Методическая разработка Мастер класс для воспитанников средней группы по росписи глиняной игрушки Филимоновская лошадка и козленок
методическая разработка по аппликации, лепке (средняя группа)

Ускова Дарья Николаевна

Методическая разработка

Мастер класс для воспитанников средней группы по росписи глиняной игрушки Филимоновская лошадка и козленок

Составитель Воспитатель  Ускова Д.Н.

АКТУАЛЬНОСТЬ

  • Люди с давних времён занимались росписью. В каменном веке были наскальные росписи, позднее украшали росписью гончарную посуду. И сейчас современные люди украшают и расписывают свою посуду, элементы декора своего жилища, расписывают интерьерные игрушки.
  • Представленный мастер-класс знакомит с историей и традиционной росписью филимоновской игрушки-свистульки. Показывает как можно соединить традиции и современность.

ЦЕЛЬ:

Знакомство с традиционным филимоновским промыслом Россиии и изучение росписи филимоновской игрушки-свистульки.

ЗАДАЧИ:

  • познакомить с традиционной росписью филимоновской игрушки;
  • научить правильному расположению рисунка;
  • развить умение работать с красками гуашь ;
  • расписать игрушку-свистульку в традиционной росписи.

МАТЕРИАЛЫ И ИНСТРУМЕНТЫ:

  • глиняная заготовка игрушки-свистульки;
  • краскигуашь;
  • кисти колонок № 1-4;
  • баночка с водой;
  • палитра;
  • тряпочка и салфетки бумажные;
  • образцы изделий;
  • наглядные пособия.
  • клей ПВА

 

 

Знакомство с историей росписи филимоновских игрушек.

Сказочной и оригинальной игрушку делает не только форма, но и роспись. После обжига изделия приобретают ровный белый цвет, который не "глушит" краски, горящие всем многоцветьем радуги. Именно поэтому филимоновскую игрушку называют "маленькой радугой" или "солнышком".

Роспись филимоновской игрушки очень смелая. Для росписи раньше использовались куриные перышки. Пёрышки делали сами: складывали навстречу друг другу два куриных пера и связывали ниткой – получалась короткая и удобная в работе маленькая кисточка. Краска с перышек очень хорошо пристает к глине. Сейчас используют беличьи кисти небольших размеров (№1-4).

Расписывают игрушки прямо по обожженной глине этим филимоновская игрушка отличается от дымковской, которую сначала грунтовали, а потом уже расписывали).

При раскрашивании игрушки мастерицы использовали всего три цвета: малиновый (в народе фуксиновый),жёлтый и синий. Чтобы добиться более интересного цветового решения, женщины шли на хитрость. Игрушку сначала в нужных местах прокрашивали жёлтой краской, а сверху накладывали малиновый или синий. В сочетании с жёлтым эти цвета становились красным и зелёным и в итоге получалось пять цветов.

 

 

 

Роспись филимоновской игрушки проводится в определенном порядке:

  • Игрушку «желтят». По белому фону обожжёной игрушки наносят первый цвет – жёлтый. Это основа для дальнейшей росписи. Расписывают широкой кисточкой. Основные элементы – линии, кружки, полосы. расписывают сегодня филимоновскую игрушку.
  • Используют красный цвет (иногда говорят «фуксированный» или «малиновый») Традиционно называют малинка. Расписывают тонкой кистью. Линии должны быть тонкими. Роспись ведётся по контуру жёлтого. Линии в различных сочетаниях рождают солнышки, ёлочки, розетки, геометрические узоры.
  • Накладывается зелёный цвет (бирюзовый). Традиционно – называется зелёнка. Линии тонкие. Расписывают тонкой кистью. Роспись ведётся между красными линиями.(Приложение№2)

Животные и птицы всегда расписывались по строго определенной схеме. Голова окрашивалась всегда в один цвет (жёлтый, красный или зеленый), а тело и шея поперек раскрашивались разноцветными полосками.

В человеческой фигурке главное внимание уделялось раскраске наряда. В орнаменте нет строгой геометрии как в дымковской игрушке. Различные штрихи, звездочки, пятна, листики, розетки в веселом беспорядке разбросаны по фону. Юбка всегда пестрая, с небрежным рисунком, кофта ярко малиновая, длинная шляпка с цветными каемками.

Росписи лица придавалось очень мало значения. Начинали рисовать мастерицы всегда из центра узора. Все эти узоры напоминают о связи человека и природы. В росписи часто используются елочки, кружочки, солнышки, которые являются  очень древними обрядовыми знаками. Символы в узорах несли духовную силу, способную заклинать любое зло и несправедливость стихийных сил природы.

