Конспект занятия по теме "Родной край" - "Приди, весна, с радостью!".
план-конспект занятия по аппликации, лепке (подготовительная группа)

Постольник Татьяна Геннадьевна

в помощь педагогам

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл В помощь педагогам.266.77 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по родному краю.

Тема: «Приди, Весна с радостью».

Возрастная группа: подготовительная.

Форма совместной деятельности: ООД.

Форма организации: групповая.

Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие, музыкальное  воспитание.

Средства:

♦ Наглядные – репродукции картин о весне, письмо, солнышко для гимнастики для глаз.

♦ Литературные – потешки, заклички, стихотворение о весне, загадка о весне.

♦ Музыкальные - музыкальный центр, аудиозапись И.П.Чайковский «Жаворонок», аудиозапись «Весенняя капель»,

♦ Оборудование – Мольберт, медальки для поощрения детей.

Цель: Задачи:

Обучающие задачи Систематизировать и закрепить знания о характерных признаках весны.

Закреплять знания народных примет, поговорок, закличек, загадок о весне, народных весенних игр

Закреплять умение детей сопровождать речь движениями.

Расширять словарный запас детей.

Развивающие задачи – Развивать логическое мышление детей;

 Развивать зрительное и слуховое внимание дошкольников;

Развивать   речь детей: умение отвечать на вопросы полным ответом, умение доказывать свою точку зрения.  

Воспитательные задачи -  Воспитывать у детей интерес к изменениям, происходящим в природе и в окружающей действительности весной.

Продолжать приобщать детей к культурному наследию русского народа через заклички, приметы, поговорки.

Воспитывать у детей  интерес  к  народному  календарю через знакомство с народными поговорками, с народными названиями весенних месяцев.

Ход деятельности

Этапы деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей

l этап.

Организационный

Игровой момент.

Загадывание загадки.

Художественное народное слово.

Игровой момент

Игровой момент.

Дети находятся в группе и замечают письмо, воспитатель обращается:

В -Кто—то бросил мне в оконце,

Посмотрите, письмецо.

Может это лучик солнца,

Что щекочет мне лицо?

Может, это воробьишко,

Пролетая, обронил?

Может, кто письмо, как мышку,

На окошко заманил?

От кого пришло письмо,

Вам ведь хочется узнать?

Тогда надо постараться

И загадку отгадать.

Загадка.

«Если снег повсюду тает,

День становится длинней,

Если всё зазеленело

И в полях звенит ручей,

Если птицам не до сна,

Если стал теплее ветер,

Значит к нам пришла …  

Дети: весна.

В- Правильно, это письмо от Весны. 

В- Правильно, это письмо от Весны. Давайте порадуем Весну, вспомним

весеннюю закличку.

Дети встают в круг, держась за руки.

«Весна, весна красная!
Приди, весна, с радостью,

(дети идут по кругу, взявшись за руки)

С радостью, радостью,
С великой милостью.

(идут в другую сторону)

С льном высоким,

(останавливаются, поднимают руки вверх, встают на носочки, вдох)
С корнем глубоким

(приседают, опускают руки, выдох)

С дождями, ливнями,
С хлебами обильными».

(взявшись за руки, бегут по кругу).

В-  Что же пишет нам весна? (воспитатель «читает письмо)

-Она приглашает нас в гости в весенний лес.

- Ребята, вы хотите отправиться в лес? Не за цветами, не за грибами , а за лесными чудесами!

Дети: да!        

В-  Для этого нужно сказать волшебные слова: Вокруг себя ты обернись, в лесу весеннем очутись.

Вот мы и в лесу.

Стоят вокруг педагога. Слушают стихотворение.

Разгадывают загадку.

Проговаривают закличку.

Слушают письмо.

Говорят волшебные слова.

     ll этап. Основной.

Рассматривание репродукций картин.

Д/игра.

Гимнастика для глаз.

Знакомство с народным календарем , речевая игра .

Слушание муз. произведения.

Работа с пословицами, поговорками.

Народная п/игра.

Рассматривание картин о весне.

Присядьте за столы, посмотрим, что же интересного происходит в лесу.

Воспитатель обращает внимание детей на репродукции картин.

 В-  Посмотрите, как красиво художники отобразили весну в своих картинах.

 

Д/игра «Назови весеннюю примету».

- Видите в этих картинах признаки весны?

Дети доказывают, что на картинах весна. Называя признаки весны в картинах.

