Конспект образовательной деятельности «В гостях у народных мастеров» (гончарный промысел)
план-конспект занятия по аппликации, лепке (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
ООД в старшей группе «В гостях у народных мастеров» (гончарный промысел)
Цель: Формировать умение использовать усвоенный способ лепки посуды из глины.
Программные задачи
Обучающие:
Совершенствовать умение детей в лепке посуды из глины. Раскрыть особенности труда народных мастеров - умельцев по изготовлению глиняных изделий.
Развивающие:
Развивать художественное восприятия предметов, интерес к самостоятельной творческой деятельности.
Воспитательные:
Воспитывать у детей интерес к истокам народного творчества.
Материал: предметы гончарного промысла (кружка, кувшин миска) видео.
Содержание:
Здравствуйте дети.
Ребятишки подходите
На посуду мою посмотрите
Из какого материала сделана эта посуда?
Дети…..
Воспитатель: Из какого ещё материала делают посуду?
Дети: (стеклянная, железная, деревянная, пластмассовая).
Воспитатель : Моя посуда глиняная.
А что такое глина?
Дети…(природный материал)
Воспитатель. Каждая миска, кувшин хранит тепло рук мастера, ведь глина имеет такое свойство впитывать и перенимать настроение, хорошее настроение, мысленный, духовный настрой и будучи обожженной, она сохраняет эти свойства.
Как же из простого куска глины при помощи только рук и гончарного круга рождаются чудеса?
Я вам предлагаю отправиться в гончарную мастерскую.
Согласны?
Воспитатель: И вот мы в мастерской, оденем фартуки и сядем за рабочее место.
Рассказ воспитателя
Гончарный промысел - это древнее ремесло. Давным-давно этим видом ремесла занимались и у нас на Белгородской земле. Гончары добывали глину сами. Глину, перед работой на несколько дней замачивали, а потом месили для обеспечения мягкости и эластичности материала. Вылепленную посуду продавали на ежегодной ярмарке. Стоила посуда очень, очень дешево. Традиции и сегодня сохранились, например на Борисовской фабрике Белгородской области и сегодня изготавливают посуду из глины по старинным технологиям. Давным - давно на Руси изготавливали различные глиняные изделия, причем делали это вручную преимущественно женщины.
Позже появились гончарные круги. В то же время гончарным искусством стали заниматься мужчины. Сначала круг приводили в движение одной рукой, а потом ногами, что позволило гончарам работать обеими руками. Именно благодаря работе на нем люди смогли придавать куску глины правильную и красивую форму.
Воспитатель: Как вы думаете, для чего делали глиняную посуду?
Дети: в ней варили и содержали пищу, из нее ели, в ней переносили съестные припасы, для домашних нужд и т. д.
- Воспитатель: Какими способами мастера выполняли работу?
Дети: «налепной» и «вытяжной».
Давайте вспомним выполнения работы «налепным» способом.
Дети:
1.Катаем шар
2.Расплющиваем его в круглую лепешку, получилось донышко
3.Катаем колбаску и прилепляем к донышку
4.Мы крутим донышко, а не колбаску.
5.Этот способ называется «налепной».
Воспитатель: Ребята давайте вспомним выполнения работы «вытяжным» способом
Дети:
1 катаем шар из глины
2 прилепляем к доске
3делаем углубление в шаре
4 во время работы поворачиваем круг, на котором держится изделие
5 этот способ называется «вытяжным»
А вы хотели бы попробовать вылепить посуду из глины , так же как гончары?
Дети…
Воспитатель: А чтобы вы хотели слепить и для кого?
Физ. минутка
«Пальцы делают зарядку, чтобы меньше уставать.
Раз, два, три, четыре, пять.
Руки, руки потираем.
Руки, руки согреваем и к работе приступаем»
Приступайте к работе (музыка)
Воспитатель: при выполнении работ не забывайте русские пословицы: «Поспешишь, людей насмешишь», « Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается», «Дело мастера боится».
Воспитатель: Вот какая красивая посуда у вас получилась. Поставим её на стол, для того чтобы она подсохла. Затем её раскрасим, и вы подарите тому, кому вы её лепили.
Гончарное дело сродни волшебству
Запомни каждый ученик что труд – благое дело.
Ремесла наши постигать – старайся ты умело.
Твори, выдумывай, дерзай и фантазируй, смело.
Используемая литература:
Н.А.Ветлугина «Художественное творчество в детском саду»;
А.Н.Усова «Русское народное творчество в детском саду»;
Н.К.Шевчук «Дети и народное творчество»;
Ю.С.Аракчеев «Чудеса из глины»;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственная образовательная деятельность «В гостях у зауральских мастеров»
Интегрированное занятие в подготовительной групппе...
КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «В гостях у матрешек» ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»
Данный конспект образовательной деятельности используется для занятий с дошкольниками младшего дошкольного возраста....
Конспект образовательной деятельности « В гостях у народных мастеров» лепка изразцов
На современном этапе развития общества большое значение имеет ознакомление подрастающего поколения с культурой, историей , традициями, народными промыслами русского народа и родного края. Изучение кул...
Конспект образовательной деятельности «В гостях у ребят» Образовательная область – познание
Цель: Развитие математических способностей детей раннего возраста.Задачи:- Продолжать учить детей сравнивать 2 группы предметов по количеству, используя прием приложения;- упражнять детей в классифика...
Организованная образовательная деятельность "В гостях у доброго мастера"
Доминантное занятие предназначено для детей средней группы, направлено на развитие чувства ритма у детей через игру на детских музыкальных инструментах....
Конспект педагогического мероприятия "В гостях у народных мастеров"
Чтобы вырастить патриота своей страны, необходимо прививать любовь к Родине с детства. Эта любовь невозможна без глубокого познания духовного богатства своего народа в разных его проявлениях. Культурн...
Конспект образовательной деятельности по духовно-нравственному воспитанию. Мастера народно-прикладного искусства.
Конспект образовательной деятельности по духовно-нравственному воспитанию. Мастера народно-прикладного искусства....