и т. д.

После окрашивания фигурок, иногда целесообразно объединять  выполненные детьми фигурки в общую композицию с тем, чтобы они  увидели, какую красоту они сотворили своими руками. Все детские  работы выставляются на стенде,  они просматриваются детьми и анализируются. В это время можно составить свой рассказ или придумать новую сказку. Анализ проходит  при активном участии детей, обсуждение проходит живо и эмоционально. Я стараюсь находить яркие,  образные слова для характеристики  сделанных детьми предметов, подчеркнуть их выразительность, не  забываю хвалить за удачи, успокаиваю тех, у кого с первого раза  что-то не получается.  

Необходимо отметить особую роль родителей в обучении детей  тестопластики. Проведя анкетирование родителей, я отметила, что  в некоторых семьях дети лепили вместе с мамой пирожки и булочки, а целенаправленно тестопластикой  никто не занимался. Поэтому, помимо консультаций и рекомендаций  для родителей по изучению лепки  из соленого теста, привлекла родителей к участию семинара — практикума, где они вместе с ребятами  изготавливали различные украшения и подарки, учились общаться со  своими детьми, внимательно слушали педагога, играли и само выражались в играх. Важно время от  времени рассматривать детские работы вместе с родителями. Это поможет родителям больше узнать  о жизни детей в детском саду, их интересах и постепенном овладении  тестопластики. А дети, видя внимание к их творчеству, будут работать  старательнее.  

Стало большой традицией организовывать вместе с родителями  выставки «Тестопластика в нашем доме». В информационный стенд  для родителей были включены сведения о важности художественного  развития ребенка, о специфики и пользе лепки. Родителям были  предложены рекомендации по организации условий для лепки дома.  Затем дается домашнее задание  «Сочини сказку о поделке». Еще одной замечательной формой сотрудничества педагога и семьи — это  создание мини — библиотеки литературы и альбомов по тестопластике. При этом происходит поиск литературного материала, обмен идеями, практическими советами; придумывание сказок и смешных историй.  

Таким образом, благодаря сотрудничеству педагогов и родителей, можно найти различные приемы и методы приобщения детей  к лепке из саленого теста. Особую  радость им доставляет изготовление атрибутов для сюжетно — ролевых игр, украшений и подарков  мамам и папам к их празднику.  

Ведь именно занятия тестопластикой оказывают сильное воздействие на эмоционально — волевую  сферу детей, развивают усидчивость, художественный вкус, воображение.  

Использованная литература:  

1. Казакова Т. Как организовать домашнее задания по рисованию и лепке: М.: Дошкольное воспитание, 2005.— С. 107

2. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: книга для воспитателя детского сада.— М.: Просвещение, 1991.—176с.  

3. Лаптева Т. Е. Соленое тесто: оригинальные идеи для веселого творчества.— М.: Эксмо, 2011.— 96с.  

4. Марина З. Лепим из пластилина.— СПб.: Кристалл, КОРОНА принт, 1997.— 224с.

5. Скребцова Т.О. Соленое тесто: лепим поделки и сувениры.— Ростов-на -Дону.: Феникс, 2009.— 249с.

 6. Фирсова А.В. Чудеса из соленого теста.— М.: Айрис-Пресс, 2008.— 32с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа по развитию мелкой моторики и творческих способностей детей "Волшебные комочки"

Методическое пособие для воспитателей детских садов и педагогов дополнительного образования. В пособии представлена программа и серия апробированных НОД по развитию творческих способностей дошкольнико...

« Развитие мелкой моторики и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста через использование нетрадиционной техники рисования крупой»

Проект направлен на развитие художественно-творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования. Использование нетрадиционных спо...

консультация для родителей "Лепка, как средство развития мелкой моторики и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста"

quot;Лепка, как средство развитие мелкой моторики и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста"...

Проект на тему: «Использование нетрадиционных техник рисования для развития мелкой моторики и творческих способностей детей 2-й младшей группы»

Педагогический проект, темой которого является использование нетрадиционных техник рисования....

Мастер-класс Тема: «Использование кинетического песка для развития мелкой моторики и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста»

развитие мелкой моторики и творческих способностей детей через внедрение игр с кинетическим песком...