Весной солнце греет, припекает, ласкает
Весной сосульки под солнцем тают, капают
Весной сугробы от солнечного тепла оседают, тают
Весной на деревьях почки набухают, лопаются  
Весной ручьи  бегут, журчат, звенят
Весной птицы возвращаются, прилетают
Весной птицы гнёзда вьют, строят, делают
Весной лёд на реке тает, трещит, ломается, плывёт
Весной на проталинах первые цветы появляются, расцветают
Весной травка пробивается, растёт, зеленеет

Весной ярко светит солнце.
Весной тает снег.
Весной появляются проталинки.
Весной появляются лужи.
Весной набухают почки
Весной прилетают птицы.
Весной появляются сосульки.
Весной просыпаются насекомые
Весной дикие животные меняют цвет шерсти.
Весной у зверей появляются детеныши.
Весной появляются первые цветы: подснежники, мать–и-мачеха.
Весной появляется трава.
Весной идет дождь.

В- Да, теперь я вижу на всех картинах улыбку весны. - - А что дарит весне улыбку, что делает ее светлой, теплой, радостной?

Дети: Солнце

В- А сейчас поиграем с солнечным зайчиком.

Гимнастика для глаз.

Солнечный мой заинька,
(вытягивать вперед ладошку)

Прыгни на ладошку.
Солнечный мой заинька,
(ставить на ладонь указательный палец другой руки)

Маленький, как крошка.
Прыг на носик, на плечо.
Ой, как стало горячо!
Прыг на лобик, и опять
На плече давай скакать.
(следить взглядом за движением пальца: к носу, к одному плечу, лбу, к другому плечу)

Вот закрыли мы глаза,
(закрыть глаза ладонями)

А солнышко играет:
Щечки теплые лучами
Нежно согревает.

(широко раскрыть глаза)

 

Народный календарь. Речевая игра.

В- Пригревает весной солнышко, резвятся солнечные зайчики. Сосульки начинают таять. Капель так и звенит. В народном календаре весенний месяц, когда начинается капель называли «капельник».

А сейчас этот месяц как называют?  

Дети: Март

В-  Приглашаю вас в игру.  

Дети встают полукругом от воспитателя.

В-  Я буду говорить современное название месяца, и народное, а вы-  повторять народное название.

Март- Зимобор , он с зимой борется,

Март- Капельник , начинается капель,

Март- Грачевник , прилетают грачи

Март- Солнцегрей , солнышко начинает пригревать.

Апрель- Протальник , появляются первые проталины,

Апрель- Снегогон , снег быстро тает.

Апрель- Березозол , заготавливают березовый сок.

Апрель- Ручейник , появляются ручьи

Апрель- Ледолом , на реках ломается лед, начинается ледоход

Май- Травень , появляется молодая трава

Май- Цветень , расцветает много цветов

Май- Росеник , по утрам обильные росы.

Дети повторяют название месяца за воспитателем, а затем говорят народное название и объясняют, причину названия.

- Молодцы.

 Начинает звучать музыка И.П. Чайковского «Песня жаворонка»

 

Слушание музыки.

- Ребята, какая красивая музыка. Присядьте и послушайте.

Дети садятся на стульчики и слушают музыку.

После того, как музыка закончилась.

-  Эту музыку написал Петр Ильич Чайковский.

Что вы можете сказать о музыке, какая она, какие чувства вызывает?

Дети:  Нежная, красивая, весенняя, радостная, веселая, в ней слышно пение ручейка, и звон капели, пение птиц.

В- Эта мелодия называется «Песня жаворонка»

Она похожа на звонкую, чистую песню жаворонка.

В старину эту маленькую птичку ждали все. Считалось, что переливчатые трели жаворонка будят природу от зимнего сна.

Весной к нам возвращаются и другие перелетные птицы.    Назовите их.

Дети: жаворонок, утки, грач, ласточка, гуси, цапля, журавли, кукушка, лебеди, скворец, зяблик, трясогузка, дрозд.

Работа с поговорками.

 В-  В народе говорят так: «Грач на горе- весна на дворе»

-Вспомните, как называется эта народная мудрость.

Дети: поговорка.

В-  А вы поговорки о весне знаете?

 

-Как в марте зима не злится, да весне покорится.

-Весенний день год кормит.
-Весенний дождик лишним не бывает.
-Кто весной трудиться рад – будет осенью богат.
-Много воды – много травы.
-Грач на горе - весна на дворе.

