Непосредственная образовательная деятельность «В гостях у зауральских мастеров»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Козина Татьяна Андреевна

Интегрированное занятие в подготовительной групппе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_gostyah_u_zauralskih_masterov.docx22.09 КБ

Предварительный просмотр:

Непосредственная образовательная деятельность

«В гостях у зауральских мастеров»

Вид деятельности: интегрированная (познавательная, двигательная)

Форма проведения: групповая

Образовательные области: «Познание», «Физическая культура», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Здоровье»

Цели и задачи:

Познание»

Уточнять представление о родном крае и понятии «малая родина». Расширять и закреплять представления детей о народных промыслах Зауралья, побуждать детей восхищаться народными умельцами и предметами их труда. Развивать память, логическое мышление, ловкость

«Коммуникация»

Развивать умение поддерживать беседу, поощрять стремление высказывать свою точку зрения. Формировать понятие «предки», представления о России как о стране с многовековой историей.

Обогащать словарь детей словами: овчина, пимы, решето, веретено, холст, скоба, сукно, долото.

«Социализация»

Развивать стремление выражать своё отношение к окружающему миру, воспитывать дружеские отношения между детьми. Воспитывать любовь к родному краю и интерес к его истории.

«Чтение художественной литературы»

Формировать умение выразительно читать стихи.

«Физическая культура»

Развивать физические качества, ориентацию в пространстве, ловкость, быстроту, гибкость, желание участвовать в эстафетах и подвижных играх. Соблюдать правила игры.

 «Здоровье»

Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей. Формировать привычку здорового образа жизни.

«Музыка»

Приобщать детей к народной музыке.

Оборудование: медиапрезентация «Родная природа»,  кроссворд, фото с изображением предметов народного промысла, запись рус.нар. мелодии, для эстафет: валенки, канат, мешочки с песком;  пряники

Ход занятия

Звучит народная музыка.  Входит ведущая в народном костюме.

Ведущая:

Здравствуйте, ребята!

Я девица-краса, русая коса.

Везде я бывала - по свету летала.

Куда же сейчас я попала?

Дети:

В детский сад «Дружная семейка»

Ведущая:

Здравствуйте, добры молодцы!

Здравствуйте, красны девицы!

Есть своя родная земля

У ручья и у журавля

И у нас с тобой есть она

И земля родная одна.            (П. Синявский «Родная земля»)

Ребята, а вы знаете, как называется ваша малая родина, место, где вы родились и живете?

Дети:

Курган, Зауралье

Ведущая:

Верно!

Я хочу пригласить вас в гости к зауральским мастерам.

Давайте перенесемся на много-много лет назад, в русскую старину, когда не было еще больших городов, асфальтовых дорог, машин и поездов. 

Дети:

Поначалу в жизни нашей

Было все не так как надо.

Много сил вложили люди,

Чтобы сделать Землю садом.

Не было нигде тропинок,

Чтоб подняться в горы…

Без мостов речушки были,

Недоступны, словно море

Не было нигде скамеек,

Чтоб присесть усталым.

Не найти нигде кроватей,

Ни большим, ни малым…

Были только у людей

Руки – только руки

И трудился предок наш

И не знал он скуки

Ведущая:

Кто же такие предки?

Предки – это люди, которые жили на нашей Зауральской земле много веков назад. Наше Зауралье славится лесами, реками и озерами. Лес давал людям дрова, пищу, а река рыбу и воду. Не зря говорят: «Возле леса жить – голодному не быть».

Чтобы обеспечить себя и продвинуться с торговлей в другие регионы люди занимались многочисленными промыслами. И основным промыслом был пушной, охотники добывали мех диких зверей. А мех, каких зверей добывали охотники-промысловики, вы узнаете, если отгадаете загадки.

С ветки на ветку,

Быстрый как мяч,

Прыгает по лесу

Рыжий циркач.

Вот на лету он шишку сорвал

Прыгнул на ствол и в дупло убежал.               (Белка)

Есть на речках лесорубы,

В серебристо-бурых шубах

Из деревьев, веток, глины

Строят прочные плотины.               (Бобер)

Рыжий мех, пышный мех.

Кто его хозяйка?

Кто в лесу хитрее всех?

Ну-ка, угадай-ка!                             (Лиса)

Меньше тигра, больше кошки,

Над ушами - кисти-рожки.

С виду кроток этот зверь, но не верь:

Грозен в гневе этот зверь.                  (Рысь)

Он ходит в рыжей шубке,

Как пчелка. Острые зубки.

Прожорливый зверек –

Гроза мышей…          (Хорек)

Ведущая:

Верно, это был мех лисы, бобра, рыси, белки, хорька, а еще куницы и выдры.

Второй по значимости в Зауралье был рыбный промысел. В многочисленных Зауральских реках и озерах водилась рыба. Какая?  Чебак, пескарь, ерш, карась, окунь. А во время разлива больших рек: Исети, Миаса, Тобола в них заплывали такие редкие виды рыб как осетр, стерлядь, таймень, нельма. Рыба оставалась основным компонентом пищевого рациона зауральцев. У нас в Зауралье был еще один промысел – это ловля и продажа раков. Предприимчивые крестьяне ловили раков и тысячами отправляли их в города Екатеринбург, Ирбит, Камышлов, Курган.

А сейчас кроссворд.

 По ключевому слову догадайтесь, о чем этот кроссворд.

1. Ползет наоборот –

Задом наперед,

Все под водой

Хватает клешней.       (Рак)

2. Сначала дерево свалили,

Потом нутро его долбили,

Потом лопатками снабдили

И по реке гулять пустили.        (Лодка)

3.  Я рыба: живу и в море и в реке,

Тельняшку я ношу,

Захочешь в руки взять меня

Сейчас же уколю.           (Окунь)

4. Весь день ползу я по дорожке:

То выпущу, то спрячу рожки.

К себе домой я не спешу,

Ведь дом я при себе ношу.           (Улитка)

5. Я в озерах обитаю

И прудов не избегаю

Я серебряным бываю,

А бываю золотой.           (Карась)

6. На реке стена из нитей:

Кто войдет – не сможет выйти.         (Сеть)

Ведущая:

Большое значение в XVII веке в Зауралье имел хмельной промысел. Среди продавцов выделялись крестьяне слободы Царево городище и Усть-суерской.

В XVIII веке зауральские крестьяне занимались добычей слюды. Такие разработки велись в ПРиисетье (Р.Исеть), в шадринской, чумляцкой слободе.

На территории нашего зауральского края очень много соленых озер. Например, озеро Сорочье, которое лежит между реками Тобол и Миас. Оно содержит много соли, которая применяется в медицине. Наличии е в нашем крае большого количества соленых озер создавало условия для соляного промысла.

Эстафета «Добыча соли»

Две команды по 6 человек, чья команда быстрее добудет соль(мешочки с солью)

Ведущая:

Уже в 50-е годы XIX века начинают формироваться различные ремесла:

- выделка овчины и кожи

- катание пимов.

А вы знаете, что такое пимы? Конечно же это валенки.

Валенки треплют, катают

А зиму таскают.

В них упрячешь две ноги –

И в мороз гулять беги.

В те далекие временны не было зимних сапожек или ботинок.

А вы любите бегать в валенках?

Вот сейчас мы посмотрим, как вы это делаете!

Эстафета «Ловкие скороходы»

Две команды по 10 человек, бег в валенках вокруг колпака.

Ведущая:

Наши зауральские крестьяне занимались

- изготовлением  войлока, сукна

- пилкой леса

- изготовлением конной сбруи, оконных рам, мебели, глиняной посуды

- изготовлением и продажей земледельческих и прочих орудий труда из дерева (решето, веретено, колеса, тележные ящики, сани, бочки)

- ткали скатерные и салфеточные холсты

- занимались кузнечным делом (делали ножи, ножницы для стрижки овец, долото, скобы, удила)

Все это продовали на ярмарках, которые проводились в Кургане, Камышлове, Омске, Томске, Барнауле..

Важным центром организации разнообразных ремесел и промыслов является Долматовский Успенский монастырь. Здесь развивалось ткачество. Из льна, конопли  ткали холсты, вили веревки, из шерсти изготавливали различные сорта сукон. Шерсть и холсты красили в разные цвета и оттенки. Для приготовления красок использовали местные дикорастущие травы и растения.

Эстафета «Перетягивание каната»

В г.Шадринске в начале XXвека широкий размах приобрело шапочное производство. Изготавливали зимние и летние шапки.

Эстафета «Передай шапку другу»

Две команды по 10 человек, оббежать вокруг колпака и передать шапку другу.

Ведущая:

В начале XX века в Шадринском уезде создается пряничное производство. В 1908 г. В Шадринске было около десяти пряничных заведений, который производили до 65 тысяч пудов пряников. Также пряники выпускали  в Мехонском, Каргапольских  селах. Для производства пряников использовались мука, крупчатка, патока, изюм. Пряники производили не круглый год, а с октября по июль. Патоку производили в курганском уезде из картофеля.

Ведущая:

Таким образом, многочисленные промыслы и ремесла удовлетворяли потребности жителей Зауралья и других территорий страны.

Дети:

Времена теперь другие,

Как и мысли и дела.

Далеко ушла Россия

От страны какой была.

Умный сильный наш народ

Свою землю бережет.

А преданья старины забывать мы не должны.

Слава русской старине!

Слава нашей стороне!      (Н.Кончаловская)

Девица угощает детей пряниками.

                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность "В гостях у Бабы-Яги"

Непосредственно образовательная деятельность во второй младшей группе по развитию элементарных математических представлений....

Конспект непосредственно образовательной деятельности "В гостях у Витаминки"

Коспект непосредственно образовательной деятельности "В гостях у Витаминки" (старшая группа)...

Непосредственно образовательная деятельность "В гостях у Весны"

Ознакомление детей с времененем года "Весна". Расширение и закрепление знаний детей по темам: весна, деревья, перелетные птицы, дикие животные....

Непосредственная образовательная деятельность "В гостях у бабушки" (интеграция образовательных областей "Коммуникация", "Познание", "Музыка", "Здоровье")

Конспект непосредственной образовательной деятельности (интеграция образовательных областей "Коммуникация", "Познание", "Музыка", "Здоровье")....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию «Город мастеров», для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.

Цель: продолжать формировать интерес к окружающему миру, расширять знания о профессиях. Показать значимость каждой профессии....