Основные узоры, которые используются в филимоновской росписи

hello_html_mf3aae89.jpgimage

 

Мы видим, что символы солнца, земли, воды, плодородия широко используются в филимоновской игрушке(приложение№3)

Поначалу игрушки раскрашивали натуральными красителями, например, цветными камушками. Их растирали, разводили и наносили на игрушку. В ХIХ веке появились анилиновые краски, которые разводили на курином яйце и наносили на игрушку гусиным или куриным пером. Роспись была сочных естественных тонов. К сожалению, она быстро тускнела и жухла. А в 60-е годы ХХ века мастера перешли на анилиновые красители на лаке – лак хорошо закрепляет цвет и дает блеск.

 

Производство филимоновских игрушек сильно сократилось в начале 20 в., но оставалось несколько мастериц (Е. И. Карпова, А. О. Дербенева А. Ф. Масленникова и др.), не бросавших своего ремесла. ((приложение№4))

Необычные игрушки стали появляться на московских выставках и вызвали огромный интерес подлинно народным звучанием красок и выразительной лепкой. Более всего поражало, конечно, то, что делали их обычные деревенские женщины, но они обладали удивительным художественным чутьем, которое основывалось на каких-то очень древних корнях.

В 1960-70-х годах деревенские мастерицы стали членами Союза художников, а затем и Заслуженными художниками, в Филимонове была открыта мастерская попроизводству керамической игрушки, которая позже стала отделением Тульского творческо-производственного комбината.

Современные мастера филимоновской игрушки— наследники древних традиций. Они продолжают традиции старых крестьянских мастеров. Прежде всего, потомственные мастера, выросшие и освоившие мастерство в семьях, являются главными хранителями и продолжателями дела своих предков. Они сумели сохранить в своем творчестве идеалы добра, глубокой искренности и чистоты помыслов. Мастера создают очень простые вещи — детские игрушки-свистульки, фигурки животных и людей, декоративные изделия, но они несут детям и взрослым радость, красоту, праздник, в них заключено тепло человеческих рук и сила родной земли.

 

 

 

 

ЭТАПЫ РОСПИСИ ИГРУШКИ-СВИСТУЛЬКИ

 

Начинаем роспись с покрытия глиняной заготовки белым грунтом (смесь белой гуаши с клеем ПВА). Фигурка покрывается целиком со всех сторон.

Игрушки оставляют на просушку на 1-2 дня.

Основной этап росписи игрушки-свистульки происходит по уже грунтованной  белой глиняной заготовке.

Расписывать будем традиционными цветами: лимонка (жёлтый), малинка (красный), зеленка (зелёный) – так ласково называют мастерицы свои краски.

Роспись строится по традиционной схеме: сначала накладывают жёлтые полосы и пятна. Закрашивается голова.

Затем наносятся красные полосы. Штрихи, веточки, звездочки, розетки, овальные листики, пятна, иногда разделённые полосами, иногда в весёлом беспорядке разбросаны по фону.

И заканчивает роспись отрисовка зелёной краской. Вместо зелёного цвета можно использовать синий.

 

ГБДОУ детский сад 14 Калининского района г.Санкт-Петербург

Мастер класс для воспитанников

старшей группы

по росписи глиняной игрушки

Филимоновская лошадка и козленок

Воспитатели:  Ускова Д.Н.и Гребнева А.С.

image

image

image

image

image

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mk_rospis_filimonovskaya.docx1.71 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Мастер – класс для педагогов и родителей: «Глиняные стихи»

В мастер-классе представлены приёмы работы с глиной с использованием авторских стихов....

Методическая разработка «Мастер-класс по изготовлению музыкальных игрушек-шумелок» (совместная деятельность с детьми и родителями средней группы)

Методическая разработка совместного мероприятия с родителями и детьми по изготовлению музыкальных игрушек-шумелок из бросового материала. Целью работы является развитие музыкальных способностей детей,...

Методическая разработка мастер-класса «Изготовление национальной ненецкой куклы «Нухуко» в технике «пластилинография» Форма проведения: мастер-класс

Приложение  [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"23298129","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"23298132","attribu...

Методическая разработка мастер – класса Тема: Театральные этюды, как средство развития эмоциональной сферы воспитанников.

Театральные этюды, как средство развития эмоциональной сферы воспитанников.-Практическое овладение участниками новыми творческими способами решения педагогической проблемы, методов и упражнений, предл...

Методическая разработка Мастер класс для воспитанников старшей группы по изготовлению макета Казанского собора

Методическая разработкаМастер класс для воспитанников старшей группы  по изготовлению макета  Казанского собораСоставитель Воспитатель Ускова Д.Н. Цель: ознакомление и закрепление знани...

Методическая разработка мастер - класса для педагогов и родителей воспитанников ДОУ "Дом моей мечты"

Данный материал представляет собой методическую разработку мастер - класса для педагогов, специалистов и родителей воситанников ДОУ  "Дом моей мечты - это..."Прилагается подробный консп...

Методическая разработка Мастер-класс с детьми средней группы детского сада по изготовлению световозвращающих элементов.

В целях профилактики дорожно-транспортных происшествий с участием несовершеннолетних, сохранения жизни и здоровья детей в преддверии и в период новогодних праздников и выходных в детском саду мной был...