-Март – с водой, апрель с травой, май с цветами.

- Май леса наряжает и лето в гости поджидает.

- Увидел скворца- весна у крыльца

В-  Молодцы, много поговорок вспомнили.

-А как люди придумывали поговорки?

Дети: люди подмечали, запоминали, что происходит с приходом весны в природе каждый год, а потом по наблюдениям придумывали поговорки.

П/игра «Золотые ворота».

Воспитатель: С приходом весны дети стараются больше играть на улице.

И мы поиграем в весеннюю игру «Золотые ворота»

Дети встают в круг. Воспитатель выбирает четырех человек, которые будут воротами. Остальные дети берутся за руки, образуя цепочку.

Воспитатель: Давайте золотые ворота для Весны- красны открывать. Это поможет весне силу удвоить, и зиму побороть.  

 Дети цепочкой проходят через ворота и говорят слова.

Ходит матушка – весна

По полям, лесам одна.

Первый раз прощается,

Второй запрещается,

А на третий раз

Не пропустим вас.

Ворота закрываются, пойманный ребенок встает в круг к воротам.

 В- Эту игру народ придумал давно, а играть в нее и сейчас интересно.

В-  Наше путешествие подходит к концу, надо в детский сад возвращаться. Закрывайте глазки и повторяйте за мной.

Вокруг себя обернусь, в нашей группе окажусь.

Садятся на стулья.

Рассматривают картины.

Называют весенние приметы.

Выполняют движения гимнастики.

Встают в круг, слушают и повторяют народное название месяцев.

Садятся на стулья. Слушают музыку, отвечают на вопросы.

Слушают, говорят поговорки, объясняют их значение.

Встают. Играют в народную игру.

Проговаривают волшебные слова.

lll этап.

Заключительный

Подведение итогов.

Оценка деятельности детей.

Рефлексия.

Итог. Рефлексия.

Вот мы и в группе, присаживайтесь на свои места.

 Дети садятся на стульчики.

 В-  Понравилось вам наше путешествие?

Дети: Да!

В- Что для вас было интересным? Что запомнилось?

Дети: Было интересно получить письмо от весны, рассматривать картины художников. Еще мы вспоминали поговорки о весне, народные названия весенних месяцев, слушали песенку жаворонка.

 В- Как много вы запомнили из нашего весеннего путешествия. Весна приготовила вам в подарок хорошее настроение! Ведь весной так хочется радоваться, улыбаться! Весна дарит вам маленькие солнышки. Пусть у вас всегда будет отличное настроение!

 Под музыку «Весенняя капель» воспитатель раздает детям эмблемы с изображением солнца.

Оценивают свою работу и работы сверстников.

Вспоминают интересные моменты деятельности

https://stihi.ru/pics/2021/03/18/6656.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по ручному труду на тему: "Дарим радость близким"

Цель: -продолжать учить воспитанников приёмам вышивания, формировать навыки организации рабочего места, закреплять умения готовить инструменты и материалы к работе по вышиванию изделий, знани...

Конспект занятия по технологии эмоционально-личностного развития. Эмоция "Радость".

Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребенка, неразрывно связанный с особенностями мира его чувств и переживаний. Дети часто находятся ...

Конспект занятия во второй младшей группе «Весна, весна красная»

Конспект занятия во второй младшей группе по теме "Весна, весна красна".В непосредственно образовательной деятельности дети закрепляют знания о весне, весенних признаках.Развивают связную ре...

Конспект занятия для детей среднего дошкольного возраста «Пасха радость нам несет»

Цель: 1.Познакомить детей с православным праздником «Праздник светлой пасхи»; с его историей; пробуждать интерес детей к народной культуре;2. Продолжать учить составлять узор из знакомых э...

Конспект занятия в старшей группе Тема «Весна идет, Весне дорогу»

Конспект занятия в старшей группе Тема «Весна идет, Весне дорогу»...

Конспект занятия по нравственно-эстетическому воспитанию «Дарите людям радость» старшая группа

Формирование нравственных понятий как доброта, вежливость, отзывчивость; знание дошкольников о правилах культуры поведения и культуры общения....

Конспект занятия по нравственно-эстетическому воспитанию «Дарите людям радость» старшая группа 2023 Воспитатель: Терлеева Л.В.

Конспект занятия по нравственно-эстетическому воспитанию «Дарите людям радость» старшая группа 2023Воспитатель: Терлеева Л.В.